Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ТС) носит преступный характер в случае причинения смерти или тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, груз, сооружения.
По характеру механизма все ДТП подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее ТС, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, иной вид ДТП.
Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба).
Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости ТС. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов ТС. Поэтому, если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам вопреки предпринятым усилиям не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует.
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против жизни личности, имущества или диверсию.
В последние годы резкий рост автомобильного транспорта в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений ими правил дорожного движения (управление автотранспортным средством при отсутствии прав на его управление, управление в состоянии опьянения, грубые нарушения правил дорожного движения и т. п.) вызвали опасный рост ДТП, в том числе и влекущих тяжкие и особо тяжкие последствия. Меры, предпринимаемые ГИБДД, пока не в состоянии переломить эту тенденцию, причем число ДТП в городах при любом их исчислении значительно превышает число ДТП в сельской местности. Особую роль в ДТП играют водители автомобилей иностранного производства, поскольку их профессиональный уровень зачастую не соответствует высоким техническим характеристикам автотранспортных средств, развивающих значительную скорость, не адаптированных к отечественным дорожным условиям и т. п.
К этому следует добавить типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации.
§ При расследовании ДТП выяснению подлежат следующие обстоятельства:
§ является ли данное происшествие ДТП; время и место происшествия, его последствия; имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти;
§ характер и размер причиненного материального ущерба; какие ТС участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;
§ по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков его характер;
§ какие правила дорожного движения и эксплуатации ТС были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;
§ имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;
§ не несут ли ответственность за ДТП должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и проч. неисправного ТС или водителя с признаками переутомления, больного и др.;
§ обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;
§ не имела ли места инсценировка ДТП.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 255.