Первоначальные следственные действия по делам о ДТП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На начальном этапе планирования перечень первоначальных (неотложных) следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем ТС. Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя ТС.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Основными задачами этого следственного действия являются:

§ установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;

§ предположительная классификация ДТП; установление направления движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

§ местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

§ состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то обстоятельство, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, требующие учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами инспектор ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помошь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помошью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения (если необходимо наладить дорожное движение, разрешает отбуксировать поврежденные ТС в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия); устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт ТС и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, специалист в области транспортной трасологии, судебный медик), а также дает указания относительно необходимых технических средств (осветители, средства для измерения, видеосъемка и проч.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: тип и состояние дорожного покрытия; ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков; обзорность, видимость, освещенность; интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия. Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры ТС, пролившегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями ТС, следов на объектах обустройства дороги. Отмечается зона распределения выявленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и проч.). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание ТС произошло при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа. Повреждения ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, почвенных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаше всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья. Фиксируют их деформацию, отслоснис загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, крови, эпидермиса, других веществ, отпечатки ткани одежды.

Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая слсды первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры, высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразуюшей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состояние ветрового стекла, его проемов, если стекло разбито, боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что ТС управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе инспектором ГИБДД) проверяет техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение по отношению к осевой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе осмотра фиксируют наличие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т. п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС. Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа. Обращают внимание на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные данные, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждение для судебно-медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебной дорожно-транспортной (авто- технической) экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства до ДТП:

§ кто, кроме него, находился в кабине (салоне); сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем;

§ куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения;

§ какова была видимость, обзорность;

§ какие ТС находились на дороге и их взаиморасположение; какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП.

Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП:

§ когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию;

§ в чем она выражалась;

§ какие действия он предпринял или собирался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

В случае столкновения ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя.

При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

У свидетелей-очевидцев выясняют: направление движения ТС; приблизительную скорость его движения; наличие других ТС; поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении движения каждого из них. Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, у него выясняют: как давно он ехал с водителем; не употреблял ли водитель спиртные напитки; отвлекайся ли водитель во время движения; вели ли они разговор; смотрел ли свидетель на панель приборов; замечал ли он, с какой скоростью движется ТС и какова была скорость ТС непосредственно перед ДТП и во время него; когда свидетель осознал аварийную ситуацию; какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.