Последующие следственные действия по делам о ДТП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Последующие следственные действия зависят от той ситуации, которая сложится после проведения начального этапа расследования. Если ТС еше не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, главное — это получение и проверка сведений о ДТП, для чего планируются установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение следственного эксперимента и предъявление для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории дел важную роль. В первую очередь это относится к судебной автотсх- нической экспертизе. Она производится для выяснения технического состояния ТС или отдельных его узлов, определения времени появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его), причин и условий образования неисправности; установления причинной связи между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями. Судебная автотехническая экспертиза (комплексно с транс- портно-трасологической экспертизой) позволяет установить механизм ДТП, оценить психофизиологическое состояние водителя в данной ситуации, выяснить, имел ли он техническую возможность избежать наезда, столкновения, соответствовали ли его действия Правилам дорожного движения.

Наряду с автотехнической экспертизой может быть назначена и судебная транспортно-трасологическая экспертиза, которая позволяет отождествить ТС или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям. Диагностическими задачами, решаемыми экспертизой этого вида, являются установление линии и угла столкновения ТС, разграничение следов первичного и повторного соударения (опрокидывания); обстоятельств выпадения человека из ТС и проч.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненном или посмертном характере этих повреждений и др.

Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные биологические следы человека, назначается судебно-биологи- ческая экспертиза.

Важную роль при расследовании ДТП играет назначение комплексных экспертиз (судебно-медицинской, судебной автотехнической и транспортно-трасологической; трасологической, автотехнической и металловедческой).

Судебная металловедческая экспертиза позволяет устанавливать причины повреждений деталей ТС (усталость металла, хрупкий излом в результате столкновения, дефект изготовления). Назначаются также и другие виды экспертизы веществ и материалов (горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон и проч.) для установления фактов контактного взаимодействия потерпевшего и его одежды с частями ТС.

Следственный эксперимент производится для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля и для объективизации данных о механизме ДТП. Он позволяет проверить сведения об обзорности и видимости в данной ситуации; о возможности наблюдать ход события с конкретного места в конкретных условиях; возможности совершать определенные действия в данной обстановке.

При необходимости могут быть проведены предъявление для опознания (ТС, водителя), очные ставки, повторные допросы и т. д.

Классификация следственных групп возможно по самым различным основаниям. Наиболее удачна следующая классификация:

1.ситуации типичные и конкретные;

2.ситуации, складывающие при расследовании по делу в целом и при проведении отдельного следственного действия;

.ситуации конфликтные и бесконфликтные.

Типичные ситуации - это ситуации, характерные с точки зрения объема и содержания имеющейся информации для преступлений определенного вида или группы на конкретном этапе их расследования.

По делам о дорожно-транспортных происшествиях на первоначальном этапе расследования выделяют следующие типичные ситуации:

) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;

) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;

) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Чаще всего встречается первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте, где произошло дорожно-транспортное происшествие. При этом в данной ситуации не имеет значения находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо орган внутренних дел: главное, что его личность установлена и место его нахождения достоверно известно.

Тактическими задачами в данной ситуации являются:

.обеспечение с помощью сотрудников ГИБДД безопасности проведения осмотра места происшествия, а также устранение аварийной ситуации для других участников дорожного движения;

2.производство осмотра места происшествия в кратчайшие сроки, так как следы происшествия могут быть потеряны из-за погодных условий;

.фиксация обстановки происшествия, составление схемы ДТП с участием понятых и водителя (водителей);

.производство освидетельствования водителя (водителей) с целью установления факта опьянения;

.опрос очевидцев и водителя.

Вторая ситуация - когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет; у правоохранительных органов есть лишь информация о самом событии и его последствиях (чаще всего эта ситуация встречается при серьезных последствиях, либо при совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или при дюне транспортного средства).

Основной тактической задачей в данной следственной ситуации плюс к тем, что указаны в предыдущей ситуации является установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. С этой целью следователем должны быть задействованы сотрудники ГИБДД.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 181.