Опережающее выявление признаков взяточничества и коррупции является первоочередной задачей в ходе расследования этого вида преступной деятельности. Проявление криминальной ситуации имеет две разновидности. В первом случае, это может быть заявление или сообщение лица (группы лиц) с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, оказания услуг должностному лицу, а также передачи им взяткодателю или коррумпировавшей государственного служащего структуре документов, имущества, необходимой информации, гарантий и т.д. Второй тип выявления криминальной ситуации заключается в инициативном поиске следов взяточничества и коррупционных деяний самим субъектом расследования.
Признаки взяточничества и коррупции делятся на несколько групп.
Первую группу признаков составляют особенности личностных характеристик субъекта преступной деятельности. Сюда относятся:
· уровень благосостояния, характер времяпрепровождения субъекта;
· специфичность связей государственного служащего, должностного лица с представителями коммерческих структур, с подчиненными и т.д.;
· затрудненное попадание на прием к должностному лицу по причине его мнимой занятости;
· специфика интуитивного восприятия должностного лица следователем.
Вторая группа признаков характеризует ситуацию, складывающуюся на объекте, в учреждении или предприятии. Например, открывшаяся вакансия на должность или возможность для определенного лица в повышении по службе, реальная возможность отстранения от должности, сокращение, признаки протекционизма и т.д. Сюда же относятся, с одной стороны, факт острой потребности у одного лица (или организации) получить необходимые товары, услуги и, с другой стороны, реальная возможность предоставления требующегося.
Третья группа признаков взяточничества и коррупции - это показания лиц об известных им или предполагаемых фактах взяточничества и коррупционных деяний. Эти показания, например могут подтверждать факт пребывания государственного служащего в определенном месте, свидетельствовать о посещении должностным лицом подсобных помещений, магазинов, баз, коммерческих структур не по делам службы, фиксировать определенные высказывания, взяточника или коррумпированного служащего и т.д.
Четвертую группу признаков составляют сведения из различных документов и результаты анализа документов. Документами, представляющими интерес для следователя являются:
· сберегательные книжки, лицевые счета вкладчика, почтовые переводы, квитанции комиссионных магазинов, ломбардов, как признаки получения денег или ценностей;
· командировочные удостоверения, счета ресторанов гостиниц, протоколы заседаний, путевки как признаки пребывания в определенном месте, признаки оказанной услуги, предоставленные льготы и т.д.;
· регистрационные документы, фиксирующие очередность получения кредита, квартиры, автомашины и т. д.;
· управленческие документы (распоряжения, приказы, протоколы).
Например, решение о предоставлении монопольного права торговли нефтепродуктами;
· бухгалтерские документы отражающие действия взяткополучателя в интересах взяткодателя и наоборот (сведения о задержке уплаты налогов, сведения о получаемой в коммерческой структуре заработной плате);
· личные записи взяткополучателя, взяткодателя, посредника;
Примером выявления признаков преступной деятельности в ходе анализа и сопоставления документов является установление существенной разницы в аукционной цене здания и цене по которой это здание передано коммерческой структуре, выявление явной убыточности сделки по данной группе товаров, фиксирование сравнительно низкого процента по предоставленному кредиту или ссуде и т.д.
Особую группу следов преступной деятельности взяточников составляют признаки подлога в документах (исправление дат, подчистка в списках, перепечатывание документов с последующей подделкой подписей и печатей и т.д.).
Пятую группу признаков взяточничества и коррупции составляют предметы, вещества и иные следы материального свойства. К ним относятся:
· переданные взяткополучателю деньги и ценные предметы;
· товарные ярлыки, чеки, этикетки от переданных взяткополучателю предметов;
· следы веществ с предмета взятки на теле или одежде взяткополучателя;
· следы пальцев рук взяткодателя или посредника в квартире, автомашине или служебном кабинете взяткополучателя на предмете взятки (например, выброшенном в окно при задержании);
· следы обуви, протектора автомобиля на месте встречи, слюна или губная помада оставленная на брошенных окурках и т. д.
Шестая группа следов - это установленные факты и обнаруженные признаки корыстных преступлений, которые являются источником происхождения средств используемых для взятки и подкупа, (факты и признаки нарушений правил торговли, хищений, "отмывания" грязных денег).
Последнюю группу следов взяточничества и коррупции составляют признаки существования продуманной и хорошо организованной системы защиты от информационного и фактического проникновения в определенный круг субъектов, а также признаки целенаправленного создания внешней ширмы благополучия предприятия, организации, региона.
Указанные признаки, взятые в отдельности, не обязательно свидетельствуют о взятках и коррупции. Поэтому для предупреждения ошибки, при оценке криминальных ситуаций, следует исходить из комплекса взаимосвязанных обстоятельств.
С этой целью необходимо постоянно истребовать из различных органов сведения:
· о принятии государственным служащим ограничений в виде письменных обязательств;
· о доходах должностных лиц, движимом и недвижимом имуществе;
· о вкладах в банках и имеющихся ценных бумагах;
· об обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов семьи;
· о самостоятельной предпринимательской деятельности;
· о финансовых интересах государственного служащего на предприятиях, вопросы деятельности которых затрагивают его компетенцию.
Тактика проверки имеющихся первичных сведений включает в себя:
1. Формирование ретроспективной и прогностической модели преступной деятельности.
2. Проверку достоверности полученных первичных сведений.
3. Поиск и фиксация и закрепление новых исходных данных, что происходит путем:
· обращения к данным криминалистического и оперативного учетов;
· пополнения сведений об интересующих лицах, их связях, возможностях путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
· проведение проверок хозяйственной деятельности предприятий организаций и т. д.
4. Формирование в исходную информационную систему всей совокупности сведений полученных в результате проверочных действий.
В рамках общей схемы проверочных действий могут использоваться следующие методы проверки:
1. Изучение условий и структуры деятельности той организации в которой работает подозреваемый, ознакомление с кругом его обязанностей, выяснение его статуса и т.д.
2. Истребование и изучение различных документов для ознакомления с порядком их составления и прохождения через различные инстанции, состоянием учета и контроля в данной организации.
3. Изучение хранящихся в ОВД отказных материалов, прекращенных уголовных дел, обращение к данным криминалистических учетов, а также материалам, хранящихся в архивах судов.
4. По предложению следователя проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности организации.
5. Получение консультаций у специалистов (менеджеров, бухгалтеров, аудиторов и т. п.).
6. Получение объяснений у должностных лиц и у граждан.
7. Проведение осмотров, изъятий и использование оперативных возможностей.
В случае, когда в распоряжении следователя имеются лишь косвенные сведения и отсутствуют конкретные факты дачи взятки, систематического подкупа, оказания услуг должностному лицу, проверочные действия целесообразно начинать с выявления даже незначительных отклонений от порядка выполнения должностных обязанностей подозреваемым. Это может выражаться в нарушении последовательности прохождения документов, задержка одних документов для ускоренного прохождения других, несоблюдения правил оформления документов, их небрежном хранении, упрощении или усложнении порядка прохождения документа, подделка документа.
Допрос заявителя
В процессе допроса заявителя уточняются и конкретизируются обстоятельства, изложенные в заявлении:
· кому передана или должна быть передана взятка;
· место, время и способ передачи взятки и предоставление требующихся взяткодателю имущества, документов, информации, гарантий и т.д.;
· описываются признаки предмета взятки, в частности сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер и серия, наименование переданных ценных предметов, их отличительные признаки и др.
· выясняется источник осведомленности заявителя в том случае, если он не является субъектом взяточничества, а также мотивы, которыми он руководствуется, устанавливается возможность факта дезинформации следователя.
Задержание с поличным
Задержание субъектов взяточничества и коррупции с поличным является наиболее сложным следственным действием, которое позволяет получить важные доказательства, изъять предметы взятки, изобличить виновного путем оказания на него сильного психологического воздействия. Задержание с поличным возможно в следующих случаях:
· когда имеет место вымогательство взятки и гражданин подвергшийся вымогательству добровольно об этом заявляет и активно способствует задержанию и разоблачению взяточника;
· когда взяткополучатель известен как лицо неоднократно бравшее и продолжающее брать взятки и когда это вызывает негативную реакцию окружающих, в том числе и тех, кто передает ему взятку, а также когда схема дачи и получения взятки относительно проста (например, взятки регулярно передаются в часы приема граждан по личным вопросам);
· когда имеются достоверные оперативные материалы об имевших место эпизодах получения или дачи взяток и о предстоящей встречи субъектов взяточничества и коррупции.
Задержание с поличным целесообразно проводить в момент передачи предмета взятки или непосредственно после него. Задержанию взяточника должно предшествовать переписывание купюр в протоколе заявления, или нанесение на предмет взяткихимических или радиоизотопных меток, о чем составляется соответствующий акт с участием специалиста. Фиксация предмета взятки может быть осуществлена путем сохранения второй части газеты, ткани, оберточной бумаги или иной упаковки для возможности по лучения заключения эксперта о том, что части упаковки, изъятой у за держанного и предъявленной заявителем, ранее составляли единое целое.
В процессе задержания взяточника необходимо предусмотреть его попытки уничтожения предмета взятки или иных изобличающих предметов и документов. В зависимости от сложившейся ситуации и используемой тактической схемы задержания следует либо пресечь любую возможность общения взяткодателя и взяткополучателя в процессе задержания, либо активно использовать заявления для изобличения взяткополучателя и оказания на него психологического воздействия.
Следует также предусмотреть возможные заявления взяточника о наличии законных оснований для получения денег, ценностей например, заявление о возвращении ему долга либо о том, что предмет взятки забыт посетителем.
Личный обыск
Личный обыск задержанных проводится, в первую очередь, для обнаружения предмета взятки. Кроме того в процессе личного обыска можно обнаружить документы, ценности, личные записи, свидетельствующие о прошлой взятки или иной преступной деятельности. Проведение личного обыска задержанных является обязательным, как в процессе его проведения может быть огнестрельное, газовое или холодное оружие, которое взяточник может использовать для нападения на членов следственно-оперативной группы и попытки скрыться с места происшествия.
Осмотр места происшествия
Осмотр места происшествия имеет своей целью уточнение обстановки в которой происходила или происходит передача взятки. Основной задачей осмотра является фиксация следов пребывания субъектов взяточничества в месте передачи взятки, обнаружение предмета взятки или его части, упаковочных материалов, конвертов и др. Обнаруженные в ходе осмотра предметы и документы подвергаются более детальному осмотру. При этом в ходе осмотра документов особое внимание обращается на документы содержащие сведения и свидетельствующие :
· о незаконности действий (бездействия) должностного лица;
· об упрощенной процедуре, принятия решения, о несправедливом прохождении документов через секретариат, канцелярию и др. отделы (например, принятие решения о предоставлении налоговых льгот без анализа финансового состояния плательщика и прогноза основных показателей его деятельности, отсутствие на документе штампа о регистрации и т.д.);
· о фальсификации и подложности документов (полностью или частично фальсифицированные расписки, справки, чеки, квитанции и т.д.);
· о сумме разовой взятки или объеме систематического подкупа (осмотр трудовых соглашений, актов приемки выполненных работ, лицевых счетов, сберегательных книжек и т.д.);
· об обстоятельствах, создавших условия для возможности вымогательства взяток и способствующих взяточничеству (например, увеличение перечня требований по первоочередному предоставлению кредитов, произвольное толкование правил постановки на налоговый учет, запущенный учет, неправильный подбор кадров и др.).
Обыск
Для обнаружения предмета взятки или средства подкупа, денег, ценностей и имущества нажитого преступным путем, предметов и документов, свидетельствующих о связях взяточников, о совершении ими определенных действий (бездействий) проводится обыск, который как правило завершается наложением ареста на имущество в целях обеспечения возможной его конфискации. Обыск проводится на рабочем месте подозреваемого, по месту его жительства (квартира, дача, автомашина, гараж и др.), а также по месту работы и жительства лиц связанных с взяточником. В случае задержания с поличным, обыск проводится сразу после задержания, параллельно с осмотром места происшествия. В процессе задержания и последующего обыска важно не допустить утечки информации о факте задержания.
Если же это сделать невозможно, то следует планировать одновременное задержание всех участников преступной деятельности и одновременное проведение обысков в местах вероятного нахождения следов (доказательств) взяточничества и коррупции.
К числу особенностей обыска у взяточников относятся:
· сложность обнаружения вещественных и иных доказательств, так как компрометирующие взяточника материалы прячутся в различные предметы книги, папки, тайники или маскируются (например, схема договорных обязательств записана на обратной стороне одной из страниц настольного календаря);
· необходимость внимательной оценки всех обнаруженных предметов, документов, личных записей, которые могут иметь зашифрованный характер;
· возможность использования в ходе обыска помощи взяткодателя или посредника, которые дали правдивые показания.
Допрос подозреваемого
Допрос подозреваемого, который проводится в начальной стадии расследования, нередко бывает весьма эффективным средством изобличения виновного. Допрос может быть проведен в месте производства задержания и обыска, особенно в том случае если в ходе осмотра и обыска обнаружены существенные доказательства вины взяточника.
В ходе допроса обязательно следует использовать видео или звукозаписывающую аппаратуру.
Проведение внезапного допроса не позволяет подозреваемому придумать оправдательные аргументы, той или иной ложной версии. Допрос на месте задержания, при наличии для этого достаточных условий, весьма эффективен по целому ряду причин. У подозреваемого перед глазами находится вся обстановка места происшествия, обнаруженный предмет взятки и др. Все это не позволяет создать в сознании взяточника реабилитирующую "картинку" для подачи ее следователю и оказывает на допрашиваемого значительное психологическое воздействие.
Если проведение допроса на месте задержания не представляется возможным, то по пути следования к месту допроса необходимо не дать задержанному сосредоточиться на обстоятельствах дела. Следует постоянными вопросами отвлекать его от обстоятельств задержания, не дать ему сосредоточиться на обнаруженных доказательствах, правильно оценить показания свидетелей и т. д. Если задержанных несколько человек, то следует провести их одновременный допрос, предусмотрев в ходе допроса оперативный обмен информации между допрашиваемыми. Большую роль при допросе играет фактор внезапности, в том числе предъявление фрагмента показаний допрашиваемого в другом кабинете соучастника. В этих случаях целесообразно в вопросно-ответной форме зафиксировать показания допрашиваемого, а уже затем предъявить ему имеющиеся доказательства или зачитать фрагмент показаний подельника.
В ходе первого допроса подозреваемого особое внимание следует обратить именно на установление всех деталей передачи взятки и тех действий (бездействий), которые взяточник совершил или должен был совершить в интересах взяткодателя, а так же на выяснение связей субъекта, тех кто способствовал его действиям и обеспечивал его безопасность. На данном этапе расследования представляется целесообразным тратить время на выяснение круга служебных обязанностей должностного лица, порядок и режим его работы и др. детали общего характера, которые можно выяснить на последующих допросах.
Поиск и допрос свидетелей
Как правило, в процессе дачи (получения) взятки происходит без свидетелей, но даже при наличии свидетелей их поиск весьма затруднен.
Установлению свидетелей происходит:
· в ходе осмотра и изучения документов, составленных или завизированных должностным лицом;
· в процессе ознакомления с обстоятельствами передачи взятки, изучения места передачи, путем предположением свидетелей и очевидцев передачи;
· в ходе изучения условий и порядка работы организации в которой составлен документ, или в которой работает взяткополучатель, взяткодатель или посредник;
· в процессе допроса подозреваемого, обвиняемого, свидетелей;
· в ходе проведения оперативно-поисковых мероприятий.
Свидетели, в одних случаях, могут подробно рассказывать об обстоятельствах, связанных с расследуемым событием. Например, указать порядок предоставления льготного кредита или пояснить детали предоставления льгот по некоторым налогам, объяснить, почему сведения о плательщике были указаны лишь во втором квартале, тогда как льготы были предоставлены в первом и т.п. В другом случае свидетели лишь удостоверяют факты имеющие значения косвенных доказательств, но которые в совокупности с другими уликами имеют важное значение для установления истины по делу (например, подтверждают факт присутствия или отсутствия субъекта в определенном месте, передают содержание телефонного разговора в ходе которого происходила договоренность о передачи взятки и др.)
Определение тактической схемы допроса свидетеля зависит от следующих факторов :
· отношение допрашиваемого к расследуемым обстоятельствам (руководитель или подчиненный взяточника, прямо или косвенно связан с расследуемыми событиями и т.д.);
· тех последствий, которые наступят для свидетеля в результате дачи им правдивых показаний;
· объема имеющейся у свидетеля информации;
· находится ли свидетель в родственных отношениях со взяточником;
· оказывалось ли на свидетеля давление с целью побуждения его к сокрытию доказательств.
Допросы свидетелей, особенно не являющихся взяткодателями, находящихся в подчинении взяточника, целесообразно проводить без излишнего эмоционального напряжения, в спокойной обстановке, с демонстрацией возможностей защитить свидетеля от давления со стороны заинтересованных лиц. Вызов таких свидетелей следует планировать на нерабочее время с целью исключения возможностей разглашения самого факта вызова, либо проводить допрос по месту жительства свидетеля.
В тех случаях, когда свидетель не заинтересован в дачи правдивых показаний, не склонен сообщать следователю известные ему обстоятельства следует изучить личность свидетеля, ознакомиться с его функциональными (служебными) обязанностями (если это связано с расследуемым событием), с составом его семьи, родственными и иными связями. В этом случае допрос следует начинать с отвлеченных вопросов и лишь постепенно переходить к вопросам по существу расследуемых событий. Хорошими тактическими приемами в подобных случаях является внезапность постановки вопроса или предъявления доказательств, форсированный темп допроса и другие приемы, рекомендованные для допроса в условиях конфликтной ситуации.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 235.