Исходное понятие социологической теории Сорокина: «социальное взаимодействие».
Это понятие имеет предельно широкий смысл, и Сорокин использовал его еще в российский период своей работы.
Из «Системы социологии»:
«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, с другой».
В рамках систем социального взаимодействия Сорокин выделял множество социальных, культурных и личностных систем, различным образом друг с другом связанных. —
Постулируется сложная иерархия взаимодействующих друг с другом систем и подсистем.
На высшем уровне этой иерархии располагается предельно широкая система: так называемая культурная суперсистема (или прототип культуры).
В основе каждой культуры как целостного образования всегда лежат некоторые общие «философские посылки», которые являются основополагающими элементами (ядром) суперсистемы, определяют общий тип культуры, проявляются во всех сферах социальной и культурной жизни. — Таких суперсистем три:
(1) идеационная (идеациональная, умозрительная);
(2) чувственная;
(3) идеалистическая.
В некоторых работах Сорокина речь идет всего о двух суперсистемах — идеационной и чувственной, — а идеалистическая рассматривается как промежуточная, переходная, гибридная, эклектическая, сочетающая в себе элементы двух других. (Они, в общем и целом, аналогичны контовским трем стадиям, где метафизическая стадия тоже имеет промежуточный и переходный характер, только у Сорокина они не соединяются с идеей прогресса или эволюции.)
Итак: в основе каждого типа суперсистемы лежит особый способ восприятия мира и отношения к миру. (По сути, это базовые мировоззренческие системы.)
v ИДЕАЦИОННАЯ СУПЕРСИСТЕМА
В ее основе лежит умозрительное, интуитивное, преимущественно религиозное мировосприятие и отношение к миру.
Основные особенности:
§ интуитивный характер творчества и истины; внутренняя «одухотворенность», религиозность, главенство духовных ценностей;
§ абсолютизация духовных ценностей, четкое разграничение ценностей положительных и отрицательных;
§ преобладание религиозной и умозрительной философии; умозрительность и идеализм в мировоззрении вообще;
§ святость закона и морали;
§ религиозно окрашенные живопись и скульптура, музыка и литература, архитектура и драма;
§ слабое развитие позитивизма, эмпиризма, материализма и науки;
§ почти полное отсутствие утилитаризма и гедонизма в этике;
§ преобладание отношений семейно-родственного типа (Gemeinschaft) в отношениях между людьми;
§ низкая степень урбанизации, индустриализации и коммерциализации общества;
§ могущественный корпоративный дух…
v ЧУВСТВЕННАЯ СУПЕРСИСТЕМА
В ее основе лежит эмпирическое, чувственное отношение к миру. — Иначе говоря, это нечто диаметрально противоположное идеационному типу мировоззрения.
Основные особенности:
§ секуляризм, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм;
§ развитие науки и техники;
§ релятивизация ценностей;
§ упадок религиозности;
§ упадок интуитивного творчества; преобладание светских чувственных искусств;
§ секулярные мораль и право;
§ вытеснение творческого гения ремеслом;
§ преобладание (практически во всем) количества над качеством;
§ растущая социальная дифференциация; душевный разлад, внутренние волнения и классовая борьба;
§ сверхразвитые индустриализация, урбанизация и коммерциализация;
§ замена семейно-родственных отношений договорными (Gesellschaft)…
v ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СУПЕРСИСТЕМА
Нечто среднее между первыми двумя типами; переходный (синтетический) тип.
Характерные особенности:
§ рационализм и скептицизм в вере;
§ рациональное обоснование этики и права…
v ЗАКОНОМЕРНОСТИ СМЕНЫ СУПЕРСИСТЕМ: ЦИКЛЫ И ФЛУКТУАЦИИ
Во всех суперсистемах есть свои «плюсы» и «минусы». — Идеационная и чувственная не позволяют реализоваться во всей полноте человеческой природе (совмещающей в себе чувственное и рациональное, «тело» и «дух»); идеалистическая внутренне дисгармонична и неустойчива. — Так можно представить антропологические основания циклической смены суперсистем: каждая возникает, реализует свои творческие возможности, а затем приходит в истощение и упадок; тогда возникает необходимость в замене ее новой.
Флуктуационная модель: альтернатива линейным и циклическим концепциям истории.
(Флуктуационная модель изменения)
Флуктуационные смены суперсистем влекут за собой изменение всего образа жизни, всех ценностей, институтов, образцов поведения, переориентацию всего социокультурного развития. — Эти процессы происходят на больших временных промежутках (в масштабе столетий).
Исходя из этой теории, Сорокин объясняет «кризис нашего времени»: к концу XIX – началу ХХ в. чувственная суперкультура, доминировавшая в западном мире в течение всего Нового времени, исчерпала себя; и самым естественным образом на смену ей приходит (или в ближайшем будущем должна прийти) другая суперсистема — идеационная или, скорее, идеалистическая.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 163.