Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942), британский социальный антрополог польского происхождения.
Родился в Кракове. Учился в Ягеллонском университете; защитил там в 1908 г. докторскую диссертацию. — Влияние «Золотой ветви» Фрэзера на научную судьбу Малиновского: рождение интереса к антропологии.
В 1910 г. переехал в Англию. Учился в ЛШЭ.
1914-18 гг. — полевое исследование на Тробрианских островах в Меланезии (его важнейшее полевое исследование).
С 1927 г. — профессор, заведовал кафедрой антропологии в ЛШЭ.
Основные работы:
«Аргонавты западной части Тихого океана» (1922);
«Коралловые сады и их магия» (1935);
«Магия, наука и религия» (1948);
«Научная теория культуры» (книга, 1944).
Общие теоретические и методологические идеи Малиновского представлены главным образом в его монографии «Научная теория культуры». — В качестве общей рамки для систематизации полевых наблюдений Малиновский предлагает именно теорию культуры.
(1) Теория и полевое исследование, их соотношение. — Понятия и общие теоретические принципы необходимо разрабатывать заранее, до полевого исследования; последнее без них попросту невозможно. (Хотя в опубликованных позже дневниках Малиновского эта позиция подвергается серьезному сомнению: Малиновский признается, что общие идеи, в сущности, мало помогали, если вообще помогали, ему в полевых наблюдениях.) — Тем не менее: исследователь не в состоянии осуществить наблюдения и описать то, что он наблюдает, если у него нет заранее определения предметной области и общей понятийной схемы, которая бы направляла его внимание на то, что необходимо наблюдать, что надо описывать и как это надо описывать (т.е. задавала бы своего рода «угол зрения» для его исследовательских усилий и давала «язык описания» для протоколирования того, что он наблюдает). — В качестве такой схемы выдвигается «теория культуры».
(2) «Культура» как предмет социально-антропологического изучения: для трактовки «культуры» Малиновским (а понимает он ее предельно широко) характерны следующие особенности:
§ холизм: культура рассматривается как единое целое, и каждый исследуемый культурный факт трактуется в контексте этой целостности; ни один культурный процесс и ни один культурный продукт не может быть изучен обособленно, вне целостного культурного контекста, в который он органически вписан;
§ постулируется функциональное единство культуры: все элементы выполняют какие-то функции и связаны функциональной взаимозависимостью;
§ в культуре выделяются три аспекта:
1) материальный субстрат («аппарат»): артефакты;
2) «человеческий элемент»: персонал, социальные связи, организованные группы, стандартные типы поведения и т.д.;
3) «духовный элемент»: символические акты и системы символов.
Двумя тесно взаимосвязанными частями «теории культуры» Малиновского являются «функциональный анализ» и «институциональный анализ».
(3) Функциональная теория («функциональный анализ»): основные понятия и принципы.
= С точки зрения Малиновского, ни один из элементов культуры не может возникнуть и сохраниться случайно: они возникают и утверждаются как ответы на определенные человеческие потребности и сохраняются до тех пор, пока удовлетворяют эти (либо какие-то другие) потребности.
Два важнейших понятия «функционального» анализа: «функция» и «потребность». — Эти понятия теснейшим образом связаны: функция определяется как «удовлетворение потребности посредством некоторой деятельности, в которой люди сотрудничают друг с другом, пользуются артефактами и потребляют блага».
(4) Что надо описывать и анализировать? — В качестве «единицы анализа» Малиновский берет институты.
= Человеческая деятельность организована: в организованности лучше всего выражено холистическое, интегральное качество культуры: институт есть единица организации.
В институтах должны рассматриваться три аспекта:
1) материальный: материальная среда института («артефакты»);
2) человеческий: личный состав;
3) духовный: (а) «хартия»; (2) правила и нормы.
Институт должен исследоваться как целостное образование:
В каждом конкретном случае надо выяснять, «каким образом материальные детерминанты, действия людей, а также верования и идеи, т.е. символические акты, включены в эту конкретную обособленную единицу или культурную реалию, как эти факторы взаимодействуют и обретают характер постоянной и необходимой связи друг с другом».
Всегда необходимо исследовать функции института: институциональный анализ не может проводиться отдельно от функционального анализа.
(5) На разных основаниях выстраиваются различные типы институтов:
Принципы интеграции | соответствующие институты |
Кровная общность | Семья |
Пространственная близость | Домохозяйства, локальные группы, деревни и т.д. |
Физиологические различия | Возрастные и половые группы |
Добровольное объединение | Тайные общества, клубы и т.п. |
Специализация деятельностей (в том числе разделение труда) | Профессиональные группы и объединения специализированного характера (школы и т.д.) |
Формальные статусные различия | Сословия, касты, классы и т.п. |
Гомогенность культуры и единство власти | Племя, национальность, культурные группы, политические единства (государство) |
(6) Теория потребностей как часть «функциональной теории культуры» Малиновского.
Функцией каждого института является удовлетворение потребностей.
Потребности подразделяются на (а) базисные и (б) культурные. — Вторые образуются на базе первых и, сформировавшись, становятся относительно независимыми от них.
Базисные потребности заданы биологически: они неустранимы, поскольку человек — биологический вид. Это потребности, обеспечивающие индивидуальное выживание и продолжение рода.
Малиновский включает сюда: метаболизм (обмен веществ); воспроизводство (продолжение рода); телесные удобства; безопасность; движение; рост и развитие; здоровье.
Культурные потребности рассматриваются как культурные трансформации базисных: коль скоро человек живет в культурных условиях, ни одна биологически заданная потребность не проявляется у него в чистом виде, все культурно трансформированы.
Развитие культурных потребностей сопровождается полным преобразованием всего человеческого поведения: биологически обусловленные поведенческие цепочки уступают место культурно организованному поведению.
Итак, в человеческом поведении обнаруживаются два «детерминизма»: биологический и культурный. — Культурные реакции на потребности таковы, что в них оказываются вовлечены многие институты; соответственно, каждый институт выполняют не одну, а множество функций (таковы основания функциональной интеграции). —
Во всех институтах присутствуют четыре функциональных аспекта:
— экономический аспект;
— аспект социального контроля;
— воспитательный аспект;
— политический аспект.
(Примеры: семья; армия; клуб…)
Таким образом, разбирая институты как культурные единицы, Малиновский выделил две группы культурных императивов: инструментальные и интегративные. — Каждая культура, поскольку она существует, должна удовлетворять (и удовлетворяет), согласно Малиновскому, этим двум группам требований.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 176.