I. ФУНКЦИОНАЛИЗМ Б. МАЛИНОВСКОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942), британский социальный антрополог польского происхождения.

Родился в Кракове. Учился в Ягеллонском университете; защитил там в 1908 г. докторскую диссертацию. — Влияние «Золотой ветви» Фрэзера на научную судьбу Малиновского: рождение интереса к антропологии.

В 1910 г. переехал в Англию. Учился в ЛШЭ.

1914-18 гг. — полевое исследование на Тробрианских островах в Меланезии (его важнейшее полевое исследование).

С 1927 г. — профессор, заведовал кафедрой антропологии в ЛШЭ.

 

Основные работы:

«Аргонавты западной части Тихого океана» (1922);

«Коралловые сады и их магия» (1935);

«Магия, наука и религия» (1948);

«Научная теория культуры» (книга, 1944).

 

Общие теоретические и методологические идеи Малиновского представлены главным образом в его монографии «Научная теория культуры». — В качестве общей рамки для систематизации полевых наблюдений Малиновский предлагает именно теорию культуры.

 

(1) Теория и полевое исследование, их соотношение. — Понятия и общие теоретические принципы необходимо разрабатывать заранее, до полевого исследования; последнее без них попросту невозможно. (Хотя в опубликованных позже дневниках Малиновского эта позиция подвергается серьезному сомнению: Малиновский признается, что общие идеи, в сущности, мало помогали, если вообще помогали, ему в полевых наблюдениях.) — Тем не менее: исследователь не в состоянии осуществить наблюдения и описать то, что он наблюдает, если у него нет заранее определения предметной области и общей понятийной схемы, которая бы направляла его внимание на то, что необходимо наблюдать, что надо описывать и как это надо описывать (т.е. задавала бы своего рода «угол зрения» для его исследовательских усилий и давала «язык описания» для протоколирования того, что он наблюдает). — В качестве такой схемы выдвигается «теория культуры».

 

(2) «Культура» как предмет социально-антропологического изучения: для трактовки «культуры» Малиновским (а понимает он ее предельно широко) характерны следующие особенности:

§ холизм: культура рассматривается как единое целое, и каждый исследуемый культурный факт трактуется в контексте этой целостности; ни один культурный процесс и ни один культурный продукт не может быть изучен обособленно, вне целостного культурного контекста, в который он органически вписан;

§ постулируется функциональное единство культуры: все элементы выполняют какие-то функции и связаны функциональной взаимозависимостью;

§ в культуре выделяются три аспекта:

1) материальный субстрат («аппарат»): артефакты;

2) «человеческий элемент»: персонал, социальные связи, организованные группы, стандартные типы поведения и т.д.;

3) «духовный элемент»: символические акты и системы символов.

 

Двумя тесно взаимосвязанными частями «теории культуры» Малиновского являются «функциональный анализ» и «институциональный анализ».

 

(3) Функциональная теория («функциональный анализ»): основные понятия и принципы.

= С точки зрения Малиновского, ни один из элементов культуры не может возникнуть и сохраниться случайно: они возникают и утверждаются как ответы на определенные человеческие потребности и сохраняются до тех пор, пока удовлетворяют эти (либо какие-то другие) потребности.

Два важнейших понятия «функционального» анализа: «функция» и «потребность». — Эти понятия теснейшим образом связаны: функция определяется как «удовлетворение потребности посредством некоторой деятельности, в которой люди сотрудничают друг с другом, пользуются артефактами и потребляют блага».

 

(4) Что надо описывать и анализировать? — В качестве «единицы анализа» Малиновский берет институты.

= Человеческая деятельность организована: в организованности лучше всего выражено холистическое, интегральное качество культуры: институт есть единица организации.

В институтах должны рассматриваться три аспекта:

1) материальный: материальная среда института («артефакты»);

2) человеческий: личный состав;

3) духовный: (а) «хартия»; (2) правила и нормы.

Институт должен исследоваться как целостное образование:

 

В каждом конкретном случае надо выяснять, «каким образом материальные детерминанты, действия людей, а также верования и идеи, т.е. символические акты, включены в эту конкретную обособленную единицу или культурную реалию, как эти факторы взаимодействуют и обретают характер постоянной и необходимой связи друг с другом».

 

Всегда необходимо исследовать функции института: институциональный анализ не может проводиться отдельно от функционального анализа.

 

(5) На разных основаниях выстраиваются различные типы институтов:

 

Принципы интеграции соответствующие институты
Кровная общность Семья
Пространственная близость Домохозяйства, локальные группы, деревни и т.д.
Физиологические различия Возрастные и половые группы
Добровольное объединение Тайные общества, клубы и т.п.
Специализация деятельностей (в том числе разделение труда) Профессиональные группы и объединения специализированного характера (школы и т.д.)
Формальные статусные различия Сословия, касты, классы и т.п.
Гомогенность культуры и единство власти Племя, национальность, культурные группы, политические единства (государство)

 

(6) Теория потребностей как часть «функциональной теории культуры» Малиновского.

 

Функцией каждого института является удовлетворение потребностей.

Потребности подразделяются на (а) базисные и (б) культурные. — Вторые образуются на базе первых и, сформировавшись, становятся относительно независимыми от них.

Базисные потребности заданы биологически: они неустранимы, поскольку человек — биологический вид. Это потребности, обеспечивающие индивидуальное выживание и продолжение рода.

Малиновский включает сюда: метаболизм (обмен веществ); воспроизводство (продолжение рода); телесные удобства; безопасность; движение; рост и развитие; здоровье.

Культурные потребности рассматриваются как культурные трансформации базисных: коль скоро человек живет в культурных условиях, ни одна биологически заданная потребность не проявляется у него в чистом виде, все культурно трансформированы.

Развитие культурных потребностей сопровождается полным преобразованием всего человеческого поведения: биологически обусловленные поведенческие цепочки уступают место культурно организованному поведению.

Итак, в человеческом поведении обнаруживаются два «детерминизма»: биологический и культурный. — Культурные реакции на потребности таковы, что в них оказываются вовлечены многие институты; соответственно, каждый институт выполняют не одну, а множество функций (таковы основания функциональной интеграции). —

Во всех институтах присутствуют четыре функциональных аспекта:

— экономический аспект;

— аспект социального контроля;

— воспитательный аспект;

— политический аспект.

(Примеры: семья; армия; клуб…)

Таким образом, разбирая институты как культурные единицы, Малиновский выделил две группы культурных императивов: инструментальные и интегративные. — Каждая культура, поскольку она существует, должна удовлетворять (и удовлетворяет), согласно Малиновскому, этим двум группам требований.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 176.