Роберт Линд (1892-1970), американский социолог. По образованию журналист. С 1931 г. профессор Колумбийского университета.
Хелен Линд (1896-1982), американский социолог. Профессор социальной философии в колледже Сары Лоренс.
Работы:
«Средний город» (совместно, 1929);
«Средний город в процессе преобразований» (совместно, 1937);
«Знание для чего?» (Р. Линд, 1939) — важный труд по социологии образования; вводится понятие «useful knowledge».
В первых двух работах представлены результаты полевого исследования небольшого городка Манси, шт. Индиана. Именно он и вошел в историю как Middletown. — Исследование проводилось в 1923-1926 гг.
Обоснование выбора города:
— это не «средний» город, но в нем присутствует много черт, общих для большой группы американских сообществ;
— относительно небольшой размер города (около 20 тысяч человек).
Исследовательский штат включал 5 человек: супругов Линд, штатного секретаря (они находились в городе полтора года, с января 1924 по июнь 1925 г.) и двух исследователей (один из них жил в Манси 1 год, другой — 5 месяцев).
С самого начала у исследования не было жесткой программы (как объяснялось, для того, чтобы избежать субъективности в отборе данных). — Постепенно кристаллизовалась относительно общая рабочая схема для отбора и систематизации материала. — Это схема «антропологическая».
Основная цель исследования:
— синхроническое изучение взаимосвязанных тенденций, составляющих жизнь города;
— диахроническое изучение города (исследование изменения): выяснение того, как нынешняя жизнь города определяется его прошлым (в качестве основы для сравнения был взят 1890 год).
Методологические заимствования из антропологии:
1. Рассмотрение городского сообщества в его целостности: жизнь города трактуется как «единый комплекс взаимосвязанных тенденций поведения». Общая посылка, согласно которой каждый элемент жизни сообщества связан взаимной зависимостью с другими и должен изучаться в широком контексте этих связей.
2. Антропологическое решение двух проблем: (а) объективности изучение родного сообщества; (б) упорядочения материала. — Объективность и беспристрастность должны обеспечиваться общей схемой анализа, разработанной антропологами для изучения культурно чуждых примитивных сообществ. — Эта же общая схема (модель), применяясь к сообществу со знакомой (близкой, родной) культурой, должна не только обеспечить беспристрастность, но дать базу для сравнения исследуемого сообщества с другими сообществами.
МОДЕЛЬ (довольно простая) такова:
«…несмотря на бесконечную изменчивость в деталях, существует не так уж много основных видов того, чем занимаются люди. Будь то в деревне племени арунта в Центральной Австралии или у нас во внешне сложной и запутанной институциональной жизни… везде человеческое поведение оказывается состоящим из вариаций нескольких главных направлений деятельности…»
В рамках этой модели принимается допущение, что всё, что делают люди в городе, можно считать подпадающим под тот или иной из 6 основных видов деятельности:
(1) Добывание средств к существованию (жизнеобеспечение).
(2) Обустройство домашней жизни.
(3) Обучение молодежи (воспитание и образование).
(4) Использование свободного времени для различного рода игр, развлечений, занятий искусством и т.п. (досуг).
(5) Участие в религиозной жизни.
(6) Участие в общественных делах.
Эта группировка деятельностей — «методологическое средство» для упорядочения наблюдений и анализа.
Тематическое содержание исследования:
— основные виды занятий горожан;
— источники доходов и их распределение;
— классовое расслоение;
— досуг;
— домашняя (семейная) жизнь;
— воспитание детей;
— общественная жизнь города; (и т.п.).
Результаты исследования. — Какого рода? — Например:
· выявлено распределение населения по основным занятиям:
43% — заняты главным образом «жизнеобеспечением»;
23% — заняты «обустройством домашней жизни»;
19% — учащаяся молодежь;
15% — старики и дети до 6 лет.
· классовая структура:
(а) Неприменимость схемы «высший–средний–низший (классы)»: высшего класса по формальным характеристикам в городе не было выявлено вообще.
(б) Принята схема «деловой и рабочий классы». — Критерий разграничения: по основному объекту деятельности (род занятий):
— деловой класс: ориентация профессиональной деятельности главным образом на людей;
— ориентация деятельности главным образом на вещи.
Распределение по классам (получено путем перераспределения статистических данных относительно родов занятий, которых учитывалось более 400):
71% городского населения — «рабочий класс»;
29 % городского населения — «деловой класс».
(На 1920 г. — База: 13000 мужчин и 3500 женщин.)
(в) Значимость этого расслоения: это — самое характерное для «Среднего города» внутреннее различие. Уже сам факт рождения человека в том или другом классе влияет на:
— его образ жизни и род занятий;
— то, с кем он вступает в брак;
— то, в который час он утром встает;
— его религиозную принадлежность;
— то, какой у него будет автомобиль (или не будет вообще);
— «будет ли его дочь членом престижного школьного клуба»;
— «будет ли его жена ходить в кружок кройки и шитья или на мероприятия союза любителей искусства»;
— то, к каким он будет принадлежать ассоциациям;
— будет ли он носить галстук; (и на многое другое).
· (Более проблемно заостренные результаты): Выявлена неравномерность социального изменения в разных секторах общественной жизни — разные виды деятельности и институты отличаются друг от друга степенью консерватизма и чуткости к новому:
(а) человек, участвуя в разных секторах жизни, находится как бы в разных социальных временах, плохо согласующихся друг с другом:
«…жизнь Среднего города почти в каждой своей точке представляет либо какое-нибудь изменение, либо какой-нибудь стресс, проистекающий от отсутствия изменения. Одной ногой гражданин стоит на относительно твердой почве установленных привычек, а другой вскакивает на эскалатор, беспорядочно движущийся в нескольких направлениях на пугающе разных скоростях. Жизнь в таких обстоятельствах складывается прежде всего из попыток удержать хоть какое-то равновесие».
(Ср.: аномия; «культурное отставание» У. Огборна.)
(б) Разные группы населения (по полу, возрасту, родам занятий и т.п.), вовлеченные в разные сферы жизни, подвергаются их воздействию. — Отсюда: их конфликт с другими группами, подвергшимися другим воздействиям.
(в) Социальные проблемы = (в значительной мере) результат стремительного социального изменения.
Методы, использовавшиеся супругами Линд:
(1) Включенное наблюдение («участие в местной жизни»):
— заводили друзей и знакомых;
— участие в разговорах местных жителей и в светских мероприятиях;
— посещения церквей, школьных собраний, учебных занятий, судебных заседаний, политических митингов, профсоюзных собраний, светских ужинов и вечеринок, религиозных проповедей, публичных лекций, развлекательных мероприятий и т.д.
(Краткие записи по ходу дела; отчеты.)
(2) изучение документов:
— данные переписей;
— статистические материалы;
— городская и окружная документация;
— судебные протоколы;
— ежегодники;
— официальные отчеты;
— газеты (полные комплекты за 1890-1891 гг. и за 1924-1925 гг., а также менее подробно за более поздний период);
— протоколы организаций и добровольных обществ (ассоциаций);
— комплекты экзаменационных вопросов;
— личные дневники жителей;
— вырезки, объявления, письма, рекламные проспекты, карты, и т.д. и т.п.
(3) Сбор собственных статистических данных:
— из официальных документов;
— собственная статистика.
(4) Интервью:
= от случайных разговоров до тщательно спланированных интервью; с заранее подготовленным перечнем вопросов подробно проинтервьюированы 124 семьи рабочего класса и 40 семей делового класса.
(5) Анкетные опросы:
— с рассылкой по адресам;
— с личным вручением.
Значение исследования супругов Линд:
это первое крупное монографическое исследование сообщества современного типа в США, а по некоторым характеристикам — и в мире.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 293.