Социология определенно родилась и впервые заявила о себе как позитивная наука. — Так ее представили изначально оба ее отца-основателя: О. Конт и Г. Спенсер. — Становление социологии и ее борьба за место в системе научного знания происходили в значительной мере через популяризацию и закрепление тех ее образцов, которые были непосредственно связаны с позитивизмом. — Изначальная связь социологии с позитивистской философией и представлениями ранних социологов-позитивистов о том, на каких основаниях должна строиться социальная наука и какие принципы она должна принять в качестве исходных допущений, предопределили ряд черт, характерных для социологии начала ХХ века. Это, например, такие черты, как:
— натурализм, вытекающий из ориентации социологии на естественнонаучные образцы познания: представление об обществе и социальных явлениях как об особых естественных фактах или сущностях, подчиненных естественным законам;
— холизм (своего рода системный подход): представление об обществе как о целостности, все элементы которой взаимно связаны друг с другом;
— образец «кабинетного теоретизирования»: ранние версии социологических теорий не предполагали специальных эмпирических исследований, что бы ни говорили об этом сами позитивистские теоретики (Конт запросто обходился без эмпирических данных, Спенсер некритически пользовался любыми типами имеющихся описаний);
— авторитетное приравнивание «социологии» к «философии истории», с вытекающими отсюда акцентами и содержательными особенностями ранних социологических теорий.
(Это, конечно, далеко не полный перечень черт, и его можно продолжить.)
Позитивистская социология не только дала эти общие образцы того, что может считаться научным знанием об обществе, но и породила внутри себя целый веер направлений (или «школ»), воплощающих разные виды социологических объяснений. — Помимо образца «многофакторного» объяснения (предложенного тем же Спенсером), в разных «школах» были опробованы разные виды «однофакторных» объяснений. Это:
— в географической школе: географический редукционизм (сведение социальных явлений к породившим их особенностям географической среды);
— в расово-антропологической школе: один из вариантов биологического редукционизма (сведение социальных явлений к биологическим особенностям «рас»);
— в биоорганической школе: еще один вариант биологического редукционизма (сведение социальных явлений к прямолинейно понятой «анатомии» социального организма);
— в социал-дарвинизме: третий вариант биологического редукционизма (сведение всех социальных процессов к процессам борьбы за существование, естественного отбора и выживания наиболее приспособленных);
— в «экономическом детерминизме» (наиболее прямолинейных версиях «марксизма»): экономический редукционизм (сведение социальных явлений к экономическим причинам и факторам).
С одной стороны, разные варианты редукционизма, опробованные в названных «школах» (но не обязательно свойственные лучшим их представителям), показали тупиковые пути, на которых социология могла бы навсегда застрять; с другой стороны, там, где до крайних форм редукции дело не доходило, были намечены вполне плодотворные стратегии для дальнейшей работы: каждая из «школ» дала какие-то идеи, получившие в социологии ХХ века дальнейшую разработку.
Вершиной развития позитивистской социологии (на начало ХХ в.) можно считать работу Эмиля Дюркгейма — хотя его социология уже не может быть в полной мере определена как позитивистская.
Социология Эмиля Дюркгейма
Дюркгейм по праву считается одним из тех, кто стоит у истоков современной социологии. Для современной социологии стал основополагающим сформулированный им принцип «социологизма»: общество было определено как особая реальность, реальность sui generis. Этот принцип был развернут Дюркгеймом в определении природы «социальных фактов» (через такие свойства, как внеиндивидуальность и способность оказывать на индивида принуждающее воздействие) и в «правилах социологического метода». — Дюркгейм не только четко сформулировал ряд важных предпосылок социологического познания, но и воплотил их в таких работах, как «Самоубийство», «О разделении общественного труда» и «Элементарные формы религиозной жизни», которые стали влиятельными образцами социологического исследования в собственном смысле слова. — Начиная как позитивист, Дюркгейм все более переставал им быть (это показывает его интеллектуальная эволюция, особенно на поздних этапах его работы, где очевидно влияние философии Канта). — Уход Дюркгейма от позитивизма не был окончательным, о чем свидетельствуют, в частности, его метания между разными истолкованиями социальной морфологии, продолжавшиеся до последних дней его жизни. — Идеи Дюркгейма были чрезвычайно важны для таких позднейших направлений, как функционализм и структурализм (поскольку у Дюркгейма социология в значительной мере освободилась от связи с эволюционистскими моделями, которыми социология второй половины XIX века была одержима).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 145.