При освящении храма освящаются и все принадлежности его, в том числе иконостас и другие иконы, находящиеся в храме.
Церковные иконы и вещи новые или обновленные освящаются отдельно пред их употреблением в храме уже освященном. В Дополнительном Требнике (и во 2-й части Требника в 2-х частях) имеются особые чины на освящение иконостаса, отдельных икон, нескольких икон вместе, креста, церковных сосудов и одежд, облачений престола и другой новоустроенной утвари для храма.
Освящение указанных священных предметов и икон совершается по следующему чину.
Освящаемые вещи кладут на столе посреди церкви. Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, исходит царскими вратами к столу и, покадив его со всех сторон, начинает обычно: «Благословен Бог наш».
Певцы: «Аминь. Царю Небесный». Затем читается Трисвятое по Отче наш, Господи помилуй (12 раз) и особый псалом, смотря по тому, какие свящ. предметы освящаются. После псалма: Слава и ныне. Аллилуиа (трижды).
Священник читает особые молитвы на освящение данной иконы или вещи и после молитвы трижды окропляет их святой водою, произнося каждый раз:
«Освящаются сосуды сия (или одежды сия, или иконы сия, или образ сей) — благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Если освящается икона, то поют соответствующий тропарь в честь изображенного на иконе.
После этого священник творит отпуст.
В молитве, читаемой при освящении креста, Церковь молит Господа благословить и освятить знамение крестное и исполнить силы и благословения древа, на котором пригвождено было пречистое тело Господа.
При освящении икон Господних возносится молитва о благословении и освящении икон Господа и дарования им целебной силы и о исполнении их благословения и крепости Нерукотворенного Образа.
При благословении икон Пресвятой Богородицы читается молитва ко Господу, воплотившемуся от Приснодевы Марии, о благословении и освящении иконы и подании ей силы и крепости чудотворного действия.
При благословении икон святых произносится молитва о благословении и освящении образов в честь и память святых угодников Божиих, чтобы верные, взирая на них, прославляли Бога, их прославившего, и старались подражать жизни и делам святых.
Чин освящения жилища
Молебными пениями и священнодействиями Церковь освящает и благословляет новое жилище христианина. Все в мире делается по Промыслу Божию. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его», — говорит пророк (Пс. 126, 1). Сам Господь сказал, что без Его благословения, без соблюдения заповедей Его «дом построишь, и не будешь жить в нем» (Втор. 28, 30).
В основе обряда освящения дома лежит древний ветхозаветный обычай обновления дома. По закону Моисееву: «Кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его» (Втор. 20, 5).
Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. В основание строящегося дома водружается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего Богослужения за исключением Божественной Литургии и Таинства Священства. Она не возбраняет при этом вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и Животворящую Кровь Христову. Церковь рассматривает дом христианина как храм Божий, именно так называя его в тропаре чинопоследования освящения нового дома. «Мир Твой подаждь храму сему и милостивно благослови его», — молит она Господа при освящении каждого нового дома (Тропарь 1).
Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Большом и Малом Требниках. В Дополнительном Требнике изложен чин освящения нового дома, который называется: «Чин благословения новому дому, в нем же хощет кто первее вселитися». К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «о храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «над пещею». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она предназначена для того, чтобы очищать «те дома, которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага — важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.
Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, взяв с собою святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, полагаются Евангелие, Крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
На каждой из четырех стен священник чертит елеем крест — в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестною силою от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.
После возгласа «Благословен Бог наш...» и обычных начальных молитв читается 90 псалом «Живый в помощи Вышняго...», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем, как в крове Бога Небесного, и что под сению Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», — восклицает пророк (Пс. 80, 10).
Затем поется тропарь, в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал тем самым спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, намеревающихся жить в нем.
Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», — отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и совершившему спасение всему домуего, благословить новоустроенное жилище и сохранить будущих жильцов от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.
В следующей затем тайной молитве священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лаванов приходом в него Иакова, дом Пантефриев — приходом в него Иосифа, Аведдара — внесением в его дом ковчега. Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего и умножить «вся благая в доме сем».
Иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», ему отвечают присутствующие: «Аминь».
В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «над пещею». В ней Церковь призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых ангелов — хранителей христиан и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили и повиновались в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать (Новая Скрижаль).
Затем священник трижды знаменует елей во Имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
После прочтения молитвы священник окропляет святою водою четыре главные стены дома, а затем крестообразно знаменует стены (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем и произносит всеосвящающие слова: «Благословляется дом сей помазанием Святаго елея сего, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Потом возжигают свечи перед каждым начертанным на стенах крестом, воздавая честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,... печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12, 23) и... древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).
В стихире, которую поет хор, содержится призыв ко Господу сохранить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злого обстояния».
Священник, став лицом к востоку, читает Евангелие (Лк. 19, 1— 10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря Закхея, человека грешного, который так сильно захотел увидеть Господа, что влез на смоковницу. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жильцам нового христианского дома в назидание, поучая их, что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100, 2).
После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Церковь призывает всех присутствующих при совершении этого Богослужения молить Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех «в нем благочестно жити хотящих» от всякого зла и наставляющего их к деланию добродетелей, к исполнению ими заповедей Христовых, и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, бедствий, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия врагов, от всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие. Затем произносится возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...» и бывает отпуст.
Выбор жены будущего священника.
Вопрос такого свойства, что ответ на него, конечно, не может иметь строго обязующего (даже в смысле совета) характера. Дело сложное и душевное, но, во всяком случае, опыт может и должен указать на те результаты бываемых наблюдений, которые до сих пор в этом отношении сделаны. Один из церковных публицистов обвиняет будущих священников, что выбор жены по большей части определяется материальным расчетом. В этом есть доля правды, но есть и большое преувеличение. По нашим наблюдениям, по крайней мере половина браков заключается при очень сильном влиянии чисто экономических мотивов. К сожалению, особенной вдумчивости в выборе будущей подруги заметно мало и при браках без денежного фундамента.
Нужно помнить, что жена для священника или поддержка в его священническом деле или помеха, середины не бывает. Если священник, настроенный чисто пастырски, часто ослабевает в своей трудной работе, то весьма часто причина или в отсутствии нравственной поддержки со стороны жены или в прямом ее противодействии. «...Нина, Нина. Я искал от тебя поддержки - и ты тянешь меня в грязь», - жалуется пастырь в одном рассказе Гусева-Оренбургского.
Отсюда ясна необходимость искать в будущей жене человека сродного настроения, с готовностью при нужде жертвовать кое-чем из «своих сил» для ближних. Мы понимаем, что идеалистов, конечно, с очень высокими запросами очень немного и среди священников и их жен, и потому вносим дополнение.
Если нельзя надеяться найти жену, которая смотрела бы на свое положение как на своего рода подвиг, если сам пастырь не задается задачами подвижничества, то все-таки необходимо косвенно охранить себя от искушения погони за выбором жены без особо повышенных требований к жизни (в смысле материальном), без дорогих привычек и с уменьем создать хозяйство экономически. Человек, привыкший к шумной городской жизни, непривыкший сам заниматься семейным благоустройством, растеряется перед условиями быта и, не умея умерять свои потребности, может косвенно привести священника к компромиссам с совестью: заставить его ценить копейку дороже, чем она стоит.
Практически далеко не второстепенен вопрос о том, откуда брать жену: из светских или из своих духовных. Конечно, он не может быть решен однозначно, но бесспорно, что в семьях, чуждых быту духовенства, могут оказаться наклонности и требования, какие не согласны ни с положением священника, ни его доходами. Прибавим мимоходом, что неприспособленность жены к условиям быта может отразиться её настроенности, выразиться в чувстве недовольства, опасном для спокойствия семьи. Но странно было бы, конечно, выбирать жену по признаку хозяйственности: такая жена при других по-человечески добрых качествах не мешает мужу, не стесняет его, не двигает его на уступку долгом, но она еще не помогает ему, не поддерживает его в пастырстве.
Жена священника, с одной стороны, должна быть его нравственной поддержкой, с другой - в прямом смысле помощницей в деле устроения прихода. Для того чтобы она была его поддержкой, от нее требуется, конечно, душевность, чуткость и желание помочь мужу. Но никогда не лишним окажется здесь понимание его пастырского дела, внимание к нему, для чего требуется известная мера образованности и культурности. Поэтому выбор жены без внимания к этой стороне дела нужно считать неразумным и чреватым возможными неудобствами.
Матушка. Её идеал.
В самом деле, матушка представляет почти единственную среду, где батюшка может находить себе помощь, нравственное успокоение и утешение после своих томительных пастырских трудов. Без нее культурный священник одинок.
У священника нет помощника в его церковно-общественной деятельности. У его сотрудников нет сознания, что они делают со священником общее дело, и на попытки священника привлечь их к работе они отвечают: «Мы люди мелкие, наша хата с краю», а иногда еще даже жалуются прихожанам на то, что священник возлагает на них «бремена неудобоносимыя». Что же делать? Можно ли священнику работать плодотворно в таких условиях? Не говоря уже о том, что «один в поле не воин», такое положение дела убивает моральные силы священника. Его непривыкшая еще к борьбе душа надрывается такой ненормальностью, и отсюда рождается гнев и озлобление - свойства, несовместимые с благим пастырством, потому что и вообще-то «пылкость гнева причиняет ему много бедствий: помрачает чистоту души и ясность мыслей» (свт.Иоанн Златоуст. О священстве).
В это-то время оживляющею душою является матушка. Она умом, а главное сердцем, делит тяготу жизни священника и, разделяя с ним радость и горе, не дает ему чувствовать одиночества как в собственном доме, так и в среде, его окружающей. Матушка имеет способность согреть душу, обновить настроение, Ее доброта, приветливость, жизнерадостность всегда прогонят печаль, смущение, гневливость - тот «дух уныния», который так опасен для делания священника. Батюшка чувствует близкую душу и снова надеется победить, снова идет «по льду, хотя лед и режет ноги».
Рядом с этим косвенным влиянием нравственной поддержки матушка может и положительным образом помогать мужу. Прежде же всего своим напоминанием она поддержит молитвенное настроение перед совершением литургии и во время богослужения и таким образом отодвинет возможность окунуться в атмосферу рутинного равнодушия и неразборчивости. Она напомнит, что священник не простой исполнитель обрядов Церкви, но лицо священнодействующее, ходатай пред Богом и людьми и в то же время учитель. Вся неделя прошла, например, в разъездах по приходу и школам. Всегда утомленный, не всегда сочтешь себя подготовленным к проповеди. Между тем предупредительная матушка собрала печатный материал для проповеди, и вот, благодаря заботам матушки, священник говорит проповедь. А при подобных обстоятельствах, возгревая дух пастырства, иерей усердно и благоговейно совершает службу Божию, преподает в чистоте духа святого таинства верующим, исполняет молитвословия и в храме и в домах прихожан вразумительно, вообще является достойным орудием и проводником благодати Божией в души верных.
Горько священнику, когда нет достодолжного пения в храме, хотя и есть псаломщик - помощник. Матушка же и в этом отношении окажет помощь и послужит делу миссии.
Приход нужно учить, но всегда ли это под силу одному священнику. Нужны чтения: священник не может ручаться, что он не будет занят в назначенный час. Нужны воскресные уроки для взрослых, но для женщин необходима учительница-женщина. И значение матушки здесь безгранично.
В указанном выше Истомине, благодаря именно матушке, священник и его жена все воскресенье отдавали службе Богу, и село не отказывалось идти за ними. Обедня, коротенький отдых, воскресная школа, вечерня и внебогослужебная беседа, спевка - вот программа святого дня, которая, конечно, не могла быть выполнена без матушки.
Нехорошо, когда матушка без нужды конкурирует с сельской медициной, но помощь в случаях нужды, более гигиеническая, чем лечебная, могла бы иметь значение огромное.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ
Русской Православной Церкви
Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.