СВЯЩЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИКОН И ВЕЩЕЙ, СОВЕРШАЕМОЕ НЕ ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ХРАМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При освящении храма освящаются и все принадлежности его, в том числе иконостас и другие иконы, находящиеся в храме.

Церковные иконы и вещи новые или обновленные освящаются отдельно пред их употреблением в храме уже освященном. В Дополнительном Требнике (и во 2-й части Требника в 2-х частях) имеются особые чины на освящение иконостаса, отдельных икон, нескольких икон вместе, креста, церковных сосудов и одежд, облачений престола и другой новоустроенной утвари для храма.

Освящение указанных священных предметов и икон совершается по следующему чину.

Освящаемые вещи кладут на столе посреди церкви. Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, исходит царскими вратами к столу и, покадив его со всех сторон, начинает обычно: «Благословен Бог наш».

Певцы: «Аминь. Царю Небесный». Затем читается Трисвятое по Отче наш, Господи помилуй (12 раз) и особый псалом, смотря по тому, какие свящ. предметы освящаются. После псалма: Слава и ныне. Аллилуиа (трижды).

Священник читает особые молитвы на освящение данной иконы или вещи и после молитвы трижды окропляет их святой водою, произнося каждый раз:

«Освящаются сосуды сия (или одежды сия, или иконы сия, или образ сей) — благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Если освящается икона, то поют соответствующий тропарь в честь изображенного на иконе.

После этого священник творит отпуст.

В молитве, читаемой при освящении креста, Церковь молит Господа благословить и освятить знамение крестное и исполнить силы и благословения древа, на котором пригвождено было пречистое тело Господа.

При освящении икон Господних возносится молитва о благословении и освящении икон Господа и дарования им целебной силы и о исполнении их благословения и крепости Нерукотворенного Образа.

При благословении икон Пресвятой Богородицы читается молитва ко Господу, воплотившемуся от Приснодевы Марии, о благословении и освящении иконы и подании ей силы и крепости чудотворного действия.

При благословении икон святых произносится молитва о благословении и освящении образов в честь и память святых угодников Божиих, чтобы верные, взирая на них, прославляли Бога, их прославившего, и старались подражать жизни и делам святых.

Чин освящения жилища

Молебными пениями и священнодействиями Церковь освящает и благословляет новое жилище христианина. Все в мире делается по Про­мыслу Божию. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его», — говорит пророк (Пс. 126, 1). Сам Господь сказал, что без Его благословения, без соблюдения заповедей Его «дом построишь, и не будешь жить в нем» (Втор. 28, 30).

В основе обряда освящения дома лежит древний ветхозаветный обычай обновления дома. По закону Моисееву: «Кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его» (Втор. 20, 5).

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. В основание строящегося дома водружается крест, в са­мом доме устанавливаются святые иконы как знамения благодатного пре­бывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего Богослужения за исключением Божественной Литургии и Таинства Священства. Она не возбра­няет при этом вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и Животворящую Кровь Христову. Церковь рассматривает дом христианина как храм Божий, именно так называя его в тропаре чинопоследования освящения нового дома. «Мир Твой подаждь храму сему и милостивно благослови его», — молит она Господа при освящении каждого нового дома (Тропарь 1).

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древ­них времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на осно­вание дому», содержащиеся в Большом и Малом Требниках. В Дополни­тельном Требнике изложен чин освящения нового дома, который называ­ется: «Чин благословения новому дому, в нем же хощет кто первее вселитися». К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «о храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «над пещею». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она предназначена для того, чтобы очищать «те дома, которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читает­ся для освящения очага — важнейшей части христианского жилища, свя­занной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, взяв с собою святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, полагаются Евангелие, Крест и возжигаются свечи в под­свечниках.

На каждой из четырех стен священник чертит елеем крест — в оз­наменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестною силою от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа «Благословен Бог наш...» и обычных начальных мо­литв читается 90 псалом «Живый в помощи Вышняго...», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем, как в крове Бога Небесного, и что под сению Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», — вос­клицает пророк (Пс. 80, 10).

Затем поется тропарь, в котором говорится о том, что некогда Спа­ситель, войдя в дом Закхея, даровал тем самым спасение ему и всем до­машним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, намереваю­щихся жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолим­ся», «Господи, помилуй», — отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и совершившему спасение всему домуего, благословить новоустроенное жилище и сохранить будущих жильцов от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве священник просит Господа, что­бы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы бла­гословил этот дом, как благословил некогда дом Лаванов приходом в него Иакова, дом Пантефриев — приходом в него Иосифа, Аведдара — вне­сением в его дом ковчега. Он молит Спасителя ниспослать будущим оби­тателям нового дома благословение с высоты жилища Своего и умножить «вся благая в доме сем».

Иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Бо­же наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», ему отвечают присутствующие: «Аминь».

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «над пещею». В ней Церковь призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых ангелов — хранителей христиан и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприа­на, которому некогда бесы служили и повиновались в искусстве волшеб­ных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды знаменует елей во Имя Пресвятой Трои­цы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пре­святого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».

После прочтения молитвы священник окропляет святою водою че­тыре главные стены дома, а затем крестообразно знаменует стены (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем и произносит всеосвящающие слова: «Благословляется дом сей помазанием Святаго елея сего, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Потом возжигают свечи перед каждым начертанным на стенах кре­стом, воздавая честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,... печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12, 23) и... древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится призыв ко Господу сохра­нить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обита­телей «от всякого злого обстояния».

Священник, став лицом к востоку, читает Евангелие (Лк. 19, 1— 10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря Закхея, че­ловека грешного, который так сильно захотел увидеть Господа, что влез на смоковницу. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Че­ловеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жильцам нового христианского дома в назидание, поучая их, что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаж­дет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Церковь призывает всех присутствующих при совершении этого Богослужения молить Вла­дыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех «в нем благочестно жити хотящих» от всякого зла и наставляющего их к деланию добродетелей, к исполнению ими за­поведей Христовых, и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, бедствий, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия врагов, от всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие. Затем произносится возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...» и бывает отпуст.

Выбор жены будущего священни­ка.

Вопрос такого свойства, что ответ на него, конечно, не может иметь строго обязующего (даже в смысле совета) характера. Дело сложное и душевное, но, во всяком случае, опыт может и должен указать на те ре­зультаты бываемых наблюдений, которые до сих пор в этом отношении сделаны. Один из церковных публицистов обвиняет будущих священни­ков, что выбор жены по большей части определяется материальным рас­четом. В этом есть доля правды, но есть и большое преувеличение. По нашим наблюдениям, по крайней мере половина браков заключается при очень сильном влиянии чисто экономических мотивов. К сожалению, осо­бенной вдумчивости в выборе будущей подруги заметно мало и при бра­ках без денежного фундамента.

Нужно помнить, что жена для священника или поддержка в его свя­щенническом деле или помеха, середины не бывает. Если священник, на­строенный чисто пастырски, часто ослабевает в своей трудной работе, то весьма часто причина или в отсутствии нравственной поддержки со сторо­ны жены или в прямом ее противодействии. «...Нина, Нина. Я искал от тебя поддержки - и ты тянешь меня в грязь», - жалуется пастырь в одном рассказе Гусева-Оренбургского.

Отсюда ясна необходимость искать в будущей жене человека сродно­го настроения, с готовностью при нужде жертвовать кое-чем из «своих сил» для ближних. Мы понимаем, что идеалистов, конечно, с очень высо­кими запросами очень немного и среди священников и их жен, и потому вносим дополнение.

Если нельзя надеяться найти жену, которая смотрела бы на свое положение как на своего рода подвиг, если сам пастырь не задается задачами подвижничества, то все-таки необходимо косвенно охранить себя от искушения погони за выбором жены без особо повышенных требований к жизни (в смысле материальном), без дорогих привычек и с уменьем создать хозяйство экономически. Чело­век, привыкший к шумной городской жизни, непривыкший сам зани­маться семейным благоустройством, растеряется перед условиями быта и, не умея умерять свои потребности, может косвенно привести священ­ника к компромиссам с совестью: заставить его ценить копейку дороже, чем она стоит.

Практически далеко не второстепенен вопрос о том, откуда брать жену: из светских или из своих духовных. Конечно, он не может быть решен однозначно, но бесспорно, что в семьях, чуждых быту духовенства, могут оказаться наклонности и требования, какие не согласны ни с поло­жением священника, ни его доходами. Прибавим мимоходом, что неприс­пособленность жены к условиям быта может отразиться её настроенности, выразиться в чувстве недовольства, опасном для спокойствия семьи. Но странно было бы, конечно, выбирать жену по признаку хозяйственно­сти: такая жена при других по-человечески добрых качествах не мешает мужу, не стесняет его, не двигает его на уступку долгом, но она еще не помогает ему, не поддерживает его в пастырстве.

Жена священника, с одной стороны, должна быть его нравственной поддержкой, с другой - в прямом смысле помощницей в деле устроения прихода. Для того чтобы она была его поддержкой, от нее требуется, конечно, душевность, чуткость и желание помочь мужу. Но никогда не лишним окажется здесь понимание его пастырского дела, внимание к нему, для чего требуется известная мера образованности и культурности. Поэто­му выбор жены без внимания к этой стороне дела нужно считать неразум­ным и чреватым возможными неудобствами.

Матушка. Её идеал.

В самом деле, матушка представляет почти единственную среду, где батюшка может находить себе помощь, нравственное успокоение и утешение после своих томи­тельных пастырских трудов. Без нее культурный священник одинок.

У священника нет помощника в его церковно-общественной дея­тельности. У его сотрудников нет сознания, что они делают со священ­ником общее дело, и на попытки священника привлечь их к работе они отвечают: «Мы люди мелкие, наша хата с краю», а иногда еще даже жалуются прихожанам на то, что священник возлагает на них «бремена неудобоносимыя». Что же делать? Можно ли священнику работать пло­дотворно в таких условиях? Не говоря уже о том, что «один в поле не воин», такое положение дела убивает моральные силы священника. Его непривыкшая еще к борьбе душа надрывается такой ненормальностью, и отсюда рождается гнев и озлобление - свойства, несовместимые с благим пастырством, потому что и вообще-то «пылкость гнева причиняет ему много бедствий: помрачает чистоту души и ясность мыслей» (свт.Иоанн Златоуст. О священстве).

В это-то время оживляющею душою является матушка. Она умом, а главное сердцем, делит тяготу жизни священника и, разделяя с ним ра­дость и горе, не дает ему чувствовать одиночества как в собственном доме, так и в среде, его окружающей. Матушка имеет способность согреть душу, обновить настроение, Ее доброта, приветливость, жизнерадостность все­гда прогонят печаль, смущение, гневливость - тот «дух уныния», кото­рый так опасен для делания священника. Батюшка чувствует близкую душу и снова надеется победить, снова идет «по льду, хотя лед и режет ноги».

Рядом с этим косвенным влиянием нравственной поддержки матуш­ка может и положительным образом помогать мужу. Прежде же всего своим напоминанием она поддержит молитвенное настроение перед совер­шением литургии и во время богослужения и таким образом отодвинет возможность окунуться в атмосферу рутинного равнодушия и неразбор­чивости. Она напомнит, что священник не простой исполнитель обрядов Церкви, но лицо священнодействующее, ходатай пред Богом и людьми и в то же время учитель. Вся неделя прошла, например, в разъездах по приходу и школам. Всегда утомленный, не всегда сочтешь себя подготов­ленным к проповеди. Между тем предупредительная матушка собрала печатный материал для проповеди, и вот, благодаря заботам матушки, священник говорит проповедь. А при подобных обстоятельст­вах, возгревая дух пастырства, иерей усердно и благоговейно совершает службу Божию, преподает в чистоте духа святого таинства верующим, исполняет молитвословия и в храме и в домах прихожан вразумительно, вообще является достойным орудием и проводником благодати Божией в души верных.

Горько священнику, когда нет достодолжного пения в храме, хотя и есть псаломщик - помощник. Матушка же и в этом отношении окажет помощь и послужит делу миссии.

Приход нужно учить, но всегда ли это под силу одному священнику. Нужны чтения: священник не может ручаться, что он не будет занят в назначенный час. Нужны воскресные уроки для взрослых, но для жен­щин необходима учительница-женщина. И значение матушки здесь без­гранично.

В указанном выше Истомине, благодаря именно матушке, священник и его жена все воскресенье отдавали службе Богу, и село не отказывалось идти за ними. Обедня, коротенький отдых, воскресная школа, вечерня и внебогослужебная беседа, спевка - вот программа святого дня, которая, конечно, не могла быть выполнена без матушки.

Нехорошо, когда матуш­ка без нужды конкурирует с сельской медициной, но помощь в случаях нужды, более гигиеническая, чем лечебная, могла бы иметь значение огромное.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ
Русской Православной Церкви

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.