Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. Изучает психолого-медпко-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально - педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся. Организует различные виды социально - ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений е социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семенных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями к др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке н попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
- изучение личности учащихся;
- анализ, координация и коррекция образовательного процесса н взаимоотношений в классе (учащиеся между собой в классе н с учащимися других классов, учащихся и родители и др.);
- координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих в классе;
- организация плакирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива н классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, "огоньков", конкурсов и т. д.;
- социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);
- работа с родителями учащихся;
- педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;
- организация ведения классного журнала и дневников учащихся.
Осуществляя свои функции, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: в начале года:
- составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);
- организует обеспечение учащихся учебниками;
- изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
- уточняет или составляет социальный паспорт и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
- собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);
- проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединения дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
- организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие;
- составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября).
ЕЖЕДНЕВНО:
- отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
- осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления;
- осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
- осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся в столовой;
- осуществляет контроль за дежурством по классу.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:
- проверяет дневники учащихся;
- осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями - предметниками;
- проводит классный час и / или полчаса информации и общения;
- осуществляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы;
- организовывает сбор денег на питание учащихся.
ЕЖЕМЕСЯЧНО:
- организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
- помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
- проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
- организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;
- дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
- контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТИ:
- организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
- помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
- организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
- оперативно информирует социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы, о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с нити принимает необходимые педагогические меры;
- организует контроль за состоянием школьных учебников;
- уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
- проводит педагогические консилиумы;
- проводит родительские собрания;
- организует работу родительского комитета (согласно плану работы комитета);
- посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя.
В КОНЦЕ ЧЕТВЕРТИ:
- организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
- сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал.
ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ:
- участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей;
- совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами).
В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА:
- организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
- проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе е классе в прошедшем году) заместителю директора по воспитательной работе;
- организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
- организовывает ремонт классно помещения;
- получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫПУСКНОГО КЛАССА:
- собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству (в течение последнего учебного года);
- организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса (в течение года);
- собирает полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т. д. (к началу очередного учебного года).
Приложение 10.
Опыт создания класса педагогической поддержки
в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Архангельска
Создание класса педагогической поддержки в школе основывается на заинтересованности администрации, подготовленности педагогического коллектива, личности классного руководителя и особенностях каждого учащегося.
Отбор педагогов проводился по уровню квалификации и по профессионально-личностным качествам. Выбор классного руководителя осуществлялся, исходя из личностных характеристик. Человек, избираемый на должность классного руководителя, должен не только помогать в учебе, но и вести по жизни, поэтому данную должность могут занимать не только педагоги и психологи.
Классы педагогической поддержки могут быть как одновозрастными, так и смешанными. Анализируя кандидатуры учащихся в нашей школе, мы пришли к выводу, что в основном это дети из 4-5 семей, поэтому класс получился смешанным (от 12 до 16 лет) - старшие братья приводили за собой младших. Расписание было ступенчатым и гибким. Сначала с третьего – четвертого урока, затем со второго с перерывами на обед и прогулку, а к концу IV четверти все ребята обучались по режиму школы.
Очевидно, что ребятам из класса педагогической поддержки не хватает домашнего тепла и уюта. В первые каникулы мы вместе с семьями учащихся строили кабинет – от основания стен до их оформления. Ребята обустраивали его по своему желанию – появились картины, художественная литература, папки с работами. Мы обеспечили их учебниками, канцелярскими товарами, спортивной одеждой. Классный руководитель старался внушить им уважение к себе: «Вы учитесь в особенном классе, самом лучшем – у вас свой кабинет. Вас всего 12 человек и с каждым беседует на уроке учитель, и я всегда рядом с вами, всегда готова помочь». На протяжении всего года ученики обеспечивались бесплатными обедами, одеждой, обувью, проводились гигиенические мероприятия (стрижка, мытье, стирка).
Осознавая большое значение традиций для учащихся класса, в течение года мы проводили: торжественное открытие кабинета, походы, стенгазеты, классный уроки и альбом, классный часы, экскурсии, торжественное вручение паспортов.
Из регулярных обсуждений работы в классе возникла проблемная группа педагогов «Адаптация учащихся класса педагогической поддержки», в рамках которой проводились диагностические исследования, изучение учебных возможностей детей, разрабатывался особый подход в требованиях к уроку, к средствам обучения, к критериям оценки деятельности учащихся.
Особое внимание уделялось работе с семьей – проводились консультации, родительские собрания, открытые уроки, совместные мероприятия.
Поскольку многие учащиеся класса педагогической поддержки имеют хронические заболевания, медицинские осмотры проводились два раза в месяц. Ребята получали поливитамины, организовывались профилактические работы. Большое значение уделялось физическому развитию детей – практически все посещают секцию тенниса.
На данном этапе очевидны проблемы, которые предстоит решать – подготовка педагогов – реабилитаторов, разработка форм и методов воспитательной работы, формирование психодиагностических методик для проведения мониторинга развития учащихся.
Директор средней
общеобразовательной школы №17
Абрамова Н. В.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.