Вопрос: Какие причины лежат в основе неуспеваемости школьников?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы к первой относятся недо­статки познавательной, а ко второй — недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Если школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне вы­полнять учебные действия, то его относят к первой группе. Среди психологических причин этой группы выделяют следующие три:

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное проявление ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной дея­тельности.

Учебная деятельность, как и всякая дру­гая, требует владения определенными навыками и приемами. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необхо­димостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и прие­мам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. Это справедливо не только по отношению к младшим школьникам, но и к учащимся более старшего возраста.

К числу наиболее распространенных неправильных и малоэф­фективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвое­ния соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др.

Ученик может усваивать учебные приемы формально, копируя учителя. Есть уч-ся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы - они заменяются случайными, не соответствующими заданиям.

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами работы, может носить избирательный характер (проявляться по отношению лишь к некоторым учебным предметам) или носит более общий характер и проявляется в пробелах по усвоению знаний многих дисциплин. Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию уч-ся в учебе.

Понятие «обучаемость» определяется как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека и особенностей мыслительной деятельности. Среди слагаемых обучаемости отмечаются такие как: обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, самостоятельность и гибкость мыслительных процессов и пр. Возможно наличие общей способности к обучению уч-ся, а также способности к изучению какого-то учебного предмета.

Неуспешность обучения может определять недостатками развития психических процессов. Но данная причина является более скрытой для педагога. Трудности, ошибки, сложности усвоения материала чаще всего относятся к мыслительным приемам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания.

Недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как обычно считают в школе, является распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников. Низкий уровень запоминания материалов объясняется отсутствием рациональных приемов запоминания (логическая, опосредованная память) и эти недостатки неразрывно связаны с недостатками развития мышления. Низкая концентрация внимания уч-ся обусловлена тем, что в силу особенностей своего мышления уч-ся слабо вовлечены в активную работу, им трудно в ней участвовать.

Таким образом, не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности становится первоисточником трудностей неуспевающих школьников. Психологические особенности мышления таких детей вступает в противоречие с требованиями школьной программы. Школьное обучение требует от подростка умения абстрагироваться и обобщать, выделять основное, классифицировать материал, усваивать понятия и связывать их по смысловым отношениям. Решать учебные задачи не позволяет отсутствие умения оперировать необходимыми данными и устанавливать причинно-следственные отношения между ними. Неумение и нежелание активно мыслить – отличительная особенность неуспевающих учащихся, которых иногда называют «интеллектуально пассивными».

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.