Эсктернальный тип локуса контроля.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определенному типу локуса контроля — интервальному или экстернальному — внешнему или внутреннему - соответствуют определенные личностные характеристики.

Интервалы более уверены в себе, спокойны, благожелательны, по­пулярны, более позитивно относятся к учителям и другим представителям взрослого социума.

Экстерналов характеризуют повышенная тревожность, обеспоко­енность, неерпимость по отношению к другим, повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Формулировка жизненной позиции демонстрирует зависимость от внешних обстоя­тельств и неспособность управлять событиями собственной жизни.

В 1993 г. в Санкт-Петербурге было проведено психологическое тестирование 40 подростков, состоящих на учете в одном из отделов ГУВД Результаты показали, что подавляющее большинство несовер­шеннолетних правонарушителей относятся к экстерналам и только 16% подростков имеют интренальный локус контроля.

Экстернальный (внешний) локус контроля означает снятие субъективной ответственности за происходящее с ним с самого себя, в этом случае подросток попадает в зависимость от воли других. Как результат проявления экстернальности - неспособность человека отвечать за собственную жизнь. Синдром обученной беспо­мощности возникает в результате последовательного подавления любой личной инициативы ребенка или подростка. Обучен­ная беспомощность — это не страх, это адаптация к условиям, в кото­рых всякая инициатива не только бессмысленна, но и наказуема. Авто­ритарное воспитание в семье и школе долгое время было построено на двух принципах, наказания за инициативу и демонстрации бессмыслен­ности инициативы. Постепенно пассивность и безответственность на­чинают рассматриваться как добродетель, а носители этих качеств при­обретают навык патологической неспособности к принятию и реализа­ции самостоятельных решений из страха быть наказанными.

Катализатором девиантного поведения подростков с экстернальным локусом. Наличие девиантной группы облегчает совершение правонаруше­ния:

- группа обеспечивает поддержку и поощрение за участие в проти­воправных действиях;

- в группе никто не несет личной ответственности за содеянное;

- наличие группы уменьшает эффективность социальных и личных механизмов контроля, которые могли бы затормозить проявлении де­виаций.

 

Акцентуация характера

Акцентуация— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям— психологическим травмам, тяжелым переживаниям, высоким нервно-психическим на­грузкам и т.п. при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация характера оформляется к подростковому возрасту и имен­но этот период наиболее ярко проявляется.

Акцентуации - это «слабое звено» для подростка, которая может стать благодатной почвой для развития острых аффективных реакций, неврозов, патологических нарушений поведения. I

Выделяются так называемые девиантогенные акцентуации харак­тера, которые с достаточно высокой степенью вероятности стимулиру­ют развитие отклоняющихся форм поведения:

 

Неустойчивый (экстравертированный). Такие подростки— легко под­даются влиянию окружающих, умеют легко устанавливать контакты, постоянно находятся в поиске новых впечатлений и сфер общения, у них отсутствуют стойкие привязанности. Намеренное саморазрушающее поведение не характерно. Стойкие гедоностические установки препятствуют нанесению себе вреда, особенно физического. Для неустойчивых акцентуантов характерна ориентация на жизненные ценности, но гедонистическая направленность оборачи­вается не только социальным, но и моральным уроном. Именно этот тип акцентуации дает контингент особого риска для развития алкоголизма и наркомании.

 

Циклоидный тип — склонность к резкой перемене настроения в зависимости от внешней ситуации. Девиантное поведение у таких под­ростков всегда связано с правонарушениями, не носящими выраженно­го криминального характера и юридически не наказуемыми. В контакт­ных уличных группах они всегда оказываются в подчиненном положе­нии из-за трудностей проявления инициативы и трусости. Для них тяго­стно любое напряжение, способ преодоления трудностей один — бегст­во от них и желание не думать о неприятном. Циклоидных девиантов отличает равнодушие к будущему, отсутствие жизненных планов и кон­центрация на настоящем моменте. Очень быстрое и крайне пагубное действие на них оказывает безнадзорность: предоставленные сами себе, они чаще всего оказываются вовлеченными в группы с девиантным или криминальным поведением.

 

Сензитивный тип акцентуации характеризуется робостью, за­стенчивостью, склонностью к чувству собственной неполноценности. Если такие подростки становятся предметом недоброжелательного вни­мания, насмешек, несправедливых обвинений, «дурной» репутации, у них легко развивается реактивная депрессия, провоцирующая суицид­ные намерения. Однако ни саморазрушающее поведение, ни аддикции им, как правило, не свойственны.

 

Истероидный тип -  характерен беспредельный эгоцентризм, исключительно высокое внимание к себе. Этот тип акцентуации еще называют демон­стративным, так как его носителям свойственны театральность, позерство, рисовка. Очень высок уровень притязаний и неадекватно высока самооценка; обычно они хотят казаться такими, какими в данный мо­мент им легче всего произвести впечатление. Для них характерна анти­дисциплинарная направленность и очень высокая конфликтность со взрослыми как представителями «другого» порядка вещей. Саморазру­шающее поведение может отличаться демонстративностью и претенциозностью; легко возникает зависимость от психо­активных веществ и алкоголя, однако свои пристрастия они рассматри­вают как доказательства собственной исключительности.

Конформный тип— постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Они становятся как бы продук­том своего окружения: в социально нормативной среде ведут себя абсолютно нормативно, в негативной среде - усваивают ее культурные стандарты. Конформисты, очень консервативны: новое не любят, потому что не могут к нему быстро адаптироваться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нарушения поведения возникают исключительно в составе подростковой микрогруппы, часто — как следствие подра­жания. Реакции эмансипации выражены слабо в сочетании с сильно развитым рефлексом группировки. Для конформных подростков ведущим корректором поведения выступает мик­рогруппа, поэтому уровень их общей социальной адаптации определя­ется качественным составом микрогруппы. Диапазон поступков, в кото­рых они принимают участие «за компанию», чрезвычайно широк — от совместных приемов алкоголя и наркотиков до серьезных правонару­шений.

 

В американской социологии отмечают самопораженческий которого отли­чительной чертой являются жертвенное (виктимное) поведе­ние, чувство вины и желание причинить себе боль. Отдельные черты виктимности встречаются у сензитивных и истероидных акцентуантов. У сензитивов это как бы наказание за собственную неполноценность, а истероиды демонстрируют самопожертвование с целью привлечь вни­мание возможно большего числа лиц. Викгимные акцентуанты не только сами становятся жертвами в отношениях «жертва-преступник», но и провоцируют других на противоправные действия по отношению к  себе.

 

Своевременная диагностика типа акцентуации характера у под­ростков является действенным инструментом предупреждения разви­тия отклоняющегося поведения и подбора психокоррекционного ком­плекса.

 

Психический инфантилизм.

Психологическая незрелость — инфантилизм — является одним из факторов развития девиантных форм поведения. Инфантильные люди в своем поведении и чертах личности сохраняются не соответствующие возрасту проявления. Поведение инфантилов организовано по принципу «прямого действия» — немедленного удовлетворения потребности. Их общими свойствами являются: преоб­ладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, без­заботность. Вся жизнь для инфантильного подростка— это игра, а са­мое тяжелое — это необходимость в индивидуальном и социальном поведении соответствовать своему возрасту. Такие подростки, как пра­вило, импульсивны: поступки совершаются по первому побуждению, способность прогнозировать последствия поступков отсутствует.

 

2 группа – внешние факторы отклоняющегоого поведения— это ближайший социум подростка и его отношения с ним. Наибольшее влияние на формирование девиантной личности оказывают семья и школа.

 

Девиантогешая семья. Это определение в первую очередь отно­сится к семьям, с выраженной антисоциальной направленностью:

- пьянство и алкоголизм родителей;

- криминальная семья, члены которой включены в криминальные субкультуры;

- семья, члены которой имеют опыт уголовного наказания, лише­ния свободы, преследования по закону и иных форм конфликта с право­охранительными органами.

 

К «группе риска» могут быть отнесены также семьи:

- со слабым педагогическим и образовательным потенциалом;

- с родителями-инвалидами или тяжелобольными;

- многодетные семьи;

- семьи с длительно отсутствующими родителями, когда воспита­нием ребенка занимаются родственники или другие лица.

 

В семьях с антисоциальной направленностью подростки усваивают нормативную систему, отражающую ценности той субкультуры, к кото­рой принадлежит семья. Пьянство родителей формирует эффект созависимости, принятии подростком определенной социально-негативной роли - «ребенка алкоголиков», что сопровождается чувством стыда за себя и за родителей, чувством вины, унизительным ощущением соци­альной ущербности своей семьи по сравнению с другими.

С возрастом, когда отрицательное отно­шение к алкоголю ослабевает не сфор­мировались другие интересы и потребности, то риск алкоголизации ос­тается высоким. Созависимость может приобрести характер наследст­венного социального порока.

 

В семьях с криминальной или иной противоправной ориентацией деформация ценностной сферы подростков происходит на фоне полу­чившей широкое распространение романтизации социального нестан­дарта: создания своеобразной харизмы вокруг людей, способных пере­шагнуть через установленные обществом нормы социальной жизни. Оказавшийся на слуху термин «авторитет», первоначально употребляв­шийся для обозначения криминального лидерства и принадлежавший сленгу преступников, постепенно приобрел в подростковой среде зна­чение «уважаемый человек», тот, кто вызывает почтение, стремление ему подражать.

 

В семьях, принадлежащих к «группе риска», основными факторами развития девиантности, как правило, становятся педагогическая сла­бость семьи и детская безнадзорность. Наиболее распространенную группу составляют семьи, в которых фактором формирования отклоняющегося поведения подрост­ков являются ошибки воспитания. Типичными представляются следующие ошибки:

1. Неприятие подростка, его более или менее явное отторжение родителями. Состояние пси­хологического дискомфорта, которое испытывает подросток в такой семье, побуждает его искать признания в среде, принимающей его та­ким, какой он есть, и обеспечивающей ему рост самооценки и самоува­жения.

2. Семьи с доминантной гиперопекой ребенка, блокирующей эле­ментарные проявления его самостоятельности и изолирующей его от окружающей жизни. В этих случаях подростковые реакции эмансипа­ции приобретают гипертрофированный характер и становятся формами активного протеста подростка, выражаясь в антидисциплинарном пове­дении.

3. Запрограммированность требований родителей, отсутствие аль­тернатив в решении проблем подростка. Одним из девиантных следст­вий данной воспитательной стратегии является так называемый суицид, спровоцированный неудачей. Неудача воспринима­ется как полный жизненный крах, нарастает чувство вины и состояние безысходности, результатом чего становится суицид.

4. Аффективность— избыток родительского раздражения, недо­вольства, беспокойства, что создает в семье эффект всеобщего возбуж­дения и хаотичности решений и действий.

5. Тревожность и страх за детей, приобретающие навязчивый ха­рактер и лишающие родителей возможности адекватной оценки своих детей, заставляющие усиливать запреты и контроль, что заражает подростков такими же тревожностью и беспокойством.

6. Авторитарность воспитания — жесткая возрастная субординация в семье, категоричность оценок и суждений, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания.

7. Гиперсоциальность— система восритания построена по абсо­лютно рациональному принципу и направлена на достижение социально позитивных целей, без учета индивидуальности ребенка при минималь­ных эмоциональных контактах с ним.

 

До последнего времени считалось, что фактором-предиктором не­благополучия в подростковом возрасте является неполная семья. Одна­ко результаты исследований и факты реальной жизни показывают, что структура семьи не является столь важной причинной переменной, ка­кой было принято ее считать. Семейный комфорт оп­ределяется не столько количественным составом семьи, сколько качест­вом психологического климата в ней. Семья, в которой супружеские отношения исчерпали свой эмоциональный, партнерский и родитель­ский потенциал, оказывается для подростка патогенной средой и пере­стает выполнять функции гаранта спокойствия и защиты.

 

Современная школа заключает в себе мощный психотравматиче­ский потенциал - здесь приобретается первый опыт усвоения и интериоризации групповой нормативности, формируется и деформируется Я-концепция, апробируется статусно-ролевой потенциал личности.

В последние годы, отмечается распространенность случаев так на­зываемого «школьного невроза». Школьная дезадаптация - нарушения приспособления к школьному режиму - явление сложное, имеющее мультифакторное происхождение. Однако факто­ром-предиктором возникновения и развития дезадаптации при­знается психическая травма, источником которой является педагог. Возникающий в результате психотравмы психоэмоциональный дистресс усиливается физическими, интеллектуальными и эмоциональными пе­регрузками, ролевым прессингом и прочими реалиями школьной жизни. Крайние формы школьного невроза - появление страхов и навязчивостей и полный отказ от школы.

Трудно сказать, какую цель преследуют некоторые учителя, которые последовательно и методично снижают самооценку учащихся и разрушают личностно позитивную Я-концепцию, но любой психологический ущерб, нанесенный личности, требует компенсации. Подростки прибе­гают к наиболее эффективному способу поднять подорванное самоуважение - к протестной реализации сначала антидисциплинарных, а за­тем девиантных форм поведения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.