Определенному типу локуса контроля — интервальному или экстернальному — внешнему или внутреннему - соответствуют определенные личностные характеристики.
Интервалы более уверены в себе, спокойны, благожелательны, популярны, более позитивно относятся к учителям и другим представителям взрослого социума.
Экстерналов характеризуют повышенная тревожность, обеспокоенность, неерпимость по отношению к другим, повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Формулировка жизненной позиции демонстрирует зависимость от внешних обстоятельств и неспособность управлять событиями собственной жизни.
В 1993 г. в Санкт-Петербурге было проведено психологическое тестирование 40 подростков, состоящих на учете в одном из отделов ГУВД Результаты показали, что подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей относятся к экстерналам и только 16% подростков имеют интренальный локус контроля.
Экстернальный (внешний) локус контроля означает снятие субъективной ответственности за происходящее с ним с самого себя, в этом случае подросток попадает в зависимость от воли других. Как результат проявления экстернальности - неспособность человека отвечать за собственную жизнь. Синдром обученной беспомощности возникает в результате последовательного подавления любой личной инициативы ребенка или подростка. Обученная беспомощность — это не страх, это адаптация к условиям, в которых всякая инициатива не только бессмысленна, но и наказуема. Авторитарное воспитание в семье и школе долгое время было построено на двух принципах, наказания за инициативу и демонстрации бессмысленности инициативы. Постепенно пассивность и безответственность начинают рассматриваться как добродетель, а носители этих качеств приобретают навык патологической неспособности к принятию и реализации самостоятельных решений из страха быть наказанными.
Катализатором девиантного поведения подростков с экстернальным локусом. Наличие девиантной группы облегчает совершение правонарушения:
- группа обеспечивает поддержку и поощрение за участие в противоправных действиях;
- в группе никто не несет личной ответственности за содеянное;
- наличие группы уменьшает эффективность социальных и личных механизмов контроля, которые могли бы затормозить проявлении девиаций.
Акцентуация характера
Акцентуация— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям— психологическим травмам, тяжелым переживаниям, высоким нервно-психическим нагрузкам и т.п. при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация характера оформляется к подростковому возрасту и именно этот период наиболее ярко проявляется.
Акцентуации - это «слабое звено» для подростка, которая может стать благодатной почвой для развития острых аффективных реакций, неврозов, патологических нарушений поведения. I
Выделяются так называемые девиантогенные акцентуации характера, которые с достаточно высокой степенью вероятности стимулируют развитие отклоняющихся форм поведения:
Неустойчивый (экстравертированный). Такие подростки— легко поддаются влиянию окружающих, умеют легко устанавливать контакты, постоянно находятся в поиске новых впечатлений и сфер общения, у них отсутствуют стойкие привязанности. Намеренное саморазрушающее поведение не характерно. Стойкие гедоностические установки препятствуют нанесению себе вреда, особенно физического. Для неустойчивых акцентуантов характерна ориентация на жизненные ценности, но гедонистическая направленность оборачивается не только социальным, но и моральным уроном. Именно этот тип акцентуации дает контингент особого риска для развития алкоголизма и наркомании.
Циклоидный тип — склонность к резкой перемене настроения в зависимости от внешней ситуации. Девиантное поведение у таких подростков всегда связано с правонарушениями, не носящими выраженного криминального характера и юридически не наказуемыми. В контактных уличных группах они всегда оказываются в подчиненном положении из-за трудностей проявления инициативы и трусости. Для них тягостно любое напряжение, способ преодоления трудностей один — бегство от них и желание не думать о неприятном. Циклоидных девиантов отличает равнодушие к будущему, отсутствие жизненных планов и концентрация на настоящем моменте. Очень быстрое и крайне пагубное действие на них оказывает безнадзорность: предоставленные сами себе, они чаще всего оказываются вовлеченными в группы с девиантным или криминальным поведением.
Сензитивный тип акцентуации характеризуется робостью, застенчивостью, склонностью к чувству собственной неполноценности. Если такие подростки становятся предметом недоброжелательного внимания, насмешек, несправедливых обвинений, «дурной» репутации, у них легко развивается реактивная депрессия, провоцирующая суицидные намерения. Однако ни саморазрушающее поведение, ни аддикции им, как правило, не свойственны.
Истероидный тип - характерен беспредельный эгоцентризм, исключительно высокое внимание к себе. Этот тип акцентуации еще называют демонстративным, так как его носителям свойственны театральность, позерство, рисовка. Очень высок уровень притязаний и неадекватно высока самооценка; обычно они хотят казаться такими, какими в данный момент им легче всего произвести впечатление. Для них характерна антидисциплинарная направленность и очень высокая конфликтность со взрослыми как представителями «другого» порядка вещей. Саморазрушающее поведение может отличаться демонстративностью и претенциозностью; легко возникает зависимость от психоактивных веществ и алкоголя, однако свои пристрастия они рассматривают как доказательства собственной исключительности.
Конформный тип— постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Они становятся как бы продуктом своего окружения: в социально нормативной среде ведут себя абсолютно нормативно, в негативной среде - усваивают ее культурные стандарты. Конформисты, очень консервативны: новое не любят, потому что не могут к нему быстро адаптироваться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нарушения поведения возникают исключительно в составе подростковой микрогруппы, часто — как следствие подражания. Реакции эмансипации выражены слабо в сочетании с сильно развитым рефлексом группировки. Для конформных подростков ведущим корректором поведения выступает микрогруппа, поэтому уровень их общей социальной адаптации определяется качественным составом микрогруппы. Диапазон поступков, в которых они принимают участие «за компанию», чрезвычайно широк — от совместных приемов алкоголя и наркотиков до серьезных правонарушений.
В американской социологии отмечают самопораженческий которого отличительной чертой являются жертвенное (виктимное) поведение, чувство вины и желание причинить себе боль. Отдельные черты виктимности встречаются у сензитивных и истероидных акцентуантов. У сензитивов это как бы наказание за собственную неполноценность, а истероиды демонстрируют самопожертвование с целью привлечь внимание возможно большего числа лиц. Викгимные акцентуанты не только сами становятся жертвами в отношениях «жертва-преступник», но и провоцируют других на противоправные действия по отношению к себе.
Своевременная диагностика типа акцентуации характера у подростков является действенным инструментом предупреждения развития отклоняющегося поведения и подбора психокоррекционного комплекса.
Психический инфантилизм.
Психологическая незрелость — инфантилизм — является одним из факторов развития девиантных форм поведения. Инфантильные люди в своем поведении и чертах личности сохраняются не соответствующие возрасту проявления. Поведение инфантилов организовано по принципу «прямого действия» — немедленного удовлетворения потребности. Их общими свойствами являются: преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, беззаботность. Вся жизнь для инфантильного подростка— это игра, а самое тяжелое — это необходимость в индивидуальном и социальном поведении соответствовать своему возрасту. Такие подростки, как правило, импульсивны: поступки совершаются по первому побуждению, способность прогнозировать последствия поступков отсутствует.
2 группа – внешние факторы отклоняющегоого поведения— это ближайший социум подростка и его отношения с ним. Наибольшее влияние на формирование девиантной личности оказывают семья и школа.
Девиантогешая семья. Это определение в первую очередь относится к семьям, с выраженной антисоциальной направленностью:
- пьянство и алкоголизм родителей;
- криминальная семья, члены которой включены в криминальные субкультуры;
- семья, члены которой имеют опыт уголовного наказания, лишения свободы, преследования по закону и иных форм конфликта с правоохранительными органами.
К «группе риска» могут быть отнесены также семьи:
- со слабым педагогическим и образовательным потенциалом;
- с родителями-инвалидами или тяжелобольными;
- многодетные семьи;
- семьи с длительно отсутствующими родителями, когда воспитанием ребенка занимаются родственники или другие лица.
В семьях с антисоциальной направленностью подростки усваивают нормативную систему, отражающую ценности той субкультуры, к которой принадлежит семья. Пьянство родителей формирует эффект созависимости, принятии подростком определенной социально-негативной роли - «ребенка алкоголиков», что сопровождается чувством стыда за себя и за родителей, чувством вины, унизительным ощущением социальной ущербности своей семьи по сравнению с другими.
С возрастом, когда отрицательное отношение к алкоголю ослабевает не сформировались другие интересы и потребности, то риск алкоголизации остается высоким. Созависимость может приобрести характер наследственного социального порока.
В семьях с криминальной или иной противоправной ориентацией деформация ценностной сферы подростков происходит на фоне получившей широкое распространение романтизации социального нестандарта: создания своеобразной харизмы вокруг людей, способных перешагнуть через установленные обществом нормы социальной жизни. Оказавшийся на слуху термин «авторитет», первоначально употреблявшийся для обозначения криминального лидерства и принадлежавший сленгу преступников, постепенно приобрел в подростковой среде значение «уважаемый человек», тот, кто вызывает почтение, стремление ему подражать.
В семьях, принадлежащих к «группе риска», основными факторами развития девиантности, как правило, становятся педагогическая слабость семьи и детская безнадзорность. Наиболее распространенную группу составляют семьи, в которых фактором формирования отклоняющегося поведения подростков являются ошибки воспитания. Типичными представляются следующие ошибки:
1. Неприятие подростка, его более или менее явное отторжение родителями. Состояние психологического дискомфорта, которое испытывает подросток в такой семье, побуждает его искать признания в среде, принимающей его таким, какой он есть, и обеспечивающей ему рост самооценки и самоуважения.
2. Семьи с доминантной гиперопекой ребенка, блокирующей элементарные проявления его самостоятельности и изолирующей его от окружающей жизни. В этих случаях подростковые реакции эмансипации приобретают гипертрофированный характер и становятся формами активного протеста подростка, выражаясь в антидисциплинарном поведении.
3. Запрограммированность требований родителей, отсутствие альтернатив в решении проблем подростка. Одним из девиантных следствий данной воспитательной стратегии является так называемый суицид, спровоцированный неудачей. Неудача воспринимается как полный жизненный крах, нарастает чувство вины и состояние безысходности, результатом чего становится суицид.
4. Аффективность— избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, что создает в семье эффект всеобщего возбуждения и хаотичности решений и действий.
5. Тревожность и страх за детей, приобретающие навязчивый характер и лишающие родителей возможности адекватной оценки своих детей, заставляющие усиливать запреты и контроль, что заражает подростков такими же тревожностью и беспокойством.
6. Авторитарность воспитания — жесткая возрастная субординация в семье, категоричность оценок и суждений, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания.
7. Гиперсоциальность— система восритания построена по абсолютно рациональному принципу и направлена на достижение социально позитивных целей, без учета индивидуальности ребенка при минимальных эмоциональных контактах с ним.
До последнего времени считалось, что фактором-предиктором неблагополучия в подростковом возрасте является неполная семья. Однако результаты исследований и факты реальной жизни показывают, что структура семьи не является столь важной причинной переменной, какой было принято ее считать. Семейный комфорт определяется не столько количественным составом семьи, сколько качеством психологического климата в ней. Семья, в которой супружеские отношения исчерпали свой эмоциональный, партнерский и родительский потенциал, оказывается для подростка патогенной средой и перестает выполнять функции гаранта спокойствия и защиты.
Современная школа заключает в себе мощный психотравматический потенциал - здесь приобретается первый опыт усвоения и интериоризации групповой нормативности, формируется и деформируется Я-концепция, апробируется статусно-ролевой потенциал личности.
В последние годы, отмечается распространенность случаев так называемого «школьного невроза». Школьная дезадаптация - нарушения приспособления к школьному режиму - явление сложное, имеющее мультифакторное происхождение. Однако фактором-предиктором возникновения и развития дезадаптации признается психическая травма, источником которой является педагог. Возникающий в результате психотравмы психоэмоциональный дистресс усиливается физическими, интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, ролевым прессингом и прочими реалиями школьной жизни. Крайние формы школьного невроза - появление страхов и навязчивостей и полный отказ от школы.
Трудно сказать, какую цель преследуют некоторые учителя, которые последовательно и методично снижают самооценку учащихся и разрушают личностно позитивную Я-концепцию, но любой психологический ущерб, нанесенный личности, требует компенсации. Подростки прибегают к наиболее эффективному способу поднять подорванное самоуважение - к протестной реализации сначала антидисциплинарных, а затем девиантных форм поведения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.