Вопрос: Почему подростковый возраст является пространством повышенного риска?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                                                        

Существует ряд причин:

- сказываются внутренние трудности переходного возраста, начи­ная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции— процессов самоидентификации, пережива­ния травмирующих эффектов кризиса идентичности;

- неопределенность социального статуса подро­стка (это уже не ребенок, но еще не взрослый);

- перестройка механизмов соци­ального контроля (детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уке не действуют, а взрослые способы самоконтроля еще не выработаны).

 

Мы уже привыкли к употреблению словосочетания «трудный под­росток» не задаваясь вопросом — для кого он труден? А труден он в первую очередь для себя самою, пытающегося в одиночку справиться с собственной физиологией, построить новую Я-концепцию, освободить­ся от опеки взрослых и в то же время нуждающийся в поддержке и га­рантии безопасности.

 

Вопрос: Что чаще всего является причиной возникновения девиантного (отклоняющееся) поведения подростков?

 

Подростковая девиантность определяется двумя группами фак­торов: внутренними (психологическими) и внешними (социальными).

Психологические особенности Среда (социум)
Самооценка и самоуважение

Семья: пьянство родителей, крими-нальность, отсутствие пед.знаний и пр.

Неуспешность обучения
Локус контроля Референтная группа
Акцентуация характера

Школа: наличие психотравмирующих ситуации

Инфантильность

 

1 группа факторов - психологические особенно­сти подростка уровень его личностного развития. Существуют опреде­ленные индивидуально-личностные константы, которые непосредст­венно обусловливают отклонения от нормы в поведении подростков, — это уровень самооценки и самоуважения, направленность механизмов самоконтроля, тип акцентуации характера и мера социального инфанти­лизма.

 

Самооценка

Самооценка связана с восприятием человеком самого себя и отношением к себе. Когда у подростка по каким-то причинам формируется низкая са­мооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и за­ставляет активно искать способы ее удовлетворения. Если подростку не удается повысить самооценку социально-приемлемыми способами, он начинает выбирать альтернативные образцы поведения, и обычно про­исходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участие в таких группах дает новые способы самоутверждения и позволяет тем самым повысить самооценку.

Негативное самовосприятие подростков складывается из трех раз­личных, но взаимосвязанных видов опыта:

- подростки считают, что не имеют личностно-ценных качеств и не способны к самосовершению или, напротив, обладают отрицательными чертами;

- подростки считают, что значимые другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;

- подростки не обладают механизмами психологической защиты, позволяющими снять это негативное самовосприятие.

 

Ощущение своего несоответствия предъявляе­мым социумом нормативным требованиям ставит подростков перед выбором - либо в пользу требований социума и продолжения мучительных пере­живаний, либо в пользу поведения, направленного против этих требований. Выбирается, как правило, второе.

Переориентация на ненормативную систему ценностей является главным звеном в механизме повышения самооценки несовершенно­летних правонарушителей. Стремление повысить само­оценку и тем самым восстановить минимальный психологический ком­форт является одной из движущих сил, определяющих вступление под­ростка на девиантный путь развития.

 

Неуспешность обучения.

Потребность в уважении окружающих для большинства подростков становится дефицитной из-за трудностей в обучении: успевающие сверстники, педагоги и сама система образова­ния в целом постоянно оттеняют и изолируют неуспевающих. Постепенно начинает формироваться механизм самопрограммирования на неудачу, учащиеся начинают смотреть на себя и на свое будущее как на нечто мрачное и безотрадное, и в конце концов пребы­вание в школе становится для них невыносимым.

При авторитарной системе воспитания родители и учителя поощряют детей и подростков за послушание и хорошие оценки в школе. Культивируется только одна сторона социальной адаптации подростка – успешное обучение и хорошее поведение, так как взрослые боятся, стесняются, не умеют, не считают нужным поощрять проявления его личности.

Многие родители и учителя не пытаются выяснить причины плохого поведения или неуспеваемости ребенка, а стремятся вызвать у него чувства вины и стыда. Вина - это один из основных механизмов воспроизведения неадекват­ной реакции. Всякий раз, когда «работает» чувство вины, человек эмо­ционально переживает что он сделал то, чего делать нельзя (как он мог так поступить, что он очень плохой человек и т.п.). Виноватому важно, чтобы его простили, сняли с него чувство ви­ны в данный конкретный момент, об изменении же поведения, резуль­татом которого стал тот или иной поступок, виноватый не думает. Чувство постоянной вины ассоциируется у подростка с социальным «отвержением» и становится началом падения их самооценки.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.