Существует ряд причин:
- сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции— процессов самоидентификации, переживания травмирующих эффектов кризиса идентичности;
- неопределенность социального статуса подростка (это уже не ребенок, но еще не взрослый);
- перестройка механизмов социального контроля (детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уке не действуют, а взрослые способы самоконтроля еще не выработаны).
Мы уже привыкли к употреблению словосочетания «трудный подросток» не задаваясь вопросом — для кого он труден? А труден он в первую очередь для себя самою, пытающегося в одиночку справиться с собственной физиологией, построить новую Я-концепцию, освободиться от опеки взрослых и в то же время нуждающийся в поддержке и гарантии безопасности.
Вопрос: Что чаще всего является причиной возникновения девиантного (отклоняющееся) поведения подростков?
Подростковая девиантность определяется двумя группами факторов: внутренними (психологическими) и внешними (социальными).
Психологические особенности | Среда (социум) |
Самооценка и самоуважение | Семья: пьянство родителей, крими-нальность, отсутствие пед.знаний и пр. |
Неуспешность обучения | |
Локус контроля | Референтная группа |
Акцентуация характера | Школа: наличие психотравмирующих ситуации |
Инфантильность |
1 группа факторов - психологические особенности подростка уровень его личностного развития. Существуют определенные индивидуально-личностные константы, которые непосредственно обусловливают отклонения от нормы в поведении подростков, — это уровень самооценки и самоуважения, направленность механизмов самоконтроля, тип акцентуации характера и мера социального инфантилизма.
Самооценка
Самооценка связана с восприятием человеком самого себя и отношением к себе. Когда у подростка по каким-то причинам формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и заставляет активно искать способы ее удовлетворения. Если подростку не удается повысить самооценку социально-приемлемыми способами, он начинает выбирать альтернативные образцы поведения, и обычно происходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участие в таких группах дает новые способы самоутверждения и позволяет тем самым повысить самооценку.
Негативное самовосприятие подростков складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:
- подростки считают, что не имеют личностно-ценных качеств и не способны к самосовершению или, напротив, обладают отрицательными чертами;
- подростки считают, что значимые другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;
- подростки не обладают механизмами психологической защиты, позволяющими снять это негативное самовосприятие.
Ощущение своего несоответствия предъявляемым социумом нормативным требованиям ставит подростков перед выбором - либо в пользу требований социума и продолжения мучительных переживаний, либо в пользу поведения, направленного против этих требований. Выбирается, как правило, второе.
Переориентация на ненормативную систему ценностей является главным звеном в механизме повышения самооценки несовершеннолетних правонарушителей. Стремление повысить самооценку и тем самым восстановить минимальный психологический комфорт является одной из движущих сил, определяющих вступление подростка на девиантный путь развития.
Неуспешность обучения.
Потребность в уважении окружающих для большинства подростков становится дефицитной из-за трудностей в обучении: успевающие сверстники, педагоги и сама система образования в целом постоянно оттеняют и изолируют неуспевающих. Постепенно начинает формироваться механизм самопрограммирования на неудачу, учащиеся начинают смотреть на себя и на свое будущее как на нечто мрачное и безотрадное, и в конце концов пребывание в школе становится для них невыносимым.
При авторитарной системе воспитания родители и учителя поощряют детей и подростков за послушание и хорошие оценки в школе. Культивируется только одна сторона социальной адаптации подростка – успешное обучение и хорошее поведение, так как взрослые боятся, стесняются, не умеют, не считают нужным поощрять проявления его личности.
Многие родители и учителя не пытаются выяснить причины плохого поведения или неуспеваемости ребенка, а стремятся вызвать у него чувства вины и стыда. Вина - это один из основных механизмов воспроизведения неадекватной реакции. Всякий раз, когда «работает» чувство вины, человек эмоционально переживает что он сделал то, чего делать нельзя (как он мог так поступить, что он очень плохой человек и т.п.). Виноватому важно, чтобы его простили, сняли с него чувство вины в данный конкретный момент, об изменении же поведения, результатом которого стал тот или иной поступок, виноватый не думает. Чувство постоянной вины ассоциируется у подростка с социальным «отвержением» и становится началом падения их самооценки.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.