Вопрос: Каковы основные формы документов, которые необходимо вести в школе по классу педагогической поддержки?
1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приложение 3).
2. Книга протоколов психолого-медико-педагогического консилиума (представление психолога для школьного консилиума дано в приложении 4).
3. Формы приказов директора школы:
" Об открытии класса педагогической поддержки "
" О комплектовании класса педагогической поддержки "
" Об обеспечении бесплатным питанием "
" О нагрузке педагогов в классе педагогической поддержки "
" О назначении классного руководителя"
4. Перспективный план работы с учащимися (приложение 5).
5. Учебный план на текущий год.
6. Расписание занятий.
7. План воспитательной работы на учебный год.
8. Индивидуальная карта развития. (приложение 6)
9. Социально-демографический паспорт семьи (приложение 7)
10. АКТ обследования материально-бытовых условий семьи (приложение 8)
11. Отчетная документация (журналы, результаты диагностики, отчеты и пр.)
12. Должностная инструкция освобожденного педагогического работника социального педагога - классного руководителя класса педагогической поддержки (приложение 9).
Вопрос: Что такое педагогическая поддержка?
Педагогическая поддержка – это особая позиция педагога по отношению к учащемуся. Суть ее заключается в том, что процесс образования рассматривается как единство обучения, воспитания и развития (социализация личности учащегося). Образование дает учащемуся знания наук, ценности культуры, расширяет перед ним картину мира и включает в процесс адаптации к социуму. Познавая мир, ребенок сталкивается с проблемой и естественным его внутренним побуждением становится желание избавиться от нее. Педагог, понимая состояния ребенка, переводит проблему в ситуационную задачу, которую возможно решить, используя для этого адекватные и культурные средства.
Педагогическая поддержка направлена на то, чтобы:
- узнать, понять ребенка и наблюдать за ним;
- дать ему опыт решения проблем;
- простроить линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него.
Педагогическая поддержка использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность.
Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.
Вопрос: Каковы критерии отбора подростков, определяемых в классы педагогической поддержки?
Эти классы создаются для детей, плохо адаптирующихся к условиям школьного обучения, имеющих трудности в усвоении программ, неуспевающие, недисциплинированные, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением.
Самооценка
Самооценка связана с восприятием человеком самого себя и отношением к себе. Когда у подростка по каким-то причинам формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и заставляет активно искать способы ее удовлетворения. Если подростку не удается повысить самооценку социально-приемлемыми способами, он начинает выбирать альтернативные образцы поведения, и обычно происходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участие в таких группах дает новые способы самоутверждения и позволяет тем самым повысить самооценку.
Негативное самовосприятие подростков складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:
- подростки считают, что не имеют личностно-ценных качеств и не способны к самосовершению или, напротив, обладают отрицательными чертами;
- подростки считают, что значимые другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;
- подростки не обладают механизмами психологической защиты, позволяющими снять это негативное самовосприятие.
Ощущение своего несоответствия предъявляемым социумом нормативным требованиям ставит подростков перед выбором - либо в пользу требований социума и продолжения мучительных переживаний, либо в пользу поведения, направленного против этих требований. Выбирается, как правило, второе.
Переориентация на ненормативную систему ценностей является главным звеном в механизме повышения самооценки несовершеннолетних правонарушителей. Стремление повысить самооценку и тем самым восстановить минимальный психологический комфорт является одной из движущих сил, определяющих вступление подростка на девиантный путь развития.
Неуспешность обучения.
Потребность в уважении окружающих для большинства подростков становится дефицитной из-за трудностей в обучении: успевающие сверстники, педагоги и сама система образования в целом постоянно оттеняют и изолируют неуспевающих. Постепенно начинает формироваться механизм самопрограммирования на неудачу, учащиеся начинают смотреть на себя и на свое будущее как на нечто мрачное и безотрадное, и в конце концов пребывание в школе становится для них невыносимым.
При авторитарной системе воспитания родители и учителя поощряют детей и подростков за послушание и хорошие оценки в школе. Культивируется только одна сторона социальной адаптации подростка – успешное обучение и хорошее поведение, так как взрослые боятся, стесняются, не умеют, не считают нужным поощрять проявления его личности.
Многие родители и учителя не пытаются выяснить причины плохого поведения или неуспеваемости ребенка, а стремятся вызвать у него чувства вины и стыда. Вина - это один из основных механизмов воспроизведения неадекватной реакции. Всякий раз, когда «работает» чувство вины, человек эмоционально переживает что он сделал то, чего делать нельзя (как он мог так поступить, что он очень плохой человек и т.п.). Виноватому важно, чтобы его простили, сняли с него чувство вины в данный конкретный момент, об изменении же поведения, результатом которого стал тот или иной поступок, виноватый не думает. Чувство постоянной вины ассоциируется у подростка с социальным «отвержением» и становится началом падения их самооценки.
Акцентуация характера
Акцентуация— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям— психологическим травмам, тяжелым переживаниям, высоким нервно-психическим нагрузкам и т.п. при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация характера оформляется к подростковому возрасту и именно этот период наиболее ярко проявляется.
Акцентуации - это «слабое звено» для подростка, которая может стать благодатной почвой для развития острых аффективных реакций, неврозов, патологических нарушений поведения. I
Выделяются так называемые девиантогенные акцентуации характера, которые с достаточно высокой степенью вероятности стимулируют развитие отклоняющихся форм поведения:
Неустойчивый (экстравертированный). Такие подростки— легко поддаются влиянию окружающих, умеют легко устанавливать контакты, постоянно находятся в поиске новых впечатлений и сфер общения, у них отсутствуют стойкие привязанности. Намеренное саморазрушающее поведение не характерно. Стойкие гедоностические установки препятствуют нанесению себе вреда, особенно физического. Для неустойчивых акцентуантов характерна ориентация на жизненные ценности, но гедонистическая направленность оборачивается не только социальным, но и моральным уроном. Именно этот тип акцентуации дает контингент особого риска для развития алкоголизма и наркомании.
Циклоидный тип — склонность к резкой перемене настроения в зависимости от внешней ситуации. Девиантное поведение у таких подростков всегда связано с правонарушениями, не носящими выраженного криминального характера и юридически не наказуемыми. В контактных уличных группах они всегда оказываются в подчиненном положении из-за трудностей проявления инициативы и трусости. Для них тягостно любое напряжение, способ преодоления трудностей один — бегство от них и желание не думать о неприятном. Циклоидных девиантов отличает равнодушие к будущему, отсутствие жизненных планов и концентрация на настоящем моменте. Очень быстрое и крайне пагубное действие на них оказывает безнадзорность: предоставленные сами себе, они чаще всего оказываются вовлеченными в группы с девиантным или криминальным поведением.
Сензитивный тип акцентуации характеризуется робостью, застенчивостью, склонностью к чувству собственной неполноценности. Если такие подростки становятся предметом недоброжелательного внимания, насмешек, несправедливых обвинений, «дурной» репутации, у них легко развивается реактивная депрессия, провоцирующая суицидные намерения. Однако ни саморазрушающее поведение, ни аддикции им, как правило, не свойственны.
Истероидный тип - характерен беспредельный эгоцентризм, исключительно высокое внимание к себе. Этот тип акцентуации еще называют демонстративным, так как его носителям свойственны театральность, позерство, рисовка. Очень высок уровень притязаний и неадекватно высока самооценка; обычно они хотят казаться такими, какими в данный момент им легче всего произвести впечатление. Для них характерна антидисциплинарная направленность и очень высокая конфликтность со взрослыми как представителями «другого» порядка вещей. Саморазрушающее поведение может отличаться демонстративностью и претенциозностью; легко возникает зависимость от психоактивных веществ и алкоголя, однако свои пристрастия они рассматривают как доказательства собственной исключительности.
Конформный тип— постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Они становятся как бы продуктом своего окружения: в социально нормативной среде ведут себя абсолютно нормативно, в негативной среде - усваивают ее культурные стандарты. Конформисты, очень консервативны: новое не любят, потому что не могут к нему быстро адаптироваться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нарушения поведения возникают исключительно в составе подростковой микрогруппы, часто — как следствие подражания. Реакции эмансипации выражены слабо в сочетании с сильно развитым рефлексом группировки. Для конформных подростков ведущим корректором поведения выступает микрогруппа, поэтому уровень их общей социальной адаптации определяется качественным составом микрогруппы. Диапазон поступков, в которых они принимают участие «за компанию», чрезвычайно широк — от совместных приемов алкоголя и наркотиков до серьезных правонарушений.
В американской социологии отмечают самопораженческий которого отличительной чертой являются жертвенное (виктимное) поведение, чувство вины и желание причинить себе боль. Отдельные черты виктимности встречаются у сензитивных и истероидных акцентуантов. У сензитивов это как бы наказание за собственную неполноценность, а истероиды демонстрируют самопожертвование с целью привлечь внимание возможно большего числа лиц. Викгимные акцентуанты не только сами становятся жертвами в отношениях «жертва-преступник», но и провоцируют других на противоправные действия по отношению к себе.
Своевременная диагностика типа акцентуации характера у подростков является действенным инструментом предупреждения развития отклоняющегося поведения и подбора психокоррекционного комплекса.
Психический инфантилизм.
Психологическая незрелость — инфантилизм — является одним из факторов развития девиантных форм поведения. Инфантильные люди в своем поведении и чертах личности сохраняются не соответствующие возрасту проявления. Поведение инфантилов организовано по принципу «прямого действия» — немедленного удовлетворения потребности. Их общими свойствами являются: преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, беззаботность. Вся жизнь для инфантильного подростка— это игра, а самое тяжелое — это необходимость в индивидуальном и социальном поведении соответствовать своему возрасту. Такие подростки, как правило, импульсивны: поступки совершаются по первому побуждению, способность прогнозировать последствия поступков отсутствует.
2 группа – внешние факторы отклоняющегоого поведения— это ближайший социум подростка и его отношения с ним. Наибольшее влияние на формирование девиантной личности оказывают семья и школа.
Девиантогешая семья. Это определение в первую очередь относится к семьям, с выраженной антисоциальной направленностью:
- пьянство и алкоголизм родителей;
- криминальная семья, члены которой включены в криминальные субкультуры;
- семья, члены которой имеют опыт уголовного наказания, лишения свободы, преследования по закону и иных форм конфликта с правоохранительными органами.
К «группе риска» могут быть отнесены также семьи:
- со слабым педагогическим и образовательным потенциалом;
- с родителями-инвалидами или тяжелобольными;
- многодетные семьи;
- семьи с длительно отсутствующими родителями, когда воспитанием ребенка занимаются родственники или другие лица.
В семьях с антисоциальной направленностью подростки усваивают нормативную систему, отражающую ценности той субкультуры, к которой принадлежит семья. Пьянство родителей формирует эффект созависимости, принятии подростком определенной социально-негативной роли - «ребенка алкоголиков», что сопровождается чувством стыда за себя и за родителей, чувством вины, унизительным ощущением социальной ущербности своей семьи по сравнению с другими.
С возрастом, когда отрицательное отношение к алкоголю ослабевает не сформировались другие интересы и потребности, то риск алкоголизации остается высоким. Созависимость может приобрести характер наследственного социального порока.
В семьях с криминальной или иной противоправной ориентацией деформация ценностной сферы подростков происходит на фоне получившей широкое распространение романтизации социального нестандарта: создания своеобразной харизмы вокруг людей, способных перешагнуть через установленные обществом нормы социальной жизни. Оказавшийся на слуху термин «авторитет», первоначально употреблявшийся для обозначения криминального лидерства и принадлежавший сленгу преступников, постепенно приобрел в подростковой среде значение «уважаемый человек», тот, кто вызывает почтение, стремление ему подражать.
В семьях, принадлежащих к «группе риска», основными факторами развития девиантности, как правило, становятся педагогическая слабость семьи и детская безнадзорность. Наиболее распространенную группу составляют семьи, в которых фактором формирования отклоняющегося поведения подростков являются ошибки воспитания. Типичными представляются следующие ошибки:
1. Неприятие подростка, его более или менее явное отторжение родителями. Состояние психологического дискомфорта, которое испытывает подросток в такой семье, побуждает его искать признания в среде, принимающей его таким, какой он есть, и обеспечивающей ему рост самооценки и самоуважения.
2. Семьи с доминантной гиперопекой ребенка, блокирующей элементарные проявления его самостоятельности и изолирующей его от окружающей жизни. В этих случаях подростковые реакции эмансипации приобретают гипертрофированный характер и становятся формами активного протеста подростка, выражаясь в антидисциплинарном поведении.
3. Запрограммированность требований родителей, отсутствие альтернатив в решении проблем подростка. Одним из девиантных следствий данной воспитательной стратегии является так называемый суицид, спровоцированный неудачей. Неудача воспринимается как полный жизненный крах, нарастает чувство вины и состояние безысходности, результатом чего становится суицид.
4. Аффективность— избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, что создает в семье эффект всеобщего возбуждения и хаотичности решений и действий.
5. Тревожность и страх за детей, приобретающие навязчивый характер и лишающие родителей возможности адекватной оценки своих детей, заставляющие усиливать запреты и контроль, что заражает подростков такими же тревожностью и беспокойством.
6. Авторитарность воспитания — жесткая возрастная субординация в семье, категоричность оценок и суждений, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания.
7. Гиперсоциальность— система восритания построена по абсолютно рациональному принципу и направлена на достижение социально позитивных целей, без учета индивидуальности ребенка при минимальных эмоциональных контактах с ним.
До последнего времени считалось, что фактором-предиктором неблагополучия в подростковом возрасте является неполная семья. Однако результаты исследований и факты реальной жизни показывают, что структура семьи не является столь важной причинной переменной, какой было принято ее считать. Семейный комфорт определяется не столько количественным составом семьи, сколько качеством психологического климата в ней. Семья, в которой супружеские отношения исчерпали свой эмоциональный, партнерский и родительский потенциал, оказывается для подростка патогенной средой и перестает выполнять функции гаранта спокойствия и защиты.
Современная школа заключает в себе мощный психотравматический потенциал - здесь приобретается первый опыт усвоения и интериоризации групповой нормативности, формируется и деформируется Я-концепция, апробируется статусно-ролевой потенциал личности.
В последние годы, отмечается распространенность случаев так называемого «школьного невроза». Школьная дезадаптация - нарушения приспособления к школьному режиму - явление сложное, имеющее мультифакторное происхождение. Однако фактором-предиктором возникновения и развития дезадаптации признается психическая травма, источником которой является педагог. Возникающий в результате психотравмы психоэмоциональный дистресс усиливается физическими, интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, ролевым прессингом и прочими реалиями школьной жизни. Крайние формы школьного невроза - появление страхов и навязчивостей и полный отказ от школы.
Трудно сказать, какую цель преследуют некоторые учителя, которые последовательно и методично снижают самооценку учащихся и разрушают личностно позитивную Я-концепцию, но любой психологический ущерб, нанесенный личности, требует компенсации. Подростки прибегают к наиболее эффективному способу поднять подорванное самоуважение - к протестной реализации сначала антидисциплинарных, а затем девиантных форм поведения.
ПОЛОЖЕНИЕ
I . Общие положения
1.1.Классы педагогической поддержки создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
1.2. Деятельность классов педагогической поддержки строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
1.3. Основные цели создания классов педагогической поддержки:
сохранение непрерывности реабилитационного пространства на основе интеграции школьных, внешкольных, медико-социальных учреждений, начального профессионального образования;
создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (противоправным) поведением, трудностями в обучении и социальной адаптации в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, уровнем дезадаптации;
комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка, коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности;
компенсация недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности учащихся, их позитивной социализации.
И финансовое обеспечение
4.1.Деятельность классов педагогической поддержки в муниципальных образовательных учреждениях финансируется из городского бюджета.
4.2.В классах педагогической поддержки работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную курсовую подготовку.
4.3.При необходимости для работы с обучающимися классов педагогической поддержки могут привлекаться внешние специалисты (психоневролог, психотерапевт, нарколог, социальный юрист и др.).
4.4.При наличии в школе более трех классов подобного типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставок специалистов: педагога-психолога, дефектолога и др.
4.5.Классным руководителем классов педагогической поддержки является освобожденный педагогический работник - социальный педагог.
4.6.Педагогическим работникам, специалистам классов педагогической поддержки производится 15% повышение должностного оклада (ставки) пропорционально учебной нагрузке в данных классах. Руководителям школ при наличии трех и более классов педагогической поддержки, создавшим необходимые условия для их функционирования производится повышение должностного оклада на 15%.
4.7.Для работы данных классов оборудуются необходимые помещения, соответствующие санитарным стандартам.
Приложение 3.
Образец документа предоставлен школой №17.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Архангельска
1. Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет прием детей в класс педагогической поддержки.
2. Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о приеме учащегося в класс педагогической поддержки:
1) заявление родителей;
2) характеристика;
3) данные об успеваемости;
3. Состав психолого-мелико-педагогического консилиума формируется из работников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»
Председатель - зам. директора по УВР
Члены психолого-медико-педагогического консилиума:
- социальный педагог;
- психолог;
- фельдшер школы;
- классные руководители учащегося;
- классный руководитель класса педагогической поддержки.
4. Заседания психолого-медико-педагогического консилиума по вопросу приема учащегося в класс педагогической поддержки проходят по мере поступления заявлений родителей.
5. Родители, подавшие заявление о приеме их ребенка в класс педагогической поддержки, имеют право присутствовать на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума.
6. Психолого-медико-педагогический консилиум имеет право рекомендовать мероприятия для комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающего; социально-трудового направления деятельности ребенка в классе педагогической поддержки.
7. Психолого-медико-педагогический консилиум имеет право проводить мероприятия по выявлению уровня успешности обучения и динамике развития учащегося класса педагогической поддержке, медико-психологическую диагностику.
8. Психолого-медико-педагогический консилиум имеет право рекомендовать перевести учащегося класса педагогической поддержки в обычный класс с согласия самих обучающихся и их родителей ( законных представителей).
Приложение 4.
Образец документа предоставлен школой №17.
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №17»
Н.В. Абрамова
Вопрос: Каковы основные формы документов, которые необходимо вести в школе по классу педагогической поддержки?
1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приложение 3).
2. Книга протоколов психолого-медико-педагогического консилиума (представление психолога для школьного консилиума дано в приложении 4).
3. Формы приказов директора школы:
" Об открытии класса педагогической поддержки "
" О комплектовании класса педагогической поддержки "
" Об обеспечении бесплатным питанием "
" О нагрузке педагогов в классе педагогической поддержки "
" О назначении классного руководителя"
4. Перспективный план работы с учащимися (приложение 5).
5. Учебный план на текущий год.
6. Расписание занятий.
7. План воспитательной работы на учебный год.
8. Индивидуальная карта развития. (приложение 6)
9. Социально-демографический паспорт семьи (приложение 7)
10. АКТ обследования материально-бытовых условий семьи (приложение 8)
11. Отчетная документация (журналы, результаты диагностики, отчеты и пр.)
12. Должностная инструкция освобожденного педагогического работника социального педагога - классного руководителя класса педагогической поддержки (приложение 9).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.