Вопрос: Каковы основные формы документов, которые необходимо вести в школе по классу педагогической поддержки?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос: Каковы основные формы документов, которые необходимо вести в школе по классу педагогической поддержки?

1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приложение 3).

2. Книга протоколов психолого-медико-педагогического консилиума (представление психолога для школьного консилиума дано в приложении 4).

3. Формы приказов директора школы:

" Об открытии класса педагогической поддержки "

" О комплектовании класса педагогической поддержки "

" Об обеспечении бесплатным питанием "

" О нагрузке педагогов в классе педагогической поддержки "

" О назначении классного руководителя"

4. Перспективный план работы с учащимися (приложение 5).

5. Учебный план на текущий год.

6. Расписание занятий.

7. План воспитательной работы на учебный год.

8. Индивидуальная карта развития. (приложение 6)

9. Социально-демографический паспорт семьи (приложение 7)

10. АКТ обследования материально-бытовых условий семьи (приложение 8)

11. Отчетная документация (журналы, результаты диагностики, отчеты и пр.)

12. Должностная инструкция освобожденного педагогического работника социального педагога - классного руководителя класса педагогической поддержки (приложение 9).

 



Вопрос: Что такое педагогическая поддержка?

 

Педагогическая поддержка – это особая позиция педагога по отношению к учащемуся. Суть ее заключается в том, что процесс образования рассматривается как единство обучения, воспитания и развития (социализация личности учащегося). Образование дает учащемуся знания наук, ценности культуры, расширяет перед ним картину мира и включает в процесс адаптации к социуму. Познавая мир, ребенок сталкивается с проблемой и естественным его внутренним побуждением становится желание избавиться от нее. Педагог, понимая состояния ребенка, переводит проблему в ситуационную задачу, которую возможно решить, используя для этого адекватные и культурные средства.

Педагогическая поддержка направлена на то, чтобы:

- узнать, понять ребенка и наблюдать за ним;

- дать ему опыт решения проблем;

- простроить линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него.

 

Педагогическая поддержка использует средства обучения и воспитания, но характер ее деятельности принципиально развивающий, форма отношений с ребенком - договорная, а результат - выбор ребенком того пути, который он считает правильным и который готов пройти, беря на себя ответственность.

 

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.

 

Вопрос: Каковы критерии отбора подростков, определяемых в классы педагогической поддержки?

 

Эти классы создаются для детей, плохо адаптирующихся к условиям школьного обучения, имеющих трудности в усвоении программ, неуспевающие, недисциплинированные, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением.

 

Самооценка

Самооценка связана с восприятием человеком самого себя и отношением к себе. Когда у подростка по каким-то причинам формируется низкая са­мооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и за­ставляет активно искать способы ее удовлетворения. Если подростку не удается повысить самооценку социально-приемлемыми способами, он начинает выбирать альтернативные образцы поведения, и обычно про­исходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участие в таких группах дает новые способы самоутверждения и позволяет тем самым повысить самооценку.

Негативное самовосприятие подростков складывается из трех раз­личных, но взаимосвязанных видов опыта:

- подростки считают, что не имеют личностно-ценных качеств и не способны к самосовершению или, напротив, обладают отрицательными чертами;

- подростки считают, что значимые другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно;

- подростки не обладают механизмами психологической защиты, позволяющими снять это негативное самовосприятие.

 

Ощущение своего несоответствия предъявляе­мым социумом нормативным требованиям ставит подростков перед выбором - либо в пользу требований социума и продолжения мучительных пере­живаний, либо в пользу поведения, направленного против этих требований. Выбирается, как правило, второе.

Переориентация на ненормативную систему ценностей является главным звеном в механизме повышения самооценки несовершенно­летних правонарушителей. Стремление повысить само­оценку и тем самым восстановить минимальный психологический ком­форт является одной из движущих сил, определяющих вступление под­ростка на девиантный путь развития.

 

Неуспешность обучения.

Потребность в уважении окружающих для большинства подростков становится дефицитной из-за трудностей в обучении: успевающие сверстники, педагоги и сама система образова­ния в целом постоянно оттеняют и изолируют неуспевающих. Постепенно начинает формироваться механизм самопрограммирования на неудачу, учащиеся начинают смотреть на себя и на свое будущее как на нечто мрачное и безотрадное, и в конце концов пребы­вание в школе становится для них невыносимым.

При авторитарной системе воспитания родители и учителя поощряют детей и подростков за послушание и хорошие оценки в школе. Культивируется только одна сторона социальной адаптации подростка – успешное обучение и хорошее поведение, так как взрослые боятся, стесняются, не умеют, не считают нужным поощрять проявления его личности.

Многие родители и учителя не пытаются выяснить причины плохого поведения или неуспеваемости ребенка, а стремятся вызвать у него чувства вины и стыда. Вина - это один из основных механизмов воспроизведения неадекват­ной реакции. Всякий раз, когда «работает» чувство вины, человек эмо­ционально переживает что он сделал то, чего делать нельзя (как он мог так поступить, что он очень плохой человек и т.п.). Виноватому важно, чтобы его простили, сняли с него чувство ви­ны в данный конкретный момент, об изменении же поведения, резуль­татом которого стал тот или иной поступок, виноватый не думает. Чувство постоянной вины ассоциируется у подростка с социальным «отвержением» и становится началом падения их самооценки.

 

Акцентуация характера

Акцентуация— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям— психологическим травмам, тяжелым переживаниям, высоким нервно-психическим на­грузкам и т.п. при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация характера оформляется к подростковому возрасту и имен­но этот период наиболее ярко проявляется.

Акцентуации - это «слабое звено» для подростка, которая может стать благодатной почвой для развития острых аффективных реакций, неврозов, патологических нарушений поведения. I

Выделяются так называемые девиантогенные акцентуации харак­тера, которые с достаточно высокой степенью вероятности стимулиру­ют развитие отклоняющихся форм поведения:

 

Неустойчивый (экстравертированный). Такие подростки— легко под­даются влиянию окружающих, умеют легко устанавливать контакты, постоянно находятся в поиске новых впечатлений и сфер общения, у них отсутствуют стойкие привязанности. Намеренное саморазрушающее поведение не характерно. Стойкие гедоностические установки препятствуют нанесению себе вреда, особенно физического. Для неустойчивых акцентуантов характерна ориентация на жизненные ценности, но гедонистическая направленность оборачи­вается не только социальным, но и моральным уроном. Именно этот тип акцентуации дает контингент особого риска для развития алкоголизма и наркомании.

 

Циклоидный тип — склонность к резкой перемене настроения в зависимости от внешней ситуации. Девиантное поведение у таких под­ростков всегда связано с правонарушениями, не носящими выраженно­го криминального характера и юридически не наказуемыми. В контакт­ных уличных группах они всегда оказываются в подчиненном положе­нии из-за трудностей проявления инициативы и трусости. Для них тяго­стно любое напряжение, способ преодоления трудностей один — бегст­во от них и желание не думать о неприятном. Циклоидных девиантов отличает равнодушие к будущему, отсутствие жизненных планов и кон­центрация на настоящем моменте. Очень быстрое и крайне пагубное действие на них оказывает безнадзорность: предоставленные сами себе, они чаще всего оказываются вовлеченными в группы с девиантным или криминальным поведением.

 

Сензитивный тип акцентуации характеризуется робостью, за­стенчивостью, склонностью к чувству собственной неполноценности. Если такие подростки становятся предметом недоброжелательного вни­мания, насмешек, несправедливых обвинений, «дурной» репутации, у них легко развивается реактивная депрессия, провоцирующая суицид­ные намерения. Однако ни саморазрушающее поведение, ни аддикции им, как правило, не свойственны.

 

Истероидный тип -  характерен беспредельный эгоцентризм, исключительно высокое внимание к себе. Этот тип акцентуации еще называют демон­стративным, так как его носителям свойственны театральность, позерство, рисовка. Очень высок уровень притязаний и неадекватно высока самооценка; обычно они хотят казаться такими, какими в данный мо­мент им легче всего произвести впечатление. Для них характерна анти­дисциплинарная направленность и очень высокая конфликтность со взрослыми как представителями «другого» порядка вещей. Саморазру­шающее поведение может отличаться демонстративностью и претенциозностью; легко возникает зависимость от психо­активных веществ и алкоголя, однако свои пристрастия они рассматри­вают как доказательства собственной исключительности.

Конформный тип— постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Они становятся как бы продук­том своего окружения: в социально нормативной среде ведут себя абсолютно нормативно, в негативной среде - усваивают ее культурные стандарты. Конформисты, очень консервативны: новое не любят, потому что не могут к нему быстро адаптироваться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нарушения поведения возникают исключительно в составе подростковой микрогруппы, часто — как следствие подра­жания. Реакции эмансипации выражены слабо в сочетании с сильно развитым рефлексом группировки. Для конформных подростков ведущим корректором поведения выступает мик­рогруппа, поэтому уровень их общей социальной адаптации определя­ется качественным составом микрогруппы. Диапазон поступков, в кото­рых они принимают участие «за компанию», чрезвычайно широк — от совместных приемов алкоголя и наркотиков до серьезных правонару­шений.

 

В американской социологии отмечают самопораженческий которого отли­чительной чертой являются жертвенное (виктимное) поведе­ние, чувство вины и желание причинить себе боль. Отдельные черты виктимности встречаются у сензитивных и истероидных акцентуантов. У сензитивов это как бы наказание за собственную неполноценность, а истероиды демонстрируют самопожертвование с целью привлечь вни­мание возможно большего числа лиц. Викгимные акцентуанты не только сами становятся жертвами в отношениях «жертва-преступник», но и провоцируют других на противоправные действия по отношению к  себе.

 

Своевременная диагностика типа акцентуации характера у под­ростков является действенным инструментом предупреждения разви­тия отклоняющегося поведения и подбора психокоррекционного ком­плекса.

 

Психический инфантилизм.

Психологическая незрелость — инфантилизм — является одним из факторов развития девиантных форм поведения. Инфантильные люди в своем поведении и чертах личности сохраняются не соответствующие возрасту проявления. Поведение инфантилов организовано по принципу «прямого действия» — немедленного удовлетворения потребности. Их общими свойствами являются: преоб­ладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, без­заботность. Вся жизнь для инфантильного подростка— это игра, а са­мое тяжелое — это необходимость в индивидуальном и социальном поведении соответствовать своему возрасту. Такие подростки, как пра­вило, импульсивны: поступки совершаются по первому побуждению, способность прогнозировать последствия поступков отсутствует.

 

2 группа – внешние факторы отклоняющегоого поведения— это ближайший социум подростка и его отношения с ним. Наибольшее влияние на формирование девиантной личности оказывают семья и школа.

 

Девиантогешая семья. Это определение в первую очередь отно­сится к семьям, с выраженной антисоциальной направленностью:

- пьянство и алкоголизм родителей;

- криминальная семья, члены которой включены в криминальные субкультуры;

- семья, члены которой имеют опыт уголовного наказания, лише­ния свободы, преследования по закону и иных форм конфликта с право­охранительными органами.

 

К «группе риска» могут быть отнесены также семьи:

- со слабым педагогическим и образовательным потенциалом;

- с родителями-инвалидами или тяжелобольными;

- многодетные семьи;

- семьи с длительно отсутствующими родителями, когда воспита­нием ребенка занимаются родственники или другие лица.

 

В семьях с антисоциальной направленностью подростки усваивают нормативную систему, отражающую ценности той субкультуры, к кото­рой принадлежит семья. Пьянство родителей формирует эффект созависимости, принятии подростком определенной социально-негативной роли - «ребенка алкоголиков», что сопровождается чувством стыда за себя и за родителей, чувством вины, унизительным ощущением соци­альной ущербности своей семьи по сравнению с другими.

С возрастом, когда отрицательное отно­шение к алкоголю ослабевает не сфор­мировались другие интересы и потребности, то риск алкоголизации ос­тается высоким. Созависимость может приобрести характер наследст­венного социального порока.

 

В семьях с криминальной или иной противоправной ориентацией деформация ценностной сферы подростков происходит на фоне полу­чившей широкое распространение романтизации социального нестан­дарта: создания своеобразной харизмы вокруг людей, способных пере­шагнуть через установленные обществом нормы социальной жизни. Оказавшийся на слуху термин «авторитет», первоначально употребляв­шийся для обозначения криминального лидерства и принадлежавший сленгу преступников, постепенно приобрел в подростковой среде зна­чение «уважаемый человек», тот, кто вызывает почтение, стремление ему подражать.

 

В семьях, принадлежащих к «группе риска», основными факторами развития девиантности, как правило, становятся педагогическая сла­бость семьи и детская безнадзорность. Наиболее распространенную группу составляют семьи, в которых фактором формирования отклоняющегося поведения подрост­ков являются ошибки воспитания. Типичными представляются следующие ошибки:

1. Неприятие подростка, его более или менее явное отторжение родителями. Состояние пси­хологического дискомфорта, которое испытывает подросток в такой семье, побуждает его искать признания в среде, принимающей его та­ким, какой он есть, и обеспечивающей ему рост самооценки и самоува­жения.

2. Семьи с доминантной гиперопекой ребенка, блокирующей эле­ментарные проявления его самостоятельности и изолирующей его от окружающей жизни. В этих случаях подростковые реакции эмансипа­ции приобретают гипертрофированный характер и становятся формами активного протеста подростка, выражаясь в антидисциплинарном пове­дении.

3. Запрограммированность требований родителей, отсутствие аль­тернатив в решении проблем подростка. Одним из девиантных следст­вий данной воспитательной стратегии является так называемый суицид, спровоцированный неудачей. Неудача воспринима­ется как полный жизненный крах, нарастает чувство вины и состояние безысходности, результатом чего становится суицид.

4. Аффективность— избыток родительского раздражения, недо­вольства, беспокойства, что создает в семье эффект всеобщего возбуж­дения и хаотичности решений и действий.

5. Тревожность и страх за детей, приобретающие навязчивый ха­рактер и лишающие родителей возможности адекватной оценки своих детей, заставляющие усиливать запреты и контроль, что заражает подростков такими же тревожностью и беспокойством.

6. Авторитарность воспитания — жесткая возрастная субординация в семье, категоричность оценок и суждений, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания.

7. Гиперсоциальность— система восритания построена по абсо­лютно рациональному принципу и направлена на достижение социально позитивных целей, без учета индивидуальности ребенка при минималь­ных эмоциональных контактах с ним.

 

До последнего времени считалось, что фактором-предиктором не­благополучия в подростковом возрасте является неполная семья. Одна­ко результаты исследований и факты реальной жизни показывают, что структура семьи не является столь важной причинной переменной, ка­кой было принято ее считать. Семейный комфорт оп­ределяется не столько количественным составом семьи, сколько качест­вом психологического климата в ней. Семья, в которой супружеские отношения исчерпали свой эмоциональный, партнерский и родитель­ский потенциал, оказывается для подростка патогенной средой и пере­стает выполнять функции гаранта спокойствия и защиты.

 

Современная школа заключает в себе мощный психотравматиче­ский потенциал - здесь приобретается первый опыт усвоения и интериоризации групповой нормативности, формируется и деформируется Я-концепция, апробируется статусно-ролевой потенциал личности.

В последние годы, отмечается распространенность случаев так на­зываемого «школьного невроза». Школьная дезадаптация - нарушения приспособления к школьному режиму - явление сложное, имеющее мультифакторное происхождение. Однако факто­ром-предиктором возникновения и развития дезадаптации при­знается психическая травма, источником которой является педагог. Возникающий в результате психотравмы психоэмоциональный дистресс усиливается физическими, интеллектуальными и эмоциональными пе­регрузками, ролевым прессингом и прочими реалиями школьной жизни. Крайние формы школьного невроза - появление страхов и навязчивостей и полный отказ от школы.

Трудно сказать, какую цель преследуют некоторые учителя, которые последовательно и методично снижают самооценку учащихся и разрушают личностно позитивную Я-концепцию, но любой психологический ущерб, нанесенный личности, требует компенсации. Подростки прибе­гают к наиболее эффективному способу поднять подорванное самоуважение - к протестной реализации сначала антидисциплинарных, а за­тем девиантных форм поведения.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

I . Общие положения

 

1.1.Классы педагогической поддержки создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

1.2. Деятельность классов педагогической поддержки строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.3. Основные цели создания классов педагогической поддержки:

сохранение непрерывности реабилитационного пространства на основе интеграции школьных, внешкольных, медико-социальных учреждений, начального профессионального образования;

создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (противоправным) поведением, трудностями в обучении и социальной адаптации в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, уровнем дезадаптации;

комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка, коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности;

компенсация недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности учащихся, их позитивной социализации.

 

И финансовое обеспечение

4.1.Деятельность классов педагогической поддержки в муниципальных образовательных учреждениях финансируется из городского бюджета.

4.2.В классах педагогической поддержки работают учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную курсовую подготовку.

4.3.При необходимости для работы с обучающимися классов педагогической поддержки могут привлекаться внешние специалисты (психоневролог, психотерапевт, нарколог, социальный юрист и др.).

4.4.При наличии в школе более трех классов подобного типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставок специалистов: педагога-психолога, дефектолога и др.

4.5.Классным руководителем классов педагогической поддержки является освобожденный педагогический работник - социальный педагог.

4.6.Педагогическим работникам, специалистам классов педагогической поддержки производится 15% повышение должностного оклада (ставки) пропорционально учебной нагрузке в данных классах. Руководителям школ при наличии трех и более классов педагогической поддержки, создавшим необходимые условия для их функционирования производится повышение должностного оклада на 15%.

4.7.Для работы данных классов оборудуются необходимые помещения, соответствующие санитарным стандартам.

 

Приложение 3.

Образец документа предоставлен школой №17.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого-медико-педагогическом консилиуме

 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Архангельска

 

1. Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет прием детей в класс педагогической поддержки.

2. Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о приеме учащегося в класс педагогической поддержки:

1) заявление родителей;

2) характеристика;

3) данные об успеваемости;

3. Состав психолого-мелико-педагогического консилиума формируется из работников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

Председатель - зам. директора по УВР

Члены психолого-медико-педагогического консилиума:

- социальный педагог;

- психолог;

- фельдшер школы;

- классные руководители учащегося;

- классный руководитель класса педагогической поддержки.

4. Заседания психолого-медико-педагогического консилиума по вопросу приема учащегося в класс педагогической поддержки проходят по мере поступления заявлений родителей.

5. Родители, подавшие заявление о приеме их ребенка в класс педагогической поддержки, имеют право присутствовать на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума.

6. Психолого-медико-педагогический консилиум имеет право реко­мендовать мероприятия для комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающего; социально-трудового направления деятельности ребенка в классе педагогической поддержки.                      

7. Психолого-медико-педагогический консилиум имеет право проводить мероприятия по выявлению уровня успешности обучения и динамике развития учащегося класса педагогической поддержке, медико-психологическую диагностику.

8. Психолого-медико-педагогический консилиум имеет право рекомен­довать перевести учащегося класса педагогической поддержки в обыч­ный класс с согласия самих обучающихся и их родителей ( законных представителей).

 

 

Приложение 4.

Образец документа предоставлен школой №17.

 

 

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №17»

Н.В. Абрамова

 

Вопрос: Каковы основные формы документов, которые необходимо вести в школе по классу педагогической поддержки?

1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приложение 3).

2. Книга протоколов психолого-медико-педагогического консилиума (представление психолога для школьного консилиума дано в приложении 4).

3. Формы приказов директора школы:

" Об открытии класса педагогической поддержки "

" О комплектовании класса педагогической поддержки "

" Об обеспечении бесплатным питанием "

" О нагрузке педагогов в классе педагогической поддержки "

" О назначении классного руководителя"

4. Перспективный план работы с учащимися (приложение 5).

5. Учебный план на текущий год.

6. Расписание занятий.

7. План воспитательной работы на учебный год.

8. Индивидуальная карта развития. (приложение 6)

9. Социально-демографический паспорт семьи (приложение 7)

10. АКТ обследования материально-бытовых условий семьи (приложение 8)

11. Отчетная документация (журналы, результаты диагностики, отчеты и пр.)

12. Должностная инструкция освобожденного педагогического работника социального педагога - классного руководителя класса педагогической поддержки (приложение 9).

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.