Основные особенности модернизма в Англии. Вирджиния Вулф как теоретик английского модернизма.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модернизм в Англии объединил разные тенденции в искусстве, различных писателей и поэтов и на ранней стадии связан с экспериментаторством. Даже в пределах творчества одного писателя могут быть отражены самые великие достижения модернизма (“Улисс” Джойса) и его тупик (“Поминки по Финнегану”), новое понимание традиции (Элиот), признание за русской литературой права быть органичной и необходимой частью мирового литературного процесса (В. Вулф). Вместе с тем различные группировки и течения отразили совершенно очевидно некоторые общие черты. Прежде всего зависимость литературы от психологии 3. Фрейда, влияние психоанализа и концепции искусства, творчества как формы сублимации. Другой фигурой, оказавшей существенное влияние на формирование английского модернизма, был Джордж Фрейзер (1854—1941), заведовавший первой кафедрой социальной антропологии в Ливерпуле и проведший большую часть жизни в Кембридже, где преподавал начиная с 1879 г. Двенадцатитомное исследование “Золотая ветвь” (1890—1915) Фрейзера посвящено эволюции человеческого сознания от магического к религиозному и научному. Это труд, знаменитый пристальным вниманием к особенностям примитивного сознания, тотемизма и сравнительным изучением верований людей в разные периоды развития человеческой истории.

 

Отвергая на первой экспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая технику потока сознания единственно верным способом познания индивидуальности, модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструмента эстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором (“Улисс” Джойса, поэзия Т.С. Элиота). Модернизм порывает в историческом и эстетическом планах с преемственностью культур, идя по пути дегуманизации. “История,— говорит Стивен Дедалус (“Улисс”),— это кошмар, от которого я пытаюсь пробудиться”. Как всякое новое явление или совокупность явлений, модернизм в начале своего возникновения отличается крайней эстетической интенсивностью, что выражается в огромном числе экспериментов, формальных взрывов и революций, происходящих и в России, и в Германии, и во Франции, и в других странах.

 

Отказ от существующих стереотипов и систем, реорганизация и перестановка отдельных атомов этого материала, приспособление к новому строю, еще тем не менее окончательно не сформировавшемуся, текучесть жизни и мысли, отказ от однолинейной зависимости причины и следствия, разъединение вещей, ранее казавшихся неразъемными, война всякой определенности, культ относительности и дезинтеграции — вот очевидные признаки модернизма. Изменилось и отношение писателя к материалу — от равноправия, допускающего мысль о мире как концентрации определенных категорий, абстрактных концепций и известных законов, поэт переходит на позицию активную, стимулированную интенсивностью поэтического видения: его сознание становится центром и координатором происходящего. Т.С. Элиот писал: “Поэтическое сознание собирает разрозненный опыт: сознание обыкновенного человека хаотично, неправильно, фрагментарно. Последний влюбляется или читает Спинозу, и эти два вида опыта не имеют ничего общего друг с другом, или с шумом печатной машинки, или с запахом кухни: в сознании поэта эти виды опыта всегда образуют новые целостности”. Если представить себе развитие литературы от подражания к воссозданию новой реальности, то модернисты сосредоточиваются на самом процессе воссоздания, на языке, повествовательные формы становятся интровертными, сконцентрированными на внутреннем, индивидуальном сознании. Предыдущие века через и посредством действительности создавали характер, рисовали индивидуальность или тип. Модернист через огромный анатомизированный, разорванный, интровертный мир индивида создает внешний мир. Эпическое создается лирическим, материя — духом.

 

из лекции в 1919 г В. Вульф употреб термин модернизм (имея в виду своих современников, только современная ей проза) Создаются знаковые произведения поэма «Бесплодная земля» Стернс Элиот, «Миссис Дэллоуэй» В. Вульф.

В.В.Ивашова  «для английского модернизма характерен демонстрационный отход от общ. проблематики. Замыкание в рамках частного мира, отдельной личности. Кропотливое изучение, исследование подсознания.

 Общественная жизнь объявляется сферой низшего порядка имеющая низшую чем духовная значимость. Писатели изображают частную личную, а не экономич., политическую жизнь.

Появляется термин Эскопизм (уходить, убегать) – побег читателя и писателя в некий воображаемый мир.

 

Вирджиния Вулф родилась в семье критика Лесли Стивенса получила домашнее образование с сестрой Ванессой дружила всю жизнь. Довольно рано потеряла родителей.

Блумсбери (название района в котором жила богема, Вирджиния и ее друзья) Они отрицали свою общность. в группу входили молодые литераторы, искусствоведы.

Фра, Бэлл, Литтенстреч, Л. Вулф и тд

Отношение к группе Блумсбери предвзятое (в Англии) , но они во всем мире. Лидером этой группы была Вирджиния, Всего написала 10 романов, автор большого количества эссе и литер. статей.

Статьи «Современная художественная проза», «Мистер Беннет и миссис Браун», «Своя комната».

В статье современная художественная проза Вирджиния дает оценку совр. литературы. Первую группу она называет материалисты (реалисты), а вторую спиритуалисты (дух).

Писателей предыдущих поколений она называет за то что они сосредоточены на изобр. мира.

Материалисты, не в состоянии передать непред. изменчивый мир. Она счит., что они подчняют мир логике сюжета, делая его механистичным.

С т.з. Вирджинии Вулф читатель знакомится в произведении реалис. с внешностью, общественным статусом и тд но не с духовным миром героев.

К группе спиритуалистов она причисляла себя и Джойса. У спиритуалистов другая задача, они

стремятся передать вечно ускользающую реальность. Фиксировать, то что обрушивается на человека каждую секунду. Она предлагает разрушить барьер между читателем и персонажем и смотреть на мир глазами героев. Свои идеи она последовательно выражает в своих романах.

«Миссис Деллоуэй» , «На маяк» - ярко отражается образ матери.

«Миссис Дэллоуэй»

Героини выражают идеальную героиню . Если герои которые живут материальным и те кто духовным, но есть и те кто соединяют в себе и то и то. «Часы» - рабочее название романа. Время действия романа – 1 летний день из жизни женщины это время обознач. лишь формально, но героиня путешествует по прошлому следовательно время условно.

Вторая линия связана с самоубийцей – своеобразный двойник героини. Цель изобразить не события а внутренний мир героя. Вирджиния изображ одно событие глазами разных героев, но не дает субъективной оценки. Изображает сознание героев, как комплекс разнонаправленных впечатлений. Сознание героев многовекторно. Практически все события излаг с тз конкрет. персонажа , авторская объективная тз. там отсутствует.

Кларисса Септимус



Материалисты:

Ричард, Бредшоу, Лукреция, Хью, Доум , Килман

Кларисса

Салли

 спиритуалисты: Септимус, Воли, Элизабет,


гармонию воплощает женщина, фигура матери.

В ХХ веке возникает образ рассказчика( недостоверный рассказчик)

1. мы не знаем что случилось в объективной реальности

2. Вирджиния В. никак не обоснов. переключение смены точек зрения.

Набор впечатлений вместо предмета. Прием потока сознания.

Вирджиния экспериментирует и с жанром биографии «Флаш» роман в жанре биографии. В основу романа легли факты из жизни поэтессы Элизабет Браунинг. Через восприятие собачки. Женщина =собаке в Викторианской эпохе. «Орландо» в образе героя романа Вирджиния изобразила английскую литературу. Действие романа относится к правлению Елизаветы I . Юноша прекрасен, аристократичен. На смертном одре Елизавета берет с Орландо обещание не стареть. В Англию приплывает корабль русских купцов и он влюбляется в девушку Сашу.

 «На маяк» путешествие постоянно откладывается. Миссис Ремзи мать, жена, привносит гармонию в повествовании. Во внутр. плане героиня ранима. М-р Ремзи подчиняет внутр мир, внешнему. Вулф изображает мужчин слабыми. Лили Бриско – образ художницу (творца)

Голос по ту сторону личности , не понятно кто это НАД СОЗНАНИЕ. Мы не можем воспринимать ничего субъективно. Чтобы стать творцом нужно убить в себе женщину мать.

 

 9 Жанр романа-антиутопии в европейской литературе 1 половины ХХ века.   

В I пол. XX века возникает новый жанр – роман-антиутопия. Его возникновение связано с общественно-политическими событиями ХХ века, происходившими как в Западной Европе, так и в России, разочарованием общественного сознания в идеях коммунизма и социализма, точнее в способах воплощения этих идей в реальность. Началом развития этого жанра в ХХ веке послужил роман русского писателя Е. Замятина «Мы», который был переведен на английский язык и впервые опубликован не на родине писателя, а в Европе. Романы-антиутопии в 1 пол. ХХ века создавали такие авторы, как Г. Уэллс, О. Хаксли, Дж. Оруэлл. Искусствовед Эрих Фромм указывал, что «новая трилогия» («Мы» Замятина, «О дивный новый мир» Хаксли и «1984» Оруэлла образуют контрапункт с трилогией позитивных утопии («Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Томазо Кампанелла и «Христианополь» Андреа).

Происхождение термина. Термин «антиутопия» включает в себя греческую приставку anti-, что значит «против» и корень «утопия», который также имеет сложное происхождение. Термин «утопия» восходит к греч. topos – место и приставке a- – «против», «не» или, по другой версии eu- – «благой», «хороший». Таким образом, слово «утопия», придуманное англичанином Томасом Мором в XVI веке, можно перевести либо как «страна, которого нет» либо как «блаженная страна». Антиутопия, следовательно, это произведение, направленное против утопии, но в каком смысле? Опровергающее утопические идеи или пародирующее их? В связи с этим, современные исследователи используют также термины «какотопия», «дистопия», негативная утопия, контрутопия (греч. kakos – дурной, dys – нарушение, лат. contra – против). Эти термины используются литературоведами и как синонимы и как обозначающие разные литературные явления.

Итак, по определению ЛЭС «Антиутопия, дистопия – это изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствии, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.

В. Чаликова определяет антиутопию следующим образом: «Это изображение общества преодолевшего утопизм и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты сиюминутность». Она отделяет антиутопию от дистопиии в зависимости от того, «что ненавистно автору: миф о будущем рае и сам этот рай как враждебный личности (антиутопия) или сегодняшний ад, который будет длиться и усилится в будущем (дистопия).

А.Ф. Любимова отмечает, что антиутопия исследует негативную модель технократического авторитарного общества как динамическую систему взаимодействия субъективно-объективных факторов в истории определенного социума.

В современном литературоведении рассматривается также вопрос, следует считать антиутопию жанром или наджанровым единством? Классические черты антиутопии выделены на основе романов Замятина, Хаксли и Оруэлла, но в следующих за ними произведениях устойчивая модель антиутопического романа реализуется не полностью. Л.Г. Михайлова считает, что утопия и антиутопия во 2 пол. ХХ века перестали существовать в чистом виде. Можно говорить об отдельных утопических и антиутопических мотивах в произведениях, а также об объединении утопии и антиутопии в рамках одного текста.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 1134.