Развитие реализма как литературного направления 1 половины ХХ века. Своеобразие реализма ХХ века.
параллельно с модернизмом развивается Реализм.
Модернисты говорят, что реалисты устарели, а реалисты с презрением относились к модернистам.
Во второй половине ХХв. появляется постмодернизм.
Реализм ХХв. сохраняет опору не гуманизм и очень подробно исследует проблему героики человека.
Понятие героики в ХХв очень сильно меняется. В ХХв. героем становится тот кто сохраняет способность быть человеком, не опускается.
Принцип ответственности за прошлое. Настоящее – результат прошлых поступков. Человек в ответе прошлое и будущее.
Критический пафос в реализме доминирует над категорией идеального. Изображают не лучшее, а критикуют действительность.
Герои реалистич. произведений часто терпят поражение. Типический характер в типичных обстоятельствах. Новые черты реализма возникают в ХХв. под влиянием модернизма. Модернисты увлекались увлекались психологией, усиливается психологизм под воздействием общих течений, реалисты противопоставляют собств. психологизм фрейдистскому.
В мире есть определенная логика и закономерность. Реалисты считают своей задачей объяснять закономерности бытия. Мир противоречив, но в нем есть смысл. Важнейшим св-вом человека является императив нравственного выбора. (кант) Стремление поступать нравственно не смотря на то что человек животное.
Реалистич. направления:
Южная школа (в литер. США)
Английское антиколониальное направление
Рассерженные молодые люди.
Жанрово видовое своеобразие литературы ХХв
Модернизм в лирике проявлялся как эксперимент.
Массовый отказ от существующих стихотворных форм.
Отказ от р рифмы и единого ритма
верлибр и свободный стих
верлибр – набор ритмических цитат на уровне ритма происходит отсылка к какому-то произведению.
общие тенденции
усиление психологизма
влияние кирематографа
тенденция мифологизации.
В ХХв. меняется отношение к мифу (миф плод человеческого сознания). Мифолог. сознание живет и сейчас оно трансформировалось, но многие части остались неизменными.
Возникает школа Мифокритики. В ХХв. мив признается элементом сознания. Создаются новые мифы. Авторы используют античные мифы, стремятся показать как возникает миф.
Модернистские направления во французской поэзии 1 половины ХХ века. Особенности сюрреализма и дадаизма как литературных направлений.
На нейтральной территории в Швейцарии встречаются представители разных стран (14 июля Цюрих).
ДАДАИЗМ
Тристан Тцара Основатель дадаизма («Первое небесное приключение господина Антипирина», 1916; «25 стихотворений», 1918; «7 манифестов дада»,) Антипирин – жаропонижающее, цель: охладить военный пыл.
В группу Дадаистов входили:
Фр-зы: Гвен Апполинер, Поль Элюар, Андре Бретон
Немцы: Хуго Баль, Курт Швиттерс, Рихард Гюльзенберг.
+ художники П.Пикассо, Кондинский (делали инсталяции)
Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»
дадаисты выступают против войны, их цель разрушить общество которое допустило войну.
Разрушить общество можно разрушив язык. Язык должен распасться до уровня бессмысленного лепета разложение языка до уровня фонем. Отказ от всех установленных норм.
отказ от единой ритмики ( используют ритмику детских песенок), отказ от знаков препинания, набор бессмысленных слов, верлибр (свободный стих), бессмысленные слоги, эксперимент с графич. написанием, языковой эксперимент – задача передать языковой хаос. использовали перфоманс. Симультанная поэзия - слова из разных языков. Мысль формируется во рту в то время обращали внимание на язык. 2 года продолжался эксперимент. сообщество распалось в нач. 20-х годов , но многие продолжили творить.
СЮРРЕАЛИЗМ
сверхреальность, надреальность. Автоматическое письмо, автоматический рисунок, запись сновидений. Дали, Элюар, Бретон
метод свободных ассоциаций
Читатель, зритель - смотрит, слушает, и входит в надреальность, воспринимая воспринимая на уровне подсознания. Отсутствуют знаки препинания. Основой стихотворения является ошеломляющий образ строится на сочетании не сочетаемого/парадоксального. Антибанальность, свободный стих. Цель – привлечь человека в ирреальность. Художники обратили внимание на подсознание.
Ж. П. Сартр
Писатель и самостоятельный философ. Помимо литер. произвед. писал и критические статьи.
Написал 2 философских эссе «Трансцендентность эго» «Воображение». В себе, для себя – два понятия.
В СЕБЕ - существование любой материальной вещи в число которых входит и человек.
ДЛЯ СЕБЯ - сущность сознания для которого характерна спонтанность к деланию себя, перед лицом пассивных существований.
Только человек который саморазвивается может стать категорией ДЛЯ СЕБЯ.
«Тошнота» -роман в котором Сартр доказал категорию ДЛЯ СЕБЯ. Главный герой Антуан Роконтен. Мир от лица героя (похож на повесть А.Камю «Посторонний») Антуан замечает что на него накатывает ощущение которое он называет «тошнота». Герой чувствует, что живет в мире наполненном бессмысленной пустотой. Состояние тошноты становится продолжительным и он готов взять ножик и зарезать человека который его в этот момент раздражает. Он слышит песню и ощущение тошноты отступает.
Музыка – она есть пораждение ДЛЯ СЕБЯ, следовательно мир абсурден, но искусство способно прорваться в ДЛЯ СЕБЯ. Искусство доступно не всем. Через искусство ( герой начинает писать роман) герой попробует пройти в др. пространство.
Евнина (писала монографию по тв-ву Сартра).
- Сартр сосредоточен на процессах субъективного мышления.
- По особому воспринимается сознание (механическое собрание независимых друг от друга состояний)
Сознание героя Сартра оторвано от жизни.
Другой человек воспринимается как человек посягающий на свободу личности.
Постоянное и упорное снятие романтики со всех жизненных явлений.
Драматургия Сартра. Черты экзистенциальной драмы:
свобода, выбор, вина, ответственность, другой.
Через некоторые драмы проходит несколько категорий.
1 экзистенциальная драма – драма идей, а не характеров (основной конфликт разворачивается на философском , идейном уровне
2 психологизм снижен
3 герой часто воплощает определенную философскую категорию
· экзистенциальный герой - воплощает центральную авторскую идею (Орест, Гетц) Этот герой стоит над толпой, именно этим выбором определяется судьба, этот герой как правило одинок, и знает причины своего одиночества.
· Использование мифологических или исторических сюжетов.
· Сила героя зависит от того носителем какой идеи он является.
А. Камю
Камю выделял в своем творчестве три этапа, которые назвал «кругами». В первый из них — «Круг Абсурда» — он включил роман «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), пьесы «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944). Философскую основу этих произведений составляет экзистенциалистское утверждение абсурдности бытия и непознаваемости мира. Первоначально Камю исповедовал концепцию «романтического экзистенциализма», которую выразил в формуле «абсурд царит, спасает любовь». Героем абсурда стал для Камю легендарный Сизиф, сознающий, что труд его бесцелен, но доблестно исполняющий свое предназначение. В романе «Посторонний» центральный персонаж пытается создать для себя некий оазис непосредственно-чувственного существования, где человек остается наедине с природой и своими инстинктами. Это приводит к бессмысленному убийству, суду и казни, которую преступник считает несправедливой: с его точки зрения, общество мстит ему скорее за то, что он не плакал на похоронах матери. В драматургии Камю отдавал предпочтение известным сюжетам, стремясь выявить «общечеловеческую» значимость каждого конкретного события. В основу «Недоразумения» положена фольклорная ситуация: родные не узнают и убивают человека, вернувшегося домой после долгого отсутствия. «Недоразумение в гостинице» служит в пьесе доказательством трагического одиночества людей: мать и дочь в течение многих лет грабят богатых постояльцев, подсыпая им снотворное, и очередной жертвой становится их сын и брат.
Проблематика «Калигулы» имеет точки соприкосновения с «Кругом Бунта» (второй этап творчества), куда вошли роман «Чума» (1947), пьесы «Осадное положение» (1948) и «Праведные» (1949), а также философский трактат «Бунтующий человек» (1951). В этих произведениях главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. В романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка Оран в Алжире. В изолированном от мира сообществе раскрываются характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себя в борьбе с болезнью и бесстрашно исполняют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покоряются судьбе. В «Осадном положении» Чуму олицетворяет унтер-офицер в черном мундире: с помощью секретарши-Смерти он превращает средневековый город в концлагерь новейшего типа. Пьеса написана по образцу испанских ауто и французских мистерий, отсюда сознательная условность времени действия и развязки: правлению Чумы приходит конец, как только находится человек, преодолевший страх перед смертью, и его жертвы достаточно для освобождения сограждан. Иначе раскрывается тема бунта в последней пьесе Камю.
Историческая основа «Праведных» — убийство великого князя Сергея Александровича, организованное в 1905 группой Б. Савинкова. Камю специально изучал русский терроризм — эти материалы он использовал в очерке «Деликатные убийцы» (1948) и в трактате «Бунтующий человек» — однако в пьесе стремился устранить реальные приметы времени. Проблема революционной этики поставлена в плане извечного антагонизма цели и средств: герои «Праведных» во имя свободы готовы посягнуть на жизнь человека. Выход из противоречия драматург находит в позиции центрального персонажа: за жизнь великого князя он отдает собственную и воспринимает смертный приговор как искупление, поскольку отвергает тиранию «революционной пользы», которой можно оправдать любое насилие, бесчестье и даже личную выгоду. Философское осмысление этой коллизии дано в трактате «Бунтующий человек», где Камю четко формулирует, что «абсолютное отрицание» ведет ко вседозволенности и преступлениям. Противопоставление «бунта» (изначально присущего человеку) и «революции» (опасной утопии, ведущей к новым формам угнетения) вызвало негодование «левой» критики: наиболее резкие оценки принадлежат Сартру, который назвал бывшего друга «буржуа» — самое страшное оскорбление для французского интеллектуала тех лет.
К наиболее значительным произведениям третьего «круга» относятся роман «Падение» (1956) и сборник новелл «Изгнание и царство» (1957). В романе Камю фактически сводит счеты с экзистенциализмом, показывая «ложного пророка», который сначала был вполне уравновешенным мещанином, затем ощутил себя «абсурдным героем» и пришел к убеждению, что «неба нет», а на третьей стадии развития осознал эгоистическую сущность своей «гуманности», которая служила ему лишь для ублажения собственных прихотей. В новеллах Камю сделал попытку примирить потребность в абсолютной свободе с тяжкой необходимостью существовать в реальном мире: его герои — одинокие «изгнанники» в жизни — устремляются к морю и звездам как к вечным символам красоты.
Из лекции
1 этап «посторонний» - повесть 1940г. получает приглашение переехать в Париж и работать там журналистом . В Париже публикуются ранние произведения.
2 этап после Второй Мировой войны (1 сентября 1939 — 2 сентября 1945)
«миф о Сизифе» философский труд, «Чума» - роман и 2 пьесы « «Осадное положение» 1948 , «Праведные» 1949
разделение на 3 этапа связанно с изменениями в сознании автора
1 этап – Камю разделяет позицию экзистенциалистов
2 этап – Камю приходит к тому, что занимает несколько другую тачку зрения относительно Сартра.
3 этап 1951 памфлет - «бунтующий человек», повесть –«Падение» , публикуется сборник «изгнание из царства»
погиб в 1960
«Посторонний» повесть написана от лица героя, дневник, исповедь о своей жизни, преступлении.
Мерсо – от mort смерть или mer море. Герой, которому Камю дал определение : Единственный Христос, которого мы заслуживаем»
Повествование начинается и заканчивается смертью. Мерсо не понимает смерть матери (суть происходящего). Его беспокоят физические состояния (хочется пить, курить, жарко) и то что будут ругать на работе ( спрашивать о матери, придется претворяться, принимать сочувствие). Он описывает не чувства, а ощущения. Он посторонний на похоронах матери. Герой осознал, что мир абсурден, значит нет смысла ни в чем. Жизнь и смерть не имеют смысла. Мерсо не пытается избежать ответственности. Для окружающих непонятно поведение Мерсо. Общество судит его за то, что он отличается, за то что он выпадает из окружающего мира. Единственное, что выводит героя из себя – разговор со священником.
Если мир абсурден, нечего трепыхаться – ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философия самоубийц.
« Миф о Сизифе» Сизиф герой абсурдного мира, за бессмысленный поступок наказывается бессмысленной работой. Камю говорил, что Сизиф принимает труд, как результат своего поступка, страдания помогают совершенствовать душу человека.
«Чума» роман Риэ – воплощает идею мифа о Сизифе (у него есть дело) В роман вводится пограничная ситуация. Чума приходит неожиданно. Выживет ли герой или умрет зависит от его философской позиции. в романе «чума» философия героев проявляется: пограничной ситуацией
чума – абсурдный мир, смертельная болезнь, фашизм/ война.
Материалисты:
Ричард, Бредшоу, Лукреция, Хью, Доум , Килман
Кларисса
Салли
спиритуалисты: Септимус, Воли, Элизабет,
гармонию воплощает женщина, фигура матери.
В ХХ веке возникает образ рассказчика( недостоверный рассказчик)
1. мы не знаем что случилось в объективной реальности
2. Вирджиния В. никак не обоснов. переключение смены точек зрения.
Набор впечатлений вместо предмета. Прием потока сознания.
Вирджиния экспериментирует и с жанром биографии «Флаш» роман в жанре биографии. В основу романа легли факты из жизни поэтессы Элизабет Браунинг. Через восприятие собачки. Женщина =собаке в Викторианской эпохе. «Орландо» в образе героя романа Вирджиния изобразила английскую литературу. Действие романа относится к правлению Елизаветы I . Юноша прекрасен, аристократичен. На смертном одре Елизавета берет с Орландо обещание не стареть. В Англию приплывает корабль русских купцов и он влюбляется в девушку Сашу.
«На маяк» путешествие постоянно откладывается. Миссис Ремзи мать, жена, привносит гармонию в повествовании. Во внутр. плане героиня ранима. М-р Ремзи подчиняет внутр мир, внешнему. Вулф изображает мужчин слабыми. Лили Бриско – образ художницу (творца)
Голос по ту сторону личности , не понятно кто это НАД СОЗНАНИЕ. Мы не можем воспринимать ничего субъективно. Чтобы стать творцом нужно убить в себе женщину мать.
9 Жанр романа-антиутопии в европейской литературе 1 половины ХХ века.
В I пол. XX века возникает новый жанр – роман-антиутопия. Его возникновение связано с общественно-политическими событиями ХХ века, происходившими как в Западной Европе, так и в России, разочарованием общественного сознания в идеях коммунизма и социализма, точнее в способах воплощения этих идей в реальность. Началом развития этого жанра в ХХ веке послужил роман русского писателя Е. Замятина «Мы», который был переведен на английский язык и впервые опубликован не на родине писателя, а в Европе. Романы-антиутопии в 1 пол. ХХ века создавали такие авторы, как Г. Уэллс, О. Хаксли, Дж. Оруэлл. Искусствовед Эрих Фромм указывал, что «новая трилогия» («Мы» Замятина, «О дивный новый мир» Хаксли и «1984» Оруэлла образуют контрапункт с трилогией позитивных утопии («Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Томазо Кампанелла и «Христианополь» Андреа).
Происхождение термина. Термин «антиутопия» включает в себя греческую приставку anti-, что значит «против» и корень «утопия», который также имеет сложное происхождение. Термин «утопия» восходит к греч. topos – место и приставке a- – «против», «не» или, по другой версии eu- – «благой», «хороший». Таким образом, слово «утопия», придуманное англичанином Томасом Мором в XVI веке, можно перевести либо как «страна, которого нет» либо как «блаженная страна». Антиутопия, следовательно, это произведение, направленное против утопии, но в каком смысле? Опровергающее утопические идеи или пародирующее их? В связи с этим, современные исследователи используют также термины «какотопия», «дистопия», негативная утопия, контрутопия (греч. kakos – дурной, dys – нарушение, лат. contra – против). Эти термины используются литературоведами и как синонимы и как обозначающие разные литературные явления.
Итак, по определению ЛЭС «Антиутопия, дистопия – это изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствии, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.
В. Чаликова определяет антиутопию следующим образом: «Это изображение общества преодолевшего утопизм и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты сиюминутность». Она отделяет антиутопию от дистопиии в зависимости от того, «что ненавистно автору: миф о будущем рае и сам этот рай как враждебный личности (антиутопия) или сегодняшний ад, который будет длиться и усилится в будущем (дистопия).
А.Ф. Любимова отмечает, что антиутопия исследует негативную модель технократического авторитарного общества как динамическую систему взаимодействия субъективно-объективных факторов в истории определенного социума.
В современном литературоведении рассматривается также вопрос, следует считать антиутопию жанром или наджанровым единством? Классические черты антиутопии выделены на основе романов Замятина, Хаксли и Оруэлла, но в следующих за ними произведениях устойчивая модель антиутопического романа реализуется не полностью. Л.Г. Михайлова считает, что утопия и антиутопия во 2 пол. ХХ века перестали существовать в чистом виде. Можно говорить об отдельных утопических и антиутопических мотивах в произведениях, а также об объединении утопии и антиутопии в рамках одного текста.
Б. Брехт
Мечтая стать врачом, пошел на фронт санитаром. Меняет свой взгляд на будущее. Начинает писать стихи и пишет их на протяжении всей жизни, возникает идея реформировать театр.
Свои взгляды изложил в нескольких статьях:
«О не аристотелевской драме», «Новые принципы актерского мастерства», «Новый органон для театра»
его театральная система ЭПИЧЕСКИЙ театр.
Предложил отказаться от традиц. деления на роды ЭПОСА,ЛИРИКИ, ДРАМЫ
Используют лирич. фрагменты которые становятся ЗОНГАМИ (песнями)
Называет свой театр не неаристотелевым предлагает отказаться от идеи катарсиса (в трактате поэтика Аристотеля) Катарсис – очищение через страдание.
Исходит из утверждения что зритель испытывая катарсис при просмотре пьесы, привыкает, что страдание есть в жизни.
Брехт предлагает заменить идею сопереживания героя, идеей размышления над его судьбой.
Во время спектакля мы попадаем под действие театральной иллюзии. Брехт считает,что театральную иллюзию нужно разрушить. Зритель должен помнить, что он видит не реальных людей и зритель должен воспринимать.
Приемы с помощью которых театральная иллюзия разрушается.
· Зонг песня прерывающая действие, песня может быть характеристикой героя , может излагать идеи автора, может настраивать на дискуссию, спор (этот прием используется Марком Захаровым)
· использует движение декораций, плакаты, лозунги, освещение
· использовал цирковые номера, клоунаду
Одна из основных задач Брехтовского театра добиться эффекта ОТЧУЖДЕНИЯ
Брехт старается разрушить стереотипы, посмотреть на привычные вещи с непривычной стороны Часто для своих пьес выбирают старые сюжеты, фольклорные сюжеты разных народов. «Добрый человек из Сычуаня», «кавказский меловой круг»
«Трехгрошовая опера» за основу Брехт взял пьесу «Опера нищих», Стихи для арий писал сам. Лондонское дно воры, нищие, проститутки. Полли влюбилась в бандита Мэкки Ножа. Условная свадьба воры наворовали и на свадьбу приходит друг – офицер Пантера Браун.
Действие происходит викторианской Англии, в лондонском районе Сохо. «Нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют». На ярмарке уличный певец рассказывает о похождениях местного бандита Мэкки-Ножа, неофициального, но истинного хозяина района, чьи преступления остаются безнаказанными. Среди его слушателей и сам Мэкхит, собирающийся жениться на красотке Полли Пичем, отец которой тоже местный авторитет, но на другом поприще: он предводитель лондонских нищих. В разделённом на четырнадцать районов Лондоне всякий желающий заниматься нищенством должен выправить лицензию у фирмы «Джонатан Джеремия Пичем и Кo». Помимо платы за лицензию и «экипировку» в соответствии с «пятью основными типами убожества, способными тронуть человеческое сердце», фирма Пичема получает и 50 процентов от ежедневной выручки. Однако Пичем не собирается выдавать свою дочь замуж — ни за Мэкхита, ни за кого бы то ни было.
В трущобах Сохо, в конюшне, которую подручные Мэкхита с помощью украденной, не без кровопролития, мебели и ковров превращают в роскошное помещение, Полли в тайне от родителей справляет свою свадьбу с бандитом. Не сумев предотвратить свадьбу, Пичем пытается избавиться от зятя с помощью полиции: Мэкхит давно заслужил виселицу. Но шеф лондонской полиции Браун и Мэкхит — старые друзья, когда-то они вместе служили в Индии и с тех пор оказывают друг другу услуги: «Не было случая, — говорит Мэкхит, — чтобы я, простой грабитель… вернулся с добычей и не передал части её, солидной части, своему другу Брауну в знак и свидетельство моей неизменной верности. …Не было также случая, чтобы он, всемогущий шеф полиции, назначил облаву, не известив об этом друга своей юности…» Браун уступает доводам Пичема, но тут же, с помощью Полли, предупреждает Мэкхита о предстоящем аресте.
Мэкхит собирается целиком переключиться на банкирскую деятельность: это и прибыльнее, и безопаснее. Поскольку респектабельному банкиру головорезы не нужны, он составляет для Брауна список своих сообщников и, передав все дела Полли, исчезает.
Госпожа Пичем, не полагаясь на Брауна, подкупает проституток, к которым часто наведывается Мэкхит. Как она и предполагала, король лондонских бандитов, вместо того чтобы покинуть город, приходит в публичный дом, и бывшая подружка, Дженни-Малина, сдаёт его констеблю Смиту. Полицейские доставляют Мэкхита в тюрьму, — Браун в отчаянии, тем более что начальник тюрьмы зол на Мэкхита за интрижку с его дочерью, Люси. Сама же Люси негодует по поводу его женитьбы на Полли. Но Мэкхит заявляет, что и не думал жениться и предлагает девушке руку и сердце; и даже когда в тюрьму приходит Полли, он продолжает настаивать на том, что не женат. Люси помогает Мэкхиту бежать.
Недовольный действиями Брауна Пичем решает подставить шефа полиции: организует выступление нищих, чтобы испортить празднества по случаю коронации демонстрацией голода и нищеты. Шантажируя Брауна, для которого парад нищих чреват отставкой, Пичем добивается ареста Мэкхита, ещё раз преданного проститутками. В тюрьме, в ожидании казни, Мэкхит пытается подкупить констебля Смита, но ни Полли, ни соратники не могут доставить ему необходимую сумму; или не хотят: даже проститься с главарём приходят далеко не все, ведь коронации случаются не каждый день. Мэкхит всходит на эшафот. Но тут верхом на коне появляется королевский вестник — Браун: по случаю коронации королева повелевает освободить капитана Макхита, одновременно дарует ему звание потомственного дворянина, замок Мармарел и пожизненную ренту в десять тысяч фунтов. Все ликуют; финальных хор призывает быть терпимее к злу.
Мамаша кураж
Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны, обернувшейся для Германии национальной катастрофой, — войны, в которой фактически не было победителей[2].
Весна 1624 года; шведский военачальник Аксель Оксеншерна набирает войско для похода на Польшу, однако вербовка идёт плохо. Фельдфебель и Вербовщик встречают на дороге фургон маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж. По дорогам войны она скитается со своими взрослыми сыновьями Эйлифом и Швейцеркасом и немой дочерью Катрин. Пока Фельдфебель заговаривает зубы мамаше Кураж, Вербовщик обрабатывает её старшего сына. Несмотря на протесты матери, предсказывающей ему скорую гибель, Эйлиф уходит с Вербовщиком.
Проходит два года. В Польше, у палатки шведского военачальника, мамаша Кураж торгуется с его поваром-голландцем по поводу каплуна; военачальник появляется вместе с Эйлифом, который, как выясняется, совершил подвиг: отбил у крестьян 20 голов скота, изрубив при этом четверых. Полковой священник оправдывает Эйлифа: «Господь наш умел сотворить из пяти хлебов пятьсот, ему и нужды не было. Потому и мог он требовать: люби ближнего своего. Ибо люди сыты были. Ныне не те времена».
Проходит ещё три года; Швейцеркас стал казначеем Финского полка, в который влилась и мамаша Кураж со своим фургоном. Война «наладилась», и дела у неё идут — грех жаловаться. Давняя встреча у палатки военачальника произвела неизгладимое впечатление на повара-голландца, — в сопровождении священника он приходит к Кураж поговорить о политике, об этой войне, где, по его словам, «немножко грабёж, немножко резня, немножко поджигательство и, не забыть бы, немножко изнасилие». Тем временем приближаются католики, армия лютеран стремительно отступает, исчезает вслед за ней и повар, — вместе с не успевшим скрыться священником, дочерью и Швейцеркасом, в последний момент прибежавшим к матери, чтобы спрятать в её фургоне полковую казну, Кураж оказывается на территории, занятой католиками.
Честного Швейцеркаса тяготит то, что солдаты по его вине не получают жалование, он решает добраться всё-таки до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея. Кураж, чтобы подкупить фельдфебеля (Одноглазого) и спасти сына, которому грозит смертная казнь, готова заложить свой фургон; бывшая полковая проститутка Иветта, ставшая подругой полковника-католика, даёт Кураж под залог 200 гульденов и сама ведёт переговоры с фельдфебелем. Однако выплатить долг Кураж рассчитывала из полковой казны, от Иветты она узнаёт: под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Выкупать фургон не на что, — Кураж просит Иветту поторговаться, снизить «выкуп» за сына до 120 гульденов: на оставшиеся 80 можно будет начать всё сначала. Пока Кураж торгуется, Швейцеркаса приговаривают к смертной казни; Кураж соглашается отдать все 200 гульденов, но — поздно.
Прошло ещё несколько лет; мамаша Кураж со своим фургоном исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф, и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир — разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее она рада миру: по крайней мере второго сына война у неё не отнимет. У её палатки вновь появляется повар, — в полку давно не платят жалование, и он на мели. Приходит и Иветта, теперь уже вдова полковника; в поваре она узнаёт погубившего её дон-жуана: за ним она когда-то отправилась на войну и в результате стала проституткой. Повар не принимает её претензии: в конце концов, на войне она нашла своё счастье.
Кураж отправляется на базар — продать свой товар, пока за него хоть что-то могут заплатить; в её отсутствие под конвоем приводят Эйлифа: он повторил свой давний «подвиг» — отобрал у крестьянина скотину, зарезав при этом хозяйку; но в мирное время за это расстреливают, и повидаться с матерью ему разрешили перед казнью. Кураж возвращается со своим товаром и счастлива тем, что не успела его продать: оказывается, мир закончился и уже третий день опять идёт война. Она вновь отправляется в путь и берёт с собой повара, который ничего не рассказывает ей об Эйлифе.
Осень 1634 года, «война за веру» идёт уже шестнадцать лет. «Германия потеряла больше половины своего населения. Кто уцелел от резни, того уносит мор. В некогда цветущих краях свирепствует голод. Волки бродят по улицам сгоревших городов». И повару, и Кураж надоело скитаться, торговля не идёт: людям нечем платить, — повар получает известие о том, что его мать умерла от холеры и в наследство ему достался маленький трактир; он зовёт с собой Кураж, но — без Катрин: троих его трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.
Два года Кураж и Катрин скитаются по Германии в обозе войска. Фургон останавливается на ночь у крестьянского дома, и Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк. Катрин поднимает тревогу и гибнет. Оплакав дочь, Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю». Песнь о великом смирении.
Интеллектуальный роман
особый тип героя, герой – интеллектуал занимающийся научной деятельностью, рассчитан на подготовленного читателя который понимает аллюзии, в основе как правило научно-интеллектуальная идея. которая в романе осмысляется особым образом. В основе гуманитерные науки, связь с искусством.
Г. Гессе « Степной волк» в основе теория К. Г. Юнга
Т. Манн «Доктор Фаустус» в основу легла музыкальная теория ДОДЕКАФОНИЯ (разраб. Венская муз. шк.)
Тексты рассчитаны на понимающую публику.
Т. Манн в 1900 г дебютировал с романом «Буденброкки» Пришел в литературу как писатель реалистического толка, роман в жанре семейной саги. Использует понятие бюргерства.
1924 «Волшебная гора»
использует достижений модернизма, проводит ряд экспериментов в предисловии к роману писал, что он предпринял попытку выключить время путем использования лейтмотива, магической формулы которое то предвосхищает то предвосхищает событие то возвращает к предыдущему и служит средством для того чтобы внутренняя целостность романа ощущалась непрерывно на всем его протяжении.
Роман эксперимент в области художественного пространства и времени . Актуальная модернизация романа воспитания и в то же время пародии на него.
Традиционный роман воспитание строится на воспитании личности, что влияет на развитие личности (общество и среда) (Бальзак и Флобер)
Т. Манн разрабатывает новый жанр использует мифологический мотив Легенда о Тангейзере. Средневековая легенда о трубадуре попадающем на гору задерживает его фея на 7 дней, а пускается и узнает что прошло 7 лет.
Главный герой – Ганс Кастор приезжает навестить брата . Время на волшебной горе как бы выключается . Спуститься сможет только когда пройдет точку роста , найдет смыл жизни , перестанет плыть по течению.
Герой встречается со смертельной болезнью – экзистенциальный выбор. Встречается с рядом персонажей каждый из которых рассказывает о своей позиции. Мотив ложных и подлинных учителей.
Леон Авто – говорит что миром должна править элита, люди глупы по своей природе.
Лидовико Септебрани - просветитель, республиканец считает что человечество необразованно, нужно научить.
Пепекорн – воплощает в себе идею сверх человека нитшанского.
каждая позиция в чем то ограничена. Судьба персонажа зависит от того насколько жизнеспособна его теория.
Ганс встречает Королеву фей. Снег – глава в которой герой заблудился в лесу идей. В лесу герой понимает себя, зачем он живет и после этого гора отпускает его.
Роман на пересечении интеллектуального романа / философского/ романа воспитания
Доктор Фаустус
В романе описывается жизнь вымышленного персонажа, Адриана Леверкюна, с раннего детства до скоропостижной смерти. Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. В то время как Леверкюн, вдохновляемый демонами, приближается к своему судному дню, немецкое общество берёт политический курс на нацизм.
Описанная в XXII разделе композиторская техника Адриана Леверкюна повторяет в редуцированном виде постулаты додекафонной техники австрийского композитора, главы нововенской школы Арнольда Шёнберга. Жизненный путь Леверкюна перекликается с биографиями многих других выдающихся личностей, а в идейном отношении соотносится с судьбой немецкой культуры в целом, как ее воспринимал Манн в годы Второй мировой войны.
переходное произведение между модернизмом и постмодернизмом. аллюзия на Ницше (так же болел не хорошей болезнью) Додекофоние 7 нот заменить на 12 тонов. Произведение строится путем перебора 24 тонов. Дьявол фактически излагает мысли Леверкюна. Искусство – умение общаться с техникой. В основ е вопрос о сущности ис-ва исво+техника или ис-во +душа.
Запрет на любовь. Тема разочарования в жизни, запрет на творчество, ложной жизни. Роман перенасыщен аллюзиями , ссылками. Аллюзии на Ницше, Гете, Достоевского, Баха, Бетховена, шк додекофонии.
15. Итальянский модернизм. Особенности эстетической концепции Л. Пиранделло на примере романа «Покойный Маттио Паскаль»
Очень долгое время Италии как отдельной страны не существовало. В XIX веке шла борьба за объединение в некое национальное(националистическое?) государство. В это время «когда звучат пушки, музы молчат».
Александро Мадзони «Обреченная» - романы XIX века почти неизвестны.
В ХХ веке появляются авторы, которые заявили о себе: Пиранделло и Умберто Экко
Возникает ряд модернистских направлений.
Футуризм
(Ф.Т. Маринетти 1876-1944)
Футуристы направлены в будущее, будущее должно строится по новым канонам. Приветствуют машинизацию жизни. Характерен образ человека-машины.
В первом манифесте Маринетти пишет: «Рождается новый кентавр – человек на мотоцикле»
Установка на свободу творчества. Освободиться от догматов, условностей, традиций. Всё сочетается с агрессив. и апологией войны.
Они воспринимали войну как средство очищения.
!! Разрыв с традициями. Новые формы – новые элементы того что происходит в обществе.
Гермитизм – от лат. герметикус – скрытный спрятанный
Монтале 1896-1981
Унгаретти 1892-1970
Квазимодо 1901-1968
Отвергали поэтическую действительность, стремились уйти в глубины переживаний.
Замкнутость/Закрытость – принципиальная нечитаемость текста без углубленных размышлений.
МОДЕРНИСТЫ ЕСТЬ ИЛИТА потому что необразованным их не понять (okay.. :C)
В каждом стихотворении должен содержаться некий подтекст, некая тайна, которую может разгадать только внимательный читатель.
2. Веризм – истинный, правдивый
(Луиджи Капуано)
Итальянский вариант натурализма. Основные положения в работах Капуаны «О современном театре»
«Очерке современной литературы»
Веризм базируется на фи лософии позитивизма (правдиво то что подтверждается практическим опытом). Цель направления: беспрестрастно научное изучение действительности среды в которой формируется характер философии.
Веристы исходили из того что истина человека определяется исключительно физиологией.
Основной жанр - новелла
С точки зрения веризма новелла должна представлять зарисовку с натуры – кусок действительности. В сжатой форме давалась психологическая обрисовка характера. Неожиданных поворотов и неожиданного конца нет!!
Роман должен представлять «серию кусков действительности»
Центральным конфликтом является противоречние между потребностями человека и средой. В условиях этого конфликта проявляется логика подсознания человека. Характер развивается в столкновении со средой.
Общая характеристика литературного процесса 1 половины ХХ века факторы повлиявшие на литературу, тенденции, направления.
основные тенденции в развитии литер проц ХХ в.
Две концепции:
· 1 половина 1900- 1945
2 половина 1945 – 2000
первая половина 1900 -1914, 1918 -1945
вторая половина 1945 - 1968 , 1968 - 2000
· 1914- 1945 литература первой половины ХХ в.
но входят и произведения написанные до 1914. Литература этого периода связанна с историч. и обществ событиями
Исторические события часто становятся темой произведений. Изображение войны, потерянного поколения, отклики на общественные и политические события.
Апложированная литература – литература в которой автор не скрывает свои политические взгляды и мировозрение.
Философские направления влияют на литературу напр. экзистенциализм А.Камю «хочешь быть философом – пиши романы»
На литературу ХХ в. сильно повлияло развитие науки. гуманитарных наук, психология оказала большое влияние на литературу. Изучались философские и психологические исследования.
З.Фрейд «Либидо»
На теории Фрейда основывались многие произведения.
К.Г.Юнг теория архитипов (Г.Гессе Степной волк)
У. Джеймс ввел понятие ПОТОКА СОЗНАНИЯ, появляется жанр романа потока сознания и прием потока сознания.
на литер. влияет развитие филолог. наук.
Многие авторы имеют филологическое образование. Они используют аллюзии на прошлые произведения. возникают интертекстуальные коды.
Литература ХХ в. сложна для восприятия. Формируется новый тип сознания который приводит к появлению нового литер. направ. МОДЕРНИЗМА
Модернизм «модерн» современный. Впервые этот термин использовала В. Вульф
ХХ век Война многие не понимали смысла войны. Впервые применили оружие массового поражения. Люди живут в состоянии что все разрушается. Люди не уверенны в завтрашнем дне. Постоянные войны, революции, потрясения. Все плохо, а будет еще хуже. Многими утрачивается вера в Бога. Мир брошен Богом, смысла в жизни нет. Ощущение разрухи , трагичности , бессмысленности определяет новое сознание, мы стоим на краю – летим в пропасть. Каждый человек ощущает себя одиноким (беспомощным, каждый выживает как может) все гуманистические ценности утрачивают свой смысл.
Шпенглер «закат Европы», А.Швейцер «Распад и возрождение культуры», Хосе Ортега –и –Гассет «Дегуманизация искусства»
Происходят изменения в культурном коде, появляется массовая культура и литература.
В первой половине ХХ в ярко выражено расслоение литературы
авангардная л. (идущая в перед напр. экзистенциалисты, новые направления), классика, массовая л.
Авангард может войти или не войти в классику. Биллетристика использует эл-ты классики. Массовая литература – создаетсчя как продукт по образцам, она серийна, воспроизводит штампы.
ХХ век Война многие не понимали смысла войны. Впервые применили оружие массового поражения. Люди живут в состоянии что все разрушается. Люди не уверенны в завтрашнем дне. Постоянные войны, революции, потрясения. Все плохо, а будет еще хуже. Многими утрачивается вера в Бога. Мир брошен Богом, смысла в жизни нет. Ощущение разрухи , трагичности , бессмысленности определяет новое сознание, мы стоим на краю – летим в пропасть. Каждый человек ощущает себя одиноким (беспомощным, каждый выживает как может) все гуманистические ценности утрачивают свой смысл
Модернисты создают подчеркнуто элитарную литературу.
2 Модернизм как эстетическое и литературное направление, его специфика.
Модернизм «модерн» современный. Впервые этот термин использовала В. Вульф
ХХ век Война многие не понимали смысла войны. Впервые применили оружие массового поражения. Люди живут в состоянии что все разрушается. Люди не уверенны в завтрашнем дне. Постоянные войны, революции, потрясения. Все плохо, а будет еще хуже. Многими утрачивается вера в Бога. Мир брошен Богом, смысла в жизни нет. Ощущение разрухи , трагичности , бессмысленности определяет новое сознание, мы стоим на краю – летим в пропасть. Каждый человек ощущает себя одиноким (беспомощным, каждый выживает как может) все гуманистические ценности утрачивают свой смысл.
Модернисты создают подчеркнуто элитарную литературу.
характерные черты модерн. литер.
- уверенность в абсурдности и трагичности мира.
-трагическое мировосприятие.
подчеркнутая элитарнось.
В. Руднев. «Словарь культуры ХХв.» в нем содержится трактовка модернизма.
Модернизм – элитарно-экспериментальное направление в ис-ве которое противопоставляет себя философии позитивизма. и реалистической эстетике.
модернисты стремятся создать новые формы в ис-ве . Они изображают типичное, трагедию умирающего мира. По их мнению Искусство не имеет практического(реалистического) применения.
МОДЕРНИЗМ – общнн название для ряда литер. направлений. адекватных идее абсурдного мира. покинутого богом, утратившего смысл.
В сост. модернизма входят направления:
дадаизм (Герм. Фр.),
Сюрреализм (Фр),
экзистенциализм (Фр),
имажизм (Англ.)
экспрессионизм (герм)
ультраизм (Исп)
гермитизм (Итал)
футуризм (Итал)
параллельно с модернизмом развивается Реализм.
Модернисты говорят, что реалисты устарели, а реалисты с презрением относились к модернистам.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 413.