Особенности экзистенциальной драматургии. Драма А. Камю «Калигула» и отражение в ней философии экзистенциализма. Экзистенциальный герой в драме , система мотивов произведения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Черты экзистенциальной драмы:

свобода, выбор, вина, ответственность, другой.

Через некоторые драмы проходит несколько категорий.

1 экзистенциальная драма – драма идей, а не характеров (основной конфликт разворачивается на философском , идейном уровне

2 психологизм снижен

3 герой часто воплощает определенную философскую категорию

· экзистенциальный герой - воплощает центральную авторскую идею (Орест, Гетц) Этот герой стоит над толпой, именно этим выбором определяется судьба, этот герой как правило одинок, и знает причины своего одиночества.

· Использование мифологических или исторических сюжетов.

· Сила героя зависит от того носителем какой идеи он является.

 

Сюжет «Калигулы» заимствован из «Жизни двенадцати цезарей» Светония, где изображен маньяк на троне, повредившийся в уме после смерти своей сестры-любовницы и погибший под кинжалами заговорщиков. Камю довольно близко следовал за римским историком, но интерпретировал факты иначе. Калигула в пьесе — убийца по убеждению. Осознав неизбежность смерти, он проводит своеобразный «педагогический эксперимент»: его подданные должны понять абсурдность удела всех живущих. Над сюжетом «Калигулы» драматург работал с 1937 года, называя свою пьесу «трагедией счастливого человека»: в центре внимания была личная драма императора, а его преступления рассматривались как титанический вызов людям и богам. Вторая мировая война внесла коррективы в этот замысел: Камю переработал пьесу, значительно усилив тему сопротивления тирании. Проблематика «Калигулы» имеет точки соприкосновения с «Кругом Бунта» (второй этап творчества), куда вошли роман «Чума» (1947), пьесы «Осадное положение» (1948) и «Праведные» (1949), а также философский трактат «Бунтующий человек» (1951). В этих произведениях Альбера Камю главенствующим стало осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума.

 

Камю изображает Калигулу как сперва очень приличного молодого человека. Но внезапная смерть его сестры и возлюбленной резко меняет его характер и поведение. Отчаяние открывает ему ту истину, что правды нет в мире, а значит, нет ни добра, ни зла, ибо все лишено смысла.

Остается только сам человек со своей свободой, которой он и хочет воспользоваться. А так как власть императора безгранична, то он и хочет использовать ее в максимальной степени. Это значит, что он хочет стать грозным судьей для своих подданных. Он издевается над ними, и ему доставляет наслаждение смотреть на то, как они трепещут перед ним и раболепствуют, как угодливо улыбается ему сын убитого им отца, как холуйствует перед ним муж обесчещенной им женщины и т.д.

Но Камю показывает, что это ложный путь. Калигула ничего на нем не достигает, а самого его ждет возмездие. "Я избрал не тот путь, - признается Калигула незадолго до смерти, - он ведет в никуда. Моя свобода несостоятельна".

В предисловии к американскому изданию своей пьесы Камю пишет, что история Калигулы человечна и трагична, ибо "нельзя быть свободным против других людей".

Калигула-еще один герой абсурдного мира, мира без Бога, доказывающий свою свободу самым необузданным произволом, унижением других людей, "немотивированными преступлениями"

 

Камю утверждает что Клигула не был сумашедшим. Калигула после смерти Друзиллы переживает пограничную ситуацию

- мир абсурден

-герой свободен

Герой понимает свою свободу. Он хочет заставить подданных стать свободными.

Керея – понимает Калигулу, но считает его идею вредной.

Сципион – это калигула в молодости (по мнению Кулигулы)

мотив крови, бунта, луны

бунт – единственный бунтующий – Калигула.

мотив крови – убийства, преступления

мотив луны – символ невозможного, недосягаемого, холодная, равнодушная природа

Дата: 2019-07-24, просмотров: 1024.