Экзистенциализм во Франции есть в философии (развивался на протяжении всего ХХ века) и в литературе (развивался только во Франции в 30-40 е годы)
Позднее экзистенциальные образы, мотивы стали проявляться в других странах в 1-2 романах писателя и только мотивы.
Ж-П Сартр , Камю А. , Анджей (Вайда) – в литературе
Хайдеггер, Гуссерль, Ясперс - в философии
Экзистенция (существо/ сущность) в философии – суть человека как нерасчленимая целостность объекта и субъекта познания. ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ
В ХХ веке луди поняли, что есть подсознание.
феноменология – знание у человека возникает в сознании спонтанно. Познать себя можно только спонтанно.
Экзистенциалисты рассуждали, что любое живое существо сталкивается с единственной общей проблемой – смертью.
Пограничная ситуация - тк на грани жизни и смерти происходит познание собственного смысла жизни, познав свою экзистенцию человек обретает свободу.
Свобода понимается как высшая ценность.
Человек способен делать все.
Свобода человека проявляется не всегда, а только в ситуации выбора. Но человек не должен руководствоваться желаниями, интересами других людей.
Человек влияющий на выбор человека – ДРУГОЙ.
Экзистенциалисты рассматривают других как высшее зло.
Мир абсурден, а значит предугадать последствия выбора мы не можем. Человек не должен чувствовать ВИНУ, но он должен нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ( за свой выбор). Как только человек чувствует вину, значит он лишен свободы.
А. Камю
Камю выделял в своем творчестве три этапа, которые назвал «кругами». В первый из них — «Круг Абсурда» — он включил роман «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), пьесы «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944). Философскую основу этих произведений составляет экзистенциалистское утверждение абсурдности бытия и непознаваемости мира. Первоначально Камю исповедовал концепцию «романтического экзистенциализма», которую выразил в формуле «абсурд царит, спасает любовь». Героем абсурда стал для Камю легендарный Сизиф, сознающий, что труд его бесцелен, но доблестно исполняющий свое предназначение. В романе «Посторонний» центральный персонаж пытается создать для себя некий оазис непосредственно-чувственного существования, где человек остается наедине с природой и своими инстинктами. Это приводит к бессмысленному убийству, суду и казни, которую преступник считает несправедливой: с его точки зрения, общество мстит ему скорее за то, что он не плакал на похоронах матери. В драматургии Камю отдавал предпочтение известным сюжетам, стремясь выявить «общечеловеческую» значимость каждого конкретного события. В основу «Недоразумения» положена фольклорная ситуация: родные не узнают и убивают человека, вернувшегося домой после долгого отсутствия. «Недоразумение в гостинице» служит в пьесе доказательством трагического одиночества людей: мать и дочь в течение многих лет грабят богатых постояльцев, подсыпая им снотворное, и очередной жертвой становится их сын и брат.
Проблематика «Калигулы» имеет точки соприкосновения с «Кругом Бунта» (второй этап творчества), куда вошли роман «Чума» (1947), пьесы «Осадное положение» (1948) и «Праведные» (1949), а также философский трактат «Бунтующий человек» (1951). В этих произведениях главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. В романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка Оран в Алжире. В изолированном от мира сообществе раскрываются характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себя в борьбе с болезнью и бесстрашно исполняют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покоряются судьбе. В «Осадном положении» Чуму олицетворяет унтер-офицер в черном мундире: с помощью секретарши-Смерти он превращает средневековый город в концлагерь новейшего типа. Пьеса написана по образцу испанских ауто и французских мистерий, отсюда сознательная условность времени действия и развязки: правлению Чумы приходит конец, как только находится человек, преодолевший страх перед смертью, и его жертвы достаточно для освобождения сограждан. Иначе раскрывается тема бунта в последней пьесе Камю.
Историческая основа «Праведных» — убийство великого князя Сергея Александровича, организованное в 1905 группой Б. Савинкова. Камю специально изучал русский терроризм — эти материалы он использовал в очерке «Деликатные убийцы» (1948) и в трактате «Бунтующий человек» — однако в пьесе стремился устранить реальные приметы времени. Проблема революционной этики поставлена в плане извечного антагонизма цели и средств: герои «Праведных» во имя свободы готовы посягнуть на жизнь человека. Выход из противоречия драматург находит в позиции центрального персонажа: за жизнь великого князя он отдает собственную и воспринимает смертный приговор как искупление, поскольку отвергает тиранию «революционной пользы», которой можно оправдать любое насилие, бесчестье и даже личную выгоду. Философское осмысление этой коллизии дано в трактате «Бунтующий человек», где Камю четко формулирует, что «абсолютное отрицание» ведет ко вседозволенности и преступлениям. Противопоставление «бунта» (изначально присущего человеку) и «революции» (опасной утопии, ведущей к новым формам угнетения) вызвало негодование «левой» критики: наиболее резкие оценки принадлежат Сартру, который назвал бывшего друга «буржуа» — самое страшное оскорбление для французского интеллектуала тех лет.
К наиболее значительным произведениям третьего «круга» относятся роман «Падение» (1956) и сборник новелл «Изгнание и царство» (1957). В романе Камю фактически сводит счеты с экзистенциализмом, показывая «ложного пророка», который сначала был вполне уравновешенным мещанином, затем ощутил себя «абсурдным героем» и пришел к убеждению, что «неба нет», а на третьей стадии развития осознал эгоистическую сущность своей «гуманности», которая служила ему лишь для ублажения собственных прихотей. В новеллах Камю сделал попытку примирить потребность в абсолютной свободе с тяжкой необходимостью существовать в реальном мире: его герои — одинокие «изгнанники» в жизни — устремляются к морю и звездам как к вечным символам красоты.
Из лекции
1 этап «посторонний» - повесть 1940г. получает приглашение переехать в Париж и работать там журналистом . В Париже публикуются ранние произведения.
2 этап после Второй Мировой войны (1 сентября 1939 — 2 сентября 1945)
«миф о Сизифе» философский труд, «Чума» - роман и 2 пьесы « «Осадное положение» 1948 , «Праведные» 1949
разделение на 3 этапа связанно с изменениями в сознании автора
1 этап – Камю разделяет позицию экзистенциалистов
2 этап – Камю приходит к тому, что занимает несколько другую тачку зрения относительно Сартра.
3 этап 1951 памфлет - «бунтующий человек», повесть –«Падение» , публикуется сборник «изгнание из царства»
погиб в 1960
«Посторонний» повесть написана от лица героя, дневник, исповедь о своей жизни, преступлении.
Мерсо – от mort смерть или mer море. Герой, которому Камю дал определение : Единственный Христос, которого мы заслуживаем»
Повествование начинается и заканчивается смертью. Мерсо не понимает смерть матери (суть происходящего). Его беспокоят физические состояния (хочется пить, курить, жарко) и то что будут ругать на работе ( спрашивать о матери, придется претворяться, принимать сочувствие). Он описывает не чувства, а ощущения. Он посторонний на похоронах матери. Герой осознал, что мир абсурден, значит нет смысла ни в чем. Жизнь и смерть не имеют смысла. Мерсо не пытается избежать ответственности. Для окружающих непонятно поведение Мерсо. Общество судит его за то, что он отличается, за то что он выпадает из окружающего мира. Единственное, что выводит героя из себя – разговор со священником.
Если мир абсурден, нечего трепыхаться – ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философия самоубийц.
« Миф о Сизифе» Сизиф герой абсурдного мира, за бессмысленный поступок наказывается бессмысленной работой. Камю говорил, что Сизиф принимает труд, как результат своего поступка, страдания помогают совершенствовать душу человека.
«Чума» роман Риэ – воплощает идею мифа о Сизифе (у него есть дело) В роман вводится пограничная ситуация. Чума приходит неожиданно. Выживет ли герой или умрет зависит от его философской позиции. в романе «чума» философия героев проявляется: пограничной ситуацией
чума – абсурдный мир, смертельная болезнь, фашизм/ война.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 504.