Роман «Степной Волк» относится к жанру интеллектуального романа, в нем отразилась теория К.Г. Юнга
Роман отражает некоторые стадии лечения. Юнг утверждает, что любое сознанние содержит мужское и женское начало.
этапы:
1) осознание своей самостоятельности отдельная личность (3года)
2) осознание противоречивости собственной натуры (подростковый период)
3) человек осознает многогранность личности
4) этап взросления
В этом романе Гессе утверждает юнгианскую идеологию. Роман «степной волк» обладает чертами романа воспитания. Взросление, становление личности героя. Роман обладает сложной повествовательной структурой. В центре внимания структура личности героя. Предисловие издателя – часть романа которая так и называется. Повествование от племянника хозяйки квартиры, у женщины был жилец Гарри Галлер и эти записи представ вниманию автора.
Дневник Гарри Галлера взгляд изнутри 2 части
взгляд трактата
издатель 1 часть
Издатель – мещанин привыкший к порядку и относящийся с подозрением к Гарри Галлеру. Но постепенно он видит в Гарри черты незаурядной личности , развитый, но в нем есть что-то болезненное/ что-то не то
1 часть - взгляд со стороны из вне
2 часть – записки Гарри Галлера (степного волка) Дневник записки - иносказание то что переживал главный герой, некая условность.
трактат о степном волке от некого старика.
Сложная система ложного авторства
Недостоверный рассказчик.
В дневнике Гарри Галлер говорит, что он состоит из двух ипостасей человек и степной волк. Герою тяжело жить в этом состоянии. Герой говорит что в 50 лет сможет покончить с собой. Роман Гессе это полемика с романтизмом (филистеры и художники)
человек – обыватель, фелистер
волк – художник который вырывается за рамки обыденного
В романтич. картине мира или/или. Но герою хочется и уюта и покоя и в то же время быть не таким как все. Трактат можно принять рассказ от лица автора ( Юнга, Гессе, доктора) Душа Гарри похожа на сад, ее нельзя упрощать до 2 частей.
Его душа уникальна, это нужно принять, первоначально герой в это не верит, отрицает.Гарри приглашают гости к профессору, где он ссорится с хозяевами из-за портрета Гете.
В кафе встречает Гермину. (анимус и анима, Герман и гермина, мужское и женское начало), Германа знакомит его с Пабло . Гермина говорит: «Ты меня полюбишь и ты меня убъешь» После Герман проходит в магический театр.
-первая комната (охота на автомобили)
- выброс агрессии
- все девушки твои
- дрессировкастепных волков
-как убивают любовь
Пабло творит искусство, Гермина учит жить
двойники волк( Пабло, Гете, Моцарт) , человек (тетушкин племянник) , Гермина (мария)
Все герои двойники Гессе
Герман убивает Гермину, приобретает черты анимы. нужно стать целостным посредством убийства. Он встречается с Моцатром и Пабло. От ощущения раздвоенности нужно перейти к пониманию своей многогранности.
14 Особенности жанровой формы интеллектуального романа. Интеллектуальный роман в творчестве Томаса Манна ( на примере романа «Волшебная гора» или «Доктор Фаустут» - по выбору студента)
Интеллектуальный роман
особый тип героя, герой – интеллектуал занимающийся научной деятельностью, рассчитан на подготовленного читателя который понимает аллюзии, в основе как правило научно-интеллектуальная идея. которая в романе осмысляется особым образом. В основе гуманитерные науки, связь с искусством.
Г. Гессе « Степной волк» в основе теория К. Г. Юнга
Т. Манн «Доктор Фаустус» в основу легла музыкальная теория ДОДЕКАФОНИЯ (разраб. Венская муз. шк.)
Тексты рассчитаны на понимающую публику.
Т. Манн в 1900 г дебютировал с романом «Буденброкки» Пришел в литературу как писатель реалистического толка, роман в жанре семейной саги. Использует понятие бюргерства.
1924 «Волшебная гора»
использует достижений модернизма, проводит ряд экспериментов в предисловии к роману писал, что он предпринял попытку выключить время путем использования лейтмотива, магической формулы которое то предвосхищает то предвосхищает событие то возвращает к предыдущему и служит средством для того чтобы внутренняя целостность романа ощущалась непрерывно на всем его протяжении.
Роман эксперимент в области художественного пространства и времени . Актуальная модернизация романа воспитания и в то же время пародии на него.
Традиционный роман воспитание строится на воспитании личности, что влияет на развитие личности (общество и среда) (Бальзак и Флобер)
Т. Манн разрабатывает новый жанр использует мифологический мотив Легенда о Тангейзере. Средневековая легенда о трубадуре попадающем на гору задерживает его фея на 7 дней, а пускается и узнает что прошло 7 лет.
Главный герой – Ганс Кастор приезжает навестить брата . Время на волшебной горе как бы выключается . Спуститься сможет только когда пройдет точку роста , найдет смыл жизни , перестанет плыть по течению.
Герой встречается со смертельной болезнью – экзистенциальный выбор. Встречается с рядом персонажей каждый из которых рассказывает о своей позиции. Мотив ложных и подлинных учителей.
Леон Авто – говорит что миром должна править элита, люди глупы по своей природе.
Лидовико Септебрани - просветитель, республиканец считает что человечество необразованно, нужно научить.
Пепекорн – воплощает в себе идею сверх человека нитшанского.
каждая позиция в чем то ограничена. Судьба персонажа зависит от того насколько жизнеспособна его теория.
Ганс встречает Королеву фей. Снег – глава в которой герой заблудился в лесу идей. В лесу герой понимает себя, зачем он живет и после этого гора отпускает его.
Роман на пересечении интеллектуального романа / философского/ романа воспитания
Доктор Фаустус
В романе описывается жизнь вымышленного персонажа, Адриана Леверкюна, с раннего детства до скоропостижной смерти. Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. В то время как Леверкюн, вдохновляемый демонами, приближается к своему судному дню, немецкое общество берёт политический курс на нацизм.
Описанная в XXII разделе композиторская техника Адриана Леверкюна повторяет в редуцированном виде постулаты додекафонной техники австрийского композитора, главы нововенской школы Арнольда Шёнберга. Жизненный путь Леверкюна перекликается с биографиями многих других выдающихся личностей, а в идейном отношении соотносится с судьбой немецкой культуры в целом, как ее воспринимал Манн в годы Второй мировой войны.
переходное произведение между модернизмом и постмодернизмом. аллюзия на Ницше (так же болел не хорошей болезнью) Додекофоние 7 нот заменить на 12 тонов. Произведение строится путем перебора 24 тонов. Дьявол фактически излагает мысли Леверкюна. Искусство – умение общаться с техникой. В основ е вопрос о сущности ис-ва исво+техника или ис-во +душа.
Запрет на любовь. Тема разочарования в жизни, запрет на творчество, ложной жизни. Роман перенасыщен аллюзиями , ссылками. Аллюзии на Ницше, Гете, Достоевского, Баха, Бетховена, шк додекофонии.
15. Итальянский модернизм. Особенности эстетической концепции Л. Пиранделло на примере романа «Покойный Маттио Паскаль»
Очень долгое время Италии как отдельной страны не существовало. В XIX веке шла борьба за объединение в некое национальное(националистическое?) государство. В это время «когда звучат пушки, музы молчат».
Александро Мадзони «Обреченная» - романы XIX века почти неизвестны.
В ХХ веке появляются авторы, которые заявили о себе: Пиранделло и Умберто Экко
Возникает ряд модернистских направлений.
Футуризм
(Ф.Т. Маринетти 1876-1944)
Футуристы направлены в будущее, будущее должно строится по новым канонам. Приветствуют машинизацию жизни. Характерен образ человека-машины.
В первом манифесте Маринетти пишет: «Рождается новый кентавр – человек на мотоцикле»
Установка на свободу творчества. Освободиться от догматов, условностей, традиций. Всё сочетается с агрессив. и апологией войны.
Они воспринимали войну как средство очищения.
!! Разрыв с традициями. Новые формы – новые элементы того что происходит в обществе.
Гермитизм – от лат. герметикус – скрытный спрятанный
Монтале 1896-1981
Унгаретти 1892-1970
Квазимодо 1901-1968
Отвергали поэтическую действительность, стремились уйти в глубины переживаний.
Замкнутость/Закрытость – принципиальная нечитаемость текста без углубленных размышлений.
МОДЕРНИСТЫ ЕСТЬ ИЛИТА потому что необразованным их не понять (okay.. :C)
В каждом стихотворении должен содержаться некий подтекст, некая тайна, которую может разгадать только внимательный читатель.
2. Веризм – истинный, правдивый
(Луиджи Капуано)
Итальянский вариант натурализма. Основные положения в работах Капуаны «О современном театре»
«Очерке современной литературы»
Веризм базируется на фи лософии позитивизма (правдиво то что подтверждается практическим опытом). Цель направления: беспрестрастно научное изучение действительности среды в которой формируется характер философии.
Веристы исходили из того что истина человека определяется исключительно физиологией.
Основной жанр - новелла
С точки зрения веризма новелла должна представлять зарисовку с натуры – кусок действительности. В сжатой форме давалась психологическая обрисовка характера. Неожиданных поворотов и неожиданного конца нет!!
Роман должен представлять «серию кусков действительности»
Центральным конфликтом является противоречние между потребностями человека и средой. В условиях этого конфликта проявляется логика подсознания человека. Характер развивается в столкновении со средой.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1258.