Своеобразие модернизма в Германии. Основные черты  экспрессионизма как художественного направления в Германии в 10-20е годы ХХ века.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

реализм+модернизм

Модернистское направление – экспрессионизм. Выдавливать, выжимать, извлекать суть. Это направление было не только литерат. но и художественным. Проявился в разных видах ис-ва.

 В.Воррингер (искусствовед) в статье «Проблемы формы в готическом искусстве» поставил вопрос о сущности ис-ва. Разрушался социальный страх об-ва приводит к разрушению ис-ва. Он утверждает что мир абсурден, скатывается в хаос.

Неизменными остаются математика и логика (формулы) + порывы человеческого духа (эмоции)

извлечение вещей из хаоса.

В ужасном, хаотичном мире нужно увидеть неизменные вещи, неизменная суть.

Искусство экспрессионизм часто называли «искусством прямых линий».

Чистые эмоции. («крик»картинаЭдвард Мунк)

Деятельность группа МОСТ . Которая организуется в Дрездене.

Основ. деят. их позиций :

- простые формы

- новые ритмы

- интенсивность цвета

 

постепенно это группа разбилась на 3

-журналы «Буря»

-журнал «действие»

-«Белые листы»

 

Пикассо, Мунк

Георг Кайзер, А. Деблин, Г.Манн, 

 

Сильное влияние испытал Б.Брехт (создатель эпического театра)

 

Писатели экспрессионисты

– нужно выражать скрытую суть извлекать постоянное и вечное. Но автор должен выражать свое личное отношение.

- характеры утрированы, концентрированы, доведены до крайности .

Часто у них нет имени они обозначены по профессии, ярким деталям. , изображаются вечные конфликты.

Конфликт:

- отцов и детей,

- личность и общество

-Человек и механистическая цивилизация

- обязательная черта – активный автор

Позиция вторгаться в жизнь, встрев., побужд. к жизни, действию

Ведущий жанр - ДРАМА

12 Б. Брехт как основоположник «эпического театра». Отражение эстетических взглядов Брехта в его драматургии (на примере «Трехгрошовая опера» или « Мамаша Кураж» по выбору студента)

 

В ХХ в. драматургия переживает ряд экспериментов (происходят) формирование новой системы. Не только текст, но и постановку экран, свет, костюмы, те в постановку вносятся вне текстовые элементы.

Б. Брехт

Мечтая стать врачом, пошел на фронт санитаром. Меняет свой взгляд на будущее. Начинает писать стихи и пишет их на протяжении всей жизни, возникает идея реформировать театр.

Свои взгляды изложил в нескольких статьях:

«О не аристотелевской драме», «Новые принципы актерского мастерства», «Новый органон для театра»

его театральная система ЭПИЧЕСКИЙ театр.

Предложил отказаться от традиц. деления на роды ЭПОСА,ЛИРИКИ, ДРАМЫ

Используют лирич. фрагменты которые становятся ЗОНГАМИ (песнями)

 Называет свой театр не неаристотелевым предлагает отказаться от идеи катарсиса (в трактате поэтика Аристотеля) Катарсис – очищение через страдание.

 

Исходит из утверждения что зритель испытывая катарсис при просмотре пьесы, привыкает, что страдание есть в жизни.

Брехт предлагает заменить идею сопереживания героя, идеей размышления над его судьбой.

Во время спектакля мы попадаем под действие театральной иллюзии. Брехт считает,что театральную иллюзию нужно разрушить. Зритель должен помнить, что он видит не реальных людей и зритель должен воспринимать.

Приемы с помощью которых театральная иллюзия разрушается.

· Зонг песня прерывающая действие, песня может быть характеристикой героя , может излагать идеи автора, может настраивать на дискуссию, спор (этот прием используется Марком Захаровым)

· использует движение декораций, плакаты, лозунги, освещение

· использовал цирковые номера, клоунаду

Одна из основных задач Брехтовского театра добиться эффекта ОТЧУЖДЕНИЯ

Брехт старается разрушить стереотипы, посмотреть на привычные вещи с непривычной стороны Часто для своих пьес выбирают старые сюжеты, фольклорные сюжеты разных народов. «Добрый человек из Сычуаня», «кавказский меловой круг»

«Трехгрошовая опера»  за основу Брехт взял пьесу «Опера нищих», Стихи для арий писал сам. Лондонское дно воры, нищие, проститутки. Полли влюбилась в бандита Мэкки Ножа. Условная свадьба воры наворовали и на свадьбу приходит друг – офицер Пантера Браун.

Действие происходит викторианской Англии, в лондонском районе Сохо. «Нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют». На ярмарке уличный певец рассказывает о похождениях местного бандита Мэкки-Ножа, неофициального, но истинного хозяина района, чьи преступления остаются безнаказанными. Среди его слушателей и сам Мэкхит, собирающийся жениться на красотке Полли Пичем, отец которой тоже местный авторитет, но на другом поприще: он предводитель лондонских нищих. В разделённом на четырнадцать районов Лондоне всякий желающий заниматься нищенством должен выправить лицензию у фирмы «Джонатан Джеремия Пичем и Кo». Помимо платы за лицензию и «экипировку» в соответствии с «пятью основными типами убожества, способными тронуть человеческое сердце», фирма Пичема получает и 50 процентов от ежедневной выручки. Однако Пичем не собирается выдавать свою дочь замуж — ни за Мэкхита, ни за кого бы то ни было.

В трущобах Сохо, в конюшне, которую подручные Мэкхита с помощью украденной, не без кровопролития, мебели и ковров превращают в роскошное помещение, Полли в тайне от родителей справляет свою свадьбу с бандитом. Не сумев предотвратить свадьбу, Пичем пытается избавиться от зятя с помощью полиции: Мэкхит давно заслужил виселицу. Но шеф лондонской полиции Браун и Мэкхит — старые друзья, когда-то они вместе служили в Индии и с тех пор оказывают друг другу услуги: «Не было случая, — говорит Мэкхит, — чтобы я, простой грабитель… вернулся с добычей и не передал части её, солидной части, своему другу Брауну в знак и свидетельство моей неизменной верности. …Не было также случая, чтобы он, всемогущий шеф полиции, назначил облаву, не известив об этом друга своей юности…» Браун уступает доводам Пичема, но тут же, с помощью Полли, предупреждает Мэкхита о предстоящем аресте.

Мэкхит собирается целиком переключиться на банкирскую деятельность: это и прибыльнее, и безопаснее. Поскольку респектабельному банкиру головорезы не нужны, он составляет для Брауна список своих сообщников и, передав все дела Полли, исчезает.

Госпожа Пичем, не полагаясь на Брауна, подкупает проституток, к которым часто наведывается Мэкхит. Как она и предполагала, король лондонских бандитов, вместо того чтобы покинуть город, приходит в публичный дом, и бывшая подружка, Дженни-Малина, сдаёт его констеблю Смиту. Полицейские доставляют Мэкхита в тюрьму, — Браун в отчаянии, тем более что начальник тюрьмы зол на Мэкхита за интрижку с его дочерью, Люси. Сама же Люси негодует по поводу его женитьбы на Полли. Но Мэкхит заявляет, что и не думал жениться и предлагает девушке руку и сердце; и даже когда в тюрьму приходит Полли, он продолжает настаивать на том, что не женат. Люси помогает Мэкхиту бежать.

Недовольный действиями Брауна Пичем решает подставить шефа полиции: организует выступление нищих, чтобы испортить празднества по случаю коронации демонстрацией голода и нищеты. Шантажируя Брауна, для которого парад нищих чреват отставкой, Пичем добивается ареста Мэкхита, ещё раз преданного проститутками. В тюрьме, в ожидании казни, Мэкхит пытается подкупить констебля Смита, но ни Полли, ни соратники не могут доставить ему необходимую сумму; или не хотят: даже проститься с главарём приходят далеко не все, ведь коронации случаются не каждый день. Мэкхит всходит на эшафот. Но тут верхом на коне появляется королевский вестник — Браун: по случаю коронации королева повелевает освободить капитана Макхита, одновременно дарует ему звание потомственного дворянина, замок Мармарел и пожизненную ренту в десять тысяч фунтов. Все ликуют; финальных хор призывает быть терпимее к злу.

 Мамаша кураж

Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны, обернувшейся для Германии национальной катастрофой, — войны, в которой фактически не было победителей[2].

Весна 1624 года; шведский военачальник Аксель Оксеншерна набирает войско для похода на Польшу, однако вербовка идёт плохо. Фельдфебель и Вербовщик встречают на дороге фургон маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж. По дорогам войны она скитается со своими взрослыми сыновьями Эйлифом и Швейцеркасом и немой дочерью Катрин. Пока Фельдфебель заговаривает зубы мамаше Кураж, Вербовщик обрабатывает её старшего сына. Несмотря на протесты матери, предсказывающей ему скорую гибель, Эйлиф уходит с Вербовщиком.

Проходит два года. В Польше, у палатки шведского военачальника, мамаша Кураж торгуется с его поваром-голландцем по поводу каплуна; военачальник появляется вместе с Эйлифом, который, как выясняется, совершил подвиг: отбил у крестьян 20 голов скота, изрубив при этом четверых. Полковой священник оправдывает Эйлифа: «Господь наш умел сотворить из пяти хлебов пятьсот, ему и нужды не было. Потому и мог он требовать: люби ближнего своего. Ибо люди сыты были. Ныне не те времена».

Проходит ещё три года; Швейцеркас стал казначеем Финского полка, в который влилась и мамаша Кураж со своим фургоном. Война «наладилась», и дела у неё идут — грех жаловаться. Давняя встреча у палатки военачальника произвела неизгладимое впечатление на повара-голландца, — в сопровождении священника он приходит к Кураж поговорить о политике, об этой войне, где, по его словам, «немножко грабёж, немножко резня, немножко поджигательство и, не забыть бы, немножко изнасилие». Тем временем приближаются католики, армия лютеран стремительно отступает, исчезает вслед за ней и повар, — вместе с не успевшим скрыться священником, дочерью и Швейцеркасом, в последний момент прибежавшим к матери, чтобы спрятать в её фургоне полковую казну, Кураж оказывается на территории, занятой католиками.

Честного Швейцеркаса тяготит то, что солдаты по его вине не получают жалование, он решает добраться всё-таки до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея. Кураж, чтобы подкупить фельдфебеля (Одноглазого) и спасти сына, которому грозит смертная казнь, готова заложить свой фургон; бывшая полковая проститутка Иветта, ставшая подругой полковника-католика, даёт Кураж под залог 200 гульденов и сама ведёт переговоры с фельдфебелем. Однако выплатить долг Кураж рассчитывала из полковой казны, от Иветты она узнаёт: под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Выкупать фургон не на что, — Кураж просит Иветту поторговаться, снизить «выкуп» за сына до 120 гульденов: на оставшиеся 80 можно будет начать всё сначала. Пока Кураж торгуется, Швейцеркаса приговаривают к смертной казни; Кураж соглашается отдать все 200 гульденов, но — поздно.

Прошло ещё несколько лет; мамаша Кураж со своим фургоном исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф, и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир — разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее она рада миру: по крайней мере второго сына война у неё не отнимет. У её палатки вновь появляется повар, — в полку давно не платят жалование, и он на мели. Приходит и Иветта, теперь уже вдова полковника; в поваре она узнаёт погубившего её дон-жуана: за ним она когда-то отправилась на войну и в результате стала проституткой. Повар не принимает её претензии: в конце концов, на войне она нашла своё счастье.

Кураж отправляется на базар — продать свой товар, пока за него хоть что-то могут заплатить; в её отсутствие под конвоем приводят Эйлифа: он повторил свой давний «подвиг» — отобрал у крестьянина скотину, зарезав при этом хозяйку; но в мирное время за это расстреливают, и повидаться с матерью ему разрешили перед казнью. Кураж возвращается со своим товаром и счастлива тем, что не успела его продать: оказывается, мир закончился и уже третий день опять идёт война. Она вновь отправляется в путь и берёт с собой повара, который ничего не рассказывает ей об Эйлифе.

Осень 1634 года, «война за веру» идёт уже шестнадцать лет. «Германия потеряла больше половины своего населения. Кто уцелел от резни, того уносит мор. В некогда цветущих краях свирепствует голод. Волки бродят по улицам сгоревших городов». И повару, и Кураж надоело скитаться, торговля не идёт: людям нечем платить, — повар получает известие о том, что его мать умерла от холеры и в наследство ему достался маленький трактир; он зовёт с собой Кураж, но — без Катрин: троих его трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.

Два года Кураж и Катрин скитаются по Германии в обозе войска. Фургон останавливается на ночь у крестьянского дома, и Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк. Катрин поднимает тревогу и гибнет. Оплакав дочь, Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю». Песнь о великом смирении.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 326.