Экзистенциализм во Франции есть в философии (развивался на протяжении всего ХХ века) и в литературе (развивался только во Франции в 30-40 е годы)
Позднее экзистенциальные образы, мотивы стали проявляться в других странах в 1-2 романах писателя и только мотивы.
Ж-П Сартр , Камю А. , Анджей (Вайда) – в литературе
Хайдеггер, Гуссерль, Ясперс - в философии
Экзистенция (существо/ сущность) в философии – суть человека как нерасчленимая целостность объекта и субъекта познания. ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ
В ХХ веке луди поняли, что есть подсознание.
феноменология – знание у человека возникает в сознании спонтанно. Познать себя можно только спонтанно.
Экзистенциалисты рассуждали, что любое живое существо сталкивается с единственной общей проблемой – смертью.
Пограничная ситуация - тк на грани жизни и смерти происходит познание собственного смысла жизни, познав свою экзистенцию человек обретает свободу.
Свобода понимается как высшая ценность.
Человек способен делать все.
Свобода человека проявляется не всегда, а только в ситуации выбора. Но человек не должен руководствоваться желаниями, интересами других людей.
Человек влияющий на выбор человека – ДРУГОЙ.
Экзистенциалисты рассматривают других как высшее зло.
Мир абсурден, а значит предугадать последствия выбора мы не можем. Человек не должен чувствовать ВИНУ, но он должен нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ( за свой выбор). Как только человек чувствует вину, значит он лишен свободы.
Ж. П. Сартр
Писатель и самостоятельный философ. Помимо литер. произвед. писал и критические статьи.
Написал 2 философских эссе «Трансцендентность эго» «Воображение». В себе, для себя – два понятия.
В СЕБЕ - существование любой материальной вещи в число которых входит и человек.
ДЛЯ СЕБЯ - сущность сознания для которого характерна спонтанность к деланию себя, перед лицом пассивных существований.
Только человек который саморазвивается может стать категорией ДЛЯ СЕБЯ.
«Тошнота» -роман в котором Сартр доказал категорию ДЛЯ СЕБЯ. Главный герой Антуан Роконтен. Мир от лица героя (похож на повесть А.Камю «Посторонний») Антуан замечает что на него накатывает ощущение которое он называет «тошнота». Герой чувствует, что живет в мире наполненном бессмысленной пустотой. Состояние тошноты становится продолжительным и он готов взять ножик и зарезать человека который его в этот момент раздражает. Он слышит песню и ощущение тошноты отступает.
Музыка – она есть пораждение ДЛЯ СЕБЯ, следовательно мир абсурден, но искусство способно прорваться в ДЛЯ СЕБЯ. Искусство доступно не всем. Через искусство ( герой начинает писать роман) герой попробует пройти в др. пространство.
Евнина (писала монографию по тв-ву Сартра).
- Сартр сосредоточен на процессах субъективного мышления.
- По особому воспринимается сознание (механическое собрание независимых друг от друга состояний)
Сознание героя Сартра оторвано от жизни.
Другой человек воспринимается как человек посягающий на свободу личности.
Постоянное и упорное снятие романтики со всех жизненных явлений.
Драматургия Сартра. Черты экзистенциальной драмы:
свобода, выбор, вина, ответственность, другой.
Через некоторые драмы проходит несколько категорий.
1 экзистенциальная драма – драма идей, а не характеров (основной конфликт разворачивается на философском , идейном уровне
2 психологизм снижен
3 герой часто воплощает определенную философскую категорию
· экзистенциальный герой - воплощает центральную авторскую идею (Орест, Гетц) Этот герой стоит над толпой, именно этим выбором определяется судьба, этот герой как правило одинок, и знает причины своего одиночества.
· Использование мифологических или исторических сюжетов.
· Сила героя зависит от того носителем какой идеи он является.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 334.