Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)

Другие работы

Davids, P. Н. "Adoption". In EDT, p. 13.

Murray, John. "Adoption". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 132–140.

Отрывок для запоминания

Рим. 8:14–17:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

ГЛАВА 37. Освящение (возрастание в подобие Христу)

Как мы достигаем христианской зрелости? Каковы благословения христианского роста?

Объяснение и обоснование в Писании

В предыдущих главах рассматривались многие деяния Божьи, которые имеют место в самом начале нашей христианской жизни: евангельский призыв (который обращает к нам Бог), рождение свыше (с которым Бог дарует нам новую жизнь), оправдание (с которым Бог дарует нам состояние праведности) и усыновление (с которым Бог принимает нас в Свою семью). Мы также рассмотрели обращение (в котором мы раскаиваемся в наших грехах и обретаем веру в Христа ради спасения). Все это происходит в самом начале нашей христианской жизни[755].

Но теперь мы рассмотрим ту часть спасительного труда, которая длится в течение всей нашей земной жизни. Это, кроме того, дело, в котором Бог и человек сотрудничают, и у обоих здесь своя собственная функция. Эта часть спасительного труда называется освящением: освящение есть длящийся во времени труд Бога и человека, в результате которого мы становимся все более и более свободными от греха и все более и более подобными Христу в нашей жизни.

А. Различия между оправданием и освящением

Оправдание Освящение
Признанное состояние Переходное состояние
Раз и навсегда Продолжается в течение всей жизни
Полностью деяние Божье Сотрудничество Бога и человека
Совершенство в этой жизни Отсутствие совершенства в этой жизни
Одинаково во всех христианах В одних — больше, в других — меньше

Как здесь показано, освящение длится в течение всей нашей жизни. В христианской жизни освящение постоянно возрастает, и Новый Завет велит нам отдавать этому свои силы и внимание.

Б. Три стадии освящения

1. Освящение начинается с рождения свыше. Решительное моральное изменение происходит в нашей жизни в период рождения свыше, поскольку Павел говорит о «бане возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Как только мы рождаемся вновь, мы уже не можем продолжать грешить по привычке, по образу жизни (1 Ин. 3:9), поскольку сила новой духовной жизни внутри нас удерживает нас от греха.

Первоначальное моральное изменение — это первая стадия освящения. В этом смысле рождение свыше и освящение пересекаются, поскольку моральное изменение — часть рождения свыше. Но если мы будем рассматривать его с точки зрения нашего внутреннего морального изменения, то мы также увидим, что это первая стадия освящения. Павел рассматривает совершившееся в прошлом событие, когда говорит коринфянам: «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Также и в Деян. 20:32 Павел говорит о коринфянах: «Со всеми освященными»[756].

За этим первым шагом следует решительный отказ от руководящей силы греха и от любви к греху, так что верующий больше не управляется грехом и не любит грех. Павел говорит: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе… <…> Грех не должен над вами господствовать…» (Рим. 6:11,14, курсив мой. — У. Г.). Павел говорит, что христиане «освободились от греха» (Рим. 6:18). В этом контексте умереть для греха или освободиться от греха — значит обрести силу для того, чтобы преодолеть привычки и стандарты греховного поведения в собственной жизни. Павел велит римлянам не позволять греху «царствовать в смертном… теле», и он говорит также: «И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды» (Рим. 6:13). Умереть для власти греха означает, что мы, как христиане, силою Святого Духа и воскрешенной жизни Христа имеем власть преодолевать искушения греха. Грех больше не будет нашим хозяином, как это было до того момента, как мы стали христианами.

Выражаясь практически, мы должны две вещи признать истинными. С одной стороны, мы никогда не сможем сказать: «Я полностью свободен от греха», поскольку наше освящение никогда не достигнет совершенства (см. ниже).

Но, с другой стороны, христианин никогда не должен говорить, например: «Этот грех победил меня. Я сдаюсь. Тридцать семь лет у меня был скверный характер, и таким он и останется до самой моей смерти, и людям просто придется принять меня таким, каков я есть!» Сказать нечто подобное — значит признать, что грех одолел нас. Это значит позволить греху царствовать в нашем теле. Это значит признать поражение. Это значит отрицать истину Писания, которая гласит: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11). Это значит отрицать истину Писания, которая говорит нам: «Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14). Итак, этот первоначальный разрыв с грехом приводит к переориентации наших желаний, так что в нашей жизни больше нет преобладающей любви к греху. Павел знает, что его читатели прежде были рабами греха (как и все неверующие), и говорит, что они не порабощены более. «Вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:17,18). Такое изменение предпочтений и желаний происходит в начале освящения[757].

2. Освящение возрастает с течением жизни. Хотя Новый Завет и говорит о начальном пункте освящения, тем не менее освящение рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей христианской жизни. Именно так об освящении говорится в систематических богословиях и просто в беседах христиан в наши дни[758]. Хотя Павел и говорит, что его читатели освободились от греха (Рим. 6:18) и должны «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11), он признает, тем не менее, что грех остается в их жизни, а потому велит им не позволять греху царить (Рим. 6:12,13). Таким образом, их христианский долг — возрастать в освящении, в противоположность тому, как прежде они возрастали в грехе: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:19; слова «как… так ныне» [греч. ώσπερ… οϋτονς] означают, что Павел хочет, чтобы они сделали это таким же образом: «точно так, как» прежде они все больше и больше предавались греху, «таким же самым образом» теперь им следует все больше и больше отдаваться праведности и освящению).

Павел говорит, что в течение всей христианской жизни «мы же все… преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). В течение нашей христианской жизни мы постепенно становимся все больше похожи на Христа. Поэтому Павел говорит: «Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13,14, курсив мой. — У. Г.) — и это в контексте рассуждения о том, что он еще не совершенен и стремится достичь всех тех целей, ради которых Христос спас его (ст. 9—12).

Павел говорит колоссянам, что они не должны лгать друг другу, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9,10, курсив мой. — У Г.), показывая таким образом, что освящение влечет к подобию Богу в наших помыслах, а также в словах и делах. Автор Послания к Евреям велит своим читателям: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12:1), «старайтесь иметь… святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14, курсив мой. — У. Г.). Иаков говорит: «Будьтеже исполнители слова, а не слышатели только» (Иак. 1:22), а Петр отмечает: «И сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15).

Нет необходимости приводить дополнительные цитаты, поскольку значительная часть Нового Завета посвящена тому, как именно следует верующим в различных церквах возрастать в подобии Христу. Сюда относятся все призывы и увещевания новозаветных посланий, поскольку все они призывают верующих к тому или иному аспекту освящения. И все новозаветные авторы надеются, что освящение будет возрастать с течением нашей христианской жизни.

3. Освящение завершается со смертью (для нашей души) и когда Господь возвращается (для нашего тела). Хотя грех продолжает пребывать в нашем сердце, несмотря на то что мы стали христианами (Рим. 6:12,13; 1 Ин. 1:8), наше освящение не может быть завершено в этой жизни (см. ниже). Но когда мы умираем и отправляемся к Господу, то наше освящение завершается в одном аспекте, поскольку наши души освобождаются от обитающего в них греха и становятся совершенными. Автор Послания к Евреям говорит, что, когда мы входим в присутствие Господа в поклонении, мы приходим «к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23, курсив мой. — У. Г.). Это верно уже потому, что «не войдет… ничто нечистое» в присутствие Бога, в небесный город (Отк. 21:27).

Однако, уясняя, что освящение касается человека в целом, включая и тело (см.: 2 Кор. 7:1; 1 Фес. 5:23), мы понимаем, что освящение не завершится в полном объеме до тех пор, пока Господь не возвратится и мы не получим воскрешенных тел. Мы ожидаем прихода нашего Господа Иисуса Христа с небес, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:21). «В пришествие Его» (1 Кор. 15:23) мы станем жить с воскрешенными телами и тогда уже в полной мере «будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49)[759].

Мы можем представить процесс освящения в виде схемы (рис. 37.1). Здесь видно, что мы рабы греха до нашего обращения; 1) начало освящения — обращение; 2) освящение должно увеличиваться в течение христианской жизни; 3) освящение становится совершенным в смерти. (Этап завершения освящения, после того как мы получим воскрешенные тела, опущен ради простоты.)

Рис. 37.1. Процесс освящения

Я обозначил процесс освящения в виде неровной линии, тем самым показывая, что иногда мы осознаем прогресс в освящении, а иногда чувствуем некоторый регресс. В самом крайнем случае верующий, который очень мало делает для освящения, получает плохое наставление, не общается с братьями и очень малое внимание уделяет Слову Божьему и молитве, может в течение многих лет иметь очень маленький прогресс в святости — но это, безусловно, нельзя признать нормальным или предполагаемым образом жизни христианина. Это даже следует признать в высшей степени ненормальным явлением.

4. Освящение не достигает завершенности в этой жизни. В истории Церкви всегда были люди, которые принимали такие повеления, как Мф. 5:48 («Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») или 2 Кор. 7:1 («Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием»), и полагали, что если Бог дает нам такие повеления, Он также должен дать нам способность совершенно следовать им. Таким образом, заключали они, для нас возможно при этой жизни достичь состояния безгрешной святости. Кроме того, они указывали на молитву Павла о фессалоникийцах: «Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23) и считали, что эта молитва вполне могла исполниться. Иоанн говорит даже: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает»! Разве эти стихи не говорят о возможности безгрешного совершенства в жизни некоторых христиан? В этой дискуссии я буду употреблять термин «перфекционизм», чтобы обозначить точку зрения, допускающую возможность безгрешного совершенства при этой жизни.

При более детальном изучении становится очевидно, что приведенные отрывки не подтверждают перфекционистской позиции. Во–первых, Писание просто не учит нас, что если Бог дает некое повеление, то Он также дает способность следовать ему в каждом случае[760]. Бог повелевает всем людям повсюду повиноваться Его моральным законам, и люди держат ответ за то, что поступают иначе, даже если речь идет о невозрожденных людях, которые являются грешниками, а потому мертвы в преступлениях и грехах и не в состоянии повиноваться Божьим повелениям. Когда Иисус повелевает нам быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный (Мф. 5:48), это показывает, что абсолютная моральная чистота Бога — образец, к которому мы должны стремиться, что это мерка, по которой мы будем оцениваться. Тот факт, что мы не в состоянии достичь этого идеального образца, не означает, что мы должны снизить планку; скорее это означает, что мы нуждаемся в Божьей благодати и прощении для того, чтобы преодолеть остающийся в нас грех. Таким же образом Павел, когда говорит коринфянам сделать святость совершенной в страхе Божьем (2 Кор. 7:1; выражение επιτελυντεσ αγιωσυνην в русской синодальной версии переведено как «совершая святыню». — Примеч. пер.) или молится о том, чтобы Бог во всей полноте освятил фессалоникийцев (1 Фес. 5:23), выражает желание, чтобы они достигли этой цели. Он не предполагает, что кто–либо может достичь этой цели, он просто говорит, что это тот образец, к которому все мы должны стремиться, ибо этого хочет Бог.

Утверждение Иоанна, что «всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1 Ин. 3:6), учит не о том, что некоторые из нас достигнут совершенства (поскольку греческие глаголы в настоящем времени лучше переводить, показывая, что обозначаемое действие продолжается постоянно, или привычно). Речь тут идет о том, что пребывающий в Нем не продолжает грешить. Это перекликается с тем, что Иоанн говорит несколькими стихами позже: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9). Если бы эти стихи говорили о безгрешном совершенстве, они утверждали бы это относительно всех христиан, поскольку здесь говорится обо всех, рожденных от Бога, и обо всех, кто видел Христа и знал Его[761].

Итак, в Писании, похоже, нет стихов, которые убедительно показывали бы, что кто–то может быть абсолютно свободным от греха в этой жизни. С другой стороны, в Ветхом и в Новом Заветах есть тексты, которые ясно учат о том, что в этой жизни мы не можем быть морально совершенными. Соломон, например, при освящении храма молится и говорит: «Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Сходным образом и в Книге Притчей читаем риторический вопрос с подразумеваемым отрицательным ответом: «Кто может сказать: „я очистил мое сердце, я чист от греха моего"?» (Прит. 20:9). Мы также читаем прямое утверждение Екклесиаста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20).

В Новом Завете Иисус велит своим ученикам молиться так: «Дай нам хлеб наш на каждый день; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:11,12, перевод мой. — У. Г.). Так же как молитва о хлебе — образец молитвы, которую следует произносить ежедневно, так и молитва о прощении грехов должна произноситься христианином каждый день.

Как мы отметили выше, когда Павел говорит о новой власти над грехом, которая дана христианам, он не говорит, что в жизни христианина больше не будет греха, он говорит только, что верующие не должны позволять греху «царствовать» в их телах, а членам тела «предаваться» греху (Рим. 6:12,13). Он не говорит, что не будет греха, он говорит, что грех «не должен… господствовать» над ними (Рим. 6:14). Сам по себе тот факт, что Павел дает такие указания, показывает, что он осознает, что грех будет присутствовать в жизни верующих в течение всей их земной жизни. И если даже Иаков, брат нашего Господа, говорит: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2, курсив мой. — У. Г.), то, конечно же, и мы должны признать это. И наконец, сам Иоанн в том же послании, в котором он так часто утверждает, что чадо Божье не будет продолжать грешить, также ясно пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Иоанн исключает возможность полностью освободиться от греха в нашей жизни. Он даже говорит, что тот, кто утверждает, что он абсолютно свободен от греха — обманывает сам себя, и истины в таком человеке нет[762].

Однако, придя к заключению о том, что освящение не может быть завершено в этой жизни, нам следует обращаться с этой истиной с мудростью и осторожностью. Кто–то может принять этот факт в качестве оправдания своего бездействия, отсутствия стремления к святости, или возрастания в освящении, — а это как раз противоречит десяткам новозаветных указаний. Другие, размышляя о том, что мы не можем стать совершенными в этой жизни, могут потерять надежду добиться успехов в христианской жизни — что также противоречит ясному учению гл. 6 Послания к Римлянам и другим текстам о воскрешающей силе Христа в нашей жизни, которая дает нам способность преодолевать грех. Таким образом, хотя освящение и не может завершиться в этой жизни, мы должны помнить, что нельзя прекращать возрастать в святости в этой жизни.

Кроме того, чем больше христианин возрастает в святости, тем меньше проявляются в его словах и делах грехи. Речь тут идет скорее о внутренних грехах, берущих начало в желаниях сердца, — гордыня и эгоизм, недостаток решимости и веры; недостаток любви к Богу всем сердцем нашим и любви к нашим ближним, как к себе самим; отсутствие полного доверия всему тому, что Бог обещает в каждой конкретной ситуации. Это настоящие грехи! Они показывают нам, насколько мы далеки от морального совершенства Христа.

Тем не менее осознание природы грехов, которые будут присутствовать даже в жизни зрелых христиан, помогает избежать недоразумений при разговоре о том, что в этой жизни никто не может быть совершенным и свободным от греха. Вполне возможно, что зрелые христиане множество раз в день действительно свободны от сознательных актов неповиновения Богу в своих словах и делах. Если христианские руководители должны быть «образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12, курсив мой. — У. Г.), то часто бывает так, что их жизни свободны от слов и дел, которые другие сочли бы достойными порицания. И все же это состояние слишком далеко от достижения полной свободы от греха в устремлениях нашего сердца и в наших помыслах.

Джон Мюррей отмечает, что когда пророк Исайя оказался в присутствии Господнем, он лишь воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). А когда Иов, чья праведность была показана во всей истории его жизни, попал в присутствие всемогущего Бога, он лишь сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5,6). Мюррей заключает из этих примеров и из свидетельства других святых в истории Церкви:

Действительно, чем более человек освящен, чем более он приблизился к образу Спасителя, тем более ясно он осознает каждое несоответствие единообразия со святостью Бога. Чем глубже его осознание величия Бога, тем больше силы в его любви к Богу, чем больше его желание славить Бога, тем более ярко он осознает тяжесть остающегося в нем греха и тем большее отвращение он будет к нему испытывать… Разве это не очевидно из реакции тех людей, которые оказались близки к откровению Божьей святости?[763]

В. Бог и человек сотрудничают в освящении

Некоторые исследователи (такие, как, напр., Джон Мюррей)[764] возражают против утверждения о том, что Бог и человек «сотрудничают» в освящении. Они настаивают, что Божье дело — главное, а наше дело — лишь второстепенное (см.: Флп. 2:12,13). Тем не менее, если мы внятно поясняем суть роли Бога в освящении и нашей собственной роли, то, скорее всего, мы сможем сказать, что Бог и человек сотрудничают в освящении. Бог трудится в освящении, и мы также трудимся, и ради той же цели. Мы не говорим, что имеем равное значение в освящении, но просто говорим, что сотрудничаем с Богом таким образом, который возможен при нашем статусе Божьего творения. Факт, что Писание подчеркивает роль, которую мы играем в освящении (все моральные установления Нового Завета), подтверждает учение о том, что Бог призывает нас сотрудничать с Ним в этом деле[765].

1. Роль Бога в освящении. Освящение — это прежде всего Божье дело, и Павел с полным основанием молится: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23). Один из особых аспектов роли Бога–Отца в нашем освящении заключается в том, что Он дисциплинирует нас, как Своих детей (см.: Евр. 12:5—11). Павел говорит филиппийцам: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13, курсив мой. — У. Г.), обозначая таким образом один из путей, которым Бог освящает их: производя в них желание того, чего желает и Он Сам, и давая им силу исполнять его. Автор Послания к Евреям о роли Отца и роли Сына говорит в известном благословении: «Богже мира… да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков!» (Евр. 13:20,21).

Роль Бога–Сына, Иисуса Христа, в освящении заключается в том, что Он, во–первых, заслужил для нас освящение. Поэтому Павел мог говорить о том, что Бог сделал Христа нашей «премудростью… праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Кроме того, в процессе освящения Иисус — также и пример для нас, ибо мы должны жить, «взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:2). Петр говорит своим читателям: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21). А Иоанн говорит: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).

Однако по преимуществу именно Бог–Дух Святой свершает в нас изменение и освящает нас, даруя нам большую святость жизни. Петр говорит об «освящении от Духа» (1 Пет. 1:2), а Павел — об «освящении Духа» (2 Фес. 2:13). Именно Святой Дух производит в нас «плод духа» (Гал 5:22,23), те специфические черты, которые и составляют суть освящения. Если мы возрастаем в освящении, мы «поступаем по духу» и «водимы духом» (Гал. 5:16—18), т. е. мы становимся все более способными отвечать на устремления Святого Духа в наших делах и помыслах. Святой Дух есть Дух святости, и Он производит святость в нас[766].

2. Наша собственная роль в освящении. Мы играем в освящении как пассивную роль, поскольку в освящении мы зависим от Бога, так и активную, поскольку стремимся повиноваться Богу и предпринимаем шаги, которые увеличивают наше освящение. Следует рассмотреть оба аспекта нашей роли в освящении. Во–первых, о том, что можно назвать «пассивной» ролью в процессе освящения, мы читаем в тех отрывках из Писания, которые повелевают нам доверять Богу и молиться о том, чтобы Он освятил нас. Павел говорит своим читателям: «Представьте себя Богу, как оживших из мертвых» (Рим. 6:13, ср. со ст. 19), и велит римским христианам: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). Павел осознает, что в освящении мы зависим от Святого Духа. Он говорит: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13, курсив мой. — У. Г.).

К сожалению, в наши дни эта «пассивная» роль в освящении, эта мысль о покорности Богу и доверии Ему производить в нас «хотение и действие по Своему благоволению» (Фл п. 2:13) иногда так сильно подчеркивается, что это бывает практически вообще единственным, что люди узнают об освящении. Иногда выражение «пусть Бог все свершит так, как Ему угодно» преподается в качестве краткого руководства к христианской жизни. Однако это трагическое искажение учения об освящении, поскольку речь в этом случае идет только об одной части той роли, которую мы должны играть в этом процессе, и христиане таким образом призываются к лени и отказу от активных действий, которые Писание велит нам предпринимать для нашего собственного освящения.

Эти активные действия описаны в Рим. 8:13, где Павел говорит: «Если [вы] духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Здесь Павел признает, что способны мы сделать это Духом. Но он также говорит, что именно мы должны сделать это! Не Святому Духу дается повеление умерщвлять дела плотские, а христианам! Павел также говорит филиппинцам: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12,13, курсив мой. — У. Г.). Павел хвалит их за то, что они еще более послушны, чем в то время, когда он был с ними. Он говорит, что послушание — тот способ, которым они «свершают свое спасение», и при этом имеет в виду, что они в дальнейшем сами реализуют преимущества спасения в своей жизни[767]. Филиппийцам следует трудиться над возрастанием в святости и делать это с почтением («со страхом и трепетом»), поскольку свершается это в присутствии Самого Бога. Но есть и еще одна причина, по которой им следует трудиться и ожидать, что их труд будет иметь результат. Заключается она в том, что «Бог производит… хотение и действие». Предшествующий и дающий основу труд Бога в освящении усиливает их собственный труд, а потому не будет напрасным и принесет позитивные результаты.

В нашей активной роли в освящении есть несколько аспектов. Нам дано повеление: «Старайтесь иметь… святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14, курсив мой. — У. Г.). Нужно, «чтобы вы воздерживались от блуда» и повиновались воле Божьей, которая и есть наше «освящение» (1 Фес. 4:3, курсив мой. — У. Г.). Иоанн говорит, что те, кто стремится быть подобным Христу, должны активно трудиться над очищением: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3:3). Павел говорит коринфянам: «Бегайте блуда» (1 Кор. 6:18, курсив мой. — У. Г.) и «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14). Затем он говорит: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1, курсив мой. — У. Г.). Такое стремление к послушанию Богу и к святости может потребовать больших усилий с нашей стороны, потому что Петр говорит своим читателям: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель» (2 Пет. 1:5). Многие места в Новом Завете призывают к пристальному вниманию к разнообразным аспектам святости и праведности (см.: Рим. 12:1–13; Еф. 4:17 — 6:20; Флп. 4:4–9; Кол. 3:5 — 4:64; 1 Пет. 2:11 — 5:11 и др.). Мы должны непрестанно работать над навыком к святости, поскольку зрелые христиане «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Новый Завет не подсказывает нам никаких особых приемов, с помощью которых мы могли бы расти в освящении, нам просто многократно сказано о старом, хорошо проверенном способе: чтение Библии и размышление (Пс. 1:2; Мф. 4:4; 17:17), молитва (Еф. 6:18; Флп. 4:6), поклонение (Еф. 5:18–20), свидетельство (Мф. 28:19,20), христианское братство (Евр. 10:24,25) и самодисциплина (самообладание; Гал. 5:23; Тит. 1:8).

Важно, что мы возрастаем как в пассивном доверии Богу в деле освящения, так и в нашем активном стремлении к святости и большему послушанию. Если мы пренебрегаем активным стремлением повиноваться Богу, мы становимся пассивными, ленивыми христианами. Если мы пренебрегаем пассивной ролью доверия Богу и стремления к Нему, мы становимся гордыми и самодостаточными. И в том и в другом случае наше освящение сильно страдает от этого. Мы должны стремиться и к вере, и к усердию одновременно. Мудры слова старинного гимна: «Верь и повинуйся, ибо нет другого пути быть счастливым в Иисусе — только верить и повиноваться»[768].

В вопросе об освящении нужно отметить еще один момент. В Новом Завете об освящении обычно говорится как о коллективном процессе. Это происходит в общине. Нам сказано: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24,25, курсив мой. — У. Г.). Вместе христиане представляют собою «дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2:5). Вместе христиане — «народ святый» (1 Пет. 2:9). Вместе им сказано: «увещевайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5:11). Павел говорит, что «поступать достойно звания, в которое вы призваны», означает жить в общине особым образом: «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2,3). Когда такое происходит, то тело Христово живет как единое целое, «при действии в свою меру каждого члена», так что освящение происходит как бы в едином теле, «для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16; ср.: 1 Кор. 12:12—26; Гал. 6:1,2). Немаловажно, что плод Духа включает в себя многое из того, что объединяет общину («любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», Гал. 5:22,23), тогда как «дела плоти» разрушают общину («прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное», Гал. 5:19—21).

Г. Освящение затрагивает всю личность в целом

Когда Павел говорит, что мы облекаемся в новую природу, нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10), мы понимаем, что освящение затрагивает наш интеллект и наше сознание. Павел говорит филиппийцам: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Флп. 1:9). Он велит римским христианам: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2).Хотя наше знание о Боге есть нечто большее, чем интеллектуальное знание, в нем несомненно есть интеллектуальный компонент, и Павел говорит, что знание о Боге должно возрастать в течение нашей жизни. Поступать «достойно Бога, во всем угождая Ему», — значит жить, «возрастая в познании Бога» (Кол. 1:10). Освящение нашего интеллекта связано с возрастанием в мудрости и познании, когда мы «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5) и обнаруживаем, что наши помыслы — это именно те помыслы, которые Сам Бог дает нам через Свое Слово.

Кроме того, возрастание в освящении затрагивает наши эмоции. Мы все больше наблюдаем в нашей жизни такие эмоциональные состояния, как «любовь, радость, мир, долготерпение» (Гал. 5:22). Мы обретаем все большую способность «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:11). Мы постепенно осознаем, что не любим «мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15), но, подобно Спасителю, находим удовольствие в воле Божьей. Мы все больше и больше «от сердца» становимся «послушны» (Рим. 6:17) и «удаляем» от себя такие негативные эмоции, как «раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою» (Еф. 4:31).

Кроме того, освящение затрагивает нашу волю, нашу способность принимать решения, поскольку в нас действует Бог, Который «производит… и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Чем больше мы возрастаем в освящении, тем больше наша собственная воля согласуется с волей Отца нашего небесного.

Освящение также затрагивает наш дух, нематериальную часть нашего существа. Павел говорит: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1), а также о том, что незамужняя христианка, в частности, заботится о делах Божьих, «чтоб быть святою и телом и духом» (1 Кор. 7:34)[769].

И наконец, освящение касается наших физических тел. Павел говорит: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23, курсив мой. — У. Г.). Чем более наши тела становятся освященными, тем более они будут полезны в служении Богу, готовыми подчиниться воле Божьей и желаниям Святого Духа (ср.: 1 Кор. 9:27)[770]. Мы не позволим греху царствовать в наших телах (Рим. 6:4) и не позволим нашим телам участвовать в блуде (1 Кор. 6:13), но будем заботиться о наших телах, осознавая, что тела — это средство, через которое Святой Дух действует в нас в этой жизни. А потому к ним не следует относиться пренебрежительно, их следует делать полезными и способными отвечать воле Божьей: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших…» (1 Кор. 6:19,20).

Д. Мотивы послушания Богу в христианской жизни

Иногда христиане не принимают в расчет большое количество мотивов послушания Богу, которые мы находим в Новом Завете.

1) Желание угодить Богу и выразить нашу любовь к Нему — это очень важный мотив послушания Ему. Иисус говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15); «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21; ср.: Ин. 5:3);

2) чтобы иметь чистую совесть перед Богом (Рим. 13:5; 1Тим 1:5,19;2Тим. 1:3; 1 Пет. 3:16);

3) чтобы стать сосудом «в почетном употреблении» и быть эффективным в труде Царства (2 Тим. 2:20,21);

4) желание, чтобы неверующие приходили к Христу, видя наш образ жизни (1 Пет. 3:1,2,15,16);

5) желание получать благословения от Бога в нашей жизни и в нашем служении (1 Пет. 3:9—12);

6) чтобы не вызвать Божьего неудовольствия и не дать Ему повода дисциплинировать нас (иногда это называют «страхом Божиим»; Деян. 5:11; 9:31; 2 Кор. 5:11; 7:1; Еф. 4:30; Флп. 2:12; 1 Тим. 5:20; Евр. 12:3–11; 1 Пет. 1:17; 2:17; ср. состояние неверующих в Рим. 3:8);

7) чтобы заслужить большую награду на небесах (Мф. 6:19—21; Лк. 19:17–19; 1 Кор. 3:12–15; 2 Кор. 5:9,10)[771];

8) чтобы иметь более близкие отношения с Богом (Мф. 5:8; Ин. 14:21; 1 Ин. 1:6; 3:21,22; Пс. 65:18; Ис. 59:2);

9) желание вести себя так, чтобы ангелы славили Бога за наше послушание (1 Тим. 5:21; 1 Пет. 1:12);

10) стремление к миру (Флп. 4:9) и радости (Евр. 12:1,2) в нашей жизни;

11) желание делать то, что повелевает Бог, просто потому, что Его повеления справедливы, а мы любим делать то, что справедливо (Флп. 4:8; ср.: Пс. 39:8).

Е. Красота и радость освящения

Было бы неправильно, если бы мы окончили наше рассуждение, не отметив того факта, что освящение приносит нам радость. Чем больше мы возрастаем в подобии Христу, тем больше мы лично испытываем «радость» и «мир», которые являются плодами Святого Духа (Гал. 5:22), и тем более мы приближаемся к тому образу жизни, который будет свойствен нам на небесах. Павел говорит, что если мы все более послушны Богу, то «плод [наш] есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:22). Он осознает, что это источник нашей истинной радости. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Вместе с возрастанием в святости мы возрастаем в подобии Христу, и все больше Его прекрасных черт видны в нашей жизни. Это и есть цель полного освящения, на которое мы надеемся, и к которому стремимся, и которое будет нам даровано по пришествии Христа. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3:3).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Помните ли вы момент начала освящения в вашей жизни, когда вы стали христианином? Ощущаете ли вы четкий разрыв с властью греха и любовью к греху в вашей жизни? Вы действительно убеждены; что теперь мертвы для власти греха и любви к нему? Как эта истина христианской жизни может помочь вам в тех сферах вашей жизни, в которых вы ощущаете необходимость возрастания в освящении?

2. Можете ли вы отметить стабильное возрастание в освящении в последние несколько лет вашей христианской жизни? Что ранее приносило вам удовольствие, а теперь не интересует вас? Что раньше вас совершенно не привлекало, а теперь вызывает живой интерес?

3. Достигнув большей зрелости и святости в христианской жизни, яснее ли вы осознаете тяжесть греха, который продолжает пребывать в вашем сердце? Если нет, то почему не осознаете? Полагаете ли вы, что вам было бы полезно яснее осознавать грех, который присутствует в вашей жизни?

4. Как на вашу жизнь повлияло бы ясное осознание того факта, что Святой Дух постоянно действует в вас и работает над возрастанием вашего освящения? Поддерживаете ли вы равновесие в христианской жизни между вашей пассивной и вашей активной ролью в освящении, или вы большое внимание уделяете лишь одному из этих аспектов, и почему? Что вы могли бы сделать для исправления этого дисбаланса, если он действительно имеет место в вашей жизни?

5. Вы полагали ранее, что освящение затрагивает ваш разум и образ мыслей? Какие сферы вашего сознания все еще нуждаются в освящении? Как вы полагаете, вы нуждаетесь в освящающем воздействии Бога в эмоциональной сфере? В чем именно? Есть ли некие аспекты, касающиеся вашего физического тела и его послушания воле Божьей, которые нуждаются в освящении?

6. Есть ли такие вещи, за которые вы боролись годами, чтобы добиться в них освящения, и тем не менее не добились никаких результатов? Помогло ли вам чтение этой главы обрести надежду добиться успеха в этом направлении? (Тем христианам, которые отчаялись из–за недостатка успехов в освящении, очень важно лично побеседовать с пастором или с другим зрелым христианином об этой ситуации; не следует пускать все на самотек в течение долгого времени.)

7. Обнадежила ли вас эта глава в целом, или вы ощутили отчаяние по поводу вашей христианской жизни?

Специальные термины

безгрешное совершенство

освящение

перфекционизм

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.