Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien, 2:991–1005

Другие работы

Hoekema, Anthony A. "Regeneration". In Saved by Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 93—112.

Kevan, E. F. Salvation. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973.

Packer, J. I. "Regeneration". In EDT, pp. 924–926.

Toon, Peter. Born Again: A Biblical and Theological Study of Regeneration. Grand Rapids: Baker, 1987.

Отрывок для запоминания

Ин. 3:5–8:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

ГЛАВА 34. Обращение (вера и покаяние)

Что такое истинное покаяние? Что такое спасительная вера? Может ли человек принять Иисуса как Спасителя, но не принять как Господа?

Объяснение и обоснование в Писании

В двух предыдущих главах было рассказано, как Сам Бог (через проповедь Евангелия людьми) обращает к нам евангельский призыв и возрождает нас Святым Духом, наделяя новой духовной жизнью. Понятие «обращение» мы можем определить следующим образом: обращение — это наш добровольный ответ на евангельский призыв, когда мы искренне раскаиваемся в грехах и веруем в Христа ради спасения.

Духовное обращение есть обращение от греха к Христу. Отступление от греха называется покаянием, а приход к Христу называется верой. Не имеет значения, с какого из этих двух элементов начинать рассматривать данный вопрос, поскольку ни один из них не может быть без другого, они должны происходить одновременно. Для удобства изложения мы начнем со спасительной веры, а затем рассмотрим покаяние.

А. Истинная спасительная вера включает в себя знание, одобрение и личное доверие

1. Одного знания недостаточно. Личная спасительная вера, в том понимании, которое мы находим в Писании, связана с чем–то гораздо большим, чем просто знание. Конечно же, нам необходимо знать о том, Кто такой Иисус, и каковы Его деяния, ибо «как веровать в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10:14). Но знание фактов о жизни Иисуса, Его смерти и воскресении для нас недостаточно, поскольку люди могут знать эти факты, но протестовать против них и не принимать их: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32). Даже бесы знают, Кто есть Бог, и знают факты, касающиеся жизни Иисуса и Его спасительного труда, ибо Иаков говорит: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Но это знание вовсе не свидетельствует о том, что бесы спасены.

2. Знания и одобрения недостаточно. Более того, даже знания фактов и одобрения, или согласия стем, что они истинны, недостаточно. Никодим знал, что Иисус пришел от Бога, потому что он сказал: «Равви! мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Никодим рассмотрел факты, которыми располагал, включая учение Иисуса и Его чудеса, и сделал верный вывод из анализа этих фактов: Иисус — Учитель, посланный Богом. Но одно лишь это не означало, что у Никодима была спасительная вера, поскольку он еще не уверовал в Христа ради спасения. Царь Агриппа также представляет собой пример знания и одобрения без спасительной веры. Павел располагал информацией о том, что царь Агриппа знал и с одобрением относился к иудейским писаниям (теперь мы называем их Ветхим Заветом). Когда Павел предстал на суд перед Агриппой, то сказал: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? знаю, что веришь» (Деян. 26:27, курсив мой. — У. Г. ). Тем не менее у Агриппы не было спасительной веры, ведь он сказал Павлу: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28).

3. Я должен поверить, что только Иисус может спасти меня лично. Помимо знания фактов Евангелия и одобрения этих фактов, для того чтобы спастись, я должен уверовать в то, что только Иисус может спасти меня. Только таким образом я становлюсь не просто наблюдателем, интересующимся библейским учением, — я вступаю во взаимоотношения с живым Иисусом Христом как с личностью. Таким образом, понятие «спасительная вера» мы можем определить следующим образом: спасительная вера — это доверие Иисусу Христу как живой личности, ради прощения грехов и ради вечной жизни с Богом.

Такое определение подчеркивает, что спасительная вера — это не просто уверенность в каких–то фактах, а личная вера в то, что Иисус спасет меня. Как будет разъяснено в следующих главах, спасение влечет за собой гораздо больше, чем прощение и вечную жизнь, — человек, приходящий к Христу, редко осознает, какое большое количество благословений приносит спасение. Однако будет справедливо утверждать, что две вещи важнее всего для человека, верующего в Христа, — это «прощение грехов» и «вечная жизнь с Богом». Безусловно, вечная жизнь с Богом требует исповедания праведности перед Богом (часть освящения, как это будет показано в следующей главе), усыновления, освящения и прославления, но все это можно подробно разобрать несколько позже. Наибольшее значение для неверующего человека, который приходит к Христу, имеет тот факт, что прежде грех отделял его от Бога, а между тем мы были созданы для общения с Ним. Неверующий приходит к Христу для того, чтобы освободиться от греха и от вины и чтобы вступить в истинные взаимоотношения с Богом, которые будут длиться вечно.

Такое определение подчеркивает личное доверие Христу, а не веру в истинность каких–либо фактов, касающихся Христа. Поскольку спасительная вера в том понимании, которое мы находим в Писании, связана с личным доверием, то в контексте современной культуры лучше употреблять слово «доверие», чем слово «вера». Дело в том, что мы можем «верить» во что–либо и при этом лично никак не быть с этим связанными и никак не зависеть от этого. Я могу верить, что Канберра — столица Австралии или что шестью семь будет сорок два, но, веря в эти факты, я не испытываю никакого влияния на мою личность, меня это не затрагивает — я просто верю в них. С другой стороны, слово «вера» в наши дни часто связано с почти иррациональным стремлением быть уверенным в чем–либо, притом в действительности очевидно, что все обстоит совершенно иначе, — это своего рода иррациональное решение верить во что–либо, относительно чего мы практически уверены, что это не так. (Если ваша любимая футбольная команда все время проигрывает, вам говорят, чтобы вы «не теряли веры», даже если в действительности все противоположно тому, во что вы верите.) Эти два очень распространенных употребления слова «вера» по смыслу совершенно противоположны библейскому смыслу этого слова[728].

Слою «доверие» гораздо ближе к библейскому контексту, ведь в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с доверием к тому или иному человеку. Чем больше мы знаем кого–либо, чем больше мы видим по образу жизни этого человека, что он заслуживает доверия, тем в большей степени мы способны доверять обещаниям такого человека и рассчитывать на его поддержку. Такой более широкий аспект личного доверия встречается во многих местах в Писании, где обретение спасительной веры описывается очень лично и нередко аналогии проводятся с частной жизнью человека. Иоанн говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12, курсив мой. — У Г.). Иоанн говорит о том, как люди принимают Христа, почти так же, как если бы говорил о людях, которые принимают гостя в своем доме.

В Ин. 3:16 говорится: «…Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (курсив мой. — У. Г.). Здесь Иоанн употребляет очень необычное выражение, он говорит не просто: «верящий Ему» (т. е. верящий в то, что Его слова правдивы), а «верующий в Него». Греческое выражение πιστεύων εϊς αυτον можно было бы пояснить так, что чувство доверия исходит из человека, идет к Христу и пребывает в Нем, как в личности. Леон Моррис говорит: «Вера для Иоанна есть нечто, влекущее человека извне и объединяющее его с Христом». Греческое выражение πιστεύω εις он трактует как важное обозначение того факта, что в новозаветном понимании вера не только интеллектуальный акт, важной ее составляющей является «моральный элемент личного доверия»[729]. Это выражение употреблялось крайне редко или даже вообще не использовалось вне Нового Завета, но оно очень подходило для обозначения личного доверия Христу, с которым связана спасительная вера.

Иисус неоднократно говорит о том, что люди должны «придти к Нему». Он говорит: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Сходным образом Он говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28—30). В этих отрывках речь идет о приходе к Христу с просьбой принять, дать напиться живой воды, научить и успокоить. Все это свидетельствует о том, что спасительная вера связана с глубоко личными вещами. Автор Послания к Евреям также предлагает нам мыслить об Иисусе как о ныне живущем на небесах и готовом принять нас: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Об Иисусе здесь говорится (как и во многих других местах в Писании) как о ныне живущем на небесах и способном помочь всякому, кто приходит к Нему. Реформатский богослов Дж. И. Пакер цитирует следующий отрывок из сочинения британского писателя–пуританина Джона Оуэна, в котором говорится о личной вере:

Вот какие слова ныне говорит Он вам: «Зачем вам умирать? Зачем гибнуть? Почему в вас нет сострадания к вашим собственным душам? Выдержат ли ваши сердца, будут ли руки ваши сильны в день гнева, который уже приблизился? <…> Взгляните на Меня и спаситесь; придите ко Мне, и Я освобожу вас от ваших грехов, печалей, страхов, горестей и дам успокоение душам вашим. Молю вас, придите; не медлите более; не отталкивайте Меня более; у порога вечность… Не имейте в сердце вашем такой ненависти ко Мне, что заставляет вас скорее погибнуть, чем принять от Меня освобождение.

Вот что Господь Христос непрестанно провозглашает, вот с чем обращается Он к душам грешников… Он делает это в проповеди Слова так, словно бы Он был вместе с вами, стоял среди вас и лично обращался к каждому из вас… Он назначил служителей Евангелия, которые предстают пред вами, и обращаются к вам вместо Него, и от Его имени призывают вас к Нему (2 Кор. 5:19,20)[730].

Принимая такое понимание новозаветной веры, мы можем сказать теперь, что, когда человек приходит к вере в Христа, должны присутствовать все три составляющие спасительной веры. Должно присутствовать первоначальное знание или понимание фактов Евангелия. Равным образом должно иметь место и одобрение или согласие с этими фактами. Такое согласие включает в себя убеждение в том, что факты, излагаемые Евангелием, истинны, и в особенности тот факт, что я — грешник, нуждающийся в спасении, и что Христос понес наказание за мои грехи и предоставил мне спасение. Оно также включает в себя осознание того факта, что мне необходимо верить в Христа ради спасения и что это единственный путь к Богу и единственная возможность спастись. Одобрение фактов Евангелия также связано с желанием спастись через Христа. Однако даже всего этого недостаточно для спасительной веры. Она приходит лишь тогда, когда я принимаю добровольное решение возложить свою надежду, доверие, на Христа как моего Спасителя. Я принимаю в моем сердце такое личное решение доверять Христу, и от этого важнейшего центра зависит все, что связано с моей личностью.

4. Вера должна возрастать, по мере того как возрастает наше знание. Вопреки распространенному мирскому пониманию «веры», истинная новозаветная вера возрастает не от невежества или уверенности в чем–то, что противоречит действительности. Спасительная вера тесно связана со знанием и верным пониманием тех или иных фактов. Павел говорит: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Если люди располагают истинной информацией о Христе, тогда они способны доверять Ему. Более того, чем больше мы знаем о Нем и о Его божественной сущности, которая полностью в Нем раскрыта, тем с большей вероятностью мы способны уверовать в Него. Таким образом, вера не ослабляется знанием, а возрастает вместе с возрастанием истинного знания.

В случае спасительной веры в Христа, наше знание о Нем приходит к нам через веру достоверным свидетельствам о Нем. В данном случае достоверное свидетельство, которому мы верим, есть слово Писания. Поскольку это есть слово Самого Бога, оно полностью достоверно и через него мы приобретаем истинное знание о Христе. Вот почему «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). В повседневной жизни мы верим многим вещам по свидетельству людей, которых мы считаем достойными доверия. Здесь такое решение еще более оправдано, ведь свидетельством в данном случае являются слова Самого Бога, и мы верим им.

Б. Вера и покаяние должны быть одновременны

Понятие «покаяние» мы можем определить следующим образом: покаяние есть искреннее сожаление о грехе, отречение от него, истинное стремление отбросить его от себя и ходить путями Христа.

Это определение показывает, что покаяние есть нечто, происходящее в определенный момент времени, оно не эквивалентно постепенной демонстрации изменения образа жизни человека. Покаяние, как и вера, есть интеллектуальное понимание (того, что грех есть нечто неправильное), эмоциональное одобрение учения Писания о грехе (сожаление о грехе и ненависть к нему) и личное решение отойти от греха (отречение от греха и решение воли не возвращаться к нему, а также быть покорным Христу). Мы не можем сказать, что человек должен жить такой измененной жизнью в течение определенного периода времени, для того чтобы покаяние было истинным, ведь в таком случае покаяние стало бы чем–то вроде послушания, чем–то, что нам нужно было бы сделать, чтобы заслужить спасение. Конечно же, истинное покаяние приведет к изменению жизни. Человек, переживший истинное покаяние, сразу же начинает жить иначе, и эту измененную жизнь мы можем назвать плодом покаяния. Но мы не должны пытаться требовать, чтобы человек жил определенный период времени измененной жизнью, прежде чем мы сможем удостовериться в его прощении. Покаяние происходит в сердце и влияет наличность в целом таким образом, что она отвращается от греха.

Важно отдавать себе отчет в том, что сожаление человека о своих поступках или даже глубокое отвращение к своим поступкам не является истинным покаянием, если не сопровождается искренним решением отречься от греха, который был совершен против Бога. Павел проповедовал «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Радуясь о коринфянах, он говорил: «…Не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:9,10, курсив мой. — У. Г.). Мирская печаль может быть очень тягостной для человека, он может глубоко сожалеть о своих поступках и даже бояться наказания, но при этом в человеке может не быть никакого истинного стремления отречься от греха. В Евр. 12:17 говорится, что Исав плакал, осознав последствия своих поступков, но в нем не было истинного покаяния. Из 2 Кор. 7:9,10 видно, что и печаль ради Бога — только один из факторов, ведущих к подлинному покаянию; сама по себе такая печаль не приводит к искреннему решению сердца в присутствии Бога отречься от греха, ведь только это и является подлинным покаянием.

Писание представляет покаяние и веру в качестве двух разных аспектов одного акта — прихода к Христу ради спасения. Это не означает, что человек сперва отвращается от греха, а затем приходит к вере в Христа, или сначала обретает веру в Христа, а затем отвращается от греха, напротив — и то, и другое происходит одновременно. Когда мы обращаемся к Христу ради спасения от наших грехов, мы одновременно отвращаемся от наших грехов, от которых мы и просим Христа спасти нас. Если бы это не было справедливо, то наше обращение к Христу ради спасения от греха едва ли было бы истинным обращением к Нему или истинной верой в Него.

Тот факт, что покаяние и вера — две стороны одной медали или два аспекта одного события — обращения, — виден на рис. 34.1.

На этом рисунке мы видим, что человек, который подлинно обращается к Христу ради спасения, должен одновременно освободиться от греха, в котором он пребывал, и отвратиться от этого греха, чтобы обратиться к Христу. Таким образом, ни о покаянии, ни о вере нельзя сказать, что то или другое наступает прежде; они должны быть одновременно. Джон Мюррей говорит о «покаянной вере» или о «покаянии верой»[731].

Из этого видно, что утверждение о возможности истинной спасительной веры без покаяния в грехе противоречит учению Нового Завета. Мысль о том, что человек может принять Христа «как Спасителя», но не принять «как Господа», также противоречит Новому Завету, если имеется в виду лишь надежда на спасение через Него, но не отречение от греха и покорность Христу.

Рис. 34.1

Многие известные евангельские верующие не могли прийти к единой точке зрения по этому вопросу. Они утверждали, что если говорят, что Евангелие требует покаяния в такой же степени, как и веры, — то это проповедь спасения по делам. Утверждают, что точка зрения, которая отстаивается в этой главе, о том, что покаяние и вера — явления одновременные, есть лжеевангелие «спасения господства» (Lordship salvation). Говорят, что спасение только верой связано с верой в Христа как в Спасителя, а подчинение Ему как Господу — это более поздний шаг, и он не является необходимым для спасения. Для тех, кто разделяет этот подход, вера требует лишь интеллектуального согласия с фактами Евангелия[732].

Когда Иисус призывает грешников: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», Он тут же добавляет: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф. 11:28,29). Прийти к Нему означает взять на себя Его иго, быть подчиненным Его водительству, учиться от Него и быть покорным Ему. Если мы не готовы к этому, то мы не можем говорить, что верим в Него.

Когда Писание говорит о вере в Бога или о вере в Христа, то часто вера ассоциируется с подлинным покаянием. Например, Исайя дает красноречивое свидетельство, крайне характерное для ветхозаветных пророков:

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив

(Ис. 55:6,7, курсив мой. — У Г.).

Здесь говорится как о раскаянии в грехе, так и о приходе к Богу ради прощения. В Новом Завете Павел кратко характеризует евангельское служение так: «Возвешая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Автор Послания к Евреям включает два элемента в список основ учения: это «обращение от мертвых дел» (μετανοίας οπό νεκρά/ν έργων — букв.: «покаяние в мертвых делах». — Примеч. пер.) и «вера в Бога» (Евр. 6:1).

Конечно же, чаще только вера упоминается как нечто необходимое для спасения (см.: Ин. 3:16; Деян. 16:31; Рим. 10:9; Еф. 2:8,9 и т. д.). Эти места в Писании нам хорошо известны, и мы делаем акцент именно на них, когда проповедуем Евангелие другим. Однако мы далеко не всегда осознаем, что существует и множество других мест, где названа только вера, и предполагается, что истинное обращение включает в себя и веру в Христа ради прощения грехов. Новозаветные авторы столь ясно осознавали, что истинное покаяние и истинная вера идут рука об руку, что они часто упоминали только покаяние, подразумевая также и веру, поскольку подлинное отвращение от греха невозможно без обращения к Богу. Именно поэтому Иисус, незадолго до Своего вознесения, сказал Своим ученикам: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк. 24:46,47, курсив мой. — У. Г. ). Спасительная вера подразумевается в словах «прощение грехов», однако прямо не названа.

В апостольской проповеди, записанной в Деяниях, мы также видим подобные примеры. После пасхальной проповеди Петра народ спросил: «Что нам делать, мужи братия?». Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:37,38, курсив мой. — У. Г.) [733]. Во время своей второй проповеди Петр подобным же образом говорил своим слушателям: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деян. 3:19,20, курсив мой. — У. Г.). Позднее, когда апостолы были на суде синедриона, Петр говорил о Христе: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31, курсив мой. — У. Г.). А когда Павел проповедовал в афинском ареопаге собранию греческих философов, он сказал: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30, курсив мой. — У. Г.). Он также говорит в своих посланиях: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4), а также: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10, курсив мой. — У. Г.).

Мы видим также, что Христос, обращаясь к людям лично, требует, чтобы они отвратились от греха, прежде чем последовать за Ним. Иисус постоянно указывал на ту сферу жизни конкретного человека, в которой грех укоренился сильнее всего. Шла ли речь о богатом юноше, которого Он просит раздать все имение (Лк. 18:18—30); или о Закхее, придя в дом которого Он говорит, что тот обрел спасение потому, что половину имения своего отдал нищим, а обиженным воздал вчетверо (Лк. 19:1—10); или о женщине, с которой Он беседовал у колодца и которую попросил позвать ее мужа (Ин. 4:16); или о Никодиме, в беседе с которым Он опровергал неверие и гордыню раввинов (Ин. 3:1—21). Будет уместным задать вопрос: есть ли в Евангелиях упоминание о людях, которые пришли к искренней вере в Христа, не раскаявшись в своих грехах?

Если мы осознаем, что подлинная спасительная вера должна сопровождаться подлинным покаянием в грехах, это помогает нам понять, почему в наши дни проповедь далеко не всегда имеет адекватный результат. Если не говорится о необходимости покаяния, то иногда проповедь звучит примерно так: «Веруйте в Иисуса Христа, и спасетесь», а о покаянии даже и речи нет[734]. Однако такая размытая версия Евангелия не призывает к преданности Христу всем сердцем — ведь преданность Христу, если она подлинна, должна включать в себя и готовность отвернуться от греха. Проповедовать необходимость веры, умалчивая о покаянии, означает проповедовать лишь половину Евангелия. Результатом такой проповеди становится то, что многие люди оказываются сбитыми с толку, ведь они думают, что слышали христианское Евангелие и попробовали следовать ему, но ничего не произошло. Такие люди часто говорят что–то вроде: «Я принимал Христа как Спасителя вновь и вновь, но это не помогало». Тогда как в действительности они так и не приняли Христа как Спасителя, ибо Он приходит к нам в Своем величии и призывает нас принять Его таким, каков Он есть — таким, каким Он достоин быть и должен быть, — абсолютным Господом, и это касается также и нашей жизни.

И наконец, несколько слов о молитве о том, чтобы принять Христа как личного Спасителя и Господа. Поскольку личная вера в Христа должна быть связана с выбором воли, часто бывает весьма полезным выразить этот выбор в словах, и это вполне может быть облечено в форму молитвы, обращенной к Христу. Мы можем в молитве рассказать Ему о том, что сожалеем о грехах, совершенных нами, что хотим отвернуться от них, и о нашем решении довериться Ему. Такая устная молитва не спасает сама по себе, однако душевное состояние, которое в ней проявляется, свидетельствует об обращении, и решение произнести такую молитву может быть как раз тем поворотным моментом, в который человек подлинно приходит к вере в Христа.

В. Как вера, так и покаяние длятся в течение всей жизни

Мы рассмотрели веру и покаяние как два аспекта обращения в самом начале христианской жизни, но важно осознавать, что вера и покаяние не ограничены началом христианской жизни. И то и другое является скорее состоянием нашего сердца, которое мы, как христиане, сохраняем в течение всей нашей жизни. Иисус велит своим ученикам ежедневно молиться так: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Эта молитва, если она произносится с подлинным чувством, подразумевает ежедневное ощущение печали о грехе и истинное раскаяние. Воскресший Христос говорит лаодикийской церкви: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19; ср.: 2 Кор. 7:10, курсив мой. — У. Г.).

Павел говорит нам о вере: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Павел, безусловно, имеет в виду, что эти три чувства присутствуют в человеке в течение всей его жизни, но он, вероятно, также имеет в виду, что они длятся в вечности: если вера есть доверие Богу и уверенность в том, что Он восполнит все наши нужды, то это ощущение никогда не ослабеет, даже в будущем веке. Однако в любом случае совершенно очевидно, что Павел подчеркивает тот факт, что вера длится всю нашу земную жизнь. Павел говорит также: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20, курсив мой. — У. Г.).

Итак, несмотря на то что первоначальная спасительная вера и первоначальное покаяние случаются в нашей жизни лишь однажды, и тогда, когда они происходят, они составляют истинное обращение, тем не менее состояние веры и покаяния, которое поселяется в сердце, получает лишь самое начало при обращении. Это состояние должно длиться в течение всей нашей христианской жизни. Каждый день мы должны ощущать искреннее раскаяние в тех грехах, которые мы совершили, и веру в Христа, т. е. уверенность в том, что Он восполнит все наши нужды и даст нам силы жить христианской жизнью.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Скажите, вы лично уже пришли к вере в Христа или пока лишь интеллектуально и эмоционально одобряете факты, касающиеся спасения, но лично не устремляете свое доверие к Христу? Если вы пока еще не верите в Христа, что именно заставляет вас колебаться?

2. Помогла ли вам эта глава воспринимать веру в Христа в более личном плане? Если да, то как это помогает вам в усилении вашей веры? Полагаете ли вы, что детям легче, чем взрослым, поверить в Христа как в реальную личность, ныне живущую на небесах? Если вы считаете, что это так (или наоборот), то почему? Что родителям–христианам следует рассказывать своим детям об Иисусе?

3. Если ваше знание о Боге возросло в процессе чтения этой книги, возросла ли вместе с тем и ваша вера? Если это так (или не так), то почему? Если ваша вера не возросла вместе со знанием, то что вы могли бы сделать для возрастания вашей веры?

4. Выражаясь в терминах человеческих взаимоотношений, скажите, когда вы в большей степени доверяете человеку: когда вы его не знаете или же когда узнаете его получше (и понимаете, что этот человек действительно достоин доверия)?

Как это помогает вам осознавать, что ваше доверие Богу может возрасти? Что вы могли бы сделать уже завтра, чтобы лучше узнать Бога, лучше узнать Иисуса и Святого Духа?

5. Когда вы впервые обратились к Христу, испытывали ли вы искреннее сожаление о грехе? Можете ли вы описать это ощущение? Привело ли это вас к решимости отречься от греха? Случилось ли это задолго до того, как вы ощутили изменение вашего образа жизни?

6. Искренне ли вы раскаялись в грехе, или вы считаете, что слышали проповедь «ослабленного» Евангелия, которая не включала в себя призыва к покаянию? Как вы полагаете, может ли человек подлинно веровать в Христа ради прощения грехов, не раскаиваясь при этом в грехах? Полагаете ли вы, что подлинное покаяние заключается лишь в ощущении искреннего сожаления о грехе вообще или же в сожалении о конкретных грехах и в отказе от этих конкретных грехов?

7. Остались ли вера и покаяние неотъемлемой частью вашей христианской жизни, или это состояние сердца ослабело со временем? Каковы результаты вашей христианской жизни?

Специальные термины

вера

доверие

покаяние

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.