Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)

Другие работы

Aldrich, Joseph С. Life–Style Evangelism: Crossing Traditional Boundaries to Reach the Unbelieving World. Portland: Multnomah, 1981.

Alleine, Joseph. Sure Guide to Heaven. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1978. First published in 1672 as An Alarm to the Unconverted.

Baxter, Richard. A Call to the Unconverted to Turn and Live. Reprint: Grand Rapids: Zondervan, 1953.

Coleman Robert E. The Master Plan of Evangelism. Old Tappan, N. J.: Revell, 1963.

Hoekema, Anthony A. Saved by Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 68–92.

Kevan, Ernest F. Salvation. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973.

Little, Paul. How to Give Away Your Faith. Revised by Marie Little. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1988.

Kennedy, D. James. Evangelism Explosion. 3d ed. Wheaton, 111.: Tyndale, 1983.

MacArthur, John F., Jr. The Gospel According to Jesus. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

Murray, John. "Effectual Calling". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 88–94.

Packer, J. I. "Call, Calling". In EDT, p. 184.

Packer, J. I. Evangelism and the Sovereignty of God. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1961.

Wells, David F. God the Evangelist: How the Holy Spirit Works to Bring Men and Women to Faith. Grand Rapids: Eerdmans, 1987.

Отрывок для запоминания

Мф. 11:28–30:

Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

ГЛАВА 33. Рождение свыше

Что значит родиться заново?

Объяснение и обоснование в Писании

Мы можем определить понятие «рождение свыше» следующим образом: это тайное деяние Бога, которым Он вовлекает нас в новую духовную жизнь. Иногда это называют рождением заново (следуя терминологии Ин. 3:3—8)[714].

А. Рождение свыше — деяние Бога

В некоторых аспектах даруемого нам Богом искупления, которые будут разбираться в последующих главах, мы играем активную роль (это справедливо, напр., в случае обращения, освящения и следования). Однако в деле рождения свыше мы не играем никакой активной роли. Это от начала и до конца деяние Божье. Мы видим это, например, когда Иоанн говорит о тех, кому Христос дал власть стать чадами Божьими — «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). Здесь Иоанн подчеркивает, что чада Божьи — это те, кто «от Бога родились», а наша человеческая воля («хотение мужа») не имеет никакого отношения к такому рождению.

Тот факт, что мы совершенно пассивны в акте рождения свыше, очевиден также из тех мест Писания, где об этом акте говорится как о «рождении», «возрождении» или «рождении заново» (и «рождении свыше». — Примеч. пер.; ср.: Иак. 1:18; 1 Пет. 1:3; Ин. 3:3—8). От нашего выбора не зависит, живем ли мы физически, и мы не избираем — рождаться нам или нет. Это просто случается с нами. Сходным образом и рождение свыше не зависит от нашей воли, как об этом свидетельствуют аналогии, использованные в Писании.

Это деяние Бога предсказано также в пророчестве Иезекииля. Через него Бог дал обетование о том будущем времени, когда Он даст новую духовную жизнь Своему народу:

И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять

(Иез. 36:26,27, курсив мой. — У. Г. ).

Какое из Лиц Святой Троицы свершает акт рождения свыше? Когда Иисус говорит о «рождении от Духа» (Ин. 3:8), Он подчеркивает, что именно Бог–Дух Святой свершает рождение свыше. Однако другие стихи показывают, что также и Бог–Отец имеет отношение к рождению свыше. Павел говорит, что именно Бог «нас… оживотворил со Христом» (Еф. 2:5; ср.: Кол. 2:13). Также и Иаков говорит, что новое рождение дается нам «Отцом светов»: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:17,18, курсив мой. — У. Г. )[715]. Наконец, Петр говорит, что Бог есть «возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Пет. 1:3, курсив мой. — У. Г. ). Мы можем заключить из этого, что в рождении свыше участвуют как Бог–Отец, так и Бог–Дух Святой.

Какова связь между действенным призванием[716] и рождением свыше? Как мы увидим дальше в этой главе, Писание говорит нам, что рождение свыше должно состояться прежде, чем мы ответим на актуальный призыв нашей спасительной верой. Таким образом, мы можем сказать, что рождение свыше происходит прежде, чем проявляется результат актуального призыва (наша вера). Однако намного труднее установить точное соотношение во времени между рождением свыше и человеческой проповедью Евангелия, через которую Бог призывает к вере. По меньшей мере, два отрывка из Писания говорят о том, что Бог перерождает нас тогда же, когда обращается к нам с актуальным призывом. Петр говорит: «Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век. <…> …А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:23,25, курсив мой. — У. Г.). А Иаков говорит: «Восхотев, родил Он нас словом истины» (Иак. 1:18, курсив мой. — У. Г.).

Когда мы слышим проповедь Евангелия, Бог говорит через нее, призывая нас к Себе (актуальный призыв), и дает нам новую духовную жизнь (рождение свыше), так что мы становимся способны ответить верой. Актуальный призыв, таким образом, это сам Бог–Отец, властно обращающийся к нам, а рождение свыше — Бог–Отец и Бог–Дух Святой, властно действующие в нас, чтобы привести нас в жизнь. Должно быть, и то и другое произошло одновременно, когда Петр проповедовал в доме Корнилия, потому что, «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян. 10:44).

Иногда в связи с этим употребляется термин «непреодолимая благодать »[717]. Он подчеркивает тот факт, что Бог действенно призывает людей, а также дарует им рождение свыше, и оба эти деяния гарантируют, что мы ответим спасительной верой. Все же термин «непреодолимая благодать» ведет к не вполне верному пониманию, поскольку создает впечатление, что люди не по собствен–ной воле отвечают на призыв Евангелия — что полностью неверно, и такое понимание термина «непреодолимая благодать» совершенно недопустимо. Однако этот термин ценен тем, что он показывает, что этот акт Бога столь властно проникает в человеческое сердце, что человек не может не ответить — хотя наш ответ и является добровольным[718].

Б. Природа рождения свыше остается для нас тайной

От нас скрыто, в чем собственно заключается процесс рождения свыше. Мы знаем, что неким образом мы, которые прежде были духовно мертвы (Еф. 2:1), стали живыми в Боге и в самом прямом смысле «родились вновь» (Ин. 3:3,7; Еф. 2:5; Кол. 2:13). Однако мы не понимаем, как это происходит и что именно Бог делает с нами, чтобы дать нам новую духовную жизнь. Иисус говорит: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Писание представляет рождение свыше как процесс, затрагивающий и личность в целом. Безусловно, наш «дух жив» для Бога после рождения свыше (Рим. 8:10), но лишь потому, что наша личность полностью затронута рождением свыше. И не потому, что наш дух был прежде мертв, — мы были мертвы для Бога в наших грехах и преступлениях (см.: Еф. 2:1). И неверно было бы говорить, что во время рождения свыше происходит единственное — наш дух становится живым (как тому иногда учат)[719], ибо все в нас затрагивается рождением свыше: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Так как рождение свыше — акт Бога, в котором Он дает нам новую жизнь, то справедливо полагать, что это мгновенное событие. Это случается лишь однажды. В определенный момент мы духовно мертвы, а в следующий момент мы обладаем новой духовной жизнью, дарованной нам Богом. Тем не менее мы не всегда точно знаем, когда именно происходит это изменение. Особенно с детьми, которые воспитываются в христианской семье, или с людьми, которые в течение определенного времени посещают церковь или библейскую школу. Вполне может быть так, что не произойдет никакого драматического перехода от «закоренелого грешника» к «святому и праведному мужу». Тем не менее мгновенное изменение происходит, когда Бог незримо, через Святого Духа, пробуждает в человеке духовную жизнь. Это изменение станет явным с течением времени. Оно проявится в поведении и желаниях, которые угодны Богу.

В других случаях (вероятно, в большинстве тех случаев, когда христианином становится взрослый человек) рождение свыше происходит довольно явно. Время рождения свыше можно определить по тому, как меняется человек, который, осознав, что прежде он жил вдали от Бога и был мертв духовно, вдруг в некоторый следующий момент отчетливо обнаруживает в себе новую духовную жизнь. Результаты, как правило, можно увидеть сразу же. В человеке вдруг обнаруживается искреннее стремление к Богу и к спасению в Нем, уверенность в прощении грехов, желание читать Библию и молиться (и ощущение, что это значимая духовная деятельность), радость в служении, стремление к христианскому братолюбию, искреннее желание быть послушным Слову Божьему, а также жажда говорить с другими людьми о Христе. Человек может сказать примерно следующее: «Я не знаю, что в точности случилось, но до этого момента я не верил, что мое спасение зависит от Христа. Внутренне я все еще сомневался. Но в тот момент я осознал, что уверовал в Христа и что Он — мой спаситель. Что–то произошло в моем сердце»[720]. Но даже в таких случаях мы не можем точно определить, что собственно произошло в нашем сердце. Все происходит именно так, как Иисус сказал о ветре — мы слышим его шум, мы видим последствия его дуновения, но мы не можем видеть самого ветра[721]. Так же действует и Святой Дух в наших сердцах.

В. Такое определение «рождения свыше» означает, что оно происходит прежде спасительной веры

На основании процитированных выше отрывков из Писания мы определили, что рождение свыше — это деяние Бога, Который пробуждает в нас духовную жизнь. Он выводит нас из духовной смерти к духовной жизни. Основываясь на таком определении, естественно утверждать, что рождение свыше имеет место прежде обретения человеком спасительной веры. Именно этот акт Бога делает нас способными ответить Богу верой. Тем не менее, когда мы говорим, что рождение свыше происходит «прежде», чем мы обретаем веру, важно помнить, что эти два явления необычайно близки. Обычно кажется, что они происходят одновременно. Когда Бог обращается к нам с актуальным призывом через Евангелие, Он перерождает нас и мы отвечаем на Его призыв верой и покаянием. Итак, с нашей точки зрения, трудно определить различие во времени, особенно потому, что рождение свыше — это явление духовное, и мы не можем увидеть его глазами, и даже осознать разумом.

Итак, многие места в Писании говорят нам, что это тайное, скрытое деяние Бога относительно наших душ происходит прежде, чем мы отвечаем Богу спасительной верой. Беседуя с Никодимом о рождении свыше, Иисус сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, неможет войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5, курсив мой. — У. Г. ). Теперь мы входим в Царство Божье, когда становимся христианами вследствие нашего обращения. Но Иисус говорит, что мы должны родиться «от Духа», прежде чем сможем сделать это[722]. Наша неспособность прийти к Христу самостоятельно, без первоначальной работы Бога внутри нас, подчеркивается также и в следующих словах Иисуса: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44) и «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:65). Этот внутренний акт рождения свыше прекрасно описан Лукой, когда он говорит о Лидии: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14, курсив мой. — У. Г.). Сперва Господь отверз ее сердце, а затем она стала способна внимать проповеди Павла и ответить верой.

Павел говорит также: «Душевный человек [дословно: „естественный человек"] не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14)[723]. Он также говорит о людях, которые отделили себя от Христа: «Нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:11).

Освобождение от духовной смерти и от неспособности ответить верой наступает тогда, когда Бог дарует нам новую духовную жизнь. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4,5). Павел говорит также: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним » (Кол. 2:13, курсив мой. — У. Г. )[724].

Не все евангельские церкви признают сегодня учение о том, что рождение свыше происходит до обретения спасительной веры. Иногда даже говорят: «Если вы верите в Христа как в Спасителя, тогда (после того, как вы уверовали) вы рождаетесь заново». Однако в Писании не написано ничего подобного. Это новое рождение рассматривается как нечто, что совершает в нас Бог, чтобы мы смогли уверовать.

Люди часто думают, что рождение свыше наступает после акта спасительной веры, потому что они видят результаты (любовь к Богу и к Его слову, отвращение от греха) после того, как они приходят к вере, и заключают из этого, что рождение свыше также должно происходить после того, как человек уверовал. Однако судить об этом мы должны на основании Писания, поскольку мы не можем судить о том, что такое рождение свыше непосредственно: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Поскольку христиане часто склонны концентрироваться на результатах рождения свыше, а не на скрытом духовном деянии Самого Бога, некоторые евангельские исповедания веры включают в себя формулировки, подразумевающие, что рождение свыше происходит после того, как человек обретает спасительную веру. Так, например, в исповедании веры американской Евангелической свободной церкви (которое было принято также многими другими евангельскими оранизациями) сказано:

Мы верим, что истинная Церковь состоит из всех людей, которые через спасительную веру в Иисуса Христа были перерождены Святым Духом и соединены вместе в теле Христовом, которого Он Глава

(Артикул 8).

Здесь выражение «рождение свыше» явно означает внешние признаки рождения свыше, которые становятся очевидными в измененной жизни, те признаки, которые, вне всякого сомнения, появляются после того, как человек обретает спасительную веру. Таким образом, «рождение заново» нужно понимать не в смысле первоначального наделения нас новой жизнью, а в смысле полного изменения всей жизни, которое является результатом этого первоначального акта. Если термин «рождение свыше» понимать именно таким образом, то будет справедливым утверждать, что рождение свыше происходит после того, как человек обретает спасительную веру.

Тем не менее, если мы стремимся согласовывать нашу терминологию с тем, что мы обнаруживаем в Писании, следовало бы сузить употребление термина «рождение свыше» до обозначения исключительно мгновенного, первоначального акта Бога, в котором Он наделяет нас духовной жизнью. Тогда можно подчеркнуть, что мы не в состоянии наблюдать самого рождения свыше, мы лишь видим его результаты, которые проявляются в нашей жизни, и то, что вера в Христа ради спасения есть самый первый результат, который мы наблюдаем. Мы не можем осознать своего перерождения до тех пор, пока не придем к вере в Христа, поскольку это является внешним проявлением скрытого, внутреннего акта Бога. Как только мы приходим к спасительной вере в Христа, мы можем быть уверены, что родились заново.

Нам следует отдавать себе отчет в том, что изложение Евангелия в Писании не имеет формы приказа: «Родись вновь, и ты будешь спасен». Эту мысль Писание формулирует следующим образом: «Веруй в Иисуса Христа, и будешь спасен»[725]. Это постоянная тема апостольской проповеди в Деяниях, а также в изложении Евангелия, которое мы находим в посланиях.

Г. Подлинное рождение свыше должно приводить к видимым результатам

В предыдущем разделе мы видели прекрасный пример первоначального результата рождения свыше — когда Павел проповедовал Евангелие Лидии и «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14; ср.: Ин. 6:44, 65; 1 Пет. 1:3, курсив мой. — У. Г.). Иоанн говорит также: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин. 5:1)[726]. Но есть и другие результаты рождения свыше, многие из них перечислены в Первом послании Иоанна. Например, Иоанн говорит: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Здесь Иоанн поясняет, что человек, родившийся заново, имеет в себе духовное «семя» (рождающее жизнь и усиливающееся), и это освобождает жизнь человека от постоянного греха. Это, конечно, не означает, что такой человек будет жить совершенной жизнью. Просто сама жизнь человека не будет зависеть от привычки к греху. Когда людей спрашивают, в чем заключается особенность жизни возрожденного человека, на ум приходит не слово «грех», а слова «подчинение Христу» или «подчинение Писанию». Обратите внимание: Иоанн говорит, что это справедливо для всех людей, которые действительно заново родились: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха». Иными словами это можно выразить так: «Всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин. 2:29).

Подлинная, христианская любовь — один из самых важных результатов рождения свыше: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7). Другое последствие — победа над миром: «…И заповеди Его не тяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир…» (1 Ин. 5:3,4). Здесь Иоанн поясняет, что рождение свыше дает способность победить трудности и соблазны, которые мешают нам исполнять Божьи заповеди и ходить Его путями. Иоанн говорит, что мы можем победить эти соблазны, и потому следование заповедям Божьим не будет «тяжким», напротив, это будет приносить радость. Он продолжает рассуждение и поясняет, что результатом победы над миром становится вера: «…И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

Наконец, Иоанн отмечает, что другим следствием рождения свыше является защита от самого сатаны: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18, курсив мой. — У. Г.). Конечно, сатана может нападать на возрожденного человека, однако Иоанн успокаивает своих читателей: «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). И эта более мощная сила Святого Духа, пребывающая в нас, хранит от духовного зла, которое пытается причинить лукавый, стремясь погубить нашу душу.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что эти последствия, как подчеркивает Иоанн, обязательно проявляются в жизни тех, кто родился вновь. Если речь идет об истинном рождении свыше, то христианин будет верить, что Иисус есть Христос и будет освобожден от власти постоянного греха, будет любить своего ближнего, будет преодолевать искушения мира и будет защищен от зла, которое пытается причинить лукавый, стремящийся погубить нашу душу. Эти отрывки свидетельствуют о том, что невозможно возродиться и не пережить истинного обращения[727].

Другие последствия рождения свыше перечислены Павлом, когда он говорит о «плодах Духа», т. е. о результатах, которые производит в человеческой жизни Святой Дух, действующий в верующем: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). Если речь идет об истинном рождении свыше, то эти плоды Духа будут все больше и больше проявляться в жизни возрожденного человека. Напротив, те, кто не верует, включая и тех, кто говорит, что верует, но на самом деле это не так, будут ярко демонстрировать отсутствие этих качеств. Иисус сказал своим ученикам:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7:15—20).

Ни Иисус, ни Павел, ни Иоанн не говорят об участии в делах церкви или о чудесах как о свидетельстве рождения свыше. Они говорят о чертах, которые проявляются в самой жизни человека. Сразу же после стихов, которые были процитированы выше, Иисус предостерегает, что в судный день многие скажут Ему: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но Он ответит им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22,23, курсив мой. — У. Г.). Пророчества, экзорцизм, многие чудеса и великие деяния, совершенные во имя Иисуса (не говоря уже о других видах деятельности в церкви, свершаемых силой плоти, и даже в течение десятилетий), не являются убедительными свидетельствами истинного рождения свыше. Внешне все это может быть совершено естественной силой самого человека или даже с помощью дьявола. Но истинная любовь к Богу и к Его народу, искренняя покорность Его заповедям и христианские качества, которые Павел называет плодами Духа, если они видны в течение определенного времени в жизни какого–либо человека, просто не могут быть результатом действия сатаны, не могут быть результатом собственных усилий этого человека. Это дается только через новую жизнь, через работу Духа Божьего в нас.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Родились ли вы заново? Есть ли в вашей жизни свидетельства нового рождения? Помните ли вы, когда в вашей жизни произошло рождение свыше? Можете ли вы объяснить, как вы узнали, что это случилось с вами?

2. Если вы (или друзья, с которыми вы общаетесь) не уверены в том, что вы родились заново, посмотрите, что предлагает сделать Писание, чтобы приобрести подобную уверенность (или действительно впервые родиться заново). (Вопрос о покаянии и спасительной вере рассматривается в следующей главе.)

3. Полагали ли вы, что рождение свыше происходит прежде, чем человек обретает спасительную веру? Считаете ли вы так теперь, или все еще сомневаетесь в этом?

4. Думаете ли вы, что ваше рождение свыше есть полностью деяние Божье и вы никак не повлияли на этот процесс? Что вы чувствуете, размышляя об этом? Как это отражается на вашем отношении к Богу? Проведите аналогию с физическим рождением. Что вы чувствуете, осознавая, что у вас не было выбора, когда вы рождались физически?

5. Есть ли сферы в вашей жизни, в которых рождение свыше не проявляется? Полагаете ли вы, что человек может переродиться, а затем впасть в духовную стагнацию, так что не будет наблюдаться никакого роста? Какие обстоятельства могли бы способствовать этому (если вы считаете, что такое возможно)? Влияет ли на духовную жизнь человека и его духовный рост то, как часто он посещает церковь, какие получает наставления, каковы его отношения с братьями и сестрами во Христе, как часто он читает Писание и молится?

6. Если рождение свыше есть полностью деяние Божье и люди никак не участвуют в этом, то какой смысл в проповеди Евангелия? Может быть, проповедь Евангелия — нечто абсурдное и даже жестокое, ведь духовно мертвые люди не могут ответить на евангельский призыв? Каким образом разрешается это противоречие?

Специальные термины

непреодолимая благодать

новое рождение

рождение от воды

рождение от Духа

рождение свыше

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 177.