Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien, 1:31–46

Другие работы

Berkouwer, G. С. Faith and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1954.

Boice, James Montgomery. Christ's Call to Discipleship. Chicago: Moody, 1986.

Chantry, Walter. Today's Gospel: Authentic or Synthetic? Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1970.

Hodges, Zane C. Absolutely Free! A Biblical Reply to Lordship Salvation. Dallas: Redenci6n Viva, and Grand Rapids: Zondervan, 1989.

Hodges, Zane C. The Gospel Under Siege: A Study on Faith and Works. Dallas: Redencion Viva, 1981.

Hoekema, Anthony A. Saved by Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 113–151.

Kromminga, C. G. "Repentance". In EDT, pp. 936, 937.

MacArthur, John Е, Jr. The Gospel According to Jesus. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

Machen, J. Gresham. What is Faith? Grand Rapids: Eerdmans, 1925.

Morris, Leon. "Faith". In IBD. Vol. 1, pp. 496–498.

Murray, John. "Faith and Repentance". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 106—116.

Murray, John. "Repentance". In The New Bible Dictionary. Ed. by J. D. Douglas. London: Tyndale Press, and Grand Rapids: Eerdmans, 1962, pp. 1083–1084.

Packer, J. I. "Evangelicals and the Way of Salvation: New Challenges to the Gospel–Universalism and Justification by Faith". In Evangelical Affirmations. Ed. by Kenneth S. Kantzer and Carl F. H. Henry. Grand Rapids: Zondervan, 1990, pp. 107—136.

Packer, J. I. Evangelism and the Sovereignty of God. London: Inter–Varsity Press, 1961.

Packer, J. I. "Faith". In EDT, pp. 399–402.

Ryrie, Charles C. So Great Salvation: What It Means to Believe in Jesus Christ. Wheaton, 111.: Scripture Press, 1989.

Watson, Thomas. The Doctrine of Repentance. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1987.

Отрывок для запоминания

Ин. 3:16:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

ГЛАВА 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)

Когда и каким образом нам даруется состояние праведности?

Объяснение и обоснование в Писании

В предшествующих главах мы разбирали евангельский призыв (призыв Бога веровать в Христа ради спасения), рождение свыше (через которое Бог наделяет нас новой духовной жизнью) и обращение (в котором мы отвечаем на евангельский призыв раскаянием в грехах и верой ради спасения). Но как обстоит дело с наказанием за наши грехи ? Евангельский призыв говорит нам, что мы должны верить для того, чтобы нам были прощены наши грехи. Рождение свыше сделало нас способными откликнуться на этот призыв. В обращении мы реализуем наш ответ, веруя в Христа ради прощения грехов. Следующим шагом в процессе спасения будет ответ Бога на нашу веру. Он свершает то, о чем дал нам обетование, а именно признает наши грехи прощенными. Это должно быть законным признанием особого характера наших взаимоотношений с Божьим законом, утверждением, что мы полностью прощены и больше не подлежим наказанию.

Правильное понимание учения об оправдании абсолютно принципиально для христианства в целом. Когда Мартин Лютер осознал истину об оправдании одной только верой, он стал христианином и исполнился новой для него радостью Евангелия. Самым первым испытанием протестантской Реформации была дискуссия с Римско–католической церковью об оправдании. Если мы стремимся сохранить евангельскую истину для будущих поколений, мы должны правильно осознавать истину об оправдании. Даже сегодня верный взгляд на оправдание — это разделительная линия между библейским Евангелием спасения одной лишь верой и лжеевангелиями спасения, основанных на добрых делах.

Когда Павел рассматривает процесс спасения, он прямо называет оправдание: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30, курсив мой. — У. Г.). Как мы показали в предыдущей главе, слово «призвал» означает здесь актуальный призыв Евангелия, который включает в себя также и рождение свыше, за которым следует наш ответ в раскаянии и вере (или обращении). После актуального призыва и ответа с нашей стороны следующим шагом в процессе спасения будет «оправдание». Павел отмечает, что это — акт Самого Бога: «а кого оправдал, тех и прославил».

Более того, Павел достаточно ясно говорит о том, что оправдание происходит после того, как мы обретаем веру, и в ответ на нашу веру:«Во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26, курсив мой. — У. Г.). Павел говорит также: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28, курсив мой. — У. Г.). «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, курсив мой. — У. Г.). «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.).

Но что такое оправдание? Мы можем определить его следующим образом: оправдание есть единовременное деяние Божье, в котором Он 1) мыслит о наших грехах как о прощенных и о праведности Иисуса как о принадлежащей нам; 2) признает нас праведными в Его глазах.

Разъясняя составные части этого определения, мы сначала рассмотрим вторую его часть: аспект оправдания, в котором Бог «признает нас праведными в Его глазах». Эти пункты рассматриваются в обратном порядке потому, что в Новом Завете слово «оправдание» и связанные с ним термины соотносятся в основном со второй частью этого определения. Однако есть также и места, в которых ясно говорится о том, что признание нашей праведности Богом основывается на том факте, что Бог сначала думает о праведности как о чем–то, что принадлежит нам. Таким образом, следует рассмотреть оба аспекта, хотя новозаветные термины, относящиеся к оправданию более связаны с тем, что Бог в этом акте признает нас праведными.

А. Оправдывая, Бог выносит официальное решение

Употребление слова «оправдать» в Библии показывает, что оправдание есть акт Бога, в котором Он выносит о нас официальное суждение. Слово «оправдать» в Новом Завете (греч. δικαιόω) обладает целым рядом значений, однако самое распространенное из них — «признать справедливым, праведным». Так, в Евангелии от Луки читаем: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» (Лк. 7:29). Конечно же, народ и мытари не сделали Бога праведным — этого никто не мог бы сделать. Они признали Бога праведным. Именно в этом значении этот термин употребляется в тех местах Нового Завета, где говорится о том, как Бог признает кого–либо праведным (Рим. 3:20,26,28; 5:1; 8:30; 10:4,10; Гал. 2:16; 3:24). Это значение особенно четко проявляется в Рим. 4:5: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Невозможно предположить, что Павел здесь имеет в виду, что Бог «делает нечестивого праведным» (изменяя его внутренне и делая его морально совершенным), ибо тогда человек зависел бы от результата своих добрых дел. Павел хочет здесь сказать, что Бог признает нечестивого праведным в Своих глазах, и не на основе добрых дел, а в ответ на его веру.

Положение о том, что оправдание есть вынесение официального решения, очевидно при сравнении с осуждением. Павел говорит: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим. 8:33,34). «Обвинить» означает признать кого–либо виновным. Противоположностью осуждения является оправдание, т. е. «признание кого–либо невиновным». Это также очевидно из того факта, что Павел говорит об оправдании нас Богом в связи с тем, что кто–то обвиняет народ Божий: такое признание неправедности не может устоять перед суждением о нашей праведности, изреченным Самим Богом.

Некоторые ветхозаветные употребления слова «оправдать» (напр., в Септуагинте греч. δικαιόω ) также подтверждают правильность изложенной трактовки. Например, мы читаем о судьях: «Правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Втор. 25:1). И в этом случае «оправдать» означает «признать праведным или невиновным», а «осудить» — «признать виновным». Утверждать, что «оправдать» означает здесь «сделать кого–либо внутренне благим», было бы бессмысленно, поскольку судьи не делают людей внутренне благими, да они и не в состоянии сделать это. Приговор судьи в отношении преступника также не делает человека внутренне преступным; судья просто констатирует, что человек виновен в определенном преступлении, которое и рассматривается в суде (ср.: Исх. 23:7; 3 Цар. 8:32; 2 Пар. 6:32). Таким же образом Иов не хочет признать, что его утешители правы: «Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми» (Иов. 27:5, в тексте то же самое еврейское и греческое слово «оправдывать» [имеется в виду Септуагинта. — Примеч. пер. ]). Тоже самое находим и в Притчах: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Прит. 17:15). Здесь представление об официальном признании какого–либо факта выражено особенно ясно. Нет никакого сомнения в том, что ни о какой мерзости пред Господом не шла бы речь, если бы слово «оправдывать» означало «сделать кого–либо внутренне благим или праведным». В таком случае «оправдать нечестивого» было бы прекрасным деянием в глазах Бога. Но если «оправдывать» — значит «признать праведным», то предельно ясно, почему «оправдывающий нечестивого» есть «мерзость пред Господом». Также Исайя призывает горе на голову тех, «которые за подарки оправдывают виновного» (Ис. 5:23). Здесь вновь слово «оправдывать» означает «признать праведным» (в контексте официального признания).

Павел часто употребляет это слово в значении «признать праведным» или «признать невиновным», когда говорит об оправдании нас Богом, о Его признании того факта, что мы, хотя и являемся виновными грешниками, тем не менее праведны в Его глазах. Следует подчеркнуть, что такое официальное признание само по себе не меняет нашей внутренней природы. В этом значении слова «оправдать» Бог выносит о нас официальное суждение. Вот почему богословы говорят, что оправдание является судебным актом, где слово «судебный» означает «имеющий отношение к официальному судопроизводству».

Джон Мюррей проводит очень важное различие между рождением свыше и оправданием:

Рождение свыше — деяние Божье в нас самих; оправдание — суждение Бога о нас. Разница такая же, как между действиями хирурга и судьи. Хирург, удаляя раковую опухоль, совершает нечто в нас самих. Но совсем другое дело судья — он выносит вердикт относительно нашего юридического статуса. Если мы невиновны, он признает это.

Чистота Евангелия зависит от признания этого различия. Если оправдание смешивается с рождением свыше или освящением, открывается путь для извращения самой сути Евангелия. Оправдание и сейчас есть вопрос того, быть церкви или не быть[735].

Б. Бог признает нас праведными в Его глазах

Когда Бог выносит официальное суждение, Он признает, что мы праведны в Его глазах. В таком признании есть два аспекта. Во–первых, это означает, что Бог постановляет, что мы не подлежим наказанию за грех, в том числе за прошлые, нынешние и будущие грехи. После пространного рассуждения об оправдании одной только верой (Рим. 4:1 — 5:21) и вводного рассуждения о грехе в христианской жизни, Павел вновь возвращается к главной теме Послания к Римлянам и говорит о том, что именно характеризует тех, кто оправдан верой: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Это означает, что оправданные не подлежат наказанию за грех. Мы не подлежим никаким обвинениям или осуждениям: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим. 8:33,34).

Мысль о полном прощении грехов раскрывается в гл. 4, когда Павел рассматривает оправдание одной только верой. Павел цитирует Давида, который благословляет «человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Далее Павел напоминает, что Давид сказал: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Рим. 4:6—8, курсив мой. — У. Г.). Очевидно, что такое оправдание связано с прощением грехов. Также и Давид говорил в Пс. 102:12: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (ср.: ст. 3).

Однако, если бы Бог просто признал нас прощенными за наши прошлые грехи, это не решило бы наших проблем полностью, это просто сделало бы нас нейтральными в глазах Бога. Мы пребывали бы в том же состоянии, в каком пребывал Адам еще до того, как он сделал что–либо хорошее или плохое в глазах Бога, — он не был виновен пред Богом, но не заслужил и оправдания в глазах Бога. Этот первый аспект оправдания, в котором Бог признает прощенными наши прошлые грехи, представлен на рис. 35.1, где знаки «минус» представляют наши грехи, полностью прошенные в момент оправдания.

Однако такого перехода недостаточно, чтобы обрести благосклонность со стороны Бога. Мы должны от моральной нейтральности перейти к позитивной праведности перед Богом, праведности жизни в совершенной покорности Ему. Эта необходимость представлена на рис. 35.2, на котором знаки «плюс» означают обретение праведности в глазах Бога.

Таким образом, второй аспект оправдания заключается в том, что Бог должен признать нас не просто нейтральными в Его глазах, но праведными в Его глазах. Он должен признать, что мы обладаем достоинствами совершенной праведности пред Ним. Ветхий Завет иногда говорит о том, что Бог дарует такую праведность Своему народу, хотя сам народ этого не заслужил. Исайя говорит: «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня» (Ис. 61:10, курсив мой. — У. Г.). В Новом Завете Павел говорит об этом более конкретно. Он говорит, что для разрешения нашей нужды в праведности «явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21,22, курсив мой. — У. Г.). Он говорит: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3; цитата из Быт. 15:6, курсив мой. — У. Г.). Это связано с послушанием Христу, ибо Павел говорит в самом конце пространного рассуждения об оправдании верой, что «послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19, курсив мой. — У. Г.). Итак, второй аспект оправдания заключается в том, что мы обретаем пред Богом достоинства совершенной праведности.

Рис. 35.1

Рис. 35.2

Однако возникает вопрос: как Бог может признать, что мы не подлежим наказанию за грех и что мы обладаем достоинствами совершенной праведности, если мы при этом являемся виновными грешниками? Как Бог может признать нас невиновными и праведными, если на самом деле мы неправедны? Эти вопросы подводят нас к следующему пункту нашего рассуждения.

В. Бог может признать нас праведными, потому что Он вменяет нам праведность Христа

Когда мы говорим, что Бог вменяет нам праведность Христа, это означает, что Бог мыслит о праведности Христа как о принадлежащей нам или рассматривает ее как принадлежащую нам. Мы читаем: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3, цитата из Быт. 15:6, курсив мой. — У. Г.). Павел поясняет: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим. 4:5,6, курсив мой. — У. Г.). Именно таким образом праведность Христа становится нашей. Павел говорит, что мы — те, кто получил «дар праведности» (Рим. 5:17).

Уже в третий раз, изучая учение Писания, мы сталкиваемся с понятием «вменить вину или праведность». Когда Адам согрешил, его вина была вменена нам; Бог–Отец рассматривал вину Адама как лежащую на нас, а значит, так оно и было[736]. Затем, когда Христос страдал и умер за наши грехи, наш грех был вменен Христу; Бог мыслил о грехе как о принадлежащем Ему, и понес за него наказание[737]. Теперь, в учении об оправдании, мы сталкиваемся с понятием «вменить» в третий раз. Праведность Христа вменяется нам, а потому Бог мыслит о ней как о принадлежащей нам. Это не наша праведность, а праведность Христа, которая безвозмездно даруется нам. Поэтому Павел говорит, что Иисус «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30, курсив мой. — У. Г.). Павел говорит также, что желает «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Павел знает, что праведность, которой он обладает пред Богом, не зависит от его дел; это праведность Бога, которая приходит через Иисуса Христа (ср.: Рим. 3:21,22)[738].

Для понимания сути Евангелия очень важно подчеркнуть, что Бог признает нас справедливыми или праведными не на основе нашего нынешнего состояния праведности или святости, а на основе совершенной праведности Христа, которая принадлежит нам. В этом состояло основное различие между протестантизмом и католицизмом во времена Реформации. В протестантизме, со времен Мартина Лютера, подчеркивалось, что оправдание не меняет нас внутренне. Если бы оправдание изменяло нас внутренне, а затем признавало нас праведными, основываясь на том, какими благими мы стали в результате этого, то 1) нас никогда нельзя было бы признать совершенно праведными при этой жизни, потому что грех всегда в ней остается, и 2) не было бы никакого основания для прощения прошлых грехов (совершенных еще до того, как мы внутренне изменились); следовательно, мы никогда не были бы уверенными в том, что мы праведны пред Богом. Мы утратили бы уверенность, которой обладал Павел, когда писал: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, курсив мой. — У. Г. )[739]. Если бы мы думали, что оправдание основано на том, каковы мы внутренне, мы никогда не осмелились бы сказать вместе с Павлом: «Итак нет ныне никакого осуждениятш, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1, курсив мой. — У. Г.). Мы не были бы уверены, что прошены Богом, мы не имели бы дерзновения приступить к Богу «с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22).

Мы не смогли бы говорить о «даре праведности» (Рим. 5:17) или сказать, что «дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23, курсив мой. — У. Г.).

Традиционное римско–католическое понимание оправдания сильно отличается от изложенного здесь. Римско–католическая церковь понимает оправдание как нечто, меняющее нас внутренне и делающее нас более святыми. «В соответствии с учением Трентского собора, оправдание есть „внутреннее освящение и обновление человека"»[740]. Чтобы оправдание могло состояться, человек должен сначала креститься, а затем (уже в зрелом возрасте) продолжать веровать: «Действенной причиной… первоначального оправдания является таинство крещения»[741]. Однако «оправдание взрослого человека невозможно без веры… Что касается содержания веры, то верить, так сказать, „отчасти" вовсе недостаточно. Здесь требуется богословская или догматичесая вера (конфессиональная вера), которая заключается в твердом принятии Божественных истин Откровения»[742]. Таким образом, крещение — это средство, посредством которого человек первоначально получает оправдание, а затем требуется вера, чтобы взрослый человек обрел оправдание или продолжил пребывать в состоянии оправдания. Людвиг Отт поясняет, что «верить „отчасти"» недостаточно — т. е. веры, которая просто доверяет Христу, недостаточно. Это должна быть вера, которая принимает учение католической церкви, «богословская или догматическая вера».

Можно сказать, что римско–католический взгляд на оправдание понимает его не как вмененную праведность, а как внедренную праведность — т. е. Бог как бы внедряет в нас праведность, которая внутренне нас меняет, так что морально мы становимся лучше. Затем Он наделяет нас оправданием в различной степени — в соответствии с тем, какая степень праведности была внедрена или помещена в нас.

В итоге, люди не могут быть уверены, что они пребывают в «состоянии благодати», когда Бог, по своей милости, полностью принимает их и проявляет к ним благожелательность. Католическая церковь учит, что люди не могут быть уверены, что они пребывают в этом «состоянии благодати», если только не получают от Бога особого откровения на этот счет. Трентский собор постановил:

Если кто–либо осознает свою слабость и склонность к греху, то этот человек вполне может чувствовать страх и беспокойство относительно благодати, ибо никто не знает с определенностью веры, не допускающей никакой ошибки, что он достиг благодати Божьей.

К этому утверждению Отт добавляет следующий комментарий:

Причина неуверенности относительно состояния благодати заключается в том, что без особого откровения никто не может с определенностью веры знать, удовлетворяет он или нет условиям, необходимым для достижения оправдания. Тем не менее невозможность определенности веры ни в коем случае не исключает высокой моральной уверенности, подкрепляемой свидетельством совести[743].

Более того, если Римско–католическая церковь рассматривает оправдание как нечто, что Бог совершает внутри нас, то из этого следует, что люди могут испытать состояние оправдания в разной степени. Мы читаем: «Степень оправдывающей благодати не одинакова во всех праведных людях», и «благодать увеличивается добрыми делами»[744]. Отт поясняет, как этот католический взгляд отличается от взгляда протестантских реформатов: «Поскольку реформаты ошибочно рассматривали оправдание как просто внешнее вменение праведности Христа, им пришлось также утверждать, что оправдание одинаково для всех людей. Однако Трентский собор постановил, что степень полученной благодати оправдания зависит от оправдываемого человека, в соответствии со степенью свободного Божьего распределения, и от состояния и содействия самого получающего»[745].

И наконец, логическим следствием такого взгляда на оправдание является утверждение о том, что наша вечная жизнь с Богом основывается не на одной лишь благодати Божьей, но также частично и на наших заслугах: «Ибо оправданная вечная жизнь — это и дар благодати, обещанный Богом, и награда за собственные добрые дела и заслуги… Спасительные дела в одно и то же время являются и дарами Бога, и деяниями человека, которыми он заслуживает спасение»[746].

Чтобы подтвердить этот взгляд на оправдание цитатой из Писания, Отт постоянно указывает на те тексты Нового Завета, где говорится не только об оправдании, но и о множестве других аспектов христианской жизни, таких, как рождение свыше (которое Бог производит в нас); освящение (которое является процессом, происходящим в течение всей христианской жизни, и, конечно же, различается от человека к человеку); обладание различными духовными дарами и их использование в христианской жизни (которые различны у каждого человека); вечное вознаграждение (которое также различается в случае каждого конкретного человека). Подвести все эти тексты под категорию «оправдание» — значит совершенно затемнить вопрос и в конечном счете прийти к выводу, что прощение грехов и признание нас праведными в глазах Бога не является даром Божьим, а зависит от наших собственных заслуг. Таким образом, это затемнение различий в конечном счете разрушает саму суть Евангелия.

Это прекрасно понимал Мартин Лютер, и именно это стало одной из основных причин Реформации. Когда Благая весть стала воистину Благой вестью об абсолютно безвозмездном спасении в Иисусе Христе, она распространилась, подобно пожару, по всему цивилизованному миру. Но это было просто возвращение к первоначальному Евангелию, которое провозглашает: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23, курсив мой. — У. Г.), и настаивает на том, что «нет ныне никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Рим. 8:1, курсив мой. — У. Г.).

Г. Мы оправданы исключительно благодаря благодати Божьей, а не каким–либо собственным заслугам

После того как Павел говорит (Рим. 1:18 — 3:20), что никто не может сам сделать себя праведным перед Богом («Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть», Рим. 3:20), он объясняет, что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24, курсив мой. — У. Г.). «Благодать» Бога означает Его «незаслуженную благосклонность». Поскольку мы не в состоянии заслужить эту благосклонность у Бога, единственный путь быть признанными праведными заключается в том, что Бог свободно предоставляет нам спасение по благодати, совершено независимо от наших дел. Павел утверждает: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не отдел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, ср.: Тит. 3:7, курсив мой. — У. Г.). Благодать явно противопоставляется делам и заслугам, именно она стала причиной, по которой Бог пожелал оправдать нас. Бог не обязан был вменять наш грех Христу или вменять нам праведность Христа; это произошло лишь по Его благосклонности, незаслуженной нами.

В отличие от римско–католического учения о том, что мы оправдываемся благодатью Божьей плюс в определенной мере нашими собственными заслугами, будто мы делаем самих себя подходящими для принятия благодати оправдания и будто мы возрастаем в этом качестве через наши добрые дела, Лютер и реформаты настаивали, что оправдание обретается одной лишь благодатью, а не благодатью плюс собственные заслуги.

Д. Бог оправдывает нас по нашей вере в Христа

В начале этой главы мы отметили, что оправдание обретается после спасительной веры. Павел ясно говорит об этом: «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел указывает, что сначала обретается вера, и именно ради того, чтобы быть оправданным. Он также говорит, что Христос обретается «чрез веру» и что Бог является «оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25,26). Вся гл. 4 Послания к Римлянам — это доказательство того факта, что мы оправдываемся верой, а не делами, так же как Авраам и Давид. Павел говорит: «Оправдавшись верою» (Рим. 5:1).

Писание отнюдь не говорит, что мы оправдываемся благодаря благому характеру, который внутренне присущ нашей вере, словно бы вера была некоей заслугой перед Богом. Писание не позволяет нам думать, что наша вера сама по себе есть заслуга перед Богом. Напротив, Писание говорит, что мы оправдываемся «чрез» веру, подразумевая, что вера — инструмент, посредством которого нам даруется оправдание, а не что–то заслуживающее благосклонность Бога. Мы оправдываемся исключительно благодаря заслугам Христова труда (Рим. 5:17—19)[747].

Однако мы можем задаться вопросом, почему Бог избрал веру в качестве того состояния сердца, которым мы и достигаем оправдания. Почему Бог не решил даровать оправдание всем тем, кто показывает искреннюю любовь? Или радость? Или удовлетворенность? Или смирение? Или мудрость? Почему Бог избрал веру в качестве средства, с помощью которого мы оправдываемся?

Очевидно, что все обстоит именно таким, а не иным образом, потому что вера — это то состояние сердца, которое прямо противоположно самоуверенности. Когда мы приходим к Христу в вере, мы говорим главное: «Я сдаюсь! Я больше не могу полагаться на самого себя и на мои добрые дела. Я знаю, что сам я не могу сделать себя праведным перед Богом. Поэтому, Иисус, я доверяюсь Тебе и полностью полагаюсь на Тебя, чтобы обрести праведность перед Богом». Таким образом, вера — полная противоположность состояния, в котором человек полагается на себя самого, а потому вера — это то состояние, которое превосходно подходит для спасения, которое совершенно не зависит от наших заслуг, но полностью обусловлено свободным даром Божьей благодати. Павел объясняет это, когда говорит: «Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама» (Рим. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Вот почему реформаты, начиная с Мартина Лютера, так настойчиво утверждали тот факт, что оправдание обретается не через веру плюс в определенной степени наши заслуги или добрые дела, а через одну только веру. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие[748] не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, курсив мой. — У. Г.). Павел постоянно повторяет, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20); о том же самом идет речь в Послании к Галатам 2:16; 3:11; 5:4.

Однако согласуется ли это с Посланием Иакова? Что Иаков имеет в виду, когда говорит: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24, курсив мой. — У Г.). Здесь мы должны отдавать себе отчет в том, что Иаков употребляет слово «оправдывать» не в том смысле, в котором это слово употребляет Павел. В начале этой главы мы отметили, что слово «оправдывать» обладает целым рядом значений и что одно из самых распространенных — «признать праведным», но мы также должны отметить, что греч. δικαιόω может также означать «демонстрировать или выказывать праведность». Например, Иисус сказал фарисеям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Суть заключалась не в том, что фарисеи делали здесь и там официальные заявления о том, что они были «невиновны» перед Богом, а в том, что фарисеи всегда старались показать другим, что они были праведны в своих внешних поступках. Иисус знал, что на самом деле они вовсе не были таковы: «Но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Таким же образом и законник, который решил испытать Иисуса, спросив Его, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, на первый вопрос Иисуса ответил верно. Но когда Иисус сказал ему: «Так поступай, и будешь жить», законникне был удовлетворен. Лука говорит: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:28,29, курсив мой. — У. Г.). Он не хотел заявить, что он невинен в глазах Бога; скорее он хотел «выказать себя праведным» перед теми, кто его слушал. Есть и другие примеры употребления слова «оправдывать» в значении «выказывать себя праведным»: Мф. 11:19; Лк. 7:35; Рим. 3:4.

Трактовка гл. 2 Послания Иакова зависит не только от того, что мы принимаем «выказывать праведность» в качестве значения слова «оправдывать», но также и от того, что это значение согласуется с контекстом гл. 2 Послания Иакова. Когда Иаков говорит: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (ст. 21, курсив мой. — У. Г.), он говорит о чем–то, происшедшем позже в жизни Авраама, о жертвоприношении Исаака, описанном в Быт. 22. Это произошло гораздо позже времени, описанного в Быт. 15:6, когда Аврам поверил Богу, «и Он вменил ему это в праведность». Но именно это более раннее событие в начале отношений Авраама и Бога Павел приводит в гл. 4 Послания к Римлянам. Павел говорит о том времени, когда Бог раз и навсегда оправдал Авраама, вменив ему праведность в результате веры Авраама в Бога. А Иаков говорит о гораздо более позднем событии, происшедшем после того, как Авраам в течение многих лет прождал рождения Исаака, и после того, как Исаак стал достаточно взрослым, чтобы быть в состоянии нести дрова на гору для жертвоприношения. Тут Авраам «показал себя праведным» своими делами, и в этом смысле Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, «возложив на жертвенник Исаака, сына своего» (Иак. 2:21)[749].

Такое понимание подтверждается и более широким контекстом рассуждения Иакова. Он подчеркивает, что простое интеллектуальное согласие с Евангелием — это такая «вера», которая вовсе верой не является. Он спорит с теми, кто говорит, что у них есть вера, но в их жизни не видно никаких изменений. Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Иаков просто говорит здесь, что «вера» без результатов, или «дел», вовсе не является верой, это «мертвая» вера Он не отрицает ясного учения Павла о том, что оправдание (в смысле официального признания Богом того, что наши грехи прощены) достигается одной только верой, а не делами закона; он просто утверждает совсем другую истину, а именно что «оправдание», в смысле внешней демонстрации праведности, происходит только тогда, когда мы наблюдаем свидетельства этого в чьей–либо жизни. Иными словами, Иаков говорит, что человек «показывает себя праведным делами, а не одной только верой». С этим, несомненно, согласился бы и Павел (2 Кор. 13:5; Гал. 5:19—24).

Практические выводы из учения об оправдании одной только верой имеют огромное значение. Во–первых, это учение дает нам возможность дать подлинную надежду неверующим, которые осознают, что они никогда не смогут сами сделать себя праведными перед Богом: если спасение — безвозмездный дар, который обретается одной только верой, то любой, услышавший Благую весть, может надеяться, что вечная жизнь даруется безвозмездно и может быть обретена.

Во–вторых, это учение дает нам уверенность в том, что Бог никогда не принудит нас нести наказание за грехи, которые забыты в заслугах Христа. Конечно же, мы можем продолжать страдать от обычных последствий греха (алкоголик, бросивший пить, может ощущать физическую слабость до конца своей жизни, а вор, который оправдан, может, тем не менее, отправиться в тюрьму, чтобы понести наказание за преступление). Более того, Бог может дисциплинировать нас, если мы продолжаем неповиновение Ему (см.: Евр. 12:5—11), и Он делает это по любви и ради нашего же блага. Но Бог никогда не будет мстить нам за наши прошлые грехи, или принуждать нас нести наказание за них, или в гневе наказывать нас, намереваясь причинить нам боль. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Этот факт должен приносить нам огромную радость. Мы должны быть уверены, что Бог принял нас и мы стоим пред Ним как «невиновные» и «праведные» навеки.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Уверены ли вы в том, что Бог признал вас навечно «невиновным» в Своих глазах? Знаете ли вы когда это случилось в вашей жизни? Вы совершили что–либо, что стало причиной вашего оправдания? Вы совершили что–либо такое, чем заслужили оправдание? Если вы не уверены, что Бог оправдал вас полностью и навсегда, есть ли что–нибудь, что вам необходимо сделать прежде, чем это случится? Что вас убедило бы в том, что Бог безусловно оправдал вас?

2. Представьте, что вы стоите перед Богом в Судный день; как вы полагаете, достаточно ли просто получить прощение грехов? Или же вы ощущаете, что необходимо, чтобы вам была вменена праведность Христа?

3. Как вы полагаете, важна ли разница между римско–католическим и протестантским взглядами на оправдание? Опишите, как бы вы оценивали ваши взаимоотношения с Богом, если бы разделяли римско–католический взгляд на оправдание. Современные католики, которых вы знаете, придерживаются такого же взгляда на оправдание, или у них другая точка зрения?

4. Вы когда–нибудь задумывались о том, наказывает ли вас все еще время от времени Бог за те грехи, которые вы совершили в прошлом, может быть уже очень давно? Как учение об оправдании помогает вам справиться с этими ощущениями?

Специальные термины

вменить

внедренная праведность

оправдание

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.