Англиканские (епископальные)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1930 Thomas, 236–257

1882–1892 Litton, 351–363

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847 Finney, 481–515

1875–1876 Pope, 2:363–367

1892–1894 Miley, 2:254–308

1940 Wiley, 2:335–357

1983 Cottrell, 2:331–502

Баптистские

1767 Gill, 1:251–288, 300–306

1887 Boyce, 341–367

1907 Strong, 779–790

1917 Mullins, 338–358

1976–1983 Henry, 6:76–107

1983–1985 Erickson, 907–928

Диспенсационалистские

1947 Chafer, 3:165–182

1949 Thiessen, 257–263

1986 Ryrie, 310–318

Лютеранские

1917–1924 Pieper, 3:473–506

1934 Mueller, 585–612

Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 2:920–986 (3.21–24)

1861 Heppe, 150–189

1871–1873 Hodge, 2:313–353

1878 Dabney, 223–246

1887–1921 Warfield, BTS, 270–333; SSW, 1:103–111, 285–298; BD, 3–70; PS, 13–112

1937–1966 Murray, CW, 1:119–123; CW, 2:123–131; BAA, 79–87

1938 Berkhof 109–125

1962 Buswell 2:133–156

Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)

1988–1992 Williams, 2:13–22

Соответствующие разделы в авторитетных римско–католических богословиях

Традиционные богословия

1955 Ott, 242–246

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980 McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)

Другие работы

Basinger, David, and Randall Basinger, eds. Predestination and Free Will. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1985.

Berkouwer, G. C. Divine Election. Trans, by Hugo Bekker. Grand Rapids: Eerdmans, I960.

Carson, D. A. Divine Sovereignty and Human Responsibility: Biblical Perspectives in Tension. Atlanta: John Knox Press, 1981.

Coppedge, Allan. John Wesley in Theological Debate. Wilmore, Ky.: Wesley Heritage Press, 1987.

Feinberg, John S. "God Ordains All Things". In Predestination and Free Will: Four Views of Divine Sovereignty and Human Freedom. David Basinger & Randall Basinger, eds. Downers Grove, 111.: InterVarity Press, 1986.

Godfrey, William R. "Predestination". In NDT, pp. 528–530.

Klein, William W. The New Chosen People: A Corporate View of Election. Grand Rapids: Zondervan, 1990.

Klooster, F. H. "Elect, Election". In EDT, pp. 348–349.

Nettles, Thomas. By His Grace andfor His Glory: A Historical, Theological and Practical Study of the Doctrines of Grace in Baptist Life. Grand Rapids: Baker Book House, 1986.

Packer, J. I. "Election". In IBD, vol. 1, pp. 435–438.

Pinnock, Clark H., ed. Grace Unlimited. Minneapolis: Bethany, 1975.

Pinnock, Clark H., ed. The Grace of God, the Will of Man: A Case for Arminianism. Grand Rapids: Zondervan, 1989.

Piper, John. The Justification of God: An Exegetical and Theological Study of Romans 9:1—23. Grand Rapids: Baker, 1983.

Poythress, Vern. "Using Multiple Thematic Centers in Theological Synthesis: Holiness as a Test Case in Developing a Pauline Theology". Неопубликованная рукопись, с которой можно ознакомиться в Вестминстерской богословской семинарии: Campus Bookstore, Westminster Theological Seminary, P.O. Box 27009, Philadelphia, PA, 19118 (исследование изложения темы спасения у Павла).

Reid, W. S. "Reprobation". In EDT, p. 937.

Schreiner, Thomas, and Bruce Ware, editors. The Grace of God, the Bondage of the Will: A Case for Calvinism (планируемое заглавие). 2 vols. Планируется к изданию в 1995 г.: Grand Rapids: Baker.

Shank, R. Elect in the Son: A Study of the Doctrine of Election. Springfield, Mo.: Westcott, 1970.

Sproul, R. C. Chosen by God. Wheaton, 111.: Tyndale, 1986.

Steele, David N. and Curtis C. Thomas. The Five Points of Calvinism — Defined, Defended, Documented. International Library of Philosophy and Theology: Biblical and Theological Studies, ed. J. Marcellus Kik. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1963.

Storms, C. Samuel. Chosen for Life: An Introductory Guide to the Doctrine of Divine Election. Grand Rapids: Baker, 1987.

Warfield, В. B. The Plan of Salvation. Grand Rapids: Eerdmans, 1942.

Warfield, В. B. "Predestination". In Biblical and Theological Studies. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1952.

Отрывок для запоминания

Еф. 1:3–6:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном.

ГЛАВА 32. Евангельский призыв и актуальный призыв

В чем смысл евангельского призыва? Как этот призыв становится актуальным?

Объяснение и обоснование в Писании

Когда Павел повествует о том, каким образом Бог приносит спасение в нашу жизнь, он пишет: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Здесь Павел приводит порядок событий, в котором к нам приходит благословение спасения. Хотя уже давно, еще до сотворения мира, Бог «предопределил» нас к тому, чтобы быть Его детьми и быть подобными образу Его Сына, Павел отмечает, что при осуществлении плана Бога в нашей жизни Он «призвал» нас (здесь имеется в виду Бог–Отец). Затем Павел называет оправдание и прославление, тем самым указывая, что они идут после призвания. Павел отмечает тем самым, что в плане спасения Бога существует твердый порядок (хотя здесь названы не все аспекты нашего спасения). Поэтому мы начнем рассматривать вопрос о спасении именно с призвания.

А. Актуальный призыв[710]

Когда Павел говорит: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30), он тем самым показывает, что призвание — это акт, совершаемый Богом. Это по существу акт Бога–Отца, ибо именно Он предопределяет людей «(быть) подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Другие стихи еще более полно раскрывают суть этого призыва. Когда Бог мощно призывает людей, Он призывает их «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9); Он призывает их «в общение Сына Его» (1 Кор. 2:12; ср.: Деян. 2:39) и «в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:12; ср.: 1 Пет. 5:10; 2 Пет. 1:3). Призванные Богом люди принадлежат Иисусу Христу (Рим. 1:6)[711]. Они также призваны к тому, чтобы быть «святыми» (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2), а так же призваны к миру (1 Кор. 7:15; Кол. 3:15), свободе (Гал. 5:13), надежде (Еф. 1:18; 4:4), святости (1 Фес. 4:7), к терпению и страданию (1 Пет. 2:20,21; 3:9); к вечной жизни (1 Тим. 6:12).

Эти стихи свидетельствуют о том, что речь идет не о бессильном человеческом призыве. Этот призыв исходит от Царя вселенной, и в нем заключена такая мощь, что человеческое сердце не может не ответить на него. Это деяние Бога, которое гарантирует реакцию на него, поскольку Павел в Рим. 8:30 подчеркивает, что всех, кого Бог «призвал», Он также и «оправдал». Этот призыв способен изъять нас из царства тьмы и привести в царство Христа, чтобы мы присоединились к Нему в совершенном общении: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа» (1 Кор. 1:9)[712].

Это величественное деяние Божье называют актуальным призывом, чтобы провести грань между ним и общим евангельским призывом, который достигает всех людей и который многие отвергают. Это вовсе не значит, что возвещение Евангелия не имеет отношения к призванию. Актуальный призыв действует через проповедь Евангелия людьми; Павел говорит: «К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 2:14, курсив мой. — У. Г. ). Безусловно, существует много людей, которые услышали общий евангельский призыв, но не ответили на него. Но в некоторых случаях евангельский призыв с помощью Святого Духа становится столь мощным, что человеческое сердце откликается на него; в таком случае мы можем говорить, что эти люди услышали «актуальный призыв».

Актуальный призыв можно определить как действие божественной благодати, обращенное к конкретному человеку и приводящее его к спасению.

Очень важно, чтобы не создалось такого впечатления, будто люди могут быть спасены силой этого призыва безучастия их собственного ответа, продиктованного их волей (см. гл. 34 о личной вере и покаянии, которые необходимы для обращения). Хотя и справедливо утверждать, что актуальный призыв пробуждает человека и способствует тому, чтобы он ответил на него, тем не менее нам следует твердо помнить, что наш ответ является актом нашей воли, в котором человек устремляет свою веру к Христу.

Пример актуального евангельского призыва находим в описании первого приезда Павла в Филиппы. Когда Лидия слушала проповедь Евангелия, «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14).

Мы можем говорить также и о евангельском призыве, который действует через человеческую речь, в отличие от актуального призыва, который полностью является деянием Бога. Этот евангельский призыв обращен ко всем людям, даже к тем, кто не принимает его. Иногда такой евангельский призыв называют внешним или общим призванием. Актуальный призыв Бога, который связан с выбором слышащего человека в пользу этого призыва, напротив, называется внутренним призванием. Евангельский призыв является общим, внешним, и его часто отвергают, тогда как актуальный призыв является частным, внутренним и всегда действенным. Однако это никак не обесценивает евангельского призыва — это то средство, которое Бог избрал для передачи актуального призыва. Без евангельского призыва ни один человек не отозвался бы и не был бы спасен! «Как веровать в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10:14). Следовательно, нам необходимо точно знать, что такое евангельский призыв.

Б. Составляющие евангельского призыва

В человеческой проповеди Евангелия есть три важнейшие составляющие.

1. Объяснение фактов, касающихся спасения. Любой человек, приходящий к Христу, должен иметь хотя бы общее представление о том, кто такой Христос и каким образом Он спасает нас. Следовательно, объяснение фактов, касающихся спасения, должно включать в себя, как минимум, следующие пункты:

1) Все люди согрешили (Рим. 3:23).

2) Наказанием за наш грех является смерть (Рим. 6:23).

3) Иисус Христос умер, приняв наказание за наши грехи (Рим. 5:8).

Однако осознание этих фактов и даже согласие с тем, что они являются истинными, не могут быть достаточными для спасения. Должен иметь место также призыв к личному ответу со стороны человека, который придет к покаянию и лично уверует в Христа.

2. Призыв лично ответить Христу в покаянии и вере. Новый Завет повествует о том, как люди приходят к спасению, в терминах личного ответа на призыв Самого Христа. Этот призыв прекрасно выражен в словах Иисуса:

Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).

Важно подчеркнуть, что это не просто слова, давным–давно произнесенные одним из религиозных лидеров прошлого. Каждый нехристианин, слышащий эти слова, должен осознавать, что это те слова, которые Иисус Христос говорит ему лично прямо сейчас, в этот самый момент. Иисус Христос есть Спаситель, который ныне жив на небесах, и каждому нехристианину следует думать об Иисусе как о Том, Кто прямо сейчас говорит: «Приидите ко Мне… и Я успокою вас» (Мф. 11:28, курсив мой. — У. Г.). Это истинно личный призыв, требующий личного ответа от каждого, кто его слышит.

Иоанн также имеет в виду личный ответ, когда говорит: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:11,12). Подчеркивая необходимость «принять» Христа, Иоанн тем самым подчеркивает необходимость личного ответа. К тем, кто является членом «теплой» церкви и кто не осознает своей духовной слепоты, Господь Иисус также обращается с призывом, требующим личного ответа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Отк. 3:20).

Наконец, пять стихов в самом конце Библии также гласят о призыве Святого Духа и церкви прийти к Христу: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22:17).

Но что означает наш приход к Христу? Хотя более подробно об этом пойдет речь в гл. 34, все же здесь следует кое–что отметить. Если мы приходим к Христу и верим, что Он спасает нас от греха, мы должны отречься от греха в подлинном покаянии. В некоторых случаях в Писании говорится о покаянии и вере в связи с первоначальным обращением (Павел сказал, что провел время «возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа», Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Но во многих случаях названо только раскаяние в грехах, а спасительная вера при этом подразумевается как сопутствующий фактор («И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах», курсив мой. — У. Г.; Лк. 24:47; ср.: Деян. 2:37,38; 3:19; 5:31; 17:30; Рим. 2:4; 2 Кор. 7:10 и др.). Таким образом, истинная проповедь Евангелия должна включать в себя призыв принять сознательное решение отречься от грехов и прийти к Христу в вере, прося Его о прощении грехов. Если не говорится о неободимости раскаяния в грехах и веры в Христа для прощения грехов, то проповедь Евангелия нельзя считать истинной и полной[713].

Но что обещано тем, кто приходит к Христу? Это уже третья составляющая евангельского призыва.

3. Обещание прощения и вечной жизни. Да, Христом и произнесены слова личного призыва, в которых обещается покой, вода жизни и сила стать чадом Божьим, и все же весьма полезно в точности пояснить, что именно обещает Христос тем, кто приходит к Нему в вере и покаянии. Первое, что обещается в Евангелии, — это прощение грехов и вечная жизнь с Богом. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16, курсив мой. — У. Г.). А Петр, проповедуя Евангелие, говорит: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19; ср.: 2:38).

Наряду с обещанием прощения и вечной жизни должна присутствовать и уверенность в том, что Христос примет тех, кто в подлинном раскаянии и вере стремится к спасению: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

В. Важность евангельского призыва

Учение о евангельском призыве очень важно, поскольку, если бы призыва Евангелия не существовало, мы не смогли бы спастись. «Как веровать в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10:14).

Евангельский призыв важен также и потому, что через него Бог обращается к нам, учитывая всю полноту нашей человеческой сущности. Он не спасает нас «автоматически», не дожидаясь ответа от нас, как от полноценных личностей. Он обращает Свой призыв к нашему интеллекту, нашим эмоциям, нашей воле. Он обращается к нашему интеллекту, объясняя в Своем Слове все, что касается спасения. Он обращается к нашим эмоциям с личным и теплым приглашением ответить. Он обращается к нашей воле с просьбой услышать Его приглашение и ответить в покаянии и вере — отвратиться от грехов, принять Христа как Спасителя и успокоить свое сердце в надежде на спасение.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Помните ли вы, как впервые услышали евангельский призыв и ответили на него? Можете ли вы описать ощущения, которые вы тогда испытали? Полагаете ли вы, что призвание стало в вашем случае действенным благодаря Святому Духу? Сопротивлялись ли вы тогда этому призыву?

2. Недостает ли чего–либо в вашем изложении евангельского призыва другим людям? Как вы полагаете, действительно ли эти элементы настолько важны, чтобы включить их в проповедь? Что более всего необходимо для того, чтобы сделать вашу проповедь более эффективной?

3. До того, как вы прочли эту главу, воспринимали ли вы Иисуса как Господа, даже сегодня обращающего слова евангельского призыва к каждому человеку лично? Если нехристиане станут думать об Иисусе таким же образом, как они ответят на евангельский призыв?

4. Достаточно ли ясно вы представляете себе составляющие евангельского призыва, чтобы суметь изложить их другим людям? Могли бы вы найти четыре–пять подходящих стихов из Библии, которые объяснили бы евангельский призыв? (Запоминание составляющих евангельского призыва и стихов, которые объясняют его, должны быть первым и важнейшим элементом жизни каждого христианина.)

Специальные термины

актуальный призыв

внешнее призвание

внутреннее призвание

евангельский призыв

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.