Англиканские (епископальные)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1882–1892 Litton, 265–320

1930 Thomas, 184–198, 210–220

Арминианские (уэслианские или методистские)

1847 Finney, 382–402

1875–1876 Pope, 2:358–362, 402–451

1892–1894 Miley, 2:309–326

1940 Wiley, 2:379–401

1960 Purkiser, 287–292

3. Баптистские

1767 Gill, 1:291–300; 2:68–93

1887 Boyce, 394–404

1907 Strong, 846–868

1917 Mullins, 389–401

1983–1985 Erickson, 954–961

Диспенсационалистские

1947 Chafer, 3:238–246

1949 Thiessen, 271–276

1986 Ryrie, 298–300

5. Лютеранские

1917–1924 Pieper, 2:3–54, 503–557

1934 Mueller, 242–254, 367–383

Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, I, 725–833 (3:11–18)

1861 Heppe, 543–564

1871–1873 Hodge, 3:114–212

1878 Dabney, 618–650

1887–1921 Warfield, BTS, 262–268

1889 Shedd, 2b:538–552

1937–1966 Murray, CW, 2:202–222; RAA, 117–131

1938 Berkhof, 510–526

1962 Buswell, 2:187–196

Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)

1988–1992 Williams, 2:61–82

Соответствующие разделы в авторитетных римско–католических богословиях

Традиционные богословия

1955 Ott, 250–269

Другие работы

Berkouwer, G. С. Faith and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1954.

Carson, D. A., ed. Right With God: Justification in the Bible and the World. Grand Rapids: Baker, 1992.

Hoekema, Anthony A. "Justification". In Saved by Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 152—191.

McGrath, Alister E. Iustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justification. 2 vols. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

McGrath, Alister E. Justification by Faith: An Introduction. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

Morris, Leon. The Apostolic Preaching of the Cross. 3d ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1965, pp. 251–298.

Murray, John. "Justification". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 117—131.

Packer, J. I. et al. Here We Stand: Justification by Faith Today. London: Hodder and Stoughton, 1986.

Packer, J. I. "Justification". In EDT, pp. 593–597.

Pink, A. W. The Doctrines of Election and Justification. Grand Rapids: Baker, 1974. Wright, N. T "Justification". In NDT, pp. 359–361.

Ziesler, J. A. The Meaning of Righteous in Paul. Cambridge: Cambridge University, 1972.

Отрывок для запоминания

Рим. 3:27,28:

Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

ГЛАВА 36. Усыновление (принятие в семью Бога)

В чем преимущества человека, принятого в семью Бога?

Объяснение и обоснование в Писании

При рождении свыше Бог дарует нам новую, духовную внутреннюю жизнь. В оправдании Бог дарует нам состояние праведности. А в усыновлении Бог делает нас членами Своей семьи. Таким образом, библейское учение об усыновлении сосредоточивается в гораздо большей степени на тех личных отношениях с Богом и с Его народом, которые дает нам спасение.

А. Свидетельство Писания об усыновлении

Понятие «усыновление» мы можем определить следующим образом: усыновление — это деяние Божье, через которое он делает нас членами Своей семьи.

Иоанн упоминает об усыновлении в самом начале своего Евангелия, когда говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиим » (Ин. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Напротив, те, кто не верит в Христа — это не чада Божьи, они не приняты в Его семью, это «чада гнева» (Еф. 2:3) и «сыны противления» (Еф. 2:2; 5:6). Хотя те иудеи, которые отвергали Христа, пытались утверждать, что Бог — это их отец (Ин. 8:41), Иисус сказал им: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня… <…> Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:42—44).

В новозаветных посланиях содержатся многочисленные свидетельства того, что теперь мы — дети Божьи в особом смысле — члены Его семьи. Павел говорит:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться

(Рим. 8:14—17, курсив мой. — У. Г. ).

Но если все мы дети Божьи, то тогда мы состоим в отношениях родства друг с другом? Безусловно, это так. Дело в том, что принятие нас в Божью семью делает нас членами одной семьи даже с верующими евреями ветхозаветного периода, ибо Павел говорит, что и мы являемся детьми Авраама: «И не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): „в Исааке наречется тебе семя". То есть, не плотские дети суть дети Божий; но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:7,8). Далее, уже в Послании к Галатам, он поясняет: «Мы, братия, дети обетования по Исааку. <.„> …Мы дети не рабы, несвободной» (Гал. 4:28,31; ср.: 1 Пет. 3:6, где Петр рассматривает верующих женщин как дочерей Сарры по новому завету).

Павел объясняет, что этот статус усыновления в качестве чад Божьих не был полностью реализован в условиях ветхого завета. Он говорит, что «до пришествия веры мы заключены были под стражею закона… Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:23—26, курсив мой. — У. Г.). Это не значит, что ветхий завет делал невозможным говорить о Боге как о нашем Отце, поскольку Бог Сам называл Себя Отцом детей израилевых и называл их детьми во многих местах Писания (Пс. 102:13; Ис. 43:6,7; Мал. 1:6; 2:10). Но хотя представление о Боге как об Отце Израиля и существовало, преимущества и привилегии членства в семье Божьей и осознание этого членства не пришли в полном объеме до тех пор, пока не пришел Христос и Дух Сына Божьего не излился в наши сердца, свидетельствуя нашему духу о том, что мы — дети Божьи.

Какие свидетельства, подтверждающие, что мы являемся детьми Божьими, мы видим в нашей жизни? Павел видит очевидное доказательство в том, что Сам Святой Дух свидетельствует нашим сердцам о том, что мы — дети Божьи: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник» (1ал. 4:4—7, курсив мой. — У. Г.).

В Первом послании Иоанна большое внимание уделяется нашему статусу детей Божьих: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. <…> Возлюбленные! мы теперь дети Божий» (1 Ин. 3:1,2, курсив мой. — У. Г.; Иоанн часто называет «детьми» или «малыми детьми»)[750].

Хотя Иисус и называет нас Своими «братьями» (Евр. 2:12), и в некотором смысле Он действительно наш старший брат в семье Божьей (ср.: Евр. 2:14) и может быть назван «первородным между многими братиями» (Рим. 8:29), тем не менее Он указывает нам на четкое различие между тем, каким именно образом Бог есть наш Небесный Отец, и тем, каково Его Собственное отношение к Богу–Отцу. Он говорит Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17), проводя таким образом четкое различие между гораздо более великими и вечными отношениями, в которых Бог есть Его Отец, и отношениями, в которых Бог есть наш Отец.

Хотя Новый Завет и говорит, что мы теперь являемся детьми Божьими (1 Ин. 3:2), мы также должны отметить, что существует и другой аспект, в котором наше усыновление еще только дело будущего, поскольку мы все еще не получили все преимущества и привилегии усыновления, поскольку Христос еще не вернулся и не дал нам воскрешенные тела. Павел имеет в виду этот более поздний, более полный аспект усыновления, когда говорит: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22,23, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел рассматривает факт получения новых воскрешенных тел как исполнение наших преимуществ усыновления.

Б. Усыновление происходит после обращения и является следствием спасительной веры

Мы могли бы подумать, что становимся детьми Божьими по рождению свыше, поскольку образ «нового рождения» наводит нас на мысль о детях, которые рождаются в человеческой семье. Однако Новый Завет никогда не связывает усыновление с рождением свыше: и в самом деле, мысль об усыновлении противоположна мысли о рождении в семье!

Напротив, Новый Завет связывает усыновление со спасительной верой и говорит, что в ответ на наше доверие Христу Бог принял нас в Свою семью. Павел говорит: «Все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26, курсив мой. — У. Г.). А Иоанн пишет: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12, курсив мой. — У. Г. )[751]. Эти два стиха проясняют, что усыновление следует за обращением, и являют-:я ответом Бога на нашу веру.

Можно возразить, указав на слова Павла: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!"» (Гал. 4:6, курсив мой. — У. Г.). Кто–то может подумать, что этот стих означает, что сначала Бог усыновил нас, а затем послал Святого Духа в наши сердца, чтобы переродить нас. Но несколькими стихами раньше Павел сказал, что мы стали детьми Божьими «по вере» (Гал. 3:26). Таким образом, лучше понимать утверждение Павла в Гал. 4:6 как относящееся не к дарованию Святого Духа в рождении свыше, а как утверждение о дополнительной деятельности Святого Духа, которой Он начинает свидетельствовать нашему духу и давать нам уверенность в том, что мы — члены семьи Бога. Труд Святого Духа дает нам убежденность в нашем усыновлении, и именно это имеет в виду Павел, когда говорит, что, после того как мы стали сынами, Бог посылает в наши сердца Дух, который вопиет: «Авва, Отче!» (ср.: Рим. 8:15,16).

В. Усыновление — это не то же самое, что оправдание

Хотя усыновление — это привилегия, которую мы получаем тогда же, когда становимся христианами (Ин. 1:12; Гал. 3:26; 1 Ин. 3:1,2), тем не менее эта привилегия отличается как от оправдания, так и от рождения свыше. В рождении свыше мы становимся духовно живыми, способными обращаться к Богу в молитве и поклонении и способными слышать Его Слово восприимчивым сердцем. Однако, возможно, у Бога есть и такие творения, которые духовно живы и все же не являются членами Его семьи и не имеют особых привилегий членов семьи, — например, ангелы совершенно определенно относятся к этой категории[752]. Таким образом, вполне естественно, что Бог решил даровать нам рождение свыше, не давая нам огромных привилегий усыновления.

Кроме того, Бог мог даровать нам оправдание без привилегий усыновления, поскольку Он мог простить наши грехи и даровать нам состояние праведности, не делая нас Своими детьми. Важно отдавать себе в этом отчет, поскольку это помогает нам осознать, насколько велики наши привилегии по усыновлению. Рождение свыше затрагивает нашу внутреннюю духовную жизнь. Оправдание определяет наше положение относительно Божьего закона. А усыновление затрагивает наши взаимоотношения с Богом как с нашим Отцом, и в усыновлении нам даруется множество благословений, которые пребудут с нами вечно. Когда мы начинаем осознавать величие этих благословений и по достоинству оцениваем тот факт, что Бог совершенно не обязан нам их давать, тогда мы восклицаем вместе с апостолом Иоанном: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1, курсив мой. — У. Г.).

Г. Привилегии усыновления

Преимущества или привилегии, которыми сопровождается усыновление, видны, во–первых, в том, как Бог относится к нам, а также в том, как мы относимся друг к другу в качестве братьев и сестер Божьей семьи.

Одной из величайших привилегий нашего усыновления является возможность говорить с Богом и относиться к нему, как к доброму и любящему Отцу. Нам следует молиться: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9), и нам следует осознавать, что мы «уже не рабы» (Гал. 4:7). Таким образом, мы относимся к Богу уже не так, как раб к своему хозяину, а как ребенок относится к своему собственному отцу. Бог даже дает нам внутреннее свидетельство Святого Духа, и мы уже инстинктивно называем Бога Отцом. Мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:15,16). Это отношение к Богу, как к нашему Отцу, приносит множество других благословений в христианской жизни, и мы относимся к Богу в первую очередь именно таким образом. Безусловно, Бог — наш Творец, наш Судья, наш Господь, наш учитель и защитник и Тот, Кто провидением Своим поддерживает наше существование. Но ближе всего нам то, что дает нам величайшие привилегии вечного общения с Богом, — это Бог в роли Отца нашего небесного.

Тот факт, что Бог относится к нам как Отец, с очевидностью показывает, что Он любит нас (1 Ин. 3:1), понимает нас («Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть», Пс. 102:13,14) и заботится о наших нуждах («Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», Мф. 6:32). Кроме того, в качестве нашего Отца, Бог дает нам множество благих даров: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). Он дает нам дар Святого Духа для нашего утешения и поддержки в нашем служении и для того, чтобы мы могли вести христианскую жизнь (Лк. 11:13)[753]. И Бог дает нам дары не только в этой жизни, Он также дает нам великое наследие на небесах, поскольку мы стали сонаследниками с Христом. Павел говорит: «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник» (Гал. 4:7); мы — «наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). Как наследники, мы возрождены «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1:4). Все великие привилегии и благословения небес хранятся для нас и предоставлены в наше распоряжение, потому что мы — дети Царя, члены царской семьи, великие князья и княжны, которые будут править с Христом на новых небесах и новой земле (Отк. 2:26,27; 3:21). В качестве предвосхищения этих великих привилегий ангелы уже сейчас посланы служить нам (Евр. 1:14).

Именно в контексте наших взаимоотношений с Богом как с Небесным Отцом следует понимать ту молитву, которой Иисус повелел своим ученикам ежедневно молиться: «Отец наш Небесный… прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:9—12, перевод мой. — У. Г.). Эта ежедневная молитва о прощении грехов не означает, что Бог снова и снова дарует нам оправдание в течение всей нашей жизни, поскольку оправдание — единовременный акт, который имеет место сразу же после того, как мы обретаем спасительную веру. Ежедневная молитва о прощении грехов подчеркивает отеческое отношение к нам Бога, которое было омрачено грехом, прогневившим Его. Эта молитва восстанавливает отеческое отношение Бога к Своим детям, и Он вновь, как Отец, радуется Своим детям, которых Он любит. Таким образом молитву «Прости нам наши грехи…» мы обращаем не к Богу–Судье, а к Богу–Отцу. Это молитва, в которой мы желаем восстановить наше общение с Отцом, которое было нарушено грехом (см. также: 1 Ин. 1:9; 3:19–22).

Привилегия быть ведомым Духом Святым есть также преимущество усыновления. Павел указывает, что это моральное преимущество, ибо Святой Дух зарождает в нас желание повиноваться Богу и жить в соответствии с Его волей. Он говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14, курсив мой. — У. Г.). Он приводит это в качестве причины, которая обязывает христиан «умерщвлять дела плоти» с помощью Духа, который действует в них (ст. 13; следует обратить внимание на союз «ибо» в начале ст. 14). Он воспринимает Святой Дух как водящего детей Божьих путями послушания Богу.

Другая привилегия принятия в семью Божью (хотя мы часто и не осознаем это как привилегию) заключается в том, что Бог дисциплинирует Своих детей. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:5,6, цитата из Прит. 3:11,12). Автор Послания к Евреям поясняет: «Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? <…> …Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:7,10). Так же как земные дети растут в послушании и праведности, если они должным образом дисциплинированы их земными отцами, так и мы растем в праведности и святости, когда нас дисциплинирует наш Небесный Отец.

С отеческой дисциплиной Бога связан тот факт, что мы, как дети Бога и сонаследники Христа, имеем привилегию разделить Его страдания и Его последующую славу. Как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лк. 24:26), так и нам Бог дает привилегию пройти по тому же пути, по которому прошел Христос, преодолевая страдания этой жизни, чтобы мы могли также получить и великую славу в будущей жизни: «А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17, курсив мой. — У. Г.).

Помимо этих великих привилегий, которые касаются наших взаимоотношений с Богом и нашего общения с Ним, мы имеем также привилегии усыновления, которые касаются нашего отношения друг к другу и нашего личного поведения. Поскольку мы — дети Божьи, наши взаимоотношения друг с другом гораздо глубже и ближе, чем отношения, например, ангелов, ибо все мы — члены одной семьи. Новый Завет неоднократно говорит о христианах как о «братьях» и «сестрах» во Христе (Рим. 1:13; 8:12; 1 Кор. 1:10; 6:8; Иак. 1:2; Мф. 12:15; Рим. 16:1; 1 Кор.7:15;Флм. 1:2; Иак. 2:15). Кроме того, о целых церквах говорится как о «братьях», и не следует думать, что речь идет о тех людях, которые входят в общину; это скорее обозначение церкви в целом, и всюду, кроме тех случаев, где это противоречит контексту, это выражение следует понимать следующим образом: «Братья и сестры во Христе». Обращение «брат» настолько привычно для посланий, что, похоже, новозаветные авторы по преимуществу именно так и обращались к другим христианам. Это показывает, насколько сильно они осознавали природу церкви как семьи Божьей. Павел говорит Тимофею относиться к церкви в Эфесе и к людям, которые входят в эту церковь, так, словно они — члены большой семьи: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1,2, курсив мой. — У Г. )[754].

Понятие о церкви как о семье должно дать нам новое понимание служения церкви; это «семейное служение», и разные члены семьи никогда не должны соревноваться друг с другом или мешать друг другу в прилагаемых усилиях, но должны помогать друг другу и возносить благодарность за всякое благо или успех, достигнутый любым из членов семьи, за все, что способствует благу семьи и славе Бога — нашего Отца. Так же как члены земной семьи часто радуются и сотрудничают, когда вместе трудятся над общим делом, так и наши совместные усилия по строительству церкви должны приносить нам большую радость и ощущение братства. Более того, так же как члены земной семьи почитают своих родителей и лучше исполняют семейные обязанности, когда с радостью приветствуют усыновленных и удочеренных братьев и сестер, так и мы должны с любовью приветствовать новых членов семьи Христа.

Другой аспект нашего членства в семье Бога заключается в том, что мы, как дети Божьи, должны подражать нашему Отцу на небесах всем нашим поведением. Павел говорит: «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Петр говорит о том же: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят"» (1 Пет. 1:14—16). Как Петр, так и Павел осознают, что для детей естественно подражать своим земным родителям. Они взывают к этому естественному чувству, которым обладают дети, чтобы напомнить нам, что и мы должны подражать нашему небесному Отцу. И в самом деле, мы должны были бы естественно стремиться к этому и находить в этом удовольствие. Если Бог, Отец наш на небесах, свят, — и мы должны быть святы, как Его послушные дети.

Когда мы ходим путями праведности, мы славим нашего небесного Отца. Нам следует вести себя так, как это угодно Богу, чтобы другие «видели [наши] добрые дела и прославляли Отца [нашего] Небесного» (Мф. 5:16). Павел велит филиппийцам вести себя праведно перед неверующими, «чтобы… быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором [они сияют], как светила в мире» (Флп. 2:15). И в самом деле, устойчивое моральное поведение также свидетельствует, что мы воистину чада Божьи. Иоанн говорит: «Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Просмотрите список привилегий, которые получают дети Божьи с усыновлением. Считали ли вы раньше, что и вы ими обладаете, если родились заново? Можете ли вы описать, какой будет наша вечная жизнь, если мы были вновь рождены и оправданы и получили многие привилегии, которые связаны со спасением, но не обрели усыновления? Что вы думаете теперь, после прочтения этой главы, о том, что Бог принял вас в Свою семью? Что вы думали до того, как прочитали эту главу?

2. Ваши взаимоотношения в семье стали лучше или хуже после того, как вы стали христианином? Если ваши взаимоотношения в семье стали более сложными, считаете ли вы, что сказанное в Мк. 10:29,30 имеет отношение к вашей христианской жизни?

3. Иногда люди, чьи земные отцы были черствыми и жестокими, с большим трудом могут воспринимать Бога как их небесного Отца. Каким образом отрывки из Евр. 12:10, Мф. 7:11 и Лк. 11:13, где противопоставляются земные отцы и совершенный небесный Отец, могли бы помочь в такой ситуации? Возможно, 1 Пет. 1:18 также станет полезным чтением? Что может сделать человек, чей земной отец был черствым и жестоким, чтобы лучше понять, Кто такой Бог и что Он за Отец? Как вы думаете, могли быть у тех людей I в., что стали христианами, черствые и жестокие отцы? А может быть, их отцы умерли, еще когда эти люди были совсем маленькими детьми? Какие учения Ветхого Завета помогли бы таким людям? Как вы считаете, имеют ли те люди, чьи земные отцы были жестокими, внутреннее представление, данное Богом, о том, каким должен быть добрый отец?

4. Подумайте о членах вашей церкви. Помогло ли вам чтение этой главы относиться к ним как к братьям и сестрам (или, если они старше, как к вашим «отцам» и «матерям»)? Как вы полагаете, мысль о церкви как о семье могла бы стать полезной для вашей церкви? Как вы могли бы способствовать осознанию значимости этой мысли в вашей церкви?

5. Есть ли в вашей церкви дух соревнования с другими церквами? Можно ли его преодолеть с помощью учения об усыновлении?

6. В человеческой семье, когда один из членов семьи совершает преступление и его публично наказывают, вся семья страдает от позора. С другой стороны, если одному из членов семьи оказываются почести за какое–либо выдающееся достижение, то вся семья радуется и гордится им. Как эта аналогия влияет на ваши ощущения относительно вашего личного уровня святости и на то, как это отражается на других членах вашей духовной семьи? Что вы думаете в связи с этим о необходимости личной святости среди братьев и сестер вашей церкви? Вы лично стремитесь в поведении подражать вашему небесному Отцу (Еф. 5:1; 1 Пет. 1:14—16)?

7. Ощущаете ли вы действие Святого Духа внутри вас, Который свидетельствует вашему духу, что вы — чадо Божье (Рим. 8:15,16; Гал. 4:6)?

8. Ощущаете ли вы ваше отличие от христиан других народов или другого социального положения? Каким образом может учение об усыновлении устранить подобные различия в церкви (см.: Гал. 3:26–28)? Осознаете ли вы, что учение об усыновлении не признает различий по полу, что нельзя считать представителей противоположного пола более или, наоборот, менее значимыми в церкви (см.: Гал. 3:28)?

Специальный термин

усыновление

Библиография

Во многих систематических богословиях усыновление не рассматривается отдельно, но подробно разбирается вопрос о привилегиях усыновления при анализе понятия «оправдание» и его результатов.

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.