Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien (особый раздел отсутствует)

Другие работы

Bruner, Frederick Dale. A Theology of the Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1970.

Carson, D. A. Showing the Spirit: A Theological Exposition of 1 Corinthians 12—14. Grand Rapids: Baker, 1987.

Carter, Charles. The Person and Ministry of the Holy Spirit. Grand Rapids: Baker, 1974.

Caulley, T. S. "Holy Spirit". In EDT, pp. 521–527.

Gaffin, Richard В., Jr. "The Holy Spirit". WTJ 43:1 (Fall 1980), pp. 58–78.

Green, Michael. / Believe in the Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

Hawthorne, Gerald. 77ie Presence and the Power: The Significance of the Holy Spirit in the Life and Ministry of Jesus. Dallas: Word, 1991.

Hoekema, Anthony A. "The Role of the Holy Spirit". In Saved By Grace. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 28—53.

Horton, S. M. What the Bible Says About the Holy Spirit. Springfield, Mo.: Gospel Publishing House, 1976.

Ladd, George E. The Presence of the Future: The Eschatology of Biblical Realism. Grand Rapids: Eerdmans, 1974.

Moule, C. F. D. The Holy Spirit. Grand Rapids: Eerdmans, 1978.

Pache, Rene. The Person and Work of the Holy Spirit. Chicago: Moody, 1954.

Packer, J. I. "Holy Spirit". In NDT, pp. 316–319.

Packer, J. I. Keep in Step with the Spirit. Old Tappan, N.J.: Revell, 1984.

Palmer, Edwin H. The Person and Ministry of the Holy Spirit. Grand Rapids: Bakei 1958.

Ryrie, С. C. The Holy Spirit. Chicago: Moody, 1965.

Smeaton, G. The Doctrine of the Holy Spirit. 2d ed. Edinburgh: T. and T. Clark 1889.

Sproul, R. C. The Mystery of the Holy Spirit. Wheaton, 111.: Tyndale, 1990.

Stott, John R. W. Baptism and Fullness: The Work of the Holy Spirit Today. Downer Grove, 111.: InterVarsity Press, 1964.

Swete, Henry B. The Holy Spirit in the New Testament. 2d ed. London: Macmillan 1910.

White, John. When the Spirit Comes with Power. Downes Grove, 111.: InterVarsit; Press, 1988.

Wood, Leon J. The Holy Spirit in the Old Testament. Grand Rapids: Zondervan 1976.

Отрывок для запоминания

Рим. 8:12–14:

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, ест живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий.

ЧАСТЬ V. Учение об искуплении

ГЛАВА 30. Общая благодать

Незаслуженные благословения, которые Бог дарует всем людям, как верующим, так и неверующим

Объяснение и обоснование в Писании

А. Введение и определение понятия

Когда Адам и Ева согрешили, они заслужили вечное наказание и отделение от Бога (Быт. 2:17). Точно так же люди, которые грешат в наши дни, подвергаются гневу Божьему и вечному наказанию: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Это означает, что если люди однажды согрешили, то справедливость Божья требует только одного — навечно отделить их от Бога, лишить их любой надежды на получение Его благ и навсегда приговорить их к аду, чтобы они вечно видели только Божий гнев. Именно так произошло с согрешившими ангелами, и тоже самое могло бы случиться и с нами: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4, курсив мой. — У. Г.).

Однако Адам и Ева не умерли сразу же (хотя смертный приговор начал приводиться в исполнение с того дня, как они согрешили). Окончательное исполнение этого приговора было отложено на многие годы. Более того, миллионы их потомков, вплоть до нашего времени, не умирали сразу, а продолжали жить еще годы и годы, пользуясь бесчисленными благословениями этого мира. Как это может быть? Почему Бог продолжает даровать благословения грешникам, которые заслуживают только смерти, — не только тем людям, которые в конце концов будут спасены, но также и миллионам людей, которые не будут спасены никогда, чьи грехи никогда не будут прощены?

Ответ на эти вопросы заключается в следующем: Бог дарует миру общую благодать. Понятие «общая благодать» мы можем определить следующим образом: общая благодать — это благодать Божья, через которую Бог дарует людям неисчислимые благословения, не являющиеся частью спасения. Слово «общая» означает здесь нечто, что является общим для всех людей и принадлежит не только верующим или избранным.

В отличие от общей благодати, ту благодать, через которую Бог приводит людей к спасению, часто называют «спасительной благодатью». Безусловно, когда мы говорим об «общей благодати» и «спасительной благодати», мы не предполагаем существования в Боге двух разных видов благодати. Дело в том, что благодать Божья проявляет себя в мире двумя разными способами. Общая благодать отличается от спасительной благодати по результатам ее действия (она не приводит к спасению), по тем, к кому она направлена (она дарована равным образом как верующим, так и неверующим), и по ее источнику (она не исходит непосредственно из искупительной работы Бога, поскольку смерть Христа не принесла прошения неверующим, а потому не даровала им непосредственно и благословений общей благодати). По поводу последнего следует отметить, что общая благодать исходит из искупительной работы Христа, но не непосредственно. То, что Бог не стал судить мир сразу же после того, как в него вошел грех, объясняется (в качестве главной или даже исключительной причины) тем, что Бог собирался впоследствии спасти некоторых грешников через смерть Своего Сына[676].

Б. Примеры общей благодати

Если мы посмотрим на окружающий нас мир и представим себе адское пламя, которого он заслуживает, мы сразу же поймем, что обилие примеров обшей благодати Бога очевидно. Мы можем выделить несколько особых категорий, в которых проявляется общая благодать.

1. Физический аспект. Неверующие продолжают жить исключительно благодаря общей благодати Бога. Каждый вдох каждого человека — вдох благодати, ибо возмездие за грех — смерть, а не жизнь. Более того, земля производит не одно лишь терние (Быт. 3:18), и она не выжженная пустыня. По Божьей общей благодати земля производит пищу и все необходимое для одежды и крова, иногда в великом изобилии и разнообразии. Иисус сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45, курсив мой. — У. Г.). В этом месте Иисус приводит в пример общую благодать Бога, призывая Своих учеников к любви к их врагам и молитве о благословении неверующих (ср.: Лк. 6:35,36). Также и Павел говорил жителям Листры, что Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:16,17, курсив мой. — У. Г.).

В Ветхом Завете также говорится об общей благодати Бога, которая даруется как верующим, так и неверующим. Один из примеров — египтянин Потифар, начальник телохранителей, который купил Иосифа–раба: «Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт. 39:5, курсив мой. — У Г.). Давид говорит гораздо более обобщенно обо всех существах, которых сотворил Господь: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. <…> Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:9,15,16).

Эти стихи также напоминают нам, что добро — часть всего творения. Мы обязаны им доброте и состраданию Бога.

Общая благодать Бога очевидна даже из красоты мира природы. Хотя природа и пребывает «в рабстве тлению» и «покорилась суете» (Рим. 8:21,20) из–за проклятия, последовавшего за грехопадением (Быт. 3:17—19), все же в естественной природе остается еще очень много прекрасного. Красота цветов, травы и леса, рек, озер, гор и океанских побережий остается ежедневным свидетельством общей благодати Бога. Неверующие недостойны наслаждаться этой красотой, и все же по благодати Божьей они наслаждаются ею в течение всей их жизни.

2. Интеллектуальный аспект. Сатана «лжец и отец лжи» и «нет в нем истины» (Ин. 8:44), ибо он полностью отдался злу, а также иррациональности и ложности, которые сопутствуют безусловному злу. Однако люди в современном мире, даже неверующие, не полностью отданы во власть лжи, иррациональности и невежества. Все люди способны познать хотя бы крупицу истины; многие обладают и выдающимися умственными способностями, а это также следует понимать, как результат благодати Божьей. Иоанн говорит об Иисусе, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9), ибо в качестве Создателя и верховного Властителя мира (в данном случае не в качестве Искупителя) Сын Божий допускает просвещение и познание истины всеми людьми в этом мире[677].

Общая благодать Бога видна также в том, что все люди обладают знанием о Боге: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили» (Рим.1:21). Это означает, что Бог поселил в человеческом сердце знание о Его существовании и жажду Бога. Однако часто итогом этого становится появление многочисленных выдуманных человеком религий. Поэтому Павел сумел найти точку соприкосновения даже с теми, кто придерживался ложных религий, и этой точкой стало знание о Боге. Афинским философам Павел сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как–бы особенно набожны… Сего–то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22,23).

Общая благодать Бога в плане интеллекта проявляется также в том, что люди могут распознать истину и отличить ее от заблуждения, а так же накапливать знания, которые помогают в открытии мира и в освоении земли. Это означает, что все научные и технические достижения, которых добились нехристиане, являются результатом общей благодати. Благодаря этим достижениям были сделаны поразительные открытия в области переработки ресурсов земли в материальные блага, в области производства и распределения этих ресурсов и в области рационального их использования. В практическом плане это означает, что всякий раз, как мы идем в продуктовый магазин, едем в автомобиле или заходим в дом, нам следует помнить о том, что мы в данный момент пользуемся результатами обильной общей благодати Божьей, которая столь щедро изливается на человеческий род.

3. Моральный аспект. Через общую благодать Бог также удерживает людей от окончательного осквернения. Вновь сфера демонического, полностью преданная злу и разрушению, ярко контрастирует с человеческим обществом, где зло явно ограничено. Если люди в жестокосердии своем будут вновь и вновь упорно предаваться греху в течение определенного времени, Бог «предаст» их еще большим грехам (ср.: Пс. 80:13; Рим. 1:24,26,28), но большинство людей не опускаются в такие глубины, в которые их мог бы увлечь грех: Бог вмешивается и налагает ограничения на поведение человека. Одним из самых сильных ограничителей является совесть. Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14,15, курсив мой. — У. Г. ).

Это внутреннее чувство различения добра и зла, которое Бог дает всем людям, помогает им часто следовать моральным нормам, соответствующим нормам Писания. Даже о тех, кто предался самым отвратительным грехам, Павел пишет: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32). Во многих других случаях это внутреннее чувство совести заставляет людей устанавливать законы и общественные нормы, которые весьма схожи с моральными законами Писания, например, охраняющие святость брака и семьи; защищающие человеческую жизнь и запрещающие воровство и лжесвидетельство[678]. По этой причине люди часто живут по верным моральным законам, внешне согласующимся с моральными нормами Писания. Хотя своим правильным поведением они не могут получить преимущества в глазах Бога (поскольку Писание ясно говорит, что «законом никто не оправдывается пред Богом» [Гал. 3:11] и что «все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного»; Рим. 3:12), все же в определенном смысле, не заслуживая вечного Божьего одобрения или преимущества в Его глазах, неверующие «делают добро». Это следует из слов Иисуса: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33, курсив мой. — У. Г.; сравните эти места из Писания: 4 Цар. 12:2; 2 Пар. 24:2, где об Иоасе говорится, что он сделал угодное в очах Господних, со 2 Пар. 24:17—25, где он совершил такое зло, которое показывает, что в его жизни не было спасительной веры). Конечно, в тех местах, где Евангелие имеет большой авторитет, а церковь сильна, они будут оказывать большее моральное влияние на общество, чем в тех местах, где Евангелие никогда не проповедовалось или имело лишь слабое влияние на сознание людей (напр., в диких племенах и в современном западном обществе, где вера в Евангелие подавлена доминирующей культурой).

Бог показывает общую благодать также и в том, что Он предостерегает людей о грядущем суде самим устройством видимого мира. Бог так устроил мир, что если человек живет в нем по Божьим моральным законам, он очень часто бывает вознагражден природными благами, а нарушение законов Бога приводит к разрушению людей. Но в обоих случаях всех ждет один конец — последний суд. Честность, трудолюбие, любовь и доброта к ближним, верность в браке (речь не идет о наиболее развращенных обществах) может лишь дать гораздо большие материальные и эмоциональные блага, чем непорядочность, лень, жестокость, супружеская неверность и другие пороки, такие, как пьянство, наркомания, воровство и т. д. Эти закономерные последствия греха и праведности призваны служить предостережением о грядущем суде и, таким образом, также являются примерами общей благодати Бога.

4. Творческий аспект. Бог сделал так, что человек может достичь значительных высот в области музыки и изобразительного искусства, равно как и в других сферах, в которых проявляется творчество: в спорте, кулинарии, литературе и т. д. Более того, Бог дал нам способность видеть красоту во многих сферах жизни. И в этой сфере, так же как и в сфере физического и интеллектуального, благодать порой изливается на неверующих даже более обильно, чем на верующих. Однако в любом случае это результат Божьей благодати.

5. Социальный аспект. Благодать Бога проявляется также в существовании разнообразных организационных структур в человеческом обществе. Прежде всего мы видим это в семье, засвидетельствованной тем, что после падения Адам и Ева остались мужем и женой и у них были дети, как сыновья, так и дочери (Быт. 5:4). Дети Адама и Евы вступали в брак и образовывали собственные семьи (Быт. 4:17,19,26). Семья существует в человеческом обществе вплоть до настоящего времени, как установление не только для верующих, но для всех людей.

Человеческие власти — также результат общей благодати Бога. Власть была установлена Богом после потопа (см.: Быт. 9:6), а в Рим. 13:1 четко говорится, что она установлена Богом: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Очевидно, что власть — дар Бога всему человечеству, ибо Павел говорит: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро», «он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Одно из главных средств, которое Бог использует для ограничения зла в мире, — это человеческая власть. Человеческие законы, охранительная и судебная системы — мощная преграда злу, и они необходимы, ибо в мире много зла. Этот мир иррационален, и его можно остановить только силой, поскольку совладать с ним убеждением или с помощью образования невозможно. Конечно, греховная природа людей может также затронуть и власть, которая коррумпируется и начинает способствовать скорее злу, нежели добру. Это лишь подтверждает ту истину, что человеческая власть, как и другие благословения общей благодати, которые дает нам Бог, может быть использована как для благих, так и для дурных целей.

Другими установлениями человеческого общества являются образовательные учреждения, коммерческие и финансовые структуры, добровольные ассоциации (такие, как многочисленные благотворительные организации) и бесчисленные примеры обычной человеческой дружбы. Все это направлено на то, чтобы сделать человека немного добрее, и все это является выражением общей благодати Божьей.

6. Религиозный аспект. В сфере религии общая благодать Бога приносит некоторые благословения даже неверующим. Иисус говорит нам: «Любите врагов ваших… молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44, курсив мой. — У. Г. ). В данном контексте не говорится, что мы должны молиться только о спасении врагов; здесь, кроме того, есть указание любить их. Разумным было бы сделать вывод, что Бог хочет отвечать на наши молитвы за тех, кто гонит нас, даже если речь идет о самых разных сферах их жизни. Павел особенно подчеркивает необходимость молитвы «за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2:1,2). Когда мы желаем добра неверующим, это стремление совпадаете принципом Самого Бога, солнце Которого «восходит над злыми и добрыми» (Мф. 5:45), и с принципом Иисуса, который во время своего земного служения исцелял всех, кого к Нему приводили (Лк. 4:40). Ничто не указывает на то, что Иисус от каждого из них требовал поверить в Него или признать Его Мессией, прежде чем даровать ему физическое исцеление.

Отвечает ли Бог на молитвы неверующих людей? Бог и не давал обетования отвечать на молитвы неверующих так, как он обещал отвечать на молитвы тех, кто молится во имя Иисуса; и Он не брал на Себя обязательств отвечать на молитвы неверующих, тем не менее по Своей общей благодати Бог может слышать молитвы неверующих и отвечать на них, демонстрируя таким образом Свое милосердие и доброту также и в этом (ср.: Пс. 144:9,15; Мф. 7:22; Лк. 6:35,36). Таков смысл и 1 Тим. 4:10, где говорится, что Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Здесь слово «Спаситель» означает не просто «Тот, Кто прощает грехи и дает вечную жизнь», ибо это даруется только верующим; «Спаситель» обладает здесь более широким смыслом, а именно «Тот, Кто спасает от беды, Тот, Кто выручает людей». В несчастье Бог часто слышит молитвы неверующих людей и выручает их из беды. Более того, даже неверующие люди иногда испытывают чувство благодарности к Богу за благое творение, за избавление от опасности, а также за благословение семьи, дома, друзей и страны. Более того, неверующие, которые по какой–либо причине связаны с церковью, даже в течение небольшого времени, часто имеют определенный религиозный опыт, очень близкий к опыту спасенных (см.: Евр. 4:4—6; Мф. 7:22,23)[679].

Наконец, даже возвещение Евангелия тем, кто не принимает его окончательно, есть явное проявление милосердия Божьего, которое ярко свидетельствует о том, что Богу не доставляет удовольствия смерть или осуждение любого из Его творений (ср.: Иез. 33:11; 1 Тим. 2:4).

7. Общая благодать и частная благодать взаимосвязаны. Общая благодать, безусловно, влияет на церковь и обогащает ее, поскольку, если бы не общая благодать, даруемая Богом плотникам и другим ремесленникам, не было бы даже самих церковных зданий; если бы не общая благодать, даруемая Богом печатникам, наборщикам и переплетчикам (и даже тем, кто работает на бумажных мельницах и рубит деревья в лесу), Библия не была бы доступна людям. Церковь пользуется плодами общей благодати в своей повседневной жизни в самых разнообразных видах деятельности.

С другой стороны, частная благодать, которую Бог дарует спасенным, приносит больше благословений общей благодати неверующим, которые живут в тех местах, где активна церковь. Неверующие получают пользу оттого, что видят в обществе примеры христианской жизни, наблюдают молитвы и дела милосердия, которые совершают члены общины. Неверующие получают пользу от того, что узнают, о чем учит Писание, а его мудрость приводит к интеллектуальному и моральному прогрессу. Социальная и политическая активность христиан оказывает влияние на законы, обычаи и верования общества. В историческом плане, деятельность тех людей, чья жизнь была изменена Евангелием, повлекла за собой отмену рабства (в британских колониях и в Соединенных Штатах), дала права и свободы женщинам, послужила распространению всеобщего образования, развитию технического и научного прогресса, эффективности экономики; благодаря христианам честность, бережливость и трудолюбие стали очень высоко цениться — все перечислить просто невозможно.

8. Общая благодать не спасает людей. Несмотря на все это, мы должны отдавать себе отчет в том, что общая благодать не является спасительной благодатью. Общая благодать не изменяет человеческого сердца и не приводит людей к подлинному раскаянию и вере — она не может и не должна спасать людей (хотя в интеллектуальном и моральном плане общая благодать может подготовить человека к принятию Евангелия). Общая благодать ограничивает грех, но не отменяет фундаментальной предрасположенности к греху и ни в какой мере не очищает падшую человеческую природу[680].

Нам также следует осознавать, что действия неверующих, совершенные по общей благодати, сами по себе не заслуживают одобрения Бога. Эти действия основаны не на вере («Все, что не по вере, грех», Рим. 14:23) и не на любви к Богу (Мф. 22:37), а скорее на любви к самому себе, в той или иной форме. Следовательно, мы можем утверждать, что поступки неверующих людей могут внешне согласовываться с законом Бога и быть «благими» в определенном смысле, но тем не менее они не являются благими в том смысле, что они не способны заслужить одобрения Бога и никоим образом не обязывают Бога изменить Свое отношение к грешникам.

Наконец, мы должны помнить, что неверующие люди часто получают больше общей благодати, чем верующие, — они могут обладать большими талантами, быть более трудолюбивыми, более умными, обладать большими способностями к творчеству или же большими материальными благами. Это совершенно говорит не о том, что Бог благосклонен к этим людям в большей степени или что они будут спасены, а лишь о том, что Бог распределяет благословения общей благодати разными путями, часто даруя значительные благословения неверующим людям. Все это, конечно, должно привести их к осознанию доброты Бога (Деян. 14:17) и признанию открытой нам воли Бога, которая заключается в том, что «благость Божия» должна в конечном счете привести их «к покаянию» (Рим. 2:4).

В. Основания общей благодати

Почему Бог дарует общую благодать не заслуживающим этого грешникам, которые никогда не будут спасены? У этого факта есть, по нашему мнению, как минимум четыре основания.

1. Возрождение тех, кто будет спасен. Петр говорит, что день суда и последнего наказания отложен по той причине, что есть еще люди, которые должны быть спасены: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:9,10, курсив мой. — У Г.). Фактически, это основание было действительно с самого начала человеческой истории, ибо если Бог хотел спасти некоторых людей, не принадлежащих к общей массе греховного человечества, Он не мог уничтожить всех грешников сразу же (в этом случае человечество вообще бы не существовало, так как не осталось бы ни одного человека). Он решил позволить грешным людям пожить еще некоторое время, чтобы они имели возможность раскаяться, а также чтобы они могли родить детей и дать жизнь следующим поколениям, которые могли бы услышать Благую весть и прийти к покаянию.

2. Демонстрация благости и милосердия Бога. Благость и милосердие Бога видны не только в спасении верующих, но также и в благословениях, которые Он дарует грешникам. Когда Бог «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35), Его благость открывается миру к Его славе. Давид говорит: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9, курсив мой. — У. Г. ). В истории об Иисусе, беседующем с богатым юношей, мы читаем: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:21, курсив мой. — У. Г.), несмотря на то что юноша был неверующим и тут же смог отказаться от Иисуса из–за своих богатств. Беркхоф говорит, что Бог, «посылая несказанные благословения всем людям, явно показывает, что эти благословения являются выражением благорасположения Бога, которое не зависит от воли к прощению их грехов, снятия с них осуждения и дарования им спасения»[681].

Откладывая наказание за грех и даруя временные благословения людям, Бог не становится несправедливым, поскольку наказание не забыто, а лишь отложено. Откладывая наказание, Бог показывает, что осуществление окончательного наказания не приносит Ему никакой радости, напротив, Он радуется спасению мужчин и женщин. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Все это говорит о том, что, откладывая наказание, Бог проявляет Свое милосердие, благость и любовь.

3. Демонстрация справедливости Бога. Бог многократно призывает грешников прийти к вере, а те многократно отказываются, и это отчетливо показывает, насколько справедлив был Бог, прокляв грешников. Павел предостерегает тех, кто упорствуют в неверии, говоря, что они навлекают на себя все больший и больший гнев: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:5). В день суда «заграждаются всякие уста» (Рим. 3:19), и никто не сможет сказать, что Бог несправедлив.

4. Демонстрация славы Бога. Слава Бога проявляется самыми различными путями, во всем, что связано с человеческими делами, в которых действует общая благодать. Развивая и осуществляя власть над землей, мужчины и женщины отражают мудрость своего Творца, демонстрируя качества, в которых они подобны Богу, — мастерство, добродетель, власть над миром и т. д. Хотя все дела человека заражены греховными побуждениями, тем не менее они отражают совершенство нашего Творца, а потому славят Бога — в неполном и несовершенном виде, однако это прославление весьма значимо.

Г. Наша реакция на учение об общей благодати

Размышляя о разнообразных проявлениях благости Бога в жизни неверующих людей благодаря общей благодати, мы должны твердо помнить о трех вещах:

1. Проявление общей благодати не означает, что те, кто получает ее, будут спасены. Даже огромные блага, даруемые по общей благодати, не говорят о том, что получившие их будут спасены. Даже самые искусные, самые умные и наибогатейшие или облеченные властью люди нуждаются в Евангелии Иисуса Христа, иначе они обречены на вечное проклятие! Даже самые добрые и достойные из наших ближних нуждаются в Евангелии Иисуса Христа, иначе они обречены на вечное проклятие! Внешне они могут быть вполне благополучными, но все же Писание говорит, что неверующие — «враги» Бога (Рим. 5:10; ср.: Кол. 1:21; Иак. 4:4) и что они «против» Христа (Мф. 12:30). Они «поступают как противники креста Христова» и «мыслят о земном» (Флп. 3:18,19), они «по природе чада гнева» (Еф. 2:3).

2. Мы не должны отвергать все добрые дела, которые совершают неверующие, как абсолютное зло. По общей благодати неверующие совершают некоторое добро, и в этом мы должны видеть десницу Божью и быть благодарными за общую благодать, которая действует в каждой дружеской привязанности, в каждом добром поступке, во всем, что приносит благословение еще кому–то. Все это — хотя неверующие и не знают об этом — в конечном счете исходит от Бога, а потому заслуживает прославления.

3. Учение об общей благодати должно подвигнуть наши сердца к еще большей благодарности Богу. Всякий раз, когда мы идем по улице и видим дома, сады и счастливые семьи; встречаем многочисленные свидетельства прогресса; видим красоту природы; оказываемся под защитой государства[682]; черпаем знания из обильной сокровищницы человеческой мудрости, мы должны помнить, что только всемогущий Бог даровал нам все эти благословения, и даровал все это также и всем грешникам, которые совершенно этого не заслуживают! Эти благословения не только свидетельство Божьей силы и мудрости, они также и проявления Его изобильной благодати. Осознание этого факта должно заставить наши сердца трепетать от благодарности Богу за все, что мы делаем в жизни.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как вы считали до того, как прочитали эту главу, заслуживают ли неверующие те блага мира, которые их окружают? Изменились ли ваши взгляды, и если да, то каким именно образом?

2. Знаете ли вы примеры, когда Бог ответил на молитву неверующего человека, попавшего в беду, или на вашу молитву о неверующем друге? Послужило ли это поводом к распространению Евангелия? Принял ли неверующий впоследствии спасение во Христе? Полагаете ли вы, что Бог часто использует благословения общей благодати как средство для того, чтобы подготовить человека к принятию Евангелия?

3. Каким образом это учение изменило ваше отношение к неверующим ближним и, в частности, к вашим неверующим друзьям? Помогло ли оно вам ощутить благодарность за то благое, что вы видите в их жизни? Как вы думаете, может ли это учение изменить ваши отношения с неверующим другом?

4. Осмотритесь вокруг себя, можете ли вы назвать хотя бы несколько примеров общей благодати? Какие чувства это в вас рождает?

5. Изменилось ли после прочтения этой главы ваше отношение к таким творческим видам деятельности, как музыка, изобразительное искусство, архитектура и (что очень сходно с вышеназванным) к творчеству, которое проявляется в спорте?

6. Если вы добры к неверующему человеку, но он или она так и не пришли к Христу, является ли это добром в глазах Бога (см.: Мф. 5:44,45; Лк. 6:32–36)? Каков итог вашего доброго поступка? Почему вы думаете, что Бог добр даже к тем, кто никогда не будет спасен? Как вы думаете, каковы намерения Бога по отношению к миру? Полагаете ли вы, что мы должны быть добрыми в первую очередь к верующим? Назовите отрывки из Писания, которые помогли бы помочь ответить на этот вопрос.

Специальные термины

общая благодать

спасительная благодать

частная благодать

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 178.