Написанные после II Ватиканского собора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1980 McBrien, 1:405–417

Другие работы

Bray, G. L. "Ascension and Heavenly Session of Christ". In NDT, pp. 46, 47.

Craig, William Lane. The Son Rises: The Historical Evidence for the Resurrection of Jesus. Chicago: Moody, 1981.

Fuller, Daniel P. Easter Faith and History. Grand Rapids: Eerdmans, 1965.

Gaffin, Richard В., Jr. Resurrection and Redemption: A Study in Paul's Soteriology. Formerly, The Centrality of the Resurrection: A Study in Paul's Soteriology. Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1978.

Habermas, G. R. "Resurrection of Christ". In EDT, pp. 938–941.

Habermas, G. R., and Anthony Flew. Did Jesus Rise From the Dead? The Resurrection Debate. Edited by Terry L. Miethe. New York: Harper and Row, 1987.

Harris, Murray J. From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament, Including a Response to Norman E Geisler. Grand Rapids: Zondervan, 1990.

Harris, Murray J. "Resurrection, General". In NDT, pp. 581, 582.

Ladd, George E. / Believe in the Resurrection of Jesus. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

Macleod, D. "Resurrection of Christ". In NDT, pp. 582–585.

Morison, Frank. Who Moved the Stone? London: Faber and Faber, 1930; reprint, Grand Rapids: Zondervan, 1958.

O' Donovan, Oliver. Resurrection and Moral Order. Leicester: Inter–Varsity Press, 1986.

Ross, A. "Ascension of Christ". In EDT, pp. 86, 87.

Swete, Henry Barclay. The Ascended Christ: A Study in the Earliest Christian Teaching. London: Macmillan, 1910.

Tenney, Merrill C. The Reality of the Resurrection. New York: Harper and Row, 1963.

Toon, Peter. The Ascension of Our Lord. Nashville: Thomas Nelson, 1984.

Wenham, John. The Easter Enigma. London: Paternoster, 1984.

Отрывок для запоминания

1 Кор. 15:20–23:

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

ГЛАВА 28. Должности Христа

Каким образом Христос является Пророком, Священником и Царем?

Объяснение и обоснование в Писании

В Ветхом Завете у народа Израиля существовало три главных должности: пророк (напр., Нафан, 2 Цар. 7:2), священник (напр., Авиафар, 1 Цар. 30:7) и царь (напр., Давид, 4 Цар. 5:3). Функции людей, занимавших эти должности, отчетливо различались. Пророк возвещал народу Божье слово, священник совершал жертвоприношения и возносил Богу молитвы и хвалы от имени народа, а царь правил народом как представитель Бога. Эти три должности предопределили работу Христа в различных направлениях. Поэтому мы можем посмотреть на работу Христа еще раз, имея теперь в виду эти три должности, или категории[645]. Христос исполнял эти три должности следующим образом: как Пророк, Он открывает нам Бога и произносит Его слово; как Священник, Он приносит Богу жертву от нашего имени, и в то же время Сам является этой жертвой; как Царь, Он возглавляет церковь и правит вселенной. А теперь обратимся к более подробному обсуждению этих должностей.

А. Христос как Пророк

Ветхозаветные пророки возвещали народу Божье слово. Первым великим пророком был Моисей, который написал первые пять книг Библии, Пятикнижие. После Моисея появился целый ряд других пророков, которые произносили и записывали слова Бога[646]. Но Моисей предсказал, что однажды придет пророк, подобный ему самому.

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте; так как ты просил у Господа, Бога твоего… И сказал мне Господь… Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему (Втор. 18:15–18).

Однако, читая Евангелие, мы видим, что Иисус не рассматривается в первую очередь как обычный пророк или пророк, подобный Моисею, хотя некоторые упоминания действительно создают такое впечатление. Те, кто называл Иисуса «пророком», обычно очень мало о Нем знали. Например, одни принимали Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф. 16:14; ср.: Лк. 9:8). Когда Иисус воскресил из мертвых сына вдовы из Наина, люди в страхе говорили: «Великий пророк восстал между нами» (Лк. 7:16). Когда Иисус рассказал самарянке у колодца кое–что о ее прошлом, она ответила: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19). Но тогда она еще ничего о Нем не знала. Такой же была реакция слепого, исцеленного в храме: «Это пророк» (Ин. 9:17; заметьте, что он поверил в мессианство и божественность Иисуса только после беседы с Иисусом, ст. 35—38)[647]. Таким образом, слово «пророк» не является основным или часто употребляемым по отношению к Иисусу определением.

Тем не менее еще была жива надежда на появление Пророка, подобного Моисею (Втор. 18:15,18). После того как Иисус насытил множество людей пятью хлебами и двумя рыбами, некоторые воскликнули: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6:14; ср.: 7:40). Петр также называет Христа пророком, предсказанным Моисеем (см.: Деян. 3:22—24, где цитируется Втор. 18:15).Таким образом, Иисус—действительно пророк, предсказанный Моисеем.

Следует, однако, отметить, что в посланиях Иисус никогда не именуется пророком. Это особенно бросается в глаза в начале Послания к Евреям, поскольку, если бы автор хотел определить Иисуса как пророка, для этого там была прекрасная возможность. Он начинает словами «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1,2). Затем, заканчивая раздел, посвященный превосходству Сына (гл. 1,2), автор не призывает считать Иисуса величайшим из всех пророков, а говорит: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).

Почему новозаветные послания избегают называть Иисуса пророком? Очевидно потому, что, хотя Иисус действительно является пророком, предсказанным Моисеем, Он значительно превосходит любого из ветхозаветных пророков в двух отношениях:

1. Он — Тот, Кому были посвящены ветхозаветные пророчества. Беседуя с двумя учениками по дороге в Эммаус, Иисус разъяснил им весь Ветхий Завет, показав, каким образом пророчества указывали на Него: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Он сказал этим ученикам, что они «медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки», и показал, что «надлежало пострадать Христу и войти в славу» (Лк. 24:25,26; ср.: 1 Пет. 1:11, где говорится о том, что ветхозаветные пророки предвозвещали «Христовы страдания и последующую за ними славу»). Таким образом, ветхозаветные пророки предвещали Христа в своих писаниях, а новозаветные апостолы вспоминали Христа и истолковывали Его жизнь на благо церкви.

2. Иисус был не просто вестником, передающим послание от Бога (как все остальные пророки), а Самим источником Божьего откровения. Вместо того чтобы, подобно всем остальным ветхозаветным пророкам, говорить «Было ко мне слово Господне», Иисус начинает Свое божественное учение удивительными словами: «Я говорю вам» (Мф. 5:22 и др.). Слово Господне посещало ветхозаветных пророков, тогда как Иисус говорил от Своего имени, как предвечное Слово Бога (Ин. 1:1), в совершенстве являющее нам Отца (Ин. 14:9; Евр. 1:1,2).

Принимая во внимание, что в широком смысле понятие «пророк» обозначает того, кто открывает нам Бога и произносит Его слово, Христос, несомненно, является истинным Пророком. По существу, Он Тот, Кого все ветхозаветные пророки предвосхищали своими речами и действиями.

Б. Христос как Священник

В Ветхом Завете священники утверждались Богом для совершения жертвоприношений. Кроме того, они возносили молитвы и хвалы Богу от имени народа. Этим они «освящали» народ, делая его достойным вступления в Божественное присутствие, правда, с определенными ограничениями. В Новом Завете нашим великим Первосвященником стал Иисус. Эта тема всесторонне раскрыта в Послании к Евреям, где Иисус предстает перед нами в роли Священника.

1. Иисус приносит истинную жертву за грех. Жертвой, которую Иисус принес за грехи, была не кровь животных, таких, как тельцы и козлы: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Вместо этого Иисус принес Самого Себя, как истинную жертву: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26). Это была совершенная и окончательная жертва, которой не суждено повториться, — тема, часто акцентируемая автором Послания к Евреям (см. 7:27; 9:12,24—28; 10:1,2,10,12,14; 13:12). Таким образом, в Иисусе исполнились все надежды, которые были связаны не только с ветхозаветными жертвами, но и с жизнью и действиями священников, приносивших их: Он был и жертвой, и Священником, совершавшим жертвоприношение. Ныне мы имеем в липе Иисуса «Первосвященника великого, прошедшего небеса» (Евр. 4:14), Который предстает «за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24), ибо Он принес жертву, которая навсегда покончила с необходимостью совершать какие–либо жертвоприношения.

2. Иисус постоянно открывает нам доступ к Богу. Ветхозаветные священники не только совершали жертвоприношения, но и символически вступали время от времени в Божественное присутствие от имени народа. Но Иисус делает гораздо больше. Будучи нашим великим Первосвященником, Он постоянно вводит нас в Божественное присутствие, вследствие чего мы больше не нуждаемся в посещении Иерусалимского храма или в наличии священства, стоящего между нами и Богом. При этом Иисус входит не во внутреннюю часть (святая святых) земного Иерусалимского храма, а в небесный эквивалент святая святых, в присутствие Самого Бога на небе (Евр. 9:24). Поэтому мы имеем надежду, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6:19,20). Это означает, что мы имеем огромное преимущество по сравнению с теми, кто жил во времена Ветхого Завета. Они не имели права входить даже в первое помещение храма, «святое», ибо туда имели доступ только священники. А во внутреннее помещение храма, святая святых, мог входить только первосвященник, да и то лишь один раз в году (Евр. 9:1—7). Но когда Иисус принес истинную жертву за грехи, завеса, отделявшая в храме святая святых, разорвалась сверху донизу (Лк. 23:45), символизируя этим земным событием, что смерть Иисуса открыла доступ к Богу на небе. Вот почему автор Послания к Евреям может дать всем верующим это удивительное напутствие:

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса… и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою»

(Евр. 10:19—22).

Иисус открыл нам доступ к Богу, чтобы мы могли постоянно входить в Божественное присутствие без страха, но с «дерзновением» и с «полною верою».

3. Иисус как Священник постоянно молится за нас. Другой обязанностью священников в Ветхом Завете было вознесение молитв от имени народа. Автор Послания к Евреям говорит, что Иисус исполняет и эту функцию: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). На это указывает и Павел, говоря, что Христос Иисус «ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).

Некоторые утверждают, что акт священнического ходатайства свидетельствует только о пребывании Иисуса перед лицом Отца в качестве постоянного напоминания о том, что Он расплатился за наши грехи. Согласно этому воззрению, Иисус не передает Богу–Отцу молитвы о наших нуждах, а «ходатайствует» только в том смысле, что пребывает перед лицом Бога как представляющий нас Первосвященник.

Думается, однако, что эта точка зрения противоречит характеру языка, использованного в Рим. 8:34 и Евр. 7:25. В обоих случаях глагол «ходатайствовать» является переводом греческого понятия έντυγχόνω. Это слово означает не просто «выступать в качестве чьего–то представителя перед другим лицом», а имеет вполне определенный смысл — «обращаться к кому–либо с просьбой». Например, Фест использует это слово, обращаясь к царю Агриппе: «Вы видите того, против которого все множество Иудеев приступали ко мне» (Деян. 25:24). Павел также использует это слово по отношению к Илии, который «жалуется Богу на Израиля» (Рим. 11:2). В каждом из этих примеров просьбы весьма конкретны, и просители выступают не просто как «представители»[648].

Таким образом, мы приходим к заключению, что и Павел, и автор Послания к Евреям говорят о том, что Иисус постоянно пребывает пере лицом Бога, чтобы передавать Ему конкретные просьбы от нашего имени. Это такая роль, которую может исполнять только Иисус, как Богочеловек. Хотя Бог может заботиться обо всех наших нуждах путем непосредственного наблюдения (Мф. 6:8), в отношениях с человеческим родом Богу угодно действовать в ответ на молитвы, вероятно, по той причине, что проявляемая в молитвах вера прославляет Его. Молитвы мужчин и женщин, созданных по Его образу, доставляют Богу особую радость. Во Христе за нас молится и тем самым постоянно прославляет Бога истинный, совершенный человек. Благодаря этому человечество возносится на небывалую высоту: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Но если бы Иисус обладал только человеческой природой, Он, разумеется, не смог бы быть великим Первосвященником для Своего народа во всем мире. Он бы не слышал молитв людей, живущих слишком далеко, или молитв, произносимых про себя. Он бы не слышал все молитвы одновременно (ибо на земле в каждый отдельный момент Ему молятся миллионы людей). Поэтому, чтобы быть совершенным Первосвященником, ходатайствующим за нас, Ему необходимо быть не только человеком, но и Богом. Ему необходимо быть Тем, чья божественная природа позволяет знать все и сообщать обо всем Богу. Но, поскольку Он стал человеком и продолжает оставаться человеком, у Него есть право представлять нас перед Богом, и Он может выражать Свои просьбы сточки зрения сострадательного Первосвященника, знающего по собственному опыту, как нам нелегко.

Следовательно, Иисус — единственный во всей вселенной и в вечности, Кто способен быть небесным Первосвященником, — истинным Богом и истинным человеком, вознесенным навеки над миром.

Мысль о том, что Иисус постоянно молится за нас, служит нам великой поддержкой. Он постоянно молится за нас в согласии с волей Отца, поэтому мы знаем, что Его просьбы будут удовлетворены. Беркхоф говорит:

Какое утешение знать, что Христос молится за нас, даже если мы проявляем нерадивость в своей молитвенной жизни, что Он представляет Отцу наши духовные нужды, которые мы не осознаем или забываем упомянуть в своих молитвах, и что Он молится о нашей защите от опасностей, о которых мы даже не подозреваем, и от врагов, угрожающих нам, хотя мы их не замечаем. Он молится, чтобы наша вера не оскудевала и чтобы в конце мы вышли победителями[649].

В. Христос как Царь

В Ветхом Завете царь наделен властью править народом Израиля. В Новом Завете Иисус родился, чтобы стать Царем Иудейским (Мф. 2:2), но Он отвергал любые попытки людей сделать Его земным царем, обладающим военной и политической властью (Ин. 6:15). Он сказал Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). И все же Иисус действительно имел царство, о приближении которого говорил в Своих проповедях (Мф. 4:17,23; 12:28 и др.). Он действительно Царь нового Божьего народа. Так, Иисус не стал упрекать Своих учеников, восклицавших при Его торжественном въезде в Иерусалим: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк. 19:38; ср.: ст. 39,40, а также Мф. 21:5; Ин. 1:49; Деян. 17:7).

По воскресении Иисус был наделен Богом–Отцом значительно большей властью — над церковью и над вселенной. Бог возвысил Его, «посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:20—22; Мф. 28:18; 1 Кор. 15:25). Эта власть над церковью и над вселенной будет более полно осознана людьми, когда Иисус возвратится на землю, чтобы царствовать в силе и великой славе (Мф. 26:64; 2 Фес. 1:7—10; Отк. 19:11—16). В тот день Его признают как «Царя царей и Господа господствующих» (Отк. 19:16), и перед Ним преклонится всякое колено (Флп. 2:10).

Г. Мы в роли пророков, священников и царей

Если мы задумаемся о положении Адама до грехопадения и о своем будущем пребывании с Христом на небе, то поймем, что роли пророка, священника и царя изначально предназначались Богом для человека и будут исполнены нами на небе.

В саду Эдема Адам был «пророком», поскольку обладал истинным знанием Бога и всегда правдиво говорил о Боге и Его творении. Он был «священником», поскольку имел возможность свободно возносить Богу искренние молитвы и хвалы. Приносить жертвы за грехи не было необходимости, но Адам и Ева приносили Богу жертву благодарности, и это была «жертва» иного рода (ср.: Евр. 13:15). Кроме того, Адам и Ева были «царями» (или царем и царицей) в том смысле, что обладали всем творением и владычествовали над ним (Быт. 1:26–28).

После того как в мире появился грех, греховные человеческие существа больше не исполняли роль пророков, ибо они верили лжи о Боге и лживо рассказывали о Нем другим. Они больше не имели священнического доступа к Богу, потому что грех лишил их Его присутствия. Вместо того чтобы царствовать над творением, им пришлось подвергнуться суровым испытаниям потопа, засухи, неплодородной земли, а также тирании земных правителей. Величие человека, каким его сотворил Бог — истинным пророком, священником и царем, — было утрачено в результате грехопадения.

Эти три роли частично возродились, когда в царстве Израиля были учреждены должности пророка, священника и царя. Время от времени эти должности занимали благочестивые люди. Но были и лжепророки, и нечестные священники, и нечестивые цари, ибо чистота и святость, которые, по замыслу Бога, должны быть присущи человеку, исполняющему эти должности, никогда полностью не проявлялись.

Когда пришел Христос, мы впервые увидели воплощение этих трех ролей, поскольку Он был совершенным Пророком, Который наиболее точно возвещал нам Божье слово, совершенным Первосвященником, Который принес величайшую жертву за грехи и привел Свой народ к Богу, и настоящим законным Царем вселенной, Который будет вечно править новым небом и новой землей жезлом праведности.

Как это ни удивительно, но мы, христиане, уже сейчас начинаем подражать Христу в каждой из этих ролей, хотя и оставаясь у Него в подчинении.

Мы исполняем «пророческую» роль, когда провозглашаем миру Евангелие и несем людям спасающее Божье Слово. Фактически, когда бы мы ни говорили верующим и неверующим истину о Боге, мы исполняем «пророческую» функцию (если использовать слово «пророческий» в самом широком смысле).

Кроме того, мы священники, потому что Петр назвал нас «царственным священством» (1 Пет. 2:9). Он призывает нас строить из себя духовный храм и быть «священством святым, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). Автор Послания к Евреям также рассматривает нас как священников, которые имеют право входить в святая святых (Евр. 10:19,22) и «непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Он говорит также, что наши добрые дела — это жертвы, радующие Бога: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). Нашу священническую роль имеет в виду и Павел, когда пишет: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).

Кроме того, мы уже ныне принимаем участие в царственном правлении Христа, поскольку были вознесены и посажены рядом с Ним на небесах (Еф. 2:6), и потому в определенной мере разделяем с Ним власть над силами зла, могущими выступить против нас (Еф. 6:10—18; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:9; 1 Ин. 4:4). Бог уже ныне дает нам власть в различных сферах мира или церкви, давая одним власть над многим, а другим над немногим. Но когда Господь возвратится, то те, кто был верен в малом, будут поставлены над многим (Мф. 25:14–30).

Когда Христос возвратится и будет царствовать на новом небе и новой земле, мы снова превратимся в истинных «пророков», потому что наше знание станет совершенным, и мы познаем, подобно как мы познаны (1 Кор. 13:12). Мы будем говорить о Боге и Его мире только истину, и в нас исполнится пророческое предназначение, которое Бог изначально связывал с Адамом. Мы навсегда останемся священниками, ибо будем вечно служить и возносить молитвы Богу, созерцая Его лицо и обитая в Его присутствии (Отк. 22:3,4). Мы будем непрестанно отдавать себя и все, что мы делаем или имеем, в жертву нашему всеблагому Царю.

Но в добавление к этому мы разделим с Богом власть над вселенной, ибо с Ним мы будем «царствовать во веки веков» (Отк. 22:5). Иисус говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21). А Павел говорит коринфянам: «Разве не знаете, что святыебудут судить мир?<…> Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:2,3). Таким образом, мы будем вечно исполнять роль подчиненных пророков, священников и царей, но подчиненных Господу Иисусу, верховному Пророку, Священнику и Царю.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Считаете ли вы, что рассмотрение Христа в роли Пророка, Священника и Царя поможет вам лучше понять функции пророков, священников и царей в Ветхом Завете? Прочитайте описание Соломонова царства в 3 Цар. 4:20—34 и 3 Цар. 10:14—29. Находите ли вы в этом описании некое предвосхищение трех должностей Христа и вечного Христова царства? Считаете ли вы, что у вас, как члена церкви новозаветной эпохи, имеются преимущества?

2. Считаете ли вы, что в вашей нынешней жизни хотя бы в какой–то мере исполняется роль пророка? Роль священника? Роль царя? Каким образом может проявляться каждая из этих ролей в вашей жизни?

Специальные термины

пророк

священник

ходатайство

царь

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 179.