Написанные после II Ватиканского собора

1980 McBrien, 1:325–328

Другие работы

Berkouwer, G. С. "Providence and Miracles". In The Providence of God. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952, pp. 188—231.

Boice, James Montgomery. "A Better Way: The Power of Word and Spirit". In Power Religion: The Selling Out of the Evangelical Church? Michael Scott Horton, ed. Chicago: Moody Press, 1992.

Bridge, Donald. Signs and Wonders Today. Leicester: Inter–Varsity Press, 1985.

Brown, Colin. "Miracle". In NDT, pp. 433–434.

Brown, Colin. That You May Believe: Miracles and Faith — Then and Now. Grand Rapids: Eerdmans, 1985.

Carson D. A. "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", in Power Religion: The Selling Out of the Evangelical Church? Michael Scott Horton, ed. Chicago: Moody Press, 1992.

Deere, Jack. Surprised by the Power of the Spirit: A Former Dallas Seminary Professor Discovers That God Still Speaks and Heals Today. Grand Rapids: Zondervan, 1993.

Geisler, Norman. Signs and Wonders. Wheaton: Tyndale, 1988.

Geisler, Norman. Miracles and Modern Thought. With a response by R. C. Sproul. Grand Rapids: Zondervan, and Dallas: Probe Ministries, 1982.

Greig, Gary S., and Kevin N. Springer, eds. The Kingdom and the Power. Ventura, Calif: Regal, 1993.

Gross, Edward N. Miracles, Demons, and Spiritual Warfare: An Urgent Call for Discernment. Grand Rapids: Baker, 1990.

Grudem, Wayne. Power and Truth: A Response to the Critiques of Vineyard Teaching and Practice by D. A. Carson, James Montgomery Boice, and John H. Armstrong in Power Religion. Anaheim, Calif.: Association of Vineyard Churches, 1993.

Grudem, Wayne. "Should Christians Expect Miracles Today? Objections and Answers From the Bible". In The Kingdom and the Power. Gary Greig and Kevin Springer, eds. Ventura, Calif.: Regal, 1993, pp. 55–110.

Horton, Michael S., ed. Power Religion: The Selling Out of the Evangelical Church? Chicago: Moody, 1992.

Kirk, J. A. "Power". In NDT, pp. 524–525.

Lewis, C. S. Miracles: A Preliminary Study. New York: Macmillan, 1947.

Moule, C. F. D., ed. Miracles. London: Mowbray, 1965.

Spiceland, J. D. "Miracles". In EDT, pp. 723, 724.

Wenham, David, and Craig Blomberg, eds. Miracles of Jesus. Sheffield, England: JSOT, 1986.

Williams, Don. Signs, Wonders, and the Kingdom of God: A Biblical Guide for the Skeptic. Ann Arbor, Mich.: Servant, 1989.

Wimber, John, with Kevin Springer. Power Evangelism. Revised edition. San Francisco: Harper and Row, and London: Hodder and Stoughton, 1992.

Отрывок для запоминания

Евр. 2:3,4:

Как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?

ГЛАВА 17. Молитва

Как молиться в соответствии с волей Божьей? Как молиться, чтобы молитва была действенной?

Объяснение и обоснование в Писании

Вопросы о качествах Бога и о Его отношении к миру, рассмотренные в предыдущих главах, естественным образом подводят нас к учению о молитве. Понятие «молитва» можно определить следующим образом: молитва — это личное общение с Богом.

Это довольно широкое определение. То, что мы называем «молитвой», — это и просительная молитва (которую иногда также называют молитвой заступнической или ходатайственной), это и исповедание греха, и поклонение, и хвала, и благодарение; через молитву Бог сообщает нам Свои указания и Свои ответы.

А. Почему Бог желает, чтобы мы молились Ему?

Молитва совершается не для того, чтобы Бог узнал, в чем мы нуждаемся. Иисус говорит нам: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Бог желает, чтобы мы молились, потому что молитва отражает нашу веру в Бога; это то средство, через которое наша вера возрастает. Очень важно, чтобы мы молились с верой, т. е. с доверием Богу и с надеждой на Него, — это, вероятно, самый важный момент в библейском учении о молитве. Бог как наш Творец наслаждается тем, что мы, Его творения, доверяем Ему, так как чувство доверия наиболее уместно в отношениях Творца и творения. Молитва в смиренной надежде также показывает, что мы подлинно веруем в Божью мудрость, любовь и силу — и во все прочие качества Бога, составляющие Его совершенство. Когда мы подлинно молимся, мы, как личности, всем нашим существом полагаемся на Бога как на Личность, во всей полноте Его качеств. Таким образом, все, что мы думаем о Боге или чувствуем в связи с Ним, обретает свое выражение в молитве. Вполне естественно, что Бог наслаждается молитвой и уделяет ей огромное внимание в наших взаимоотношениях.

Первые слова молитвы Господней — «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9) — выражают нашу зависимость от Бога, любящего и мудрого Отца, и наше признание того факта, что Он правит всем со Своего небесного престола. Писание не единожды подчеркивает необходимость веры во время молитвы. Например, Иисус сравнивает нашу молитву с тем, как сын просит у отца хлеба или рыбы (Лк. 11:9—12), и далее говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Бог желает, чтобы в молитве к Нему мы проявляли такие чувства, какие свойственны детям, которые надеются на то, что их отцы дадут им все необходимое. Поскольку Бог — Отец наш, просить Его нам следует в вере. Иисус говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22; ср.: Мк. 11:24; Иак. 1:6—8; 5:14,15).

Однако Бог не просто желает, чтобы мы верили в Него. Он желает также, чтобы мы любили Его и пребывали в общении с Ним. Таким образом, это вторая причина, по которой Бог желает, чтобы мы молились Ему, — молитва делает наше общение с Богом глубже. Бог любит нас и наслаждается общением с нами.

Третья причина, по которой Бог желает, чтобы мы молились Ему, заключается в том, что наша молитва к Богу позволяет нам, Его творению, быть причастными к процессам, имеющим значение в вечности. Когда мы молимся, мы способствуем приближению Царства Божьего. Таким образом, молитва дает нам возможность участвовать в созидании Царства Божьего и позволяет нам выразить в этом наше величие как творения, созданного по образу Божьему.

Б. Действенность молитвы

Как именно действует молитва? Действительно ли молитва не только приносит пользу нам самим, но оказывает влияние также на Бога и на окружающий мир?

1. Молитва оказывает влияние на действия Бога. «Не имеете, потому что не просите», — говорит Иаков (Иак. 4:2). Он имеет в виду, что нежелание просить лишает нас того, что Бог мог бы дать нам. Мы молимся, и Бог отвечает нам. Иисус также говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10). Он устанавливает четкую взаимосвязь между тем, что люди ищут чего–либо у Бога, и тем, что они получают это. Когда мы просим, Бог отвечает нам.

В Ветхом Завете мы видим многочисленные примеры ответов на молитвы. Господь сказал Моисею, что уничтожит израильский народ за его грех (Исх. 32:9,10), «но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой… Отмени погубление народа Твоего» (Исх. 32:11,12). Далее читаем: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14). Когда Бог грозит наказать Свой народ за грех, Он говорит: «Если… смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2 Пар. 7:13,14). Если народ Божий будет молиться (со смирением и раскаянием), то Бог услышит и простит. Молитвы народа Божьего оказывают явное влияние на действия Бога. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды»(1 Ин. 1:9). Мы исповедуем грехи, и тогда Бог прощает нас[366].

Если мы действительно убеждены в том, что молитва оказывает влияние на то, как Бог действует, и что Бог в ответ на молитвы производит в мире значительные изменения, как тому учит нас Писание, то нам следует уделять молитве гораздо больше времени. Если мы молимся мало, то это, вероятно, означает, что мы не верим в силу молитвы.

2. Молитвы становятся действенными через нашего посредника, Иисуса Христа. Поскольку мы грешны, а Бог свят, у нас нет никакого собственного права входить в Его присутствие. Мы нуждаемся в посреднике между нами и Богом, который мог бы ввести нас в присутствие Божье. Писание ясно учит: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Но если Иисус — это единственный посредник между Богом и человеком, услышит ли Бог молитвы людей, которые не верят в Иисуса? Ответ на этот вопрос зависит оттого, какой смысл мы вкладываем в слово «слышать». Поскольку Бог всеведущ, Он всегда «слышит» молитвы неверующих, не пришедших к Нему через Христа; другими словами, Он знает о их молитвах. Бог может даже иногда отвечать на эти молитвы из Своего милосердия и из желания привести неверующих к спасению через Иисуса Христа. Однако Бог никогда не обещал давать ответы на молитвы неверующих. Единственные молитвы, которые Он обещал «слышать» в смысле благосклонного внимания и ответа, если они совершаются в соответствии с Его волей, — это молитвы христиан через единственного посредника, Иисуса Христа (ср.: Ин. 14:6).

Что в этом случае можно сказать о ветхозаветных верующих? Как они могли приходить к Богу через посредника–Христа? Дело в том, что предзнаменование посреднического труда Христа было дано людям в виде системы жертвоприношений, совершаемых священниками в храме (Евр. 7:23—28; 8:1—6; 9:1—14 и др.). Однако в самой этой системе жертв не было ничего спасительного (Евр. 10:1—4). Через жертвоприношения Бог принимал верующих только на основе будущего труда Христа, предвестием которого была эта система (Рим. 3:23—26).

Посреднический труд Христа особенно явно проявляется в Его священничестве. Он наш «Первосвященник великий, прошедший небеса», «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:14,15).

Как люди, получившие новый завет, мы не должны находиться «вне храма», как это требовалось ото всех верующих, кроме священников, в ветхозаветные времена. Не должны мы и находиться вне святая святых (Евр. 9:3), внутреннего помещения храма, где над ковчегом Завета находился престол Самого Бога и куда мог входить только первосвященник лишь один раз в год. Когда Христос, наш посредник и Первосвященник, умер (Евр. 7:26,27), Он заслужил для нас дерзновение входить в присутствие Божье. Поэтому «мы можем входить в святые места кровью Иисуса» (Евр. 10:19, перевод мой. — У. Г.), т. е. в святилище и в святая святых, в присутствие Самого Бога! Мы входим в Его присутствие «путем новым и живым» (Евр. 10:19), который открыл нам Христос. Автор Послания к Евреям заключает: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:21,22). Итак, посреднический труд Христа дает нам дерзновение приближаться к Богу в молитве.

В присутствие Божье мы входим не как чужие, или как гости, или как люди неверующие — мы входим как священники, как служители храма, которые имеют право и даже обязаны находиться в самых святых его местах. Используя образы рукоположения священников (см.: Исх. 29:4,21), автор Послания к Евреям говорит, что все верующие рукоположены в священники Бога и потому могут входить в Его присутствие. Он говорит: «Приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» (Евр. 10:22; ср.: 1 Пет. 2:9). Что это означает для современных христиан? Никто в наши дни не отправляется в Иерусалим, чтобы там, в храме, «приблизиться» к Богу. Даже если бы мы поехали в Иерусалим, мы не нашли бы там храма, поскольку в 70 г. н. э. он был разрушен. Что же тогда имеет в виду автор Послания к Евреям, когда говорит, что мы входим в святая святых? Он говорит о реальности невидимой, духовной сферы; с нашим посредником Христом мы входим не в земной храм в Иерусалиме, а в истинное святилище, «в самое небо», куда вознесся Христос, «чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).

3. Что значит молиться «во имя Иисуса»? Иисус говорит: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13,14). Он говорит также Своим ученикам, что избрал их с определенной целью: «чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). И далее: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:23,24; ср.: Еф. 5:20). Но что это значит?

Очевидно, что Иисус не просто говорит: «Если чего попросите и добавите слова „во имя Иисуса" после вашей молитвы, Я то сделаю». Он не говорит здесь о произнесении определенных слов, будто это некая магическая формула, придающая силу нашим молитвам. Ни в одной из молитв, зафиксированных в Писании, мы не видим слов «во имя Иисуса», добавленных в конце (см.: Мф. 6:9–13; Деян. 1:24,25; 4:24–302; 7:59; 9:13,14; 10:14; Отк. 6:10; 22:20).

Прийти от чьего–либо имени означает, что кто–то передал нам свои полномочия и мы действуем не от самих себя, а по поручению этого человека. Когда Петр говорит хромому: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6), он говорит от имени и властью Иисуса, а не от себя самого. Когда члены синедриона спросили учеников: «Какою силою или каким именем вы сделали это?» (Деян. 4:7), они имели в виду: «Чьей властью вы сделали это?» Когда Павел изгоняет нечистого духа «именем Иисуса Христа» (Деян. 16:18), он показывает, что делает это не своей властью, а властью Иисуса. Когда Павел осуждает «во имя Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4) виновного в аморальном поступке члена церкви, он делает это властью Господа Иисуса Христа. Таким образом, молитва во имя Иисусаэто молитва, свершаемая по Его изволению [367].

В более широком смысле «имя» человека в Древнем мире представляло самого человека и тем самым — все его качества. Обладать «добрым именем» (Прит. 22:1; Еккл. 7:1) значило обладать хорошей репутацией. Таким образом, имя Иисуса представляет все то, чем Он является, все Его качества. Это значит, что молиться «во имя Иисуса» — это не просто молиться Его властью, но также молиться в согласии с Его качествами, которые истинно представляют Его, отражают Его образ жизни и Его святую волю[368]. В этом смысле молитва во имя Иисуса по значению приближается представлению о молитве «по воле Его» (1 Ин. 5:14,15)[369].

Означает ли это, что нам не следует добавлять слова «во имя Иисуса» в конце наших молитв? Безусловно, в этом нет ничего дурного, если мы понимаем значение этих слов. Однако если мы добавляем эти слова после каждой публичной или уединенной молитвы, то существует определенная опасность, что эти слова превратятся просто в некую формулу, которой не придается особого значения. Молодые верующие могут даже начать воспринимать выражение «во имя Иисуса» как магические слова, необходимые для того, чтобы молитва была действенной. Для того чтобы избежать этого, возможно, мудро было бы не использовать эти слова слишком часто, а выражать те же мысли иным образом или просто всем своим поведением и настроением во время молитвы. Например, молитву можно начать словами: «Отец, мы приходим к Тебе властью нашего Господа Иисуса, Твоего Сына…»; или «Отец, мы приходим к Тебе не нашими заслугами, а заслугами Иисуса Христа, Который пригласил нас к Тебе…», или «Отец, мы благодарим Тебя за то, что Ты простил наши грехи и дал нам доступ к Твоему престолу, трудами Твоего Сына, Иисуса…» Иногда и такие формальные утверждения не обязательно употреблять, если в наших сердцах постоянно присутствует осознание, что способностью молиться Отцу наделяет нас наш Спаситель. Подлинная молитва — это разговор с Личностью, Которую мы хорошо знаем и Которая знает нас. Такая подлинная беседа между личностями, которые знают друг друга, никогда не зависит от использования речевых формул или употребления определенных слов, все дело здесь в нашей искренности и в нашем духовном состоянии.

4. Следует ли нам молиться Иисусу и Святому Духу? Обзор новозаветных молитв показывает, что они обращены не к Богу–Сыну и не к Богу Святому Духу, а к Богу–Отцу. Однако простой подсчет может оказаться обманчивым, так как большая часть молитв, зафиксированных в Новом Завете, — это молитвы Иисуса, Который постоянно молился Богу–Отцу и, конечно же, не молился Сам Себе, как Богу–Сыну. Кроме того, в Ветхом Завете тринитар–ная природа Бога не была открыта вполне ясно, и нет ничего удивительного в том, что мы не находим примеров обращения молитв непосредственно к Богу–Сыну или Богу Святому Духу до времен Христа.

У нас есть ясный пример обращения непосредственно к Богу–Отцу через Бога–Сына (Мф. 6:9; Ин. 16:23; Еф. 5:20), но есть также указания на то, что можно молиться, обращаясь к Иисусу. Тот факт, что Иисус Сам назначил всех апостолов, предполагает, что молитва в Деян. 1:24 адресована Ему: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал…» Умирая, Стефан молится: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59). Разговор Анании с «Господом» вДеян. 9:10—16 — это разговор с Иисусом, так как в ст. 17 Анания говорит Савлу: «Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел». Молитва «Господь, приди!» (1 Кор. 16:22; в синодальном переводе она приведена по–арамейски, без перевода. — Примеч. пер.) обращена к Иисусу, как и молитва в Отк. 22:20: «Ей, гряди, господи Иисусе!» О своем «жале в плоть» во 2 Кор. 12:8 Павел также молится «Господу»[370].

Кроме того, зная, что Иисус является «милостивым и верным Первосвященником» (Евр. 2:17), способным «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15), мы можем приступить к «престолу благодати» в молитве, «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Эти стихи должны придавать нам решимости обращаться в молитве непосредственно к Иисусу, ожидая, что Он будет сострадать нашей немощи.

Таким образом, Писание одобряет не только молитву к Богу–Отцу (которую можно назвать основным видом молитвы, преподанной нам Иисусом, — так называемая «молитва Господня»), но также непосредственную молитву к Богу–Сыну, нашему Господу Иисусу Христу. Оба эти вида молитвы допустимы, и мы можем молиться как Отцу, так и Сыну.

Но следует л и нам молиться Святому Духу? Хотя в Новом Завете нет молитв, обращенных непосредственно к Святому Духу, нет и никаких указаний на то, что такие молитвы недопустимы, ибо Святой Дух, подобно Отцу и Сыну, вполне является Богом, достоин наших молитв и обладает властью отвечать на эти молитвы. (Отметим также призывы Иезекииля к «духу», Иез. 37:9.) Едва ли верно утверждать, что мы не можем молиться Святому Духу, ведь на самом деле это означает, что мы не можем разговаривать или общаться с Ним лично. Но ведь это не так, Он лично общается с нами, поскольку Он — «Утешитель» (Ин. 14:16,26), верующие «знают» Его (Ин. 14:17), Он учит нас (ср.: Ин. 14:26), свидетельствует нам о том, что мы — чада Божьи (Рим. 8:16), бывает огорчен нашим грехом (Еф. 4:30). Кроме того, Святой Дух проявляет личную волю в распределении духовных даров, ибо Он «постоянно распределяет каждому индивидуально, как Он Сам желает» (1 Кор. 12:11, перевод мой. — У. Г. ). Итак, судя по всему, нет ничего неправильного в том, чтобы иногда молиться непосредственно Святому Духу, особенно если мы просим чего–либо связанного с особой сферой Его служения или ответственности[371]. В истории церкви многие известные гимны были по сути молитвами, обращенными к Святому Духу. Однако в Новом Завете примеров подобных молитв мы не находим, и, следовательно, они не должны преобладать в нашей молитвенной жизни.

5. Роль Святого Духа в наших молитвах. Павел говорит:

Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией

(Рим. 8:26,27).

Толкователи расходятся во мнениях о том, являются ли «воздыхания неизреченные» воздыханиями Святого Духа, или же речь идет о наших собственных вздохах и стонах во время молитвы, которые Святой Дух обращает в действенные молитвы пред Богом. Вероятнее всего, здесь говорится о наших вздохах. Когда Павел говорит: «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших» (ст. 26), слово, переведенное «подкрепляет» (греч. συναντιλαμβαηνομαι), — это то же самое слово, которое употреблено в Лк. 10:40, где Марфа хочет, чтобы Мария пошла и помогла ей. Это слово не означает, что Святой Дух молится вместо нас. Это значит, что Святой Дух поддерживает нас и делает наши слабые молитвы действенными[372]. Таким образом, эти «воздыхания неизреченные» правильнее всего понимать как наши вздохи, которые выражают желания нашего сердца и нашей души, которые Святой Дух обращает в действенные молитвы[373].

В связи с этим возникает также вопрос о том, что значит молиться «в Духе» (в русской синодальной Библии — «молиться духом» [или «Духом» ]. — Примеч. пер.). Павел говорит: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18), также и Иуда говорит: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией…» (Иуд. 20,21)[374]. Чтобы понять эти слова, нам следует осознать, что Новый Завет говорит нам о том, что очень многие действия можно совершать «во Святом Духе». Можно просто быть «в Духе», как Иоанн в день Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2), можно радоваться «во Святом Духе» (Лк. 10:21), принимать решения «во Святом Духе» (Деян. 19:21), получать «во Святом Духе» свидетельство совести (Рим. 9:1), приступать к Богу «во Святом Духе» (Еф. 2:18) и любить «во Святом Духе» (Кол. 1:8). Как мы увидим ниже, в гл. 30, эти выражения, судя по всему, означают сознательное пребывание в присутствии Святого Духа, которое характеризуется божественными качествами силы, любви, радости, истины, святости, праведности и мира. Таким образом, молиться «во Святом Духе» — значит молиться в осознании окружающего нас присутствия Божьего, которое освящает как нас, так и наши молитвы.

В. Несколько важных замечаний о действенной молитве

Если мы стремимся молиться так, как того желает от нас Бог, нам необходимо учитывать ряд соображений, на которые указывает нам Писание.

1. Молитва в соответствии с волей Божьей. Иоанн говорит нам: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14,15). Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10), и Сам подает нам пример Своей молитвой в Гефсиманском саду: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Но как нам узнать волю Божью, когда мы молимся? Если то, о чем мы молимся, имеет какое–либо пояснение в Писании, где Бог ясно открывает нам Свою волю, то ответ на этот вопрос очевиден: Его воля заключается в том, чтобы Его слову повиновались, а Его повеления были исполнены. Для того чтобы воля Божья свершилась «на земле, как на небе» (Мф. 6:10), нам следует стремиться к совершенному послушанию моральной воле Бога. Таким образом, знание Писания оказывает нам огромную помощь в молитве, давая нам возможность следовать примеру первых христиан, которые в своих молитвах цитировали Писание (см.: Деян. 4:25,26). Регулярное чтение и заучивание наизусть Писания в течение многих лет христианской жизни увеличивает глубину, силу и мудрость наших молитв. Иисус призывает нас держать в себе Его слова: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).

Это означает, что если мы, например, ищем мудрости в принятии важного решения, нам не следует гадать, хочет ли Бог, чтобы мы просили у Него мудрости. Писание уже разрешило для нас этот вопрос, так как в Писании нам дано следующее обетование:

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что–нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

(Иак. 1:5–8).

Нам следует быть совершенно уверенными в том, что Бог ответит на нашу молитву, когда мы просим Его о чем–то, согласующемся с конкретным обетованием или повелением Писания, подобным этому. В этих случаях мы знаем, в чем заключается воля Божья, так как Сам Бог сказал нам об этом, и нам просто следует молиться с верой в то, что нам ответят.

Однако существуют и такие жизненные ситуации, в которых мы не знаем волю Божью. У нас нет уверенности по этому поводу, так как никакие конкретные обетования или повеления Писания не относятся к данному случаю: заключается ли воля Божья в том, чтобы мы получили работу, на которую пытаемся устроиться? Победим ли в соревновании? (Особенно часто об этом молятся дети.) Будем ли мы избраны на служение в церкви? Во всех этих случаях нам нужно исследовать Писание, возможно, мы найдем там некие общие принципы, исходя из которых сможем организовать нашу молитву. Однако часто нам просто следует признать, что воля Божья нам не известна. В таких случаях нужно просить Бога о более глубоком понимании вопроса и молиться о том, что кажется нам наилучшим вариантом, давая Господу пояснения, почему в нашем нынешнем понимании ситуации, то, о чем мы молимся, кажется нам наилучшим исходом событий. Однако всегда будет правильно добавить либо открыто, либо просто показав состояние своего сердца: «Тем не менее, если я ошибаюсь, прося это, и если это Тебе не угодно, сверши то, что Ты считаешь наилучшим»; или еще проще: «Если такова Твоя воля». Иногда Бог дарует нам то, что мы просим. Иногда Он дарует нам более глубокое понимание, так что мы изменяем наше отношение к вопросу и просим чего–то другого. В иных случаях Бог не исполняет нашу просьбу, а просто указывает на то, что мы должны подчиняться Его воле (см.: 2 Кор. 12:9,10).

Некоторые христиане говорят, что, прибавляя к молитве фразу «если такова Твоя воля», мы «разрушаем нашу веру». Эти слова в действительности выражают нашу неуверенность, мы не знаем, будет ли нам даровано то, о чем мы просим. И это уместно, если мы не знаем воли Божьей. Однако в каких–то ситуациях действительно странно просить Бога о мудрости, а затем говорить: «Если Твоя воля заключается в том, чтобы даровать мне мудрость». Это означает, что мы не доверяем словам Бога, ведь Он повелел нам просить у Него мудрости в вере и обещал исполнить такую просьбу (см.: Иак. 1:5—8)[375].

Даже в тех случаях, когда повеление или обетование Писания применимо к конкретной ситуации, могут быть такие нюансы, которых мы первоначально не можем понять полностью. Поэтому в молитве важно не только говорить Богу, но и слушать Его. Нам следует обратиться к Нему с просьбой, а затем молчаливо ждать. В эти минуты ожидания (Пс. 26:14; 37:15; 129:5,6) Бог может изменить настроение нашего сердца; дать нам новое понимание той ситуации, о которой мы молимся, или более глубокое понимание Его Слова; напомнить тот текст Писания, который поможет нам молиться более действенно; дать нам чувство уверенности в том, что мы правильно понимаем, в чем заключается Его воля; или так усилить нашу веру, что мы станем способны молиться с гораздо большей уверенностью в ответе.

2. Молитва с верой. Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24). Существуют различные переводы этого стиха, но греческий текст буквально говорит следующее: «Верьте, что вы получили это». Переписчики позднейших времен и комментаторы решили, что эти слова означают: «Верьте, что получите». Однако если мы принимаем текст самых ранних и надежных рукописей («Верьте, что вы получили»), то, судя по всему, Иисус говорит нам, что вера, способная принести результаты, дает нам твердую убежденность в том, что, если мы молимся о чем–то (или, может быть, молились в течение определенного времени), Бог уже принял решение ответить на нашу просьбу. В личном общении с Богом, которое имеет место в подлинной молитве, мы можем обладать такой верой только в том случае, если Бог дает нам чувство уверенности в том, что Он согласен удовлетворить нашу просьбу. Конечно, мы не можем «выработать» в себе такую подлинную веру путем огромных эмоциональных усилий или через исступленную молитву, как не в силах мы добиться этого и произнося слова, в которые не верим. Только Бог может даровать нам это ощущение или нет каждый раз, когда мы молимся. Такая особая уверенность часто приходит к нам, когда мы просим о чем–то Бога, а затем спокойно ожидаем Его ответа.

В Евр. 11:1 говорится, что «вера… есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»[376]. Библейская вера — это не расплывчатое пожелание или смутная надежда, которую не на чем обосновать. Напротив, это вера в личность — в Самого Бога, основанная на том, что мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам. Такая вера Богу, или надежда на Него, если в ней присутствует элемент уверенности, и есть подлинная библейская вера.

Многие другие тексты призывают нас к вере во время молитвы. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», — говорил Иисус Своим ученикам (Мф. 21:22). Иаков призывает: «Да просит с верою, ни мало не сомневаясь» (Иак. 1:6). Молитва не может быть лишь мыслью, содержащей некое расплывчатое пожелание, ибо она порождается верой в личного Бога, который желает, чтобы мы доверяли Его слову.

3. Послушание. Поскольку молитва — это общение с Богом как с личностью, все, что неугодно Богу в нашей жизни, будет мешать нашей молитве. Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Прит. 15:8). Кроме того, читаем: «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Прит. 15:29). Бог не благорасположен к тем, кто нарушает Его законы: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Прит. 28:9).

Апостол Петр цитирует Псалом 33: «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Пет. 3:12). Поскольку в предшествующих стихах говорится о праведности в повседневной жизни, о необходимости отвратиться от зла и делать добро, Петр говорит о том, что Бог слушает молитвы тех, кто живет в послушании Ему. Петр также повелевает мужьям «общаться благоразумно с женами», чтобы «не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7). Иоанн также напоминает нам о том, что наша совесть должна быть чиста во время молитвы: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:21,22).

Однако это учение не следует доводить до крайности. Нам нет необходимости быть полностью свободными от греха, чтобы Бог ответил на наши молитвы. Если бы Бог отвечал только на молитвы безгрешных людей, то во всей Библии только молитвы Иисуса получили бы ответ от Бога. Когда мы приступаем к Богу через Его благодать, мы приступаем к Нему, будучи очищены кровью Христа (Рим. 3:25; 5:9; Еф. 2:13; Евр. 9:14; 1 Пет. 1:2). При этом нам не следует недооценивать библейский акцент на необходимости личной святости. Молитва и святость жизни идут рука об руку. Христианская жизнь дает много благодати, но рост в личной святости — это также путь к благословениям, и то же самое можно сказать и о молитве. Приведенные тексты Писания учат нас, что при прочих равных условиях, большее послушание даст нам большую действенность в молитве (ср.: Евр. 12:14; Иак. 4:3,4).

4. Исповедание грехов. Поскольку наше послушание Богу не может стать совершенным в этой жизни, мы постоянно нуждаемся в том, чтобы Бог прощал нам наши грехи. Исповедание грехов необходимо для того, чтобы Бог «простил нас», т. е. восстановил Его ежедневные взаимоотношения с нами (см.: Мф. 6:12; 1 Ин. 1:9). Во время молитвы нам следует исповедовать перед Господом все наши грехи, которые нам известны, и просить Господа простить нам их. Иногда в то время, когда мы ожидаем Его ответа, Он может напомнить нам еще какие–либо грехи, которые необходимо исповедовать. Что касается тех грехов, которые мы не помним или не осознаем, то о них следует молиться общей молитвой Давида: «От тайных моих очисти меня…» (Пс. 18:13).

Иногда исповедь перед другим христианином, которому мы доверяем, также может придать нам уверенности в прощении и силы на преодоление греха. Иаков поощряет взаимную исповедь в молитве: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иак. 5:16).

5. Прощение. Иисус говорит: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14,15). Иисус говорит также: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25). Наш Господь говорит здесь не о том первоначальном опыте прощения, который мы познаем, когда обретаем оправдание верой , так как об этом мы не молимся в наших ежедневных молитвах (см.: Мф. 6:12 и ст. 14,15). Он говорит здесь о наших каждодневных взаимоотношениях с Богом, которые необходимо восстановить, если мы согрешили и прогневали Бога. Иисус повелевает нам молить Бога, чтобы Он простил нас так же, как простили мы сами тех, кто причинил нам зло (в том же самом «личном» значении слова «прощать» — не тая злобы на человека и не помышляя о мести): «Прости нам наши грехи, так же как мы простили тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:12, перевод мой. — У. Г. ). Если мы молимся, не простив кого–то, то, следовательно, мы просим Бога не восстанавливать с нами взаимоотношений после совершения нами греха, поскольку мы сами отказались примириться с теми, кто согрешил против нас.

Поскольку молитва — это выражение взаимоотношений с Богом как с личностью, в этом нет ничего удивительного. Если мы согрешил и против Него и огорчили Святого Духа (ср.: Еф. 4:30) и грех не был прошен, то он нарушает наши отношения с Богом (ср.: Ис. 59:1,2). До тех пор пока грех не будет прощен и взаимоотношения не будут восстановлены, молитва, безусловно, будет даваться нелегко. Кроме того, если в нашем сердце мы также не простили кого–то, то мы не угождаем этим Богу и действуем не на благо самим себе. Бог говорит (Мф. 6:12,14,15), что Он удалится от нас, если мы не простим людей, нанесших нам те или иные обиды.

6. Смирение. Иаков говорит нам, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; также 1 Пет. 5:5). Поэтому, говорит Иаков, «смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Таким образом, обращаясь к Богу с молитвой, нам следует проявлять смирение, и гордость здесь неуместна.

Об этом говорит и притча Иисуса о фарисее и мытаре. Когда фарисей молился, он превозносил себя: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11,12). Мытарь же, напротив, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Иисус сказал, что он «пошел оправданным в дом свой более», нежели фарисей, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Поэтому Иисус обличал тех, кто «лицемерно долго молятся» (Лк. 20:47), и лицемеров, которые «любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5).

Бог по праву ревнует о Своей чести[377]. Поэтому Ему не угодно отвечать на молитвы гордецов, которые воздают честь самим себе, а не Ему. Для действенной молитвы необходимо смирение перед Богом, которое выражается также в подлинном смирении перед другими людьми.

7. Настойчивость в молитве в течение определенного времени. Как Моисей дважды стоял на горе ради израильского народа (Втор. 9:25,26; 10:10,11), как Иаков сказал Богу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26), так и в жизни Иисуса мы видим, как много времени Он уделял молитве. Когда за ним следовали огромные толпы, «Он часто уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16, перевод мой. — У. Г. )[378]. В другой раз он «пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).

Иногда, как в случае с Моисеем и Иаковом, молитва, длящаяся долгое время, может быть молитвой о какой–то одной конкретной вещи (ср.: Лк. 18:1—8). Если мы настойчиво ищем ответа Божьего на конкретную молитву, то мы можем просить о чем–то неоднократно. Павел «трижды» (2 Кор. 12:8) просил Господа, чтобы Тот забрал его «жало в плоть». Сам Иисус в Гефсиманском саду просил Отца: «Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36). Затем, увидев, что ученики спят, Иисус снова стал молиться, прося о том же самом теми же словами: «И опять отошед, молился, сказав то же слово» (Мк. 14:39). Все это случаи настойчивого повторения молитвы при глубоком ощущении необходимости просимого. Речь идет не о многословии, которое Иисус запрещает, — здесь не говорится ничего «лишнего», и такая настойчивость происходит не от веры в то, что «многословие» позволяет быть услышанным (Мф. 6:7).

Молитва, продолжающаяся в течение долгого времени, является также элементом постоянного общения с Богом. Павел призывает нас: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Он говорит колоссянам: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Такая постоянная преданность молитве даже во время выполнения ежедневных обязанностей характеризует жизнь верующего. Апостолы — яркий пример молитвенной жизни. Они освобождали себя от других обязанностей, чтобы уделять молитве больше времени: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4).

8. Глубоко прочувствованная молитва. Молитвы самого Иисуса, Который во всем служит нам примером, были глубоко прочувствованными. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). В некоторых молитвах Писания мы буквально слышим вопль святых, обращенный к Богу. Даниил восклицает: «Господи, услыши! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан. 9:19). Когда Бог показывает Амосу осуждение, которое Он собирается свершить над Своим народом, Амос умоляет Его: «Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал» (Ам. 7:2).

В личностных взаимоотношениях, если мы пытаемся симулировать взволнованность и продемонстрировать эмоции, которых на самом деле не испытываем, люди, как правило, чувствуют наше лицемерие и не поддаются на наши уловки. Насколько же в большей степени это верно в общении с Богом, Который полностью знает наши сердца. Поэтому в молитве не должно быть поддельных эмоций — мы не в состоянии провести Бога. Однако если мы воистину начинаем видеть мир таким, каким его видит Бог, если мы начинаем видеть нужды страдающего мира такими, каковы они есть, то эмоциональность наших молитв будет вполне естественна, как правомерным будет и ожидание ответа Бога, нашего любящего Отца, на нашу взволнованную молитву. И если такая взволнованная, эмоциональная молитва находит свое выражение на групповых молитвенных собраниях, христианам, несомненно, следует принимать ее и испытывать благодарность, так как подобная молитва часто является свидетельством глубокого действия Святого Духа в сердце молящегося человека.

9. Ожидание ответа. Воззвав к Господу в печали, Давид говорит: «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14). Он говорит также: «Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:16). У Давида мы также читаем:

Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра (Пс. 129:5,6).

Необходимость ожидания ответа Господа на вашу молитву можно проиллюстрировать примером из человеческого опыта. Если я хочу пригласить кого–нибудь к себе в гости на ужин, то я могу сделать это по–разному. Во–первых, я могу дать общее, расплывчатое приглашение: «Хорошо было бы, если бы вы как–нибудь зашли к нам в гости поужинать». Думаю, практически никто не пришел бы в гости исключительно на основании такого приглашения. Это очень похоже на молитву общего плана: «Господи, благослови всех моих тетушек и дядюшек и всех миссионеров. Аминь». Во–вторых, я могу сделать конкретное, но очень торопливое приглашение: «Фред, ты можешь прийти к нам на ужин в пятницу, в шесть часов вечера?» — и, произнеся эти слова, убежать прочь, оставив Фреда в крайнем изумлении, — ведь я не дал ему времени для ответа на мой вопрос. Таковы очень многие из наших молитвенных просьб. Мы просто обращаем к Богу слова, словно бы само их произнесение, вне зависимости от нашего отношения к тому, что мы произносим, поможет получить ответ от Бога. Однако, обращая к Богу такие просьбы, мы забываем, что молитва — это общение двух личностей — человека и Бога.

Есть и еще один способ пригласить человека в гости — искренний, личный и конкретный. Выдержав паузу и убедившись, что Фред внимательно меня слушает, я могу посмотреть ему прямо в глаза и сказать: «Фред, мы с Маргарет будем очень рады, если в эту пятницу, в шесть часов вечера ты придешь к нам на ужин. Ты сможешь прийти?» — а затем, продолжая смотреть ему в глаза, я молча и терпеливо жду, что он ответит мне. По моему выражению лица, по тону и по той обстановке, в которой я решил поговорить с ним, он поймет, что эта просьба имеет для меня очень большое значение и что я говорю с ним как с личностью и как с другом. Тот факт, что я терпеливо ожидаю его ответа, показывает мою серьезность и мое уважение к нему, как к личности. Такая просьба очень похожа на просьбу христианина, который приходит к Богу, ощущает Его присутствие, излагает Ему свою просьбу, а затем спокойно ожидает ответ, который может прийти к нему в той или иной форме.

Это не означает, что все наши молитвы должны быть именно такими или что первые два из упомянутых способов неправильны. Действительно, иногда мы молимся поспешно, потому что у нас мало времени и нам необходимо получить ответ быстро (см.: Неем. 2:4). Иногда мы также молимся обобщенно, так как у нас нет подробных сведений о ситуации, или потому что мы молимся о том, что находится от нас очень далеко, или потому что у нас очень мало времени. Однако тексты Писания, в которых говорится об ожидании Господа и о том, что молитва — это общение, которое происходит между нами и Богом, указывают нам на то, что молитвы, подобные третьему из описанных типов просьбы, гораздо более глубоки и, несомненно, Бог отвечает на них гораздо чаще.

10. Уединенная молитва. Даниил поднимался к себе в горницу, «три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его» (Дан. 6:10)[379]. Иисус часто уходил в пустынные места и уединялся там для молитвы (Лк. 5:16 и др.). Он также учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Это утверждение находится в контексте сказанного о необходимости избегать ошибки лицемеров, которые любят молиться на углах улиц, «чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5). Мудрость повеления Иисуса о том, что мы должны молиться тайно, заключается не только в необходимости избегать лицемерия, но также и в том, что присутствие других людей может мешать нам или оказывать влияние на наши молитвы, которые мы можем изменить, подлаживаясь под окружающих. Когда мы воистину пребываем наедине с Богом, одни в комнате, в которой «затворили дверь» (Мф. 6:6), мы можем открыть Богу свое сердце[380].

Уединение можно использовать также в малых групповых молитвенных собраниях. Когда верующие собираются вместе, чтобы обратиться к Господу по какому–то серьезному вопросу, часто бывает необходимо, чтобы дверь была закрыта и они могли бы совместно молиться так, чтобы их никто не отвлекал. Судя по всему, первые христиане молились именно так, когда просили Бога освободить Петра из темницы (см.:Деян. 12:5,12—16).

11. Совместная молитва. В совместной молитве верующие обретают силу. Иисус учит нас: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20)[381].

В Писании много и других примеров совместной молитвы верующих или таких случаев, когда один человек направлял молитву всей общины (отметим молитву Соломона «впереди всего собрания Израильтян» во время посвящения храма [3 Цар. 8:22—53] или молитву ранней церкви в Иерусалиме [Деян. 4:24], когда верующие «единодушно возвысили голос к Богу»). Даже молитва Господня сформулирована во множественном числе. В ней не говорится: «Хлеб мой насущный дай мне на сей день». В ней сказано: «Дай нам сегодня наш ежедневный хлеб», «Прости нам наши грехи», «Не введи нас искушение, но избавь наст зла» (Мф. 6:11—13, перевод мой. — У. Г. ). Таким образом, необходимо также молиться и совместно с другими людьми, это часто усиливает нашу веру и действенность молитвы.

12. Пост. Молитва в Писании часто сочетается с постом. Иногда в этих случаях речь идет о настойчивой молитве. Например, Неемия, услышав о поражении Иерусалима, «постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4). Когда иудеи услышали о приказе Артаксеркса уничтожить их, «было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» (Есф. 4:3). Даниил искал ответа Господа «с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3). Иногда пост связан с покаянием, ибо Бог говорит согрешающим против Него: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил. 2:12).

В Новом Завете сказано, что Анна служила Богу в храме «постом и молитвою… день и ночь» (Лк. 2:37), а когда верующие антиохийской церкви «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Прежде чем послать Варнаву и Савла в первое миссионерское путешествие, церковь вновь прибегла к посту: «Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3). Пост, фактически, был нормой, когда верующие просили водительства Божьего при выборе церковных служителей; мы читаем о том, что Павел и Варнава, во время их первого миссионерского путешествия, «рукоположивши… им пресвитеров к каждой церкви… помолились с постом и предали их Господу» (Деян. 14:23).

Итак, пост часто сопровождал молитву. Это случалось, когда кто–то настойчиво ходатайствовал пред Богом о ком–то другом во время покаяния, поклонения или поисков водительства. Во всех этих случаях пост приносил много положительных результатов, касающихся наших взаимоотношений с Богом: 1) пост усиливает в нас ощущение смирения и надежды на Бога (так как голод и физическая слабость постоянно напоминают нам о том, что сами по себе мы вовсе не сильны и постоянно нуждаемся в Господе); 2) пост позволяет нам уделять молитве больше времени (так как мы не тратим время на еду); 3) пост все время напоминает нам, что, также как мы жертвуем ради Господа своим комфортом во время поста, нам следует постоянно жертвовать всем нашим существом ради Него[382]. Кроме того, 4) пост — это прекрасная проверка самодисциплины, так как, удерживая себя от принятия пищи, которой нам хочется, мы усиливаем нашу способность сопротивляться греху, к которому мы часто склоняемся. Если мы упражняем себя в малых «страданиях» добровольного поста, то мы будем способны принять и больше страдания ради праведности (ср.: Евр. 5:8; I Пет. 4:1,2). 5) Пост также повышает живость ума и духа, усиливает ощущение присутствия Божьего, так как мы сосредоточиваем наше внимание не на материальном (напр., пище), а наше тело освобождается от нагрузки, связанной с перевариванием пищи. Все это позволяет нам сосредоточиться на вечной духовной реальности, которая имеет гораздо большее значение[383]. Наконец, 6) пост выражает насущность и важность нашей молитвы: если бы мы не прекратили пост, мы вскоре умерли бы. Таким образом, пост символически говорит Богу, что мы готовы умереть ради изменения определенной ситуации. Пост особенно уместен, если церковь в этот момент духовно слаба.

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему (Иоил. 2:12,13а).

Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верующим, и не установлены никакие особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Своим ученикам: «Также, когда поститесь…» (Мф. 6:16). Кроме того, Иисус говорит: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Жених — это Иисус, а мы — Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится. Большинство христиан на Западе не постится, однако если бы мы держали пост более регулярно — хотя бы на один–два приема пищи, — возможно, нас удивило бы, сколько духовных сил обретаем благодаря этому мы сами, и как это полезно для наших церквей.

13. Молитвы, на которые мы не получаем ответа. Начать нам следует с того, что, поскольку Бог — это Бог, а мы — Его творение, должны существовать и такие молитвы, на которые мы не получаем ответа. Причина в том, что Бог скрывает от нас Свои мудрые планы о будущем, и, несмотря на то что люди молятся Ему, многие события не произойдут до того времени, которое определил для них Бог. Иудеи в течение столетий молились о приходе Мессии, но, лишь «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4:4). Души мучеников на небесах, свободные от греха, вопиют к Богу о суде над землей (Отк. 6:10), однако Бог не отвечает на эту молитву незамедлительно; Он повелевает душам немного подождать (Отк. 6:11). Ясно, что могут существовать такие промежутки времени, когда на молитвы ответа нет, так как молящийся не знает, какое время для Бога долгое, а какое — краткое.

Молитва может остаться без ответа также по той причине, что мы не умеем молиться должным образом (Рим. 8:26), потому что мы не всегда молимся в соответствии с волей Божьей (Иак. 4:3), как не всегда мы просим Бога о чем–то в вере (Иак. 1:6—8). Иногда мы думаем, что какое–то решение является наилучшим, однако у Бога есть иной план, может быть, такой, в котором Его юля исполняется через трудности и страдания. Иосиф, несомненно, настойчиво молился о спасении из колодца и о том, чтобы его не продавали в рабство в Египет (Быт. 37:23—36), однако позднее он понял, что «Бог обратил это в добро» (Быт. 50:20).

Если мы не получаем ответа на нашу молитву, то мы присоединяемся к Иисусу, Который молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Мы также присоединяемся к Павлу, который «трижды» просил Господа удалить от него «жало в плоть», но Господь не делал этого; Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8,9). Мы присоединяемся к Давиду, который молился о спасении жизни своего сына, но сын все–таки умер, и Давид «встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился», и говорил о своем сыне: «Я пойду к нему, а оно [дитя] не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:20, 23). Мы присоединяемся к мученикам всей истории церкви, которые молились об избавлении, которое не пришло к ним, ибо они «не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11).

Если мы не получаем ответа на нашу молитву, мы должны продолжать доверять Богу, Который делает так, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и возлагать на Него все наши заботы, зная, что Он постоянно помнит о нас (1 Пет. 5:7). Мы должны помнить, что Он даст нам сил, которых хватит для каждого нынешнего дня (Втор. 33:25), и что Он обещал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5; ср.: Рим. 8:35–39).

Мы также должны продолжать молиться. Иногда бывает так, что ответ, которого мы так долго ждем, Бог дает нам внезапно, как это было с Анной, которая родила ребенка спустя много лет (1 Цар. 1:19,20), или с Симеоном, который своими собственными глазами увидел долгожданного Мессию (Лк. 2:25—35).

Однако бывает и так, что в этой жизни наши молитвы остаются без ответа. Иногда Бог отвечает на молитвы после того, как верующий умирает. Иногда Он не отвечает на них и тогда, но даже в этом случае вера, выраженная в этих молитвах, любовь к Богу и к сотворенным Им людям возносятся к престолу Божьему как благоуханный фимиам (Отк. 5:8; 8:3,4) и ведут «к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7).

Г. Хвала и благодарение

Хвала и благодарение Богу, которые более подробно мы рассмотрим в гл. 50, — это очень важный элемент молитвы. Образец молитвы, данный нам Иисусом, начинается со слов хвалы: «Да святится имя Твое» (Мф. 6:9). А Павел говорит филиппийцам: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6) и колоссянам: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Благодарение, как и любой другой аспект молитвы, не должен быть простым проговариванием слова «спасибо» Богу, это должно быть отражение благодарности, которой исполнены наши сердца. Кроме того, нам не следует думать, что, благодаря Бога за ответ на какую–либо нашу молитву, мы можем неким образом принудить Бога дать нам это. Подобные вещи превращают молитву из подлинной, искренней просьбы в требование, в котором мы исходим из того, что можем заставить Бога сделать то, что нам хочется. Подобное отношение отрицает саму суть молитвы как упование на Бога.

Естественное благодарение, которое сопровождает молитву, выражает благодарность Богу за все обстоятельства, за каждое событие нашей жизни, которое допускает Бог. Если мы объединяем наши молитвы со смиренной, детской благодарностью Богу «за все» (1 Фес. 5:18), Бог примет их.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Бывает ли вам трудно молиться? Что из прочитанного в этой главе может помочь вам?

2. В какие периоды жизни ваши молитвы были особенно действенными? Какие факторы были причиной подобной эффективности? Чему вам следует уделять особое внимание в вашей молитвенной жизни? Как вы можете улучшить аспекты молитвенной жизни?

3. Обретаете ли вы поддержку в совместной молитве с другими христианами?

4. Вы когда–нибудь пробовали спокойно подождать после того, как настойчиво просили о чем–то Господа? Если да, то каков был результат?

5. В вашем графике есть определенное время, которое вы уделяете чтению Библии и молитве? Легко ли вас отвлечь во время этих занятий? Если да, то как устранить эти отвлекающие факторы?

6. Вам нравится молиться? Почему?

Специальные термины

вера

«во имя Иисуса»

молитва

ожидать ответа Господа

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 3.