Здесь в этой методологии мы сталкиваемся не толь ко с научным объяснением, имеющим место в классической пара-
166 |
Часть I • Методологические основания
дигме, но и с семантическим объяснением1. Этот вид объяснения фактически означает растолкование: подобное мы встречаем в лингвистике, когда для объяснения неизвестного слова толковый словарь дает слово со сходным значением. При таком объяснении события и поступки могут растолковываться другому человеку с помощью уточнений, аналогий, указаний на предысторию и смысловой контекст происходящего — приблизительно так в повседневной жизни мы объясняем друг другу те или иные события. При этом мы стараемся перевести это событие на понятный нашему собеседнику язык, исходя из его предполагаемого опыта, нормативных представлений. Семантическое объяснение всегда преследует практическую цель — добиться понимания слушателем, оно всегда — процесс коммуни кации, ориентированный на конкретного слушателя. Такое объяснение может быть успешным, если его принял тот, кому оно адресовано, вне зависимости от того, соответствовало ли оно критериям логичности, согласованности отдельных частей и т.д., с помощью которых оценивается научное объяснение.
Семантическое объяснение — всегда понятное конкретному слушателю, в отличие от научного — «истинного», соответ ствующего объективным стандартам логики.
Семантическое объяснение в качественной парадигме — это объяснение смысла событий, своих поступков изучаемыми людьми, их интерпретация реальности.
А теперь попробуем разобраться, как сочетаются научное и семантическое объяснение в качественном исследовании.
Ранее мы уже говорили, что в качественной социологии существует собственно гуманистическое направление, которое главной своей задачей считает предоставление «слова» тем «голосам из хора», которые раньше никогда не были слышны, а также тем ситуациям, которые не изучались или замалчивались. В исследованиях подобного рода, где «властвует» текст в первозданном своем виде, не «тронутый» исследователем, присутствует только семантическое объяснение реальности —■ объяснение с точки зрения «действующего субъекта»3.
Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах_________ 167
В научно ориентированных качественных исследованиях, так сказать, исследованиях «объективистского» характера, присутствуют и семантическое объяснение ситуации изучаемыми людьми, и научное объяснение социолога, которое, как мы говорили ранее, должно быть построено по всем логическим канонам научного доказательства, а также происходить на языке специальных терминов. Результаты такого рода исследований — мини-теория — есть всегда сплав, «равновесное» сочетание этих двух видов объяснений социальной реальности.
Применительно к исследованиям собственно постмодерни стского (или арт-) направления, где в продукте исследования слышен преимущественно только голос социолога, его интерпрета-тивная версия, «потерявшая» связь с «сырыми» данными, вообще не приходится говорить ни о семантическом, ни о научном объяснении: исследования подобного рода сознательно делаются вопреки научным канонам, а их выводы, сделанные в стиле fantasy, не столько объясняют реальность, сколько репрезентируют прежде всего самого исследователя, его взгляд на вещи.
3. Использование социологической информации в прикладных целях
Дата: 2019-07-24, просмотров: 302.