Ознакомление с уравнением и овладение способами его решения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача сводится к замене окошка латинской буквой x , y , a , b и к введению термина «неизвестное число», а также к узнаванию уравнений среди других матем. записей (выражение, равенства, неравенства).

Учащимся предлагается уравнение, которое они не могут быстро решить способом подбора. Например, х+17=71. Самостоятельно/с помощью учителя дети приходят к выводу о целесообразности решения некоторых уравнений другим способом, а именно на основании правила. Можно для этого использовать алгоритм:

-Прочитай уравнение различными способами.

-Назови, что известно и что не известно в уравнении.

-Вспомни, как найти это неизвестное число.

-Найди неизвестное число, выполнив соотв. арифметическое действие.

-Запиши, чему равен х.

-Выполни проверку.

3.Закрепление.

Использ. рзнообр. задания : ( использ. уравнений при решении текстовых задач, составление уравнений к схеме, составление уравнений из данных чисел и переменных и др.)

 

 

29. Содержание и методика изучения элементов геометрии в начальном курсе математики. Изучаемые геометрические понятия и геометрические построения в различных программах по начальной математике. Требования к учебным достижениям выпускников начальной школы в области плоскостной и объемной геометрии; в области измерения длины, площади, объема.

Изучение геометрического материала служит целям:

- формированию у учащихся представлений о геометрических фигурах;

- развитию мышления, в частности: а) развитию пространственного воображения, б) формированию умения анализировать, обобщать, абстрагировать;

- развитию важнейших практических умений и навыков;

- знакомству с величинами (длиной и площадью);

- подготовке учащихся к дальнейшему изучению геометрии.

 

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал не выделен отдельной темой в программе, но он занимает значительное место в начальном курсе математики. Изучается он в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная практически с первых уроков.

Из анализа программы видно, что в изучении геометрического материала просматривается два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

Формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены учебником.

Преимущественно уроки математики построены так, что главную часть их составляет арифметический материал, а геометрический материал входит составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность детей на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а, кроме того, содействует повышению эффективности обучения.

При изучении геометрического материала широко используются разнообразные наглядные пособия. Это демонстрационные пособия: геометрические фигуры, плакаты с изображениями предметов различной формы, а также геометрических фигур, чертежи на доске, фильмы. Требуются индивидуальные пособия: полоски бумаги, палочки, модели углов, палетка, модели единиц измерения площадей, модели многоугольников, «Танграм» и др.

Отрезок – часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными ее точками. Эти точки называются концами О. О. Обозначается указанием его концов.

Ломаная линия – объединение отрезков, в котором конец каждого отрезка (кроме, быть может, последнего) является началом следующего отрезка, причем отрезки, имеющие общий конец, не лежат на одной прямой.

Луч – часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной точки. Эта точка называется началом луча.

Угол – фигура, состоящая из двух различных лучей, выходящих из одной точки. Лучи называются сторонами угла, а их общее начало – вершиной угла. Угол – часть плоскости, заключенная между двумя лучами с общим началом.

Многоугольник – простая замкнутая ломаная линия вместе со своей внутренней областью. Сторона М. – звено границы Л. Вершины М. – точки пересечения звеньев-границ М. М. Называют выпуклым, если при продолжении любой из его сторон весь М. лежит по одну сторону от этой прямой.

Периметр – сумма длин всех сторон многоугольника.

Диагональ М.- отрезок, соединяющий две не соседние вершины М.

Треугольник – фигуры, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами Т., а отрезки его – сторонами.

Четырехугольник – фигура, которая состоит из четырех точек и четырех последовательно соединяющих отрезков. При этом никакие три из данных точек не должны лежать на одной прямой, а соединяющие их отрезки не должны пересекаться. Данные точки называются вершинами Ч., а соединяющие их отрезки – сторонами Ч.

Прямоугольник –четырехугольник, у которого все углы прямые.

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Окружность – фигура, которая состоит из всех точек плоскости, находящихся на данном расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности.

Многогранник –тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских выпуклых многоугольников. Выпуклые многоугольники называются гранями М., стороны граней – ребрами М., а вершины – вершинами М.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур в начальных классах, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений. Учитель должен добиться усвоения детьми названий изучаемых геометрических фигур и их свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.

Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, предложенные в учебнике, можно охарактеризовать как задания:

- в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

- на классификацию фигур;

- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

- на построение геометрических фигур;

- на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

- на формирование умения читать геометрические чертежи;

- вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Первая встреча детей с геометрическими фигурами происходит еще до школы. У них накапливаются представления о форме, размерах и взаимном расположении различных предметов в окружающем их мире. Эти представления являются необходимой основой для формирования у младших школьников важнейших геометрических представлений, а затем и понятий.

В школе с геометрическими фигурами первоклассники встречаются, начиная с первых уроков, где фигуры выступают в качестве объектов счета. Здесь школьникам целесообразно предлагать упражнения, в ходе выполнения которых они будут называть и пересчитывать демонстрируемые учителем фигуры, находить их у себя в наборах и выкладывать перед собой заданное их количество.

В результате такой работы дети учатся узнавать фигуры по форме, выделять ту или иную из числа других и давать им название.

В это же время происходит знакомство детей с тетрадью, страницы которой покрыты различными линиями (прямыми горизонтальными, вертикальными и наклонными, пересекающимися и непересекающимися). Эта своеобразная геометрия листа дает хороший материал для формирования геометрических представлений детей, и его необходимо использовать.

Этот период, формально не связанный с изучением геометрических фигур, фактически занимает важное место в этом процессе, так как в ходе такой работы у детей формируются определенные представления о геометрических фигурах, но происходит это в основном на интуитивном уровне (без выделения существенных признаков объекта).

Дальнейшая работа по изучению геометрических фигур проводится уже в соответствии с программой и учебником. При этом, выполняя соответствующие упражнения и организуя деятельность детей, следует обратить самое серьезное внимание на выделение существенных признаков каждой изучаемой фигуры.

С точкой учащиеся знакомятся с первых шагов обучения. Это основное, неопределяемое понятие. Готовясь к письму цифр, они выполняют задания: поставьте

точку в середине клетки; соедините поставленные точки отрезками. Точками являются концы отрезков, вершины многоугольников.

Позже учащиеся знакомятся с обозначением точек заглавными латинскими буквами: А, B, C, D, K, M, N, O, Q, E и др. , которые пишутся около точки.

Представление о прямой, кривой линиях происходит в процессе выполнения практических упражнений. Это основные, неопределяемые понятия. При этом прямую линию сопоставляют с кривой. Представление о прямой линии дает туго натянутая линия, линия горизонта в степной местности. Необходимо научиться узнавать прямую линию, изображенную в любом положении на плоскости. С целью выработки практических умений дается задание – начертить прямые и кривые линии, найти и показать их в окружающих предметах, на чертежах.

С отрезком учащиеся знакомятся также практически: учитель предлагает на прямой отметить две точки и поясняет, что часть прямой от одной точки до другого называют отрезком прямой, или кратко – отрезком, а точки – концами отрезка. Выполняются упражнения: показать отрезок на чертеже, показать концы отрезка; построить отрезок, построить отрезок данной длины; построить отрезок через три точки, лежащие на одной прямой показать все получившиеся при этом отрезки.

Опираясь на понятие отрезка, учащиеся знакомятся с ломаной линией. Для этого учитель предлагает построить по образцу линию из палочек. Дается название новой линии. Учащиеся строят ломаные линии на доске и в тетрадях: ставят несколько точек, не лежащих на одной прямой, и соединяют их отрезками. Учащиеся подсчитывают, сколько отрезков (звеньев) содержит ломаная линия. Так же с помощью наглядного пособия вводятся понятия незамкнутой и замкнутой ломаной линии. Учитель предлагает показать начало (начало первого отрезка) и конец (конец последнего отрезка) и дает название такой ломаной - незамкнутая ломаная линия. Затем предлагает соединить начало и конец ломаной линии и дает название ломаной – замкнутая ломаная линия. При этом звенья соединяют так, чтобы они, кроме вершин, не имели общих точек.

В процессе упражнений устанавливают связь между замкнутой ломаной линией и многоугольником, для которого ломаная линия является границей. Замкнутая ломаная линия их трех звеньев ограничивает треугольник, из четырех звеньев – четырехугольник.

Затем учащихся знакомят с измерением ломаных линий. Для этого необходимо измерить звенья ломаной и сложить полученные длины.

Понятие о периметре многоугольника дается в процессе решения конкретной задачи на нахождение суммы длин сторон треугольника (четырехугольника). Выполняются упражнения:: найти сумму длин сторон треугольника (разностороннего, равностороннего), четырехугольника (прямоугольника).

Понятия многоугольника, круга, угла формируются в течение первого года обучения и в последующих классах.

При изучении чисел первого десятка геометрические фигуры используются как дидактический материал. Опираясь на него, учащиеся считают предметы, решают задачи, вычисляют, составляют орнаменты, сравнивают, классифицируют. Попутно уточняются представления об отдельных фигурах, запоминаются их названия: круг, треугольник, четырехугольник, квадрат, овал.

Далее приступают к изучению отдельных видов многоугольников. На этом этапе вычленяют элементы многоугольников: стороны, углы, вершины. Так, при изучении числа 3 рассматривают понятие треугольника, а числа 4 – четырехугольника. С помощью моделей выделяют элементы треугольника: три стороны (отрезка), три вершины (точки), три угла. Выполняются упражнения: сложить треугольник; найти и раскрасить треугольники; указать предметы, имеющие форму треугольника; выделить на чертеже и показать треугольники. При этом рассматриваются треугольники разных видов (равносторонние и разносторонние, прямоугольные, тупоугольные и остроугольные). Это способствует формированию правильного представления о треугольнике.

Таким же образом рассматривают четырехугольники. Подмечается связь между числом элементов и названием фигуры (три угла – треугольник, четыре угла – четырехугольник, пять углов – пятиугольник). Понятие многоугольника можно ввести как обобщение рассмотренных видов многоугольников, а также как замкнутую ломаную линию.

В процессе работы над многоугольниками учащиеся получают первые сведения об углах. Угол образуют две стороны многоугольника, выходящие из одной из вершин.

Далее учащиеся знакомятся с прямым углом. Для этого лист бумаги дважды перегибают пополам и устанавливают, что получившиеся при этом две пересекающиеся прямые линии образуют четыре одинаковых угла. Учитель сообщает, что такие углы называют прямыми. Наложением устанавливают, что все получившиеся прямые углы равны. Пользуясь моделью прямого угла, учащиеся находят прямые и непрямые углы на окружающих предметах, на чертеже. Учащиеся знакомятся с чертежным треугольником. Выполняются упражнения: найти прямые углы на чертеже; найти прямые углы в данных многоугольниках; начертить прямой угол в тетради, используя ее разлиновку; начертить треугольник (четырехугольник), имеющий прямой угол, и др.

Для правильного представления об углах используют модель «раздвижного угла» (малку). Учащиеся убеждаются, что величина угла зависит не от длины его сторон, а от взаимного положения сторон относительно друг друга.

Понятие угла закрепляется в дальнейшем в процессе изучения многоугольников, например, при рассмотрении прямоугольника. Среди нескольких четырехугольников учащиеся находят четырехугольники с одним, двумя прямыми углами, а также четырехугольники, у которых все углы прямые. Дается определение прямоугольника. Выполняются упражнения: найти прямоугольники в окружающей обстановке, найти прямоугольники среди других четырехугольников, среди многоугольников; найти прямоугольники на чертеже; вырезать их из бумаги в клетку; построить в тетради.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.