Одним из таких методов является метод проектов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия обучающихся с учителем и обучающихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Что касается форм организации обучения, то, предполагаю, что наиболее эффективными будут следующие.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Целесообразно сочетать разные типы уроков, например, уроки-путешествия, уроки-КВНы. При использовании данной формы на помощь могут прийти и межпредметные связи, которые позволят формированию у обучающихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и помогут сделать знания практически более значимыми и применимыми.

Особую роль играют формы, напрямую связанные с практической деятельностью ребят. Таковыми являются экологические акции и экскурсии.

Одним из основных направлений экологического образования является формирование экологически целесообразных умений, способствующих углубленному пониманию экологической ситуации и определению возможных путей ее улучшения. Решающая роль в этом процессе принадлежит экологическим акциям.

В ходе акции обучающиеся включаются в активную познавательную и практическую работу, обеспечивающую: привитие умений и навыков в природоохранной деятельности, возможность самореализации каждого из участников акции, формирование чувства индивидуальной и групповой ответственности за выполняемое дело, участие в решении экологических проблем своего региона.

Но на сегодня, пожалуй, самой действенной формой организации учебной деятельности остается экскурсия в природу, поэтому опытные педагоги первостепенное значение придают их проведению. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.

Экскурсия – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника, то есть «природа изучается в природе».

Важное место в плане работы педагога занимают экскурсии в природу, где обучающиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, обучающиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой, убеждаются в том, что жизнь каждого растительного и животного мира зависит от многих факторов окружающей среды, в том числе и от изменений в ней под влиянием деятельности человека. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у обучающихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у обучающихся навыки изучения своего края. Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у обучающихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания обучающихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину обучающихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что все выше перечисленные методы и формы организации при органичном их сочетании как нельзя лучше способствуют становлению у младших школьников экологической культуры. Все они направлены на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.