Детское словесное творчество.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

В основе словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым.

Педагогические условия , необходимые для обучения детей творческому рассказыванию: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями; обогащение и активизация словаря; умение детей связно рассказывать; правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Борьба за хорошую, культурную речь привела к развитию самостоятельной отрасли языковедения под названием «культура речи».. Требования культуры речи (ее критерии) не ограничиваются правилами грамматики, языковой нормы, а отражают потребности общения в современном мире.

Критерии культуры речи: содержательность; логичность; свободное владение навыками, механизмами речи; языковая правильность речи, соответствие литературной норме; точность, ясность; коммуникативная целесообразность; выразительность;

 

 

22. Предмет, цели и задачи образовательного компонента «Окружающий мир». Содержание, принципы отбора и расположения учебного материала по интегративного курсу «Окружающий мир» в программах и учебниках для начальных классов. Методика формирования представлений и понятий об объектах и явлениях окружающего мира, связях между ними.

Основная цель: формирование социального опыта школьников, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек – природа – общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Основные задачи изучения образовательного компонента "Окружающий мир":

– формирование целостного взгляда на окружающий ребенка мир; основ экологической культуры, представлений о прошлом и настоящем Отечества;

– воспитание культуры взаимоотношений с людьми и окружающей природой;

– формирование умений рационально организовывать свою жизнь;

– воспитание любви и уважения к родному краю и родной стране.

В процессе изучения "Окружающего мира" происходит формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, систематизировать, понимать главную мысль научно-познавательного текста, а также специальных умений – устанавливать связи между объектами природы; фиксировать результаты наблюдений, ориентироваться в окружающей среде и на местности, осознавать протекающие процессы во времени и пространстве и др.

При изучении предметов, реализующих содержание образовательного компонента "Окружающий мир", происходит формирование основ мировоззрения ребенка, предоставление широких возможностей для развития личности.

Изучая окружающий мир, младшие школьники получают основы научных знаний о природе и обществе. Они приходят к выводу, что мир реально существует, развивается и его можно познать:

– усвоение этических норм поведения в природе и обществе;

– формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

– обогащение социального опыта ребенка, формирование навыков его общения с окружающими;

– адаптация детей к школьной жизни;

– воспитание любви и бережного отношения к природе, понимание значимости своих действий.

Принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, связи обучения с жизнью, наглядности, сознательности.

1. Принцип научности. Включённый в курс материал должен соответствовать последним достижениям науки.

2. Принцип доступности и посильной трудности. Отобранный материал не должен быть слишком сложным(легким).

3. Принцип систематичности и последовательности. Знания и умения должны формироваться в определённом порядке, чтобы последовательность изучения материала подчинялась определённой логике.

К построению последовательности изучаемого материала есть следующие подходы:

а) логика изложения материала в той науке, которая лежит в основеизучения. Например, в географическом описании любой территории принята такая последовательность: 1) географическое положение; 2) поверхность;3)климат; 4) вода; 5) почвы; 6) растительный и животный мир;7) хозяйственная деятельность человека. Примерно такая же последовательность наблюдается во многих программах по окружающему миру для начальной школы.

Курс «Окружающий мир» построен по индуктивному пути, т. е. от наблюдений, опытов к выводам и теоретическим обобщениям. Хотя построение отдельных тем может быть дедуктивным. Например, перед изучением почвы даётся её определение (почва - это верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти растения), а затем с помощью опытов изучается её состав, свойства, виды почв и т. д.;

4. Принцип связи обучения с жизнью (или связи теории с практикой).

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности, активности. Согласно этому принципу учение становится эффективным только тогда, когда ученик становится субъектом деятельности, проявляет познавательную активность. 

Содержание курса «Окружающий мир» можно распределить по следующем основным тематическим блокам: 1) небесные тела; 2) погода;3) неживая природа; 4) география; 5) растения; 6) животные; 7) сезонные изменения в неживой природе; 8) сезонные изменения в живой природе; 9) сезонные изменения в труде людей; 10) человек (строение, охрана здоровья); 11) экология; 12) общество; 13) история Отечества.

Условия образования понятий

– Сравнение, выделение общих и различных признаков изучаемых объектов.

– Упражнения в классификации. Например: "Найди лишнее".

– Развитие у младших школьников умения грамотно задавать вопросы об изученных природных объектах или явлениях и делать выводы.

– Установление ассоциаций со знаниями, полученными из жизненного опыта, книг, кинофильмов и др.

– Проблемные вопросы и задания.

Можно выделить следующие уровни развития понятий:

1) Эмпирический (фактологический). Связан с изучением единичного и особенного, накоплением фактов. Носит, в основном, репродуктивный характер. На этом уровне овладения понятием учащиеся без труда справляются с заданиями: "Выбери…", "Подпиши…", "Нарисуй…".

2) Операционно-доказательный. Предполагает самостоятельное применение нужных фактов для доказательств, подкрепление примерами своего рассказа. На этом уровне учащиеся уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи, справляются с заданиями, требующими приведения примеров.

3) Теоретический (понятийный). Учащиеся оперируют понятиями, учатся конкретизировать их, для этого используют уже новые факты в новых ситуациях.

4) Творческий. Это наиболее высокий уровень овладения понятием. Он предполагает разработку новых учебных опытов, создание самодельных приборов для постановки экспериментов. (по А. В. Усовой).

К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться ориентироваться по карте, знать названия и уметь показывать материки и океаны, пользоваться масштабом. Младшие школьники получают первоначальные знания о карте России (границы, моря, главные реки, равнины, горы), умения показывать природные зоны нашей страны.

Дети должны познакомиться с физической картой своего края. Уметь показывать на ней границы, главные города, формы рельефа, полезные ископаемые, реки и озера. В начальной школе начинают использовать контурные карты своего края. Школьники должны научиться находить на контурной карте нужные объекты и подписывать соответствующие названия.

 

Понятие о наблюдении. Виды наблюдений. Содержание и методика наблюдений, их усложнение с 1 по 4 класс. Опыт как практически метод обучения. Организация деятельности детей на природоведческой экскурсии, основные этапы ее проведения.

Наблюдение – это метод целенаправленного восприятия пpедметов и явлений природы, в процессе которого выясняются отличительные признаки, изменения, происходящие в объектах восприятия. Это активная форма чувственного познания, обеспечивающая наглядно-образное отражение действительности. Наблюдение является наглядно-практическим методом и связано со всеми методами обучения: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц); наблюдение исследовательского характера (постановка опытов). (Под наблюдением понимают непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.)

Многие конкретные представления у школьников формируются на основе непосредственного наблюдения и изучения природы. А.Я. Герд - один из основателей методической системы преподавания природоведения - отмечал, что все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений, опытов, а никак не чтением статей. Вот почему наблюдения являются одним из основных методов приобретения природоведческих знаний в начальных классах.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.