Эффективные формы и методы формирования экологической культуры
Формы и методы, способствующие, по моему предположению, наиболее полноценному становлению экологической культуры обучающихся.
Беседа – это диалог учителя с обучающимися, который опирается на чувственный опыт детей и применяется для активизации познавательной деятельности. Беседа оживляет обучение, активизирует мышление детей, развивает их речь. В ходе беседы учитель последовательно ставит вопросы для обсуждения, уточняет высказывания обучающихся и дополняет их своими разъяснениями. Беседа опирается либо на текст статьи, либо на наблюдение детей за природой и во время опытов, либо на рассказ учителя. При формировании экологической культуры беседа также играет важную роль. Она учит взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Именно в процессе беседы происходит комплексное формирование природоохранных, нравственных, знаний младших школьников, формируются в единстве такие компоненты базовой культуры личности, как мировоззренческий, нравственный, экологический, эстетический и др. И важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которые научат детей экологически грамотному поведению в природе.
Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволит мотивированно обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.
Еще одним способом формирования у младших школьников экологической культуры является использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. Несмотря на то, что ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная, игра не перестает занимать важное место на данном возрастном этапе. В связи с этим игровые методы обучения при работе с детьми младшего школьного возраста могут обладать хорошей эффективностью, если эти игры окажутся достаточно сопряжены с традиционной для данного возраста игровой деятельностью.
Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является дидактическая игра. Такие игры можно проводить не только на уроке, но и на улице (игры с деревом, с листьями, со снегом). Они способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация обучающихся достигается интересными сюжетами игры, участием детей в игре, их устными сообщениями и переживаниями.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие из них, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 237.