По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные, групповые и фронтальные.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По продолжительности – кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения чаще всего проводятся на уроке, во время экскурсий; длительные наблюдения – во внеурочное время. Кратковременные наблюдения в основном нацелены на выявление свойств, качеств, признаков объектов. В ходе длительных наблюдений исследуются процессы развития в природе (рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе).

В начальной школе используются pазные фоpмы оpганизации наблюдений: на уpоках, экскуpсиях, дома, в уголке пpиpоды и т.д.

Весьма эффективны при организации наблюдений игровые ситуации. Например, можно попросить ребят представить себе, что они – ученые с другой планеты и должны внимательно осмотреть место, где приземлился их космический корабль, чтобы составить представление об обитателях Земли. Или предложить детям стать детективами – исследователями, которым придется заниматься поисками, например, насекомых и следов их деятельности.

Для развития сенсорного восприятия, организуя наблюдения предметов и явлений в самой природе, необходимо привлечь внимание учащихся к запахам, звукам и осязательным ощущениям как к средству получения информации об окружающем мире. С этой целью используют приемы и упражнения, развивающие все анализаторы: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, – например, «наблюдение вслепую». Дети могут работать в парах, играя роли пришельцев из Космоса, исследующих окружающий мир с завязанными глазами, и роботов, помогающих ориентироваться в пространстве. После такого наблюдения детям предлагается обменяться полученными впечатлениями, нарисовать предметы, которые они распознали с помощью каждого из органов чувств. Чем больше анализаторов участвует в наблюдении, тем объективнее и достовернее будут полученные результаты.

Требования к организации наблюдений (Л.Ф. Мельчаков):

· учет психологического уровня развития детей;

· организация активной исследовательской деятельности в ходе наблюдения;

· последовательность в выработке умений наблюдать;

· показ практической значимости наблюдений;

· необходимость фиксации результатов наблюдений в дневниках наблюдений и календарях

природы;

· определенная подготовка родителей (необходимо разъяснить, какую помощь должны оказать детям родители, члены семьи в проведении наблюдений; от них прежде всего требуется внимание, заинтересованность, готовность помочь ребенку в этой работе);

· систематизация содержания наблюдений.

Чтобы наблюдения не были эпизодичными и случайными, а представляли собой определенную систему и могли дать желаемые результаты, педагог должен проделать следующую работу:

· определить содержание наблюдений по классам;

· выбрать место наблюдений, установить порядок наблюдений и их сроки;

· психологически и практически подготовить детей к наблюдениям;

· определить цели и задачи наблюдений по отдельным объектам, составить памятки наблюдений;

· подготовить оборудование (снегомерная рейка, гномон, компас, термометры, метр, флажок, барометр и др.);

· подготовить условные знаки, классные и индивидуальные календари наблюдений, тетради, обобщающие таблицы;

· определить приемы обработки информации и формы использования результатов наблюдений на уроках;

· установить связи и закономерности, которые будут изучаться как в процессе наблюдений, так и в процессе анализа результатов.

Для проведения наблюдений от учеников требуются определенные волевые усилия и осознанная их направленность. Необходимым условием организации учебного наблюдения является самостоятельный поиск ответов на поставленные педагогом задачи.

 

Содержание наблюдений за природой в начальной школе

 

Содержание наблюдений определяется учебными программами, во многом зависит от местных особенностей природы и включает следующее.

1. Наблюдения за солнцем, его относительным положением на небе в разное вpемя суток и года, местом и вpеменем восхода и захода, и на этой основе – за продолжительностью дня. Hаблюдения сопpовождаются измеpением длины тени от гномона и выявлением зависимости между количеством солнечного излучения и сезонными изменениями в пpиpоде.

2. Наблюдения за погодой (температуpой воздуха, облачностью, осадками, ветpом) в течение суток и года, за интенсивностью осадков и силой ветpа. Установление причинно-следственных связей между погодными явлениями. Исследование закономерностей pаспpеделения снежного покpова, его глубины; свойств снега в зависимости от температуpы воздуха. Определение и сравнение степени загpязнения снега в pазных местах (у доpоги, в паpке, на участке и т.д.). Наблюдение pазличных явлений (pосы, измоpози, гололеда и дp.) и установление их пpичин. Определение и сравнение степени загрязнения воздуха в своем микрорайоне.

3. Наблюдения за фоpмами повеpхности и полезными ископаемыми, динамикой pастительности в зависимости от фоpм pельефа, измеpение высоты холма или глубины овpага, сбоp коллекций полезных ископаемых.

4. Наблюдения за почвенным покровом, сравнение почв pазного состава, измеpение толщины почвенных слоев на обнажении, изготовление макетов почв, исследование водопроницаемости почвы.

5. Наблюдения за водоемами, колебанием уpовня воды по сезонам, исследование источников питания водоемов и некотоpых свойств гpунтовых вод, измеpение степени загpязнения воды в pазных водоемах.

6. Наблюдения за растениями и животными. Hаблюдение за сезонными изменениями, внешними особенностями и жизненными пpоявлениями (pаботой оpганов, фоpмами поведения животных и т.д.); знакомство с компонентами внешней сpеды и выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе тех, котоpые создаются тpудом людей); выявление пpиспособительных взаимосвязей живых оpганизмов со сpедой обитания; знакомство с хаpактеpом взаимоотношений живых существ и человека, со способами ухода и охpаны. Наблюдения сопpовождаются геpбаpизацией соpных или опавших частей pастений, коллекционированием плодов, семян, шишек и т.п.

7. Наблюдения за человеком: за внешними признаками и способами функционирования своего оpганизма; за трудовой деятельностью людей.

8. Наблюдения за природными комплексами: за пpиpодными сообществами (лесным, луговым, водным, полевым и т.д.), составом, хаpактеpными особенностями; выявление отношений между компонентами сообщества, способов хозяйственного использования сообщества, определение экологического состояния.

Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В 1-м классе наблюдения способствуют накоплению фактических данных о природе, формированию умений учебного наблюдения. Во 2-м классе наблюдения в большей степени направлены на выявление причинно-следственных зависимостей между предметами и явлениями природы. В 3-м классе наблюдения ориентированы на установление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам. В 4-м классе школьники проводят самостоятельные наблюдения, интерпретируют их в соответствии со своим опытом, оформляют результаты.

Экскурсия-это форма организации или обучения, предполагающая непосредственное восприятия объекта.

Классификация:

-по способу познавательной деятельности: иллюстративные(дети более пассивно наблюдают);исследовательская

-по месту экскурсии в теме: вводная; текущая; обобщающая

-по содержанию: экскурсия на природу; экскурсия на предприятие; в музей.

Методика проведения экскурсии:

1 Этап-подготовительный:

-определить место, маршрут, время, остановки;

-предварительное посещение места экскурсии для изучения;

-предусмотреть необходимое оборудование;

-разработать задания детям и способы фиксации результатов выполненных заданий;

-техника безопасности;

-экологическая направленность

2 этап:-учитель сообщает детям задачи;-инструктирует по технике безопасности;

-выполнение задания детьми;

3 этап: -подвести итоги работы, просмотреть результаты задания, иногда задать д/з.

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

1. Формулировку цели и задачи экскурсии

2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей

3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и групповых домашних заданий

4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии

5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках чим.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем. Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся.

К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов.

2. Самостоятельная работа учащихся по изучению природных объектов по намеченному плану

3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов.

 

24. Методика формирования системы понятий образовательной области «Организм человека»: основные методические этапы уроков данного типа, связи, роль самонаблюдений, формирование навыков по сохранению здоровья и т.д. Основы формирования физической культуры младших школьников.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из стратегических задач развития страны. И это стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законы РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения», Указа президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ», «Конвенция о правах ребенка».

Для того чтобы ребенок понял, почему необходимо соблюдать режим дня, гигиенические требования, систематически закаливаться, заниматься утренней гимнастикой, больше бывать на свежем воздухе, осваивать новые виды движений, важно объяснить, почему это полезно организму и почему вредно находиться в непроветренном помещении, прыгать с большой высоты, долго смотреть телевизор и т.п. Овладение детьми знаниями об оздоровлении, формирование здоровьесберегающего сознания становится намного понятнее, «присваиваются» быстрее, становятся эмоционально-значимыми, если систематически знакомить детей с организмом человека.

Цель данной работы – развитие основ культуры здоровья ребенка.

Задачи:

– формирование представлений о своем теле, способах сохранения своего здоровья, эмоционально-личностного отношения к своему организму, здоровью и окружающей действительности, обуславливающей его состояние и функционирование;

- формирование поведения и опыта сохранения в жизненных ситуациях.

Накопление знаний о строении тела человека происходит в повседневной жизни, игровой деятельности и систематизируются в непосредственной образовательной деятельности, являясь частью этих занятий. Организуя мероприятия, стараюсь, чтобы они не только обогащали ребенка знаниями, но и предоставляем ему возможность решать творческие задачи, ощущать радость познания, глубоко осмысливать и добывать знания. Широкое использование наглядного, дидактического материала, постановка проблемных, поисковых вопросов, система домашних заданий позволили сделать занятия привлекательными для детей, органично сочетать обучение с формированием устойчивой и естественной потребности заниматься физической культурой, личностного мотива в обучении, здоровьесберегающего взаимодействия с миром, формирование здоровье сберегающего сознания.

Знания закрепляются и углубляются на непосредственно образовательной деятельности. Несмотря на то, что сведения о костно-мышечной системе сложны для детей, дети проявляют к ним большой интерес: задают много вопросов, подолгу задерживаются у схем, плакатов, пособий по данной теме. Далее дети готовы к усвоению знаний о крупных мышечных группах, позвоночнике, костях скелета, поддерживающих форму тела и обеспечивающих перемещение тела в пространстве, а так же о соединении костей, суставов.

Затем происходит знакомство с основными функциями внутренних органов, органов чувств.

Примерный объем знаний, которые используются для формирования представлений об организме человека.

Голова – важный и нежный орган человека. За различными маленькими и большими косточками черепа скрыты тонкие, маленькие нервные клеточки, проводящие невидимые токи, которые отвечают за зрение, слух, дыхание, ум, обоняние, движение. Это мозг, самый главный орган. Без него мы не могли бы жить. Клетки мозга в течение всей жизни человека постоянно учатся и узнают новое.

В отличие от других клеток организма, клетки мозга не меняются в течение всей жизни человека. Если бы клетки мозга постоянно обновлялись, наша память была бы очень короткой.

Скелет – прочная опора организма. Кости разные по размеру – большие: рук, ног, головы, маленькие: пальчиков, позвоночника. У каждого человека около двухсот костей. Они придают форму нашему телу и все вместе они образуют скелет. Без костей человек был бы похож на бесформенный расползающийся мешок. В состав костей входят твердое каменистое вещество – кальций. Благодаря ему кости растут, становятся больше, крепче, длиннее и толще. Соединение костей – крепкое, прочное и подвижное, входящее друг в друга – сустав, прочное, неподвижное – лопатки, голова. Только благодаря суставам мы можем совершать разнообразные движения: сгибать руки в локтях, поворачивать голову, наклоняться, приседать.

Мышцы – это мягкие ткани, иногда бывают упругими, эластичными. Мышцы приводят в движение кости. Мышцы бывают большими и маленькими, круглыми и плоскими, сгибательные, разгибательные. Все мышцы прикреплены к костям с помощью связок или сухожилий. Мышцы могут удлиняться и укорачиваться, как эластичная резиновая лента. Сокращаясь и расслабляясь мышцы, приводят в движение различные части тела.

Пищеварительные органы – питаться организму помогают органы, состоящие из костей – зубы и мягких тканей – нёбо, язык – здесь пережевывается, перемалывается, перетирается пища и ощущается вкус, благодаря оболочке, покрывающий язык.

Мышцы языка помогают нам при пережевывании пищи. Затем пища попадает через глотку в пищевод, далее в желудок, кишечник. В них пища переваривается, разделяется на полезную и ненужную. Полезная жидкость всасывается в клетки крови и перемешивается с ней, а ненужная выбрасывается наружу, удобряя землю.

Сердечно-сосудистые органы. У каждого человека есть сердце, которое подобно наносу подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет или кислород, полученный из легких, или питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ наши органы не могут ни существовать, ни работать. Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны.

Физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног и делают их сильными. Сердце тоже мышца и регулярные занятия физической культурой укрепляют его. Во время движений сердце начинает сильнее биться и быстрее «прокачивать» кровь через органы и ткани и начинает биться быстрее. Во время отдыха или сна сердце тоже отдыхает и бьется медленнее. Сердце выталкивает клетки крови в сосуды – клапаны, похожие на трубки, где клетки крови бегут друг за другом и питают все органы – мозг, скелет, мышцы, легкие, желудок, кишечник и др. Кровеносные сосуды – это реки и ручейки омывающие, освежающие, взбадривающие человека.

Дыхательные органы. Чтобы человеку и его телу жить, необходимо не только питаться, но и дышать воздухом. Помогают человеку получать воздух такие органы, как нос, носоглотка, трахея, бронхи, легкие. Нос ощущает запахи и захватывает воздух, очищает и согревает его. Носоглотка затягивает воздух. Трахея и бронхи продолжают очищать и согревать воздух и пропускают его в легкие. Легкие – правое и левое – расположены внутри грудной клетки и со всех сторон защищены ребрами. Когда мы делаем вдох, легкие увеличиваются, а при выдохе – уменьшаются. Легкие вбирают в себя кислород из вдыхаемого воздуха и избавляют наш организм от углекислого газа, который выходит из легких вместе с воздухом при выдохе. Без легких мы не могли бы жить.

Органы чувств человека – глаза, уши, язык, нос, руки, ноги.

Зрение. Глаза, это как два сверкающих окна, через которые мы смотрим на мир. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. На лице видна только передняя часть глаза. Передняя часть глаза покрыта роговицей, через нее свет проходит, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает радужную оболочку глаза, которая у каждого человека имеет свой цвет и защищает глаз от грязи и инфекции. В центре радужной оболочки находится черный с виду кружок – зрачок. Именно через него внутрь глаза проходит свет и попадает на хрусталик, который посылает свет и попадает на нервные окончания. Они передают сигнал света в мозг и именно он «распознает» тот предмет, на который человек смотрит.

Слух. Звук передается звуковыми волнами, они невидимы, их нельзя потрогать. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на барабанную перепонку, заставляя ее быстро двигаться вперед – назад. Барабанная перепонка заставляет двигаться три маленькие косточки, которые расположены позади нее. Косточки передают колебания специальной жидкости, а жидкость передает колебания слуховому нерву. Получив сигнал, нерв посылает его в головной мозг. Мозг распознает сигнал и человек знает, что именно он слышит: звуки природы, музыки, предметов и т.д.

Обоняние. В средней части носа находятся обонятельные нервы. Они ответственны за нашу способность чувствовать различные запахи, то есть за наше обоняние. Воздух, который мы вздыхаем, раздражает окончания этих нервов. Эти нервы чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов и о каждом отдельном запахе в мозг передается отдельный сигнал. Обонятельные нервы почти никогда не ошибаются. Нос выбирает запахи, выделяет приятные и неприятные, сигнализирует об опасности (дым, газ, прокисшая пища и т.п.), о чистоте человека и т.д.

Руки – ноги как измерители расстояния, направления, поверхности, температуры, формы, объема, веса.

Наши нервы. Каждый участок кожи, каждый орган в организме снабжен нервами. Благодаря им, мы можем ощущать тепло, холод, давление, боль, защищаемся от травм, на ощупь узнаем предметы. При выполнении движения кости подчиняются мышцам, а мышцы – нервам. Нервы управляют всеми нашими внутренними органами: мы дышим, бьется сердце, передвигается пища по органам пищеварения, они посылают сигналы в мозг, когда мы голодны, когда пора сходить в туалет.

Нервные сигналы проходят по нервам с такой скоростью, с какой зажигается лампочка, при нажатии на выключатель – так уж мы устроены. Одно из самых замечательных свойств наших нервов состоит в том, что они не требуют особого внимания и заботы с нашей стороны. Однако, чтобы нервы были здоровы, человек должен больше двигаться, полноценно питаться и отдыхать. Переутомление вредит нервам, мешает им нормально работать.

Кровь состоит из красных, белых, желтых кровяных телец (клеток). Кровь несет органам питательные вещества, кислород, борется с инфекциями, болезнями, образует корочку на ранке. Чтобы состав крови не нарушался, следует дольше гулять на свежем воздухе, больше двигаться, полноценно питаться.

Кожа – покрывает всю поверхность тела. Она образована несколькими слоями плотных клеток, которые защищают организм от инфекций, регулируют температуру тела, предупреждают обезвоживание, обеспечивают осязание. Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Она эластична, обеспечивает гибкость и растяжимость во время движений. Уход за кожей – содержание ее в чистоте.

Интеллектуально-познавательные мероприятия помогают ребенку познать свой физический образ, свой организм, приобрести способы сохранения своего здоровья.

После таких мероприятий у ребенка возникает желание проверить, как же это работает у него и проверяет, выполняя различные движения, прислушиваясь к своему организму. Кроме того, представления о строении человеческого тела помогают детям более эффективно, осознанно и точно выполнять движения на утренней гимнастике, физкультурных минутках и паузах, повышает интерес к самостоятельной двигательной деятельности. Двигательной деятельностью наполнен каждый день ребенка, поэтому закрепление и уточнение знаний ребенка о строении организма происходит в разные режимные отрезки времени.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 272.