Тесты | Материал | Инструкция | Анализ |
1 1. Понимание рассказов: содержания, смысла, морали | 2 Рассказы: «Галка и голуби», «Лев и мышь», «Муравьи и голубка» | 3 Внимательно послушай рассказ и скажи, в чем здесь дело, в чем смысл, чему учит этот рассказ. Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа | 4 Непонимание смысла и морали могут говорить о дисфункции лобных долей мозга, о нарушении обобщенного мышления. Ошибки могут быть из-за нарушения внимания. Трудности могут возникать и из-за нарушения памяти. Привести тест, исключив запоминание: дать ребенку прочитать рассказ по частям. И если в этих случаях будут правильные ответы, то это будет говорить о сохранности работы лобных долей мозга и о дисфункции средних височных отделов мозга, те. о нарушении запоминания
|
2. Решение арифметичес- ких задач | 1. Хозяйка тра- тит за 5 дней 15л молока. Сколько моло- ка она тратит за неделю? 2. На заборе си- дели птички. К ним прилетело еще 5 птичек и стало их 12. | Повтори задачу. В чем вопрос задачи? Повтори вопрос задачи. Решай задачу вслух, рассказывай, что ты будешь делать и почему | |
/ | Сколько птичек сидело на забо- ре сначала? | ||
3. На столе лежали яблоки; 5 из них съели и осталось 9 ябпок | «Я тебе дам задачу, а ты придумай к ней вопрос». Если ребенок не придумал нужный вопрос, то ему предлагается на выбор несколько вопросов, | Нарушения решения задач могут идти из-за дефектов понимания словесной части задачи, изза нарушения арифметических счислительных операций. Это вторичное нарушение мышления и оно возникает при поражении теменных и теменно-затылочных зон мозга. Но если ребе- | |
К задаче: а) Сколько яблок осталось? б) Сколько яблок привезли из магазина? | предложения, повторяет условие, но не понимает задачи, не понимает, в чем вопрос задачи и не может наметить схему-план решения, то этот дефект первичный и связан с дисфункцией лобных отделов мозга. Особое внимание надо обратить на понимание вопроса задачи, умение подобрать нужный конечный вопрос. Нарушение понимания вопроса задачи говорит о дисфункции лобных систем мозга Исследуются аналитические вербальные мыслительные процессы, процессы выбора по заданному признаку. Исследуется самостоятельное выделение признака. Исследуются понимание отношений, выделение признака и перенос признака | ||
3. Подбор противоположных понятий: 1) Пассивный вариант; 2) Активный вариант | Теплый-... зимний-... большой-... дорогой-... низкий-... слабый-... и др. | 1) Придумай слово, противоположное по содержанию. Например, глупый-умный. 2) Придумай самостоятельно 2 пары противоположных по значению слов (например, толстый-тонкий) | |
4. Выбор из альтернатив. Аналогии | Написаны слова: лошадь, жеребенок, корова? (пастбище, молоко, теленок) | Найди среди слов,относящихся к корове, такое, которое подходило бы к ней так же, как «жеребенок» к «лошади» | |
5. Классификация: а) По самостоятельно выде- ленным при- знакам; б) По задан- ным призна- кам | Предметные картинки | а) Разложи картинки на группы, назови эти группы; б) Раздели картинки: 1) на живые и неживые; 2) что едят и что не едят и тп.
| Исследуется обобщения уровень |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЧЕТА
Число является объективной характеристикой всех предметов окружающего мира. Число и счет являются продуктом человеческой культуры и связаны с появлением торговли, землемерения. Исследования многих психологов дают возможность понять всю сложность строения числа и счетных операций и тот путь, который они проходят в онтогенезе.
В этих исследованиях показана значительная роль пространственного восприятия в понятии числа, в его структуре и в протекании счетных операций. Счетные операции и понятие числа у детей долгое время носят наглядно-действенный характер, а при пересчете элементов долго еще предполагают их размещение в зрительно-пространственном поле. Лишь постепенно эти развернутые внешние операции с предметами и числами и их размещение в пространстве свертываются и замещаются отвлеченным арифметическим мышлением. Однако и на этих стадиях формирования числа и счетных операций они продолжают сохранять пространственные компоненты.
Наши собственные исследования нарушения счета и счетных операций, возникающих при поражении мозга, показали важную роль пространственного фактора - восприятия непредставлений -в формировании понятия числа и счета у детей. Все исследователи указывают на связь числа с пространственным восприятием, а также и с высшими формами анализа и синтеза.
Что же такое понятие числа? Понятие числа может быть обусловлено по крайней мере четырьмя составляющими: непосредственным представлением количества, стоящего за числом, положением его в системе других числовых знаков, т.е. его положением в разрядной сетке (место в ряду цифр, составляющих число, и место в классе), осознанием внутренней связи числа с другими числами, пониманием сложной связи числа с речью. Без формирования понятия числа нельзя обучить ребенка настоящему счету как психическому
процессу и счетным операциям, и здесь возможна подмена формирования понятия числа и процесса счета простыми ассоциативными связями, что часто наблюдается в школе при неправильном обучении арифметике. Если же будет сформирован психический процесс счета, который впоследствии сокращается, интериоризуется и автоматизируется то в нужный момент этот процесс может развернуться по своему составу операций, что приведет в критический момент к правильному решению арифметических действий.
Число и счетные операции могут нарушаться или неполноценно формироваться по разным причинам: из-за дефектов пространственного восприятия, из-за несформированности взаимодействия числа и речи, из-за дефектов в наглядно-образных операциях, из-за дефектов целенаправленности поведения и организации деятельности счета и т.д. Всякий раз возникают разные формы акалькулии, которые необходимо точно квалифицировать, найти фактор, лежащий в основе дефекта или трудностей формирования счета, и только на этой основе может быть разработана адекватная природе дефекта методика восстановления или формирования понятия числа и счетных операций. Все обозначенные дефекты возникают при патологии разных зон мозга и отличаются разными и специфическими ошибками.
Таблица 21
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Простой счет: - единичный; - группами 2. Чтение: а) Простых чисел и цифр: б) Сложных; в) Сравнение чисел | Даются нарисованные точки 6, 5, 1,4,7; 78, 87, 99, 66, 105, 150,91, 19, 120, 102, 1200,120000; 99-66, 19-91, 150-105 и др. | Сосчитай, сколько здесь точек. Сосчитай группы точек Назови это число,теперь это и т.д. Какое число больше (меньше)? | Исследуется простой поединичный счет и счет группами Исследуется называние чисел, соотношение наименования с числом, понимание разрядного строения числа. Исследуется понимание разрядного строения числа |
3. Письмо под диктовку простых и сложных чисел | Любые числа: «пять», «двадцать один», «сто пять» | Напиши число, которое я тебе скажу | Исследуется связь речи с представлением числа, речевая организация числа |
4. Разрядное строение числа | а) 15, 25, 30; б) 105, 315, 117 | Покажи, где единицы, а где десятки. Покажи сотни, единицы,десятки | Исследуется разрядное строение числа I |
5. Разрядное строение числа: нахождение цифры в разрядной сетке | Разрядная сетка | Напиши число 15 и поставь десяток - 1 и единицы - 5 в нужные клеточки. Теперь также в клеточках напиши числа 38, 150, 1541, 1051 | Исспедуется понимание разрядного строения числа, понимание места сотен, десятков, единиц в числе. Нарушение понимания разрядного строения числа возникает из-за дисфункции теменно-за-тылочных отделов коры левого полушария мозга. Первичная акалькулия |
6. Тест на пространственное восприятие | Римские числа: IX, XI, IV, VI, XIX, XXI | Какое число больше, какое меньше? | Исследуется пространственное восприятие числа. Ошибки говорят о нарушении (дисфункции) теменных отделов мозга. Первичная акалькулия |
7. Счетные операции | Пример без знака арифметического действия. 2 ? 5 = 10 10 ? 2 = 5 10 ? 2 = 12 10? 2 = 8 | Поставь нужный арифметический знак. Образец: 2x5 = 10 | Исследуется понимание арифметических действий, счета в уме. Нарушения возникают при дисфункции лобных и теменных отделов мозга. Анализ ошибок укажет на локализацию процесса |
8. Операции в пределах одного десятка, с переходом через десяток | Сложение и вычитание: 11 + 3, 8-5, 11 -2, 15 + 7 'постепенно усложнять задание) | Сложи, вычти. Вычти, сложи | Исследуется пространственная ориентировка в счетных операциях. Нарушение возникает при патологии теменно затылочных отделов. Все эти дефекты входят в синдром простран- |
ственной и оптико-про-странственной агнозии. Первичная акалькулия | |||
9. Оптическое восприятие цифр и чисел | Цифры, сходные по своей конфигурации: 8-2, 3-8, 5-3, 2-7, 1-7, 4-7 | Назови эти цифры | Трудности в опознании этих цифр и чисел связаны с дисфункцией затылочных отделов мозга и входят в синдром оптической агнозии. Вторичная акалькулия |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 388.