ВЕРБАЛЬНО - ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Тесты Материал Инструкция Анализ
       
1 1. Понимание рассказов: со­держания, смысла, морали 2 Рассказы: «Галка и голу­би», «Лев и мышь», «Муравьи и голубка» 3 Внимательно послушай рас­сказ и скажи, в чем здесь дело, в чем смысл, чему учит этот рассказ. Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа

4

Непонимание смысла и морали могут говорить о дисфункции лобных долей мозга, о нарушении

обобщенного мышления. Ошибки могут быть из-за нарушения внимания.

Трудности могут возникать и из-за нарушения памяти. Привести тест, исключив запоминание: дать ребенку прочитать рассказ по частям. И если в этих случаях будут правильные ответы, то это будет говорить о со­хранности работы лоб­ных долей мозга и о дис­функции средних височ­ных отделов мозга, те. о нарушении запоминания

 

2. Решение арифметичес- ких задач 1. Хозяйка тра- тит за 5 дней 15л молока. Сколько моло- ка она тратит за неделю? 2. На заборе си- дели птички. К ним прилетело еще 5 птичек и стало их 12. Повтори задачу. В чем вопрос задачи? Повтори вопрос задачи. Решай задачу вслух, рассказывай, что ты будешь делать и почему

/

Сколько птичек сидело на забо- ре сначала?        

3. На столе лежали яблоки; 5 из них съели и осталось 9 ябпок

«Я тебе дам задачу, а ты придумай к ней вопрос». Если ребенок не придумал нужный вопрос, то ему предлагается на выбор несколько вопросов, Нарушения решения задач могут идти из-за дефектов понимания словесной части задачи, изза нарушения арифметических счислительных операций. Это вторичное нарушение мышления и оно возникает при поражении теменных и теменно-затылочных зон мозга. Но если ребе-
К задаче: а) Сколько яб­лок осталось? б) Сколько яб­лок привезли из магазина?

предложения, повторяет условие, но не понимает задачи, не понимает, в чем вопрос задачи и не может наметить схему-план решения, то этот дефект первичный и связан с дисфункцией лобных отделов мозга. Особое внимание надо обратить на понимание вопроса задачи, умение подобрать нужный ко­нечный вопрос. Наруше­ние понимания вопроса задачи говорит о дис­функции лобных систем мозга

Исследуются аналити­ческие вербальные мыслительные процес­сы, процессы выбора по заданному признаку. Исследуется самостоя­тельное выделение признака.

Исследуются понимание отношений, выде­ление признака и перенос признака

3. Подбор про­тивоположных понятий: 1) Пассивный вариант; 2) Активный вариант Теплый-... зимний-... большой-... дорогой-... низкий-... слабый-... и др. 1) Придумай слово, проти­воположное по содержанию. Например, глупый-умный. 2) Придумай самостоятель­но 2 пары про­тивоположных по значению слов (напри­мер, толстый-тонкий)
4. Выбор из альтернатив. Аналогии     Написаны сло­ва: лошадь, жеребенок, корова? (пастбище, молоко, теле­нок) Найди среди слов,относя­щихся к коро­ве, такое, ко­торое подхо­дило бы к ней так же, как «жеребенок» к «лошади»    

5. Классифи­кация:

а) По самосто­ятельно выде-

ленным при-

знакам;

б) По задан-

ным призна-

кам

Предметные картинки

а) Разложи картинки на

группы, назови

эти группы; б) Раздели

картинки:

1) на живые и неживые;

2) что едят и что не едят и тп.

 

 

Исследуется обобщения уровень
 

ИССЛЕДОВАНИЕ СЧЕТА

Число является объективной характеристикой всех предметов окружающего мира. Число и счет являются продуктом человечес­кой культуры и связаны с появлением торговли, землемерения. Исследования многих психологов дают возможность понять всю сложность строения числа и счетных операций и тот путь, который они проходят в онтогенезе.

В этих исследованиях показана значительная роль простран­ственного восприятия в понятии числа, в его структуре и в проте­кании счетных операций. Счетные операции и понятие числа у детей долгое время носят наглядно-действенный характер, а при пересчете элементов долго еще предполагают их размещение в зрительно-пространственном поле. Лишь постепенно эти развер­нутые внешние операции с предметами и числами и их размеще­ние в пространстве свертываются и замещаются отвлеченным арифметическим мышлением. Однако и на этих стадиях форми­рования числа и счетных операций они продолжают сохранять пространственные компоненты.

Наши собственные исследования нарушения счета и счетных операций, возникающих при поражении мозга, показали важную роль пространственного фактора - восприятия непредставлений -в формировании понятия числа и счета у детей. Все исследовате­ли указывают на связь числа с пространственным восприятием, а также и с высшими формами анализа и синтеза.

Что же такое понятие числа? Понятие числа может быть обуслов­лено по крайней мере четырьмя составляющими: непосредствен­ным представлением количества, стоящего за числом, положением его в системе других числовых знаков, т.е. его положением в разряд­ной сетке (место в ряду цифр, составляющих число, и место в клас­се), осознанием внутренней связи числа с другими числами, пони­манием сложной связи числа с речью. Без формирования понятия числа нельзя обучить ребенка настоящему счету как психическому


процессу и счетным операциям, и здесь возможна подмена форми­рования понятия числа и процесса счета простыми ассоциативны­ми связями, что часто наблюдается в школе при неправильном обу­чении арифметике. Если же будет сформирован психический про­цесс счета, который впоследствии сокращается, интериоризуется и автоматизируется то в нужный момент этот процесс может развер­нуться по своему составу операций, что приведет в критический момент к правильному решению арифметических действий.

Число и счетные операции могут нарушаться или неполноцен­но формироваться по разным причинам: из-за дефектов простран­ственного восприятия, из-за несформированности взаимодей­ствия числа и речи, из-за дефектов в наглядно-образных опера­циях, из-за дефектов целенаправленности поведения и организа­ции деятельности счета и т.д. Всякий раз возникают разные фор­мы акалькулии, которые необходимо точно квалифицировать, най­ти фактор, лежащий в основе дефекта или трудностей формиро­вания счета, и только на этой основе может быть разработана адекватная природе дефекта методика восстановления или фор­мирования понятия числа и счетных операций. Все обозначенные дефекты возникают при патологии разных зон мозга и отличают­ся разными и специфическими ошибками.

Таблица 21

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Простой счет: - единичный; - группами 2. Чтение: а) Простых чи­сел и цифр: б) Сложных; в) Сравнение чисел Даются нари­сованные точ­ки 6, 5, 1,4,7; 78, 87, 99, 66, 105, 150,91, 19, 120, 102, 1200,120000; 99-66, 19-91, 150-105 и др. Сосчитай, сколько здесь точек. Сосчи­тай группы то­чек Назови это число,теперь это и т.д. Какое число больше (мень­ше)? Исследуется простой поединичный счет и счет группами Исследуется называние чисел, соотношение наименования с чис­лом, понимание разряд­ного строения числа. Исследуется понимание разрядного строения числа
3. Письмо под диктовку про­стых и слож­ных чисел Любые числа: «пять», «двад­цать один», «сто пять» Напиши чис­ло, которое я тебе скажу Исследуется связь речи с представлением чис­ла, речевая организа­ция числа
4. Разрядное строение чис­ла а) 15, 25, 30; б) 105, 315, 117 Покажи, где единицы, а где десятки. Покажи сотни, единицы,де­сятки Исследуется разрядное строение числа I
5. Разрядное строение чис­ла: нахожде­ние цифры в разрядной сет­ке Разрядная сетка Напиши число 15 и поставь десяток - 1 и единицы - 5 в нужные кле­точки. Теперь также в клеточках напиши числа 38, 150, 1541, 1051 Исспедуется понимание разрядного строения числа, понимание мес­та сотен, десятков, еди­ниц в числе. Нарушение понимания разрядного строения числа возникает из-за дисфункции теменно-за-тылочных отделов коры левого полушария мозга. Первичная акалькулия
6. Тест на про­странственное восприятие   Римские чис­ла: IX, XI, IV, VI, XIX, XXI Какое число больше, какое меньше? Исследуется простран­ственное восприятие числа. Ошибки говорят о нарушении (дисфунк­ции) теменных отделов мозга. Первичная акалькулия
7. Счетные операции Пример без знака арифме­тического дей­ствия. 2 ? 5 = 10 10 ? 2 = 5 10 ? 2 = 12 10? 2 = 8 Поставь нуж­ный арифме­тический знак. Образец: 2x5 = 10 Исследуется понимание арифметических дей­ствий, счета в уме. Нару­шения возникают при дисфункции лобных и те­менных отделов мозга. Анализ ошибок укажет на локализацию процесса
8. Операции в пределах од­ного десятка, с переходом че­рез десяток Сложение и вычитание: 11 + 3, 8-5, 11 -2, 15 + 7 'постепенно усложнять за­дание) Сложи, вычти. Вычти, сложи Исследуется простран­ственная ориентировка в счетных операциях. Нарушение возникает при патологии теменно затылочных отделов. Все эти дефекты входят в синдром простран-
      ственной и оптико-про-странственной агнозии. Первичная акалькулия
9. Оптическое восприятие цифр и чисел Цифры, сход­ные по своей конфигурации: 8-2, 3-8, 5-3, 2-7, 1-7, 4-7 Назови эти цифры Трудности в опознании этих цифр и чисел свя­заны с дисфункцией за­тылочных отделов моз­га и входят в синдром оптической агнозии. Вторичная акалькулия

Дата: 2019-07-24, просмотров: 388.