МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

I . ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

У детей с задержкой психического развития и другими пробле­мами нередко обнаруживается возрастная недостаточность раз­вития моторики, различных видов движения: движения плохо ко­ординированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда дви­жения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, по­ходка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсут­ствуют ритмика и плавность. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих харак­теристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвиж­ность, б) устойчивость, неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) рит­мику, з) умение двигаться под музыку. Затем исследуются предмет­но-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности), б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции "возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно», в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных ви­дов праксиса. В этой части изучаются все виды праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлага­ются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная (словесная) инструкция и показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы либо облегчающие, либо зат­рудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.

Исследуются все виды праксиса - динамический , праксис позы , оральный , пространственный , конструктивный . Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу - взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. Каждый

участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная систе­ма, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз.по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Пос­леднее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов.

Праксис позы - направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис - исследуется динамическая организа­ция действий, их последовательность, способность к переключе­нию с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляю­щая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспе­чивают и глубинные отделы мозга, которые обеспечивают совме­стную работу обоих полушарий (мозолистое тело и др.). Для ис­следования состояния этих зон мозга используется тест на реципторокную координацию движений .

Пространственный праксис - его исследование дает возмож­ность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и сомато-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательно­го акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов. В целом сложные про­странственные действия обеспечиваются третичной зоной ТРО -височно-теменно-затылочной зоной. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, т.к. сохранность этой зоны необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ.

Конструктивный праксис — также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-про­странственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).

Двигательные программы ; реакция выбора движения по рече­вой инструкции .

Все описанные пробы направлены на исследование элементар­ных двигательных функций и предметных действий. В жизни че­ловеку чаще всего приходится выполнять более сложные движения и действия, которые представляют собой уже целые програм­мы, и подчиняются они внутренним схемам. Эти движения требу­ют уже участия речи - или внешней, или внутренней и осуществ­ляются они работой наиболее высоких уровней организации мозга. Эти произвольные сложные программы действий чаще всего oбнаруживают несостоятельность при поражениях, дисфункциях, или при недоразвитии лобных и лобно-височных зон мозга. Нару­шается и роль речи, регулирующей эти движения.

Наиболее сложный вид движений (действий) представляют собой движения по типу реакции выбора по речевой инструкции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высоких уров­ней организации произвольных действий, регулирующей роли речи в двигательной системе.

Таблица 2

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
Праксис позы - кисти руки Тест на кинес­тетическую организацию предметных действий. Вытянуть впе­ред 2-й и 5-й пальцы (коза), 2-й и 3-й (нож­ницы), 2-й па­лец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следу­ющего пальца По образцу -«делай как я» По словесной инструкции -«вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д. Первичные ошибки -не дифференцируют­ся 1-й и 5-й пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поис­ки поз, перебор паль­цев в поисках нужной позы, ухудшение вы­полнения проб с зак­рытыми глазами и др. -говорит о дисфункции кинестетического ана­лизатора, теменных отделов мозга
Динамичес­кий праксис Тест на динами­ческую органи­зацию двига­тельного акта. 1) Кулак-ребро-ладонь; 2) Ладонь - ку­лак - ребро (по­вторить 2 раза, затем ребро -ладонь - кулак); 3) Последова­тельное каса­ние стола 1-м, а затем 2-м паль­цем; 2-м, а за­тем 5-м паль­цем (1-2, 1-5) и т.д., и так ме­нять позы не­сколько раз По образцу: «Посмотри, как делаю я и повто­ри» По словесной инструкции; «Сделай кулак - ребро - ладонь и т.д. Слушай меня и делай так, как я гово­рю: 1-й палец, затем 2-й палец, теперь убери его; 1-й палец -5'й, 1-й - 2-й палец; 1-й-5-й...» Первичные ошибки: а)персеверации; б) трудности переклю­чения с одного эле­мента на другой; в)замедленность вы­полнения действия; г) трудности запоми­нания программы (путание последователь­ности движений внут­ри серии)и др.
  Графическая проба «забор» Продолжай ри­совать «забор» по образцу, не отрывая руки В графической пробе может инертно повто­ряться один из эле­ментов, трудности пе­реключения с одного элемента на другой, персеверации. Ошибки в этих двух тестах говорят об инертности в двига­тельной сфере и о за­интересованности в патологии задне-лобных отделов левого полушария мозга
Реципрокная координация Тест на динами­ческую органи­зацию двига­тельного акта. Смена рук с од­новременным сжиманием од­ной кисти в ку­лак и разжима­нием кулака другой кисти «Делай как я». Положить кисти рук ладонями вниз, попере­менно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать дру­гую, менять позы (кулак -ладонь); обяза­тельно одновре­менное и плав­ное переключе­ние Исследуется динами­ческая организация движений, но протека­ющая на более низ­ком уровне строения мозга - это пораже­ние мозолистого тела или парасаги - тальных отделов мозга . При этой лока­лизации поражения мозга распадается ко­ординированное дви­жение рук
Простран­ственный праксис Тест на про­странственную и сомато-пространственную организацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы: 1) кисть руки к подбородку, пальцами каса­ясь подбородка;' 2) пальцами на­ружу. Двуруч­ные пробы: кисть руки на­кладывается тыльной сторо­ной на тыльную сторону кисти другой руки; 3) к вертикаль­но стоящей ла­дони одной руки приставить перпендику­лярно ладонь другой руки, смена рук По образцу: «Делай как я» Ошибки: 1) Замена правой руки на левую; 2) Ошибки простран­ственного расположе­ния рук; 3) Путание левой и правой стороны и др. -связаны с дефектами движений рук в про­странстве, с наруше­нием пространствен­ного гнозиса: дисфун­кция теменно-заты-лочных отделов мозга
Конструктив­ный праксис Тест на иссле­дование про­странственного гнозиса, вос­приятия про­странства. 1) Копирование фигур, сделан­ных из палочек, спичек педаго­гом в том же пространствен­ном расположе­нии. 2) Копирование геометрических рисунков про­странственно ориентирован­ных По образцуI Ошибки простран­ственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга
Оральный праксис Артикулярный аппарат - губы, язык. 1) Надуть щеки; 2) Оскалить зубы; 3) Поцокать языком; 4) Вытянуть язык; 5) Вытянуть губы в трубоч­ку; 6) Подудеть, по­свистеть По образцу: Те же или дру­гие движения по речевой инст­рукции: «Надуй щеки», «Посвисти» и ДР- Элементы оральной апраксии встречаются при поражении ниж­них отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней
Символический праксис 1) Погрозить; 2) Попрощаться (рукой); 3) Сдуть пушин­ку с ладони; 4) Поздоровать­ся; 5) Поаплодиро­вать и др. По образцу Исследуется непроиз­вольный семантичес­кий уровень действий, действий ритуальных. /1сследуется подкор­ковый уровень двига­тельного анализатора

Дополнение к таблице 2

Сложные двигатель- ные программы. Реакция выбора. 1) Поднимание (неподнимание) рук в ответ на стук 2) Кулак палец Работа рук   1) На один стук – подними руку и сразу опусти. На два стука - не поднимай руку. 2) Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму палец, покажи мне кулак. Направлены на исследование высших форм организации двигательной сферы, ее связи с речью, регулирующей движения роли речи, на концентрацию внимания и активность дви­жений. Нарушения могут быть связаны со слабостью (дисфункцией) лобных и лобно-височных зон мозга. Возможные ошибки: эхопраксии, уподоб­ления, замедление, неконтролируемые движения, движения без инструкции.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.