Таблица 8
Тесты | ИнструкцияI | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 3 | 4 |
1. Показ частей своего тела | «Покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо». «Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз - нос -ухо» | Исследуется сохранность (нарушение) схемы тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях и ориентировке в пространстве, т.е. сома-то-пространственное восприятие. Нарушения в этих пробах могут говорить о дисфункции теменных и теменно-заты-лочных отделов левого и правого полушария |
2. Показ правой (и левой) рукой указанных педагогом предметов | «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру. Возьми левой рукой карандаш, правой рукой лист бумаги» | То же |
3. Разделение бумаги на левую и правую стороны | «Раздели линией (карандашом) лист бумаги на 2 части - левую и правую. Отметь правую сторону красным крестиком, левую — синим | То же |
4. Рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по показу и по речевой инструкции | «Рисуй на правой стороне круги, а на левой треугольники после того как я тебе: а) покажу круг или треугольник; б) скажу «круг» или «треугольник» | То же |
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов - справа или слева | «Дорисуй: - у собаки левое ухо; - у девочки правую Руку; - у стола левую ножку» и т.д. | То же |
6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки | «Назови этот палец, теперь - этот» и т.д. «Скажи, как называет ся этот палец у тебя, у меня...» | Нарушение называния пальцев может идти в синдроме амнестичёс-кой офазии, а нарушение узнавания - в син-' дроме агнозии поражения теменно-затылоч-ных отделов и левого, и правого полушария |
ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС
Таблица 9
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету | Лоскутки или картонные фигурки одинаковой формы,но разного цвета; карандаши | 1) Разложи все фигурки в разные стопки, чтобы в каждой были фигурки одного цвета. 2) Положи сюда все красные, а сюда все синие фигурки. 3) Скажи, какого цвета эта фигурка | Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение называния (а не узнавания) цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария |
III . ПАМЯТЬ
ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
В третьем и четвертом разделах обследуются память и внимание. Исследование памяти является важным для представления о состоянии не только познавательных процессов у ребенка,
но и речи, формирование и развитие которой тесно связано также и с состоянием мнестических процессов. Здесь исследуются общая и специальные виды памяти (зрительная, слухо-речевая, двигательная), произвольные и непроизвольные процессы запоминания и воспроизведения.
Исследование памяти является важным для понимания состояния психической деятельности ребенка, т.к. она играет существенную роль в развитии мышления, «общего поведения», регуляции деятельности. Исследования показывают, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется памятью. Кроме того, память участвует в формировании поведения ребенка, собственной его организации, мотивов поведения. Спиноза писал, что намерение - есть память.
Однако роль памяти в психической деятельности, в частности, в мышлении, меняется с возрастом. В раннем возрасте память как бы замещает мышление, для этого возраста мыслить - значит вспоминать. А у подростков - память играет лишь вспомогательную роль в мышлении, для них, наоборот, писал Л.С. Выготский, -«...вспоминать - это значит мыслить». Важным при исследовании памяти является ее связь с речью и речевая организация памяти. Развитие памяти у детей (и у взрослых) идет по линии ее опосредствования другими ВПФ или предметами («узелок на память», логические построения запоминания, образы-представления и др.). Собственно память отличается принципиально от опосредствованной памяти, которая является собственно организацией и включением других ВПФ в процесс запоминания - это более высокий этап развития памяти. При исследовании памяти у детей следует изучить способность детей к опосредствованному запоминанию (как. зону ближайшего развития).
Таблица 10
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Воспроизведение событий | События дня | «Расскажи, что ты сегодня делал?» | Исследуется процесс воспроизведения (актуализация прошлого) и процесс запоминания и воспроизведения. |
Прошлые события | «А что летом (зимой) делал, где был?» | Этот вид памяти нарушается при дисфункции глубинных структур мозга или при снижении корковой активности |
СЛУХО - РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ
Таблица 11
* «Повтори...» - проба на непосредственное воспроизведение. *" «Еще раз...» - это проба на отсроченное воспроизведение.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Повторение отдельных слов. | Слова: дом, стол, игла | По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом,стол, игла. Повтори еще раз те же слова». | |
Повторение серий слов | Серии слов: стол, звон, лес, шкаф | «Повтори: стол, звон. Еще раз».* «Повтори: лес, шкаф. Еще раз»** | |
2. Запоминание групп слов | 1-я группа слов: круг, земля,стол 2-я группа слов: день, собака, дерево | Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие -вторыми | Исследуются: 1) Объем запоминания; 2) Прочность запоминания; 3) Ретро-и проактивное торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга |
3. Запомина- ние двух смысловых рядовI | 1. Собака лает. 2. Дом горит | Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а ка кое 2-е? | Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложение (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хорошо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга |
4. Запомина- ние и повторе- ние фраз: а) непосредст- венное; б)отсрочен- ное, после пу- стой паузы; в) после пау- зы, заполнен- ной беседой (гомогенная интерферен- ция) | а) «Дети взяли корзинки и по- шли в лес». б) «Сегодня в школу пришел новый учитель по истории». (Пауза) в)«Я сначала сделала уро- ки, помогла маме вымыть посуду, а по- том пошла в кино» | а) «Повтори предложение и запомни его». б) «Повтори предложение и запомни». После паузы: «Скажи, какие ты запомнил предложения?» в) «Повтори и запомни предложение». Затем - пауза. Заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений - это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты | Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга. При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины) |
должен был запомнить» | |||
5. Запоминание пар фраз: - непосредственное; - отсроченное | 1. На ветке елки сидит красивый дятел. 2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой | Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. | Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повтори. Скажи 1-е предложение. Скажи 2-е предложение. Послушай внимательно все слова. Повтори все слова, которые запомнил | При запоминании предложений возможны: а)контаминации; б) замена одного предложения другим; * в)воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущей; г) отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводящей к невозможности актуализации предыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга |
6. Кривая памяти. Запоминание 10 слов | 10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пирог, звон, крест, колодец. В зависимости от возраста можно брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. Записываются все слова, порядок их воспроизведения и побочные слова (ассоциации) | Исследуется процесс, . динамика запоминания и воспроизведения, объем, прочность, точность воспроизведения тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 459.