ЗРИТЕЛЬНО - ПРЕДМЕТНАЯ ПАМЯТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица 12

Пробы Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2    3 4
1. Запоминание предметных кар­тинок Предметные кар­тинки. Для запо­минания предъявляются 2 картинки (с пос­ледующим увели­чением до 5). За­тем их смешива­ют с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки Непосредствен­ное запомина­ние. «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой груп­пы картинок». Отсроченное воспроизведение (после 5-10 мин.). «Найди снова картинки, которые ты за­помнил»  
2. Запоминание символических фигур Геометрические фигуры Повторить опыт с геометрически­ми фигурами так же, как с пред­метными картин­ками Исследуется за­поминание ма­лочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоми­нание
3. Опосредство­ванное запоми­нание От 2-х до 4-х предметных кар­тинок и разного цвета кружочки (или треугольни­ки). На каждую картинку накла­дывается кружок определенного цвета «Запомни эти картинки и посмотри, какого  цвета кружки лежат на них». Кар тинки убираются. Ребенку показывают кружки.  «Какая картинка  была под каким  кружком?» У старших  детей такой же опыт  можно провести ;о словами Исследуется  высокий уровень развития памяти, ее связи с другими

Дополнительные пробы

   Тесты

Материал

Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1

2

3 4
1.Запомина­ние и выбор заданных кар­тинок из дру­гих, которые составляют фон, а задан­ные - предмет действия

1. Для запоминания даются 2-3 картин­ки, которые являют­ся предметом дей­ствия. Они смеши­ваются с 8 другими картинками. Нужно найти заданные 2(3) картинки. За­тем даются 2-3 другие картинки, их надо запомнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-сти­мулы откладывают­ся в сторону после работы с ними и не смешиваются с кар­тинками, из которых каждый раз выби­раются заданные картинки

«Запомни эти картинки и найди их в другой группе картинок» I В этом опыте, про­веденном автором на большом коли­честве детей, об­наружилось: 1) дети младшего дошкольного воз­раста путают фо­новые и основные картинки;
 

 

  2) дети младшего школьного возра­ста также делают эти ошибки, но нередко исправ­ляют их; 3) третий тип ошибок - инерт­ность: дети выби­рают предыдущи-е картинки(пер­северации); 4)четвертый тип ошибок - конта­минации из всех

 

 

  групп, предлагае­мых для запоми­нания. Все ошибки гово­рят о несформи-рованности про­цессов памяти, о нарушении проч­ности следов, процессов выбо­ра, подвижности, что может нега­тивно влиять на формирование речи, мышления и в целом интеллек­туальной дея­тельности. Ошибки могут быть связаны с нарушением (дис­функцией): 1)лобных отде­лов мозга, а так­же и 2) затылочных. Ошибки в том и другом случае бу­дут разными. В 1-м случае - персеве-рации, контамина­ции и др.. во 2-м случае - смеше­ние фоновых и стимульных кар­тинок

2. Конфликт-

ная проба: за-

мещение од-

них картинок

другими

 

Во 2-й части опыта

наоборот - стимуль-

ные картинки стано-

вятся фоном, а фо-

новые - стимульны-

ми; из них даются

2-3 картинки для

запоминания

«Запомни эти картинки и найди их сре- ди других»     Исследуется диф- ференцированное восприятие и об- раз-представле- ние, дифференци- рованность и точ- ность запомина- ния и воспроизве­дения и роль

 

    сформированнос-ти зрительно-предметного вос­приятия для фор-мирования*гпамя-ти. Ошибки могут го­ворить о заинте­ресованности в патологии височ-но-затылочных отделов левого полушария
           

IV. ВНИМАНИЕ

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и пере­ключению, к распределению внимания. Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.

Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности . Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции. Невозможность форми­рования понятий «...заключена у дебилов ... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания» Выготский Л . С . Избранные психологические исследования, 1956. С. 425

следовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.

Поэтому к исследованию произволь­ного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифици­рованно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для поста­новки диагноза и последующей восстановительной работы.

Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4-5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников первых 2-3 классов объем внимания в 2-3 раза мень­ше , чем у взрослых . Полное внимание на уроке они могут сохра­нять не более 12-15 минут . Все это необходимо учитывать при обследовании.

Таблица 13

Пробы Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)  
1 2 3 4  
1. Тест на про- извольное вни- мание. Произ- вольное пос- ледовательное прослежива- ние ряда чисел (букв, предме- тов) и поиск нужного ряда (или отдель- ных элементов ряда) Таблица Шульта Предметы с недостаю- щими или лишними эле- ментами 1) Найди циф- ры от 1 до 15. 2) Найди крас- ные цифры от 15 до 1. 1) Чего здесь не хватает? 2) Что здесь лишнее? Исследуется объем внимания, скорость. подвижность и утомляе- мость. Исследуется концентра- ция внимания. Наруше- ние этого процесса свя- зано с дисфункцией лобных отделов мозга  
2. Поиск за- данной кар- тинки (фигу- ры) среди Предметные картинки, гео- метрические фигуры «Найди эту картинку» (по- казывается картинка). Исследуется избира- тельность внимания Нарушение может быть связано с дефектами  
ряда других     «Найди эту фигуру» (пока- зывается гео- метрическая фигура). Картинки, фи- гуры и др. ма- териал - все- гда перед гла- зами ребенка. т.к. это опыт не на запоми- нание, а на внимание лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудно- сти восприятия карти мок    
3. Тест на не- произвольное внимание. Припоминание предметов, на-   Закрой глаза и скажи, что ле- жит на столе; что стоит в комнате Исследуется распреде- ление внимания  
ходящихся в        
комнате, с ко-        
торыми рабо-        
тали        
4. Тест на ус- Таблицы Ан- Вычеркивай во Исследуется точность,  
тойчивость филова Крепи- всех строчках: прочность внимания  
внимание. По-/ лина 1) только бук- сосредоточенность,'  
иск указанных   ву А; распределение внима-  
фигур, пред-   2) буквы Е и И. ния, работоспособность  
метов, карти-   Будь внимате-    
нок, букв и др.   лен    
среди ряда        
других        
5. Тест на Предметы 1) Возьми ка- Нарушение внимания  
связь слова с   рандаш, поло- влечет за собой не-  
вниманием.   жи его в кар- сформированность по-  
Слово - указа-   ман; знавательных процес-  
тель внима-   2) Встань и по- сов, интеллекта и пове-  
ния. Выполне-   смотри в окно; дения.  
ние диффе-   3) Возьми ка- Нарушение регулирую-  
ренцирован-   рандаш и на- щей роли речи (слова)  
ных действий   рисуй дерево указывает на дисфунк-  
по речевой ин-   и т.д. цию лобных или глубин-  
струкции     ных структур мозга  

Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда дос­таточно одной первой пробы.

V . РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Речь - одна из основных высших психических функций, которая должна быть обследована весьма тщательно. Известно, что речь I детей формируется на основе восприятия окружающего пред-, метного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного воспри ятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет пер- \ воначальный образ-представление и рост словаря прямо связан : с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи - предметных образов. Сле дует также вспомнить , что первыми словами у детей являются не названия предметов , а действий , т . е . глаголов . Важной яв-

ляется та роль речи, которую она выполняет в психической дея­тельности человека - она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, те. речь, форми-руясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосредсшования ВПФ, их связывания и организации.

Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи; понимания' обращенной речи и невербальных средств - жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автомати­зированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. Пос­ле этого исследуются произвольные формы устной речи - повто­рение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пересказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части ( понимание текста , фразы , слов ). Материал исследова­ния - вербальный и картиночный - должен быть высокочастот­ным , знакомым , объем не должен превышать 7+2. Вербальный и картиночный материал должен отвечать следующим харак­теристикам : а ) частотность ( частота встречаемости слова , картинки у детей соответствующего возраста ); б ) субъектив­ная частотность ( собственный словарь ребенка ); в ) знако мость ; г ) нейтральная эмоциональная насыщенность ; д ) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов , фонетический состав слова - средняя и легкая сложность .

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Таблица 14

Тесты материал инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Спонтанная речь. Метод беседы Беседа с ре- бенком на близкую ему тему Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун? Могут быть: 1) Ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе; 2) Ошибки - отсутствие ответа, эхолалии и пер- северации и др.
2. Диалогичес­кая речь. Ме­тод коротких вопросов и от­ветов Короткие пос­ледователь­ные вопросы и ответы   Темы: «О шко­ле», «Что ты делал во вре­мя каникул» и ДР. 3) Неадекватные отве­ты - эти и другие по­добные речевые реак­ции могут говорить о дисфункции задне-лоб-ных и лобных отделов; 4) Соскальзывание на побочные ассоциации -дисфункция лобных от­делов; 5) Трудности подбора слов, построения фра­зы, слов - возможна дисфункция теменно-височных отделов
Автоматизиро­ванная речь Произнесение цифрового ряда от 1 до 10. Называние дней недели, месяцев Просчитай от 1 до 10, а те­перь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь. Назови подряд дни недели: понедельник... Могут быть литераль­ные (моторные и сен­сорные) парафазии, аг-рамматизмы (разного происхождения). Следу­ет точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы поражения и топику дис­функции мозговых зон
Повторная речь а) Повторение: 1)звуков: а, о, у. б, к, п, д, л, т, н, х, р, ч; 2) дизъюнкт­ных пар зву­ков: б-н, к-с, м-р; 3)оппозицион­ных пар зву­ков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др. 4) серий зву­ков: би-ба-бо, бо-би-ба и др. Материал для повторения подается по одному эле­менту (звук, слог, слово и т.д.). Рот педа­гога прикрыт. «Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внима­тельно и по­вторяй. А те­перь повторяй пары звуков» и т.д. Ошибки повторения оп­позиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов мотори­ки. Проверять с помо­щью другого индикато­ра. Дефекты переклю­чения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лоб-ных отделов мозга или общем снижении корко­вой активности
I б) Повторение слов: окно, по­толок, дом, дым, балка, палка Повторяй за мной. Слушай внимательно Ошибки повторения слов могут быть связа­ны с разными причина- ми, поэтому важно ква­лифицировать эти ошибки: 1) С нарушением фоне­матического слуха (ви­сочные отделы - 22 поле); 2) С инертностью рече­вого процесса (персеве­рации, контаминации) -задне-лобные отделы; 3) С нарушением слухо-речевой памяти (2-я ви­сочная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (лите­ральные моторные па­рафазии и др.)
  г) Повторение фраз (посте­пенно увели­чивать объем предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка по­шла в лес. Мальчик игра­ет в мяч   Исследуется слухо-ре-чевая память, объем слухового восприятия. Возможные ошибки -неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии могут говорить о дис­функции височных отде­лов; контаминации, пер­северации элементов предыдущих фраз воз­можны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов
Активная речь а) рассказ по сюжетной кар­тинке (частот­ной, т.е. извес­тной ребенку, и неизвестной; б) собствен­ное сочинение (устный рас­сказ на задан­ную тему) Расскажи, по­жалуйста, что здесь нарисо­вано. Только складно и под­робно.Расскажи о чем хочешь, ну, например, о зиме Исследуется актив­ность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие пара­фазии, аграмматизмов, соскальзывания на по­бочные ассоциации,со­ответствие сюжету кар­тинки и др. Эта проба многозначна, с ее помо­щью исследуется слухо- речевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике - ли­теральные и вербаль­ные парафазии, бед­ность лексического со­става, грамматика речи (поражение речевых зон), связность выс­кальзывания, адекват­ность, понимание сюже­та и его смысла (пора­жение лобных зон моз-га)
Номинативная речь Называние предметов по предметным картинкам (5— 7 в поле зре­ния) Понимание и называние ча­стей тела -нос, глаз, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы Назови мне эту картинку (указывается), а теперь - эту и т.д. Затем по 2 - назови эту и эту. Затем по 3 Покажи на себе - где у тебя нос, глаз и т.д. А теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назо­ви, что это та­кое (указыва­ется на нос, глаз и т.д.) Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (лите­ральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и ви­сочных отделов левого полушария Дефекты называния ча­стей тела могут гово­рить о нарушении сома-то-пространственных ощущений, о дисфунк­ции теменных отделов мозга

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Таблица 15

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Метод пони­мания и вы- Фразы: 1. Закрой глаза. Я тебе буду давать задания, а ты вни- Понимание наибо­лее упроченных ре-
полнения вер­бальных инст­рукций 2. Открой рот. 3. Положи руки. 4. Встань, по­дойди к двери, вернись сюда I мательно слушай и выполняй чевых инструкций нарушается при дисфункции височ­ных отделов. Одна­ко, чаще всего по нимание этих инст­рукций сохранено
2. Понимание обращенной речи. Метод беседы Обычная бы­товая беседа. «Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Ка­кая сегодня погода? Ты любишь заня­тия со мной?» Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне воп­рос, а я тебе отве­чу Лучше всего вопро­сы задавать раз­ные по содержа­нию, внеконтекст-ные, не связанные с общей темой, тог­да сразу обнару­жится нарушение понимания. И этот дефект скорее все­го будет связан с дисфункцией ви­сочных отделов
3. Понимание предметных слов. Метод показа назван­ных предме­тов (объектов) 1. Предметные картинки. 2. Окружаю­щие предметы Сначала по одно­му предмету, за­тем - по два, по три. Покажи «стол», «яблоко». Покажи ложку и яблоко и т.д. Увеличение объема может привести к ошибкам: 1) Забывание пос­ледующих слов; 2) Замена одной картинки другой; 3) Отказ; 4) Показ неадекват­ных картинок. Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной изви­лины
4. Понимание фраз. Метод понимания фраз Короткие про­стые по грам­матической структуре фразы. Пока­затель пони­мания (инди­катор) - показ соответствую- щих фразе картинок Покажи картинку, на которой нарисо­вано: «мальчик сидит на стуле», «на столе стоят цветы»  
5. Фонемати- ческий спух Отдельные звуки: -дизъюнктные: а-к, б-л;т-ш -оппозицион- ные: б, п, т. д (дается только по 1 звуку) Индикатор - повто- рение. Повторяй за мной с закрытыми глазами. Индикатор буква. Я назову звук, а ты найди соответству- ющую букву (из 3-- 4-х - Б, П, Г, Д или А, К, О, Р) Индикатор - условно-рефлекторная реакция Если я назову Б, ты под­ними руку, а если я назову П, не под- нимай   Ошибки замены оппозиционных зву- ков говорят о нали- чии сенсорной афа- зии (о дисфункции верхней височной извилины -- 22 поле)

Дата: 2019-07-24, просмотров: 336.