Таблица 12
Пробы | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Запоминание предметных картинок | Предметные картинки. Для запоминания предъявляются 2 картинки (с последующим увеличением до 5). Затем их смешивают с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки | Непосредственное запоминание. «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы картинок». Отсроченное воспроизведение (после 5-10 мин.). «Найди снова картинки, которые ты запомнил» | |
2. Запоминание символических фигур | Геометрические фигуры | Повторить опыт с геометрическими фигурами так же, как с предметными картинками | Исследуется запоминание малочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоминание |
3. Опосредствованное запоминание | От 2-х до 4-х предметных картинок и разного цвета кружочки (или треугольники). На каждую картинку накладывается кружок определенного цвета | «Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружки лежат на них». Кар тинки убираются. Ребенку показывают кружки. «Какая картинка была под каким кружком?» У старших детей такой же опыт можно провести ;о словами | Исследуется высокий уровень развития памяти, ее связи с другими |
Дополнительные пробы
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1.Запоминание и выбор заданных картинок из других, которые составляют фон, а заданные - предмет действия | 1. Для запоминания даются 2-3 картинки, которые являются предметом действия. Они смешиваются с 8 другими картинками. Нужно найти заданные 2(3) картинки. Затем даются 2-3 другие картинки, их надо запомнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-стимулы откладываются в сторону после работы с ними и не смешиваются с картинками, из которых каждый раз выбираются заданные картинки | «Запомни эти картинки и найди их в другой группе картинок» | I В этом опыте, проведенном автором на большом количестве детей, обнаружилось: 1) дети младшего дошкольного возраста путают фоновые и основные картинки; | ||
| 2) дети младшего школьного возраста также делают эти ошибки, но нередко исправляют их; 3) третий тип ошибок - инертность: дети выбирают предыдущи-е картинки(персеверации); 4)четвертый тип ошибок - контаминации из всех | ||||
|
| групп, предлагаемых для запоминания. Все ошибки говорят о несформи-рованности процессов памяти, о нарушении прочности следов, процессов выбора, подвижности, что может негативно влиять на формирование речи, мышления и в целом интеллектуальной деятельности. Ошибки могут быть связаны с нарушением (дисфункцией): 1)лобных отделов мозга, а также и 2) затылочных. Ошибки в том и другом случае будут разными. В 1-м случае - персеве-рации, контаминации и др.. во 2-м случае - смешение фоновых и стимульных картинок | |||
2. Конфликт- ная проба: за- мещение од- них картинок другими
| Во 2-й части опыта наоборот - стимуль- ные картинки стано- вятся фоном, а фо- новые - стимульны- ми; из них даются 2-3 картинки для запоминания | «Запомни эти картинки и найди их сре- ди других» | Исследуется диф- ференцированное восприятие и об- раз-представле- ние, дифференци- рованность и точ- ность запомина- ния и воспроизведения и роль | ||
| сформированнос-ти зрительно-предметного восприятия для фор-мирования*гпамя-ти. Ошибки могут говорить о заинтересованности в патологии височ-но-затылочных отделов левого полушария | ||||
IV. ВНИМАНИЕ
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.
Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности . Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции. Невозможность формирования понятий «...заключена у дебилов ... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания» Выготский Л . С . Избранные психологические исследования, 1956. С. 425
следовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.
Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последующей восстановительной работы.
Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4-5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников первых 2-3 классов объем внимания в 2-3 раза меньше , чем у взрослых . Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12-15 минут . Все это необходимо учитывать при обследовании.
Таблица 13
Пробы | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Тест на про- извольное вни- мание. Произ- вольное пос- ледовательное прослежива- ние ряда чисел (букв, предме- тов) и поиск нужного ряда (или отдель- ных элементов ряда) | Таблица Шульта Предметы с недостаю- щими или лишними эле- ментами | 1) Найди циф- ры от 1 до 15. 2) Найди крас- ные цифры от 15 до 1. 1) Чего здесь не хватает? 2) Что здесь лишнее? | Исследуется объем внимания, скорость. подвижность и утомляе- мость. Исследуется концентра- ция внимания. Наруше- ние этого процесса свя- зано с дисфункцией лобных отделов мозга | |
2. Поиск за- данной кар- тинки (фигу- ры) среди | Предметные картинки, гео- метрические фигуры | «Найди эту картинку» (по- казывается картинка). | Исследуется избира- тельность внимания Нарушение может быть связано с дефектами | |
ряда других | «Найди эту фигуру» (пока- зывается гео- метрическая фигура). Картинки, фи- гуры и др. ма- териал - все- гда перед гла- зами ребенка. т.к. это опыт не на запоми- нание, а на внимание | лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудно- сти восприятия карти мок | ||
3. Тест на не- произвольное внимание. Припоминание предметов, на- | Закрой глаза и скажи, что ле- жит на столе; что стоит в комнате | Исследуется распреде- ление внимания | ||
ходящихся в | ||||
комнате, с ко- | ||||
торыми рабо- | ||||
тали | ||||
4. Тест на ус- | Таблицы Ан- | Вычеркивай во | Исследуется точность, | |
тойчивость | филова Крепи- | всех строчках: | прочность внимания | |
внимание. По-/ | лина | 1) только бук- | сосредоточенность,' | |
иск указанных | ву А; | распределение внима- | ||
фигур, пред- | 2) буквы Е и И. | ния, работоспособность | ||
метов, карти- | Будь внимате- | |||
нок, букв и др. | лен | |||
среди ряда | ||||
других | ||||
5. Тест на | Предметы | 1) Возьми ка- | Нарушение внимания | |
связь слова с | рандаш, поло- | влечет за собой не- | ||
вниманием. | жи его в кар- | сформированность по- | ||
Слово - указа- | ман; | знавательных процес- | ||
тель внима- | 2) Встань и по- | сов, интеллекта и пове- | ||
ния. Выполне- | смотри в окно; | дения. | ||
ние диффе- | 3) Возьми ка- | Нарушение регулирую- | ||
ренцирован- | рандаш и на- | щей роли речи (слова) | ||
ных действий | рисуй дерево | указывает на дисфунк- | ||
по речевой ин- | и т.д. | цию лобных или глубин- | ||
струкции | ных структур мозга |
Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда достаточно одной первой пробы.
V . РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Речь - одна из основных высших психических функций, которая должна быть обследована весьма тщательно. Известно, что речь I детей формируется на основе восприятия окружающего пред-, метного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного воспри ятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет пер- \ воначальный образ-представление и рост словаря прямо связан : с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи - предметных образов. Сле дует также вспомнить , что первыми словами у детей являются не названия предметов , а действий , т . е . глаголов . Важной яв-
ляется та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека - она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, те. речь, форми-руясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосредсшования ВПФ, их связывания и организации.
Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи; понимания' обращенной речи и невербальных средств - жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи - повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пересказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части ( понимание текста , фразы , слов ). Материал исследования - вербальный и картиночный - должен быть высокочастотным , знакомым , объем не должен превышать 7+2. Вербальный и картиночный материал должен отвечать следующим характеристикам : а ) частотность ( частота встречаемости слова , картинки у детей соответствующего возраста ); б ) субъективная частотность ( собственный словарь ребенка ); в ) знако мость ; г ) нейтральная эмоциональная насыщенность ; д ) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов , фонетический состав слова - средняя и легкая сложность .
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Таблица 14
Тесты | материал | инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Спонтанная речь. Метод беседы | Беседа с ре- бенком на близкую ему тему | Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун? | Могут быть: 1) Ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе; 2) Ошибки - отсутствие ответа, эхолалии и пер- северации и др. |
2. Диалогическая речь. Метод коротких вопросов и ответов | Короткие последовательные вопросы и ответы | Темы: «О школе», «Что ты делал во время каникул» и ДР. | 3) Неадекватные ответы - эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции задне-лоб-ных и лобных отделов; 4) Соскальзывание на побочные ассоциации -дисфункция лобных отделов; 5) Трудности подбора слов, построения фразы, слов - возможна дисфункция теменно-височных отделов |
Автоматизированная речь | Произнесение цифрового ряда от 1 до 10. Называние дней недели, месяцев | Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь. Назови подряд дни недели: понедельник... | Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аг-рамматизмы (разного происхождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон |
Повторная речь | а) Повторение: 1)звуков: а, о, у. б, к, п, д, л, т, н, х, р, ч; 2) дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р; 3)оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др. 4) серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др. | Материал для повторения подается по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт. «Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков» и т.д. | Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лоб-ных отделов мозга или общем снижении корковой активности |
I | б) Повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка | Повторяй за мной. Слушай внимательно | Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причина- ми, поэтому важно квалифицировать эти ошибки: 1) С нарушением фонематического слуха (височные отделы - 22 поле); 2) С инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) -задне-лобные отделы; 3) С нарушением слухо-речевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии и др.) |
г) Повторение фраз (постепенно увеличивать объем предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч | Исследуется слухо-ре-чевая память, объем слухового восприятия. Возможные ошибки -неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии могут говорить о дисфункции височных отделов; контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов | ||
Активная речь | а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребенку, и неизвестной; б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему) | Расскажи, пожалуйста, что здесь нарисовано. Только складно и подробно.Расскажи о чем хочешь, ну, например, о зиме | Исследуется активность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазии, аграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации,соответствие сюжету картинки и др. Эта проба многозначна, с ее помощью исследуется слухо- речевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике - литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность выскальзывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла (поражение лобных зон моз-га) |
Номинативная речь | Называние предметов по предметным картинкам (5— 7 в поле зрения) Понимание и называние частей тела -нос, глаз, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы | Назови мне эту картинку (указывается), а теперь - эту и т.д. Затем по 2 - назови эту и эту. Затем по 3 Покажи на себе - где у тебя нос, глаз и т.д. А теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое (указывается на нос, глаз и т.д.) | Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов левого полушария Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сома-то-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга |
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Таблица 15
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Метод понимания и вы- | Фразы: 1. Закрой глаза. | Я тебе буду давать задания, а ты вни- | Понимание наиболее упроченных ре- |
полнения вербальных инструкций | 2. Открой рот. 3. Положи руки. 4. Встань, подойди к двери, вернись сюда I | мательно слушай и выполняй | чевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего по нимание этих инструкций сохранено |
2. Понимание обращенной речи. Метод беседы | Обычная бытовая беседа. «Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?» | Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу | Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекст-ные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов |
3. Понимание предметных слов. Метод показа названных предметов (объектов) | 1. Предметные картинки. 2. Окружающие предметы | Сначала по одному предмету, затем - по два, по три. Покажи «стол», «яблоко». Покажи ложку и яблоко и т.д. | Увеличение объема может привести к ошибкам: 1) Забывание последующих слов; 2) Замена одной картинки другой; 3) Отказ; 4) Показ неадекватных картинок. Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины |
4. Понимание фраз. Метод понимания фраз | Короткие простые по грамматической структуре фразы. Показатель понимания (индикатор) - показ соответствую- щих фразе картинок | Покажи картинку, на которой нарисовано: «мальчик сидит на стуле», «на столе стоят цветы» | |
5. Фонемати- ческий спух | Отдельные звуки: -дизъюнктные: а-к, б-л;т-ш -оппозицион- ные: б, п, т. д (дается только по 1 звуку) | Индикатор - повто- рение. Повторяй за мной с закрытыми глазами. Индикатор буква. Я назову звук, а ты найди соответству- ющую букву (из 3-- 4-х - Б, П, Г, Д или А, К, О, Р) Индикатор - условно-рефлекторная реакция Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не под- нимай | Ошибки замены оппозиционных зву- ков говорят о нали- чии сенсорной афа- зии (о дисфункции верхней височной извилины -- 22 поле) |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 384.