Исследования Л.С. Выготского показали, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы «базу» для развития более сложных психических функций. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие восприятия различной модальности : зрительное предметное восприятие , восприятие пространства и пространственных отношений предметов , дифференцированный процесс звукоразличения , тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. - создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу на которой начинает формироваться речь . А позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их.
В этом разделе обследуются процессы восприятия разной модальности слухового, оптического, тактильного гнозиса. Исследуются процессы:
1) Зрительно - предметного восприятия :
а) узнавание предметов и изображений предметов на картинке;
б) узнавание «зашумленных» (перечеркнутых, пунктирных, стилизованных) предметных картинок;
в) узнавание символических изображений: геометрических фигур, букв;
г) узнавание цвета;
д) узнавание пальцев руки (по инструкции «покажи такой же палец»).
2) Акустического восприятия :
а) оценка ритмов;
б) воспроизведение ритмов;
в) узнавание предметов по соответствующему звучанию (шум дождя, шум поезда и т.д.).
3) Кожно - кинетического восприятия :
а) узнавание предмета на ощупь по тактильному ощущению (стереогноз), в этом случае восприятие и опознание производится только по показу (без слова!).
АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС
А ) Неречевой слух : исследование процесса
Восприятия неречевых звуков
( акустических образов - восприятия - представлений )
Таблица 3
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Шелест бумаги. 2. Звон ложечки о стакан и др. 3. С магнитофона: -шум дождя; - шум поезда; - пение птиц. 4. Мелодия знакомой песни без слов | Неречевые звуки, шумы | Внимательно послушай звучание и скажи, что это такое, или покажи предмет, звук которого ты слышишь. Ты слышал9 Узнай, что это такое, и назови, или покажи картинку. Послушай и скажи, какая это песня | Исследуется: Слуховое внимание. Дифференцирован ное восприятие бы товых звуков, звучаний, шумов. Исследуется наличие слуховых пред метных образов. Исследуется музыкальный слух. Неузнавание неречевых звуков, музыкальных и песен- |
ных мотивов может говорить о дисфункции теменно-ви-сочных отделов правого полушария |
б ) слухо - моторные координации
Таблица 4
Тесты | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 3 | 4 |
Ритмы: 1. Оценка ритмов. | Со слуха: Скажи, по скольку раз | Ошибки восприятия ритмов и их оценки го- |
Воспроизведение: | я стучала? Послушай вниматель- | ворят о дисфункции верхне-височных отде- |
но и стучи так, как я. | лов левого полушария. | |
2. Выполнение по образцу (постукивание | и др. | Ошибки воспроизведения - это ошибки мото- |
пальцем или каранда- | рики: лишние удары - | |
шом). | возможно заинтересованы теменно-височ-ные отделы, недостаточность ударов,замедленность, персеверация и др. - возможно задне-лобные отделы. | |
3. По речевой инструк- | Стучи по 2 раза, те- | Оценка ошибок позво- |
ции | перь по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори. Два | лит уточнить - это дисфункция премоторных, задне-лобных отделов |
сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и | коры левого полушария, или дисфункция афферентных систем | |
т.д. | нижне-теменных отделов мозга. | |
3 первом случае ошибки по типу персевераций, во втором - замедленность, моторные трудности выполнения |
2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС ( восприятие , образы - представления )
Таблица 5
Тесты | Материал I | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выбор картинки по слову, наименованию. | 1. Реальные предметы. 2. Предметные картинки. | «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.» | Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункций средне-височных отделов левого полушария |
2. Называние. | 3. Контурные изображения. 4. Перечеркнутые изображения. 5. Конфликтные фигуры («кентавры»): | «Что здесь нарисовано - назови». «Назови». | Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе (контурные, перечеркнутые предметы и др.): исследуется вычленение существенных признаков предмета |
3. Выбор из 3-х предметных картинок | Корова, лошадь, тигр; медведь, свинья, баран | «Найди такой же предмет» (дается картинка, задача - узнать и выбрать такую же) | Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их знание. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга |
4. Выбор частей целого | «Найди элементы, из которых состоит это животное" | Исследуется дифференцированное восприятие, вычленение существенных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представление предмета -(средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга) | |
Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур | Буквы, цифры, геометрические фигуры | Дается 1 буква (цифра, геометрическая фигура), задача - выбрать такую же из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв» | Исследуется сохранность (несохранность) перцепторного образа и образа-представле- НИЯ. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга , так как у них отсутствует аналитическое поведение , которое есть у детей с первичной агнозией . Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку |
Копирование фигур | Геометрические фигуры, буквы, цифры. Предметы -яблоко, огурец | «Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно» | Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов. Исследуется сформиро-ванность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий 'предметный и символический уровни) |
Рисование по слову | Предметы: яблоко, стол, девочка, мама, папа | «Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно» | Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи |
Дорисовывание до целого | Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами | «Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его». (Если ребенок не узнал,то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его» и т.д. | Исследуются сохранности конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО |
Дорисовывание предметных изображений | Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и др.) | «Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого» | Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить 0 поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон |
Определение недостающих элементов | Картинки с недостающими элементами | «Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок» | То же |
Дорисовывание до любого предмета | Различные геометрические и другие фигуры | «Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов» | Исследуются сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом - воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный качественный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топический диагноз |
Все эти тесты направлены на исследование акустического и зрительного восприятия, на исследование предметных образов-представлений слуховых и зрительных, т.е. на исследование тех психологических основ, которые являются базой для формирования и развития речи и интеллекта. На более поздних этапа#'раз-вития ВПФ речь начинает влиять на развитие других ВПФ, формируется ее организующая роль, она начинает влиять на развитие познавательных и интеллектуальных процессов. Ошибки при выполнении этих тестов могут быть связаны с поражением, дисфункцией или недоразвитием височной зоны и зоны ТРО левого полушария, т.е. височно-теменно-затылочной зоны. Количество тестов можно сократить, если после двух-трех тестов становится ясной картина сохранности (или нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений.
ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС
Таблица 6
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тактильное опознание: ощупывание пред мета с закрытыми глазами | Ключ, часы, скрепка, монета и др. | «Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или не раскрывая руки найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе» | Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-ки-нестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 422.