II . ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ . ВОСПРИЯТИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследования Л.С. Выготского показали, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы «базу» для развития более сложных пси­хических функций. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может раз­виваться речь без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие восприятия различной модальности : зрительное предметное восприятие , восприятие пространства и пространственных отношений предметов , дифференцированный процесс звукоразличения , тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. - создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для форми­рования образов реального предметного мира, создает ту пер­вичную базу на которой начинает формироваться речь . А поз­же речь в свою очередь начинает оказывать существенное влия­ние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их.

В этом разделе обследуются процессы восприятия разной мо­дальности слухового, оптического, тактильного гнозиса. Исс­ледуются процессы:

1) Зрительно - предметного восприятия :

а) узнавание предметов и изображений предметов на картин­ке;

б) узнавание «зашумленных» (перечеркнутых, пунктирных, сти­лизованных) предметных картинок;

в) узнавание символических изображений: геометрических фигур, букв;

г)  узнавание цвета;

д) узнавание пальцев руки (по инструкции «покажи такой же палец»).

2) Акустического восприятия :

а) оценка ритмов;

б) воспроизведение ритмов;

в) узнавание предметов по соответствующему звучанию (шум дождя, шум поезда и т.д.).

3) Кожно - кинетического восприятия :

а) узнавание предмета на ощупь по тактильному ощущению (стереогноз), в этом случае восприятие и опознание производит­ся только по показу (без слова!).

АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС

А ) Неречевой слух : исследование процесса

Восприятия неречевых звуков

( акустических образов - восприятия - представлений )

Таблица 3

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Шелест бу­маги. 2. Звон ложеч­ки о стакан и др. 3. С магнито­фона: -шум дождя; - шум поезда; - пение птиц. 4. Мелодия знакомой пес­ни без слов Неречевые звуки, шумы Внимательно по­слушай звучание и скажи, что это та­кое, или покажи предмет, звук кото­рого ты слышишь. Ты слышал9 Узнай, что это та­кое, и назови, или покажи картинку. Послушай и скажи, какая это песня Исследуется: Слуховое внима­ние. Дифференцирован ное восприятие бы товых звуков, зву­чаний, шумов. Исследуется нали­чие слуховых пред метных образов. Исследуется музы­кальный слух. Не­узнавание нерече­вых звуков, музы­кальных и песен-
      ных мотивов может говорить о дисфун­кции теменно-ви-сочных отделов правого полушария

б ) слухо - моторные координации

Таблица 4

Тесты Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 3 4
Ритмы: 1. Оценка ритмов. Со слуха: Скажи, по скольку раз Ошибки восприятия ритмов и их оценки го-
Воспроизведение: я стучала? Послушай вниматель- ворят о дисфункции верхне-височных отде-
  но и стучи так, как я. лов левого полушария.
2. Выполнение по об­разцу (постукивание  и др. Ошибки воспроизведе­ния - это ошибки мото-
пальцем или каранда-   рики: лишние удары -
шом).   возможно заинтересо­ваны теменно-височ-ные отделы, недоста­точность ударов,за­медленность, персеве­рация и др. - возмож­но задне-лобные отде­лы.
3. По речевой инструк- Стучи по 2 раза, те- Оценка ошибок позво-
ции перь по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори. Два лит уточнить - это дис­функция премоторных, задне-лобных отделов
  сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и коры левого полуша­рия, или дисфункция афферентных систем
  т.д. нижне-теменных отде­лов мозга.
    3 первом случае ошиб­ки по типу персевера­ций, во втором - за­медленность, мотор­ные трудности выпол­нения

2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС ( восприятие , образы - представления )

Таблица 5

Тесты Материал I Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Выбор кар­тинки по сло­ву, наименова­нию. 1. Реальные предметы. 2. Предметные картинки. «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.» Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункций средне-височных отде­лов левого полушария
2. Называние. 3. Контурные изображения. 4. Перечеркну­тые изображе­ния. 5. Конфликт­ные фигуры («кентавры»): «Что здесь на­рисовано - на­зови». «Назови». Если предыдущая про­ба на простое узнава­ние выполнена, то сле­дует перейти к сенсиби­лизированной пробе (контурные, перечерк­нутые предметы и др.): исследуется вычлене­ние существенных при­знаков предмета
3. Выбор из 3-х предмет­ных картинок Корова, ло­шадь, тигр; медведь, сви­нья, баран «Найди такой же предмет» (дается картин­ка, задача - уз­нать и выб­рать такую же) Исследуется точность и дифференцированность восприятия пред­метов, их знание. Ошибки в выполнении возможны при дисфунк­ции затылочных и лоб­ных отделов мозга
4. Выбор час­тей целого   «Найди эле­менты, из ко­торых состоит это животное" Исследуется диффе­ренцированное воспри­ятие, вычленение суще­ственных признаков, процесс сравнения, це­лостный образ-пред­ставление предмета -(средне-височные отде­лы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга)
Опознание и выбор букв, цифр, геомет­рических фи­гур   Буквы, цифры, геометричес­кие фигуры Дается 1 буква (цифра, гео­метрическая фигура), зада­ча - выбрать такую же из имеющихся трех. «Найди такую же сре­ди этих трех букв» Исследуется сохран­ность (несохранность) перцепторного образа и образа-представле- НИЯ. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылоч­ных отделов, которая ведет к предметной аг­нозии. Однако эти же ошибки могут допус­кать дети с дисфунк­цией лобных систем мозга , так как у них отсутствует анали­тическое поведение , которое есть у детей с первичной агнозией . Они не вычленяют су­щественных признаков объекта и делают зак­лючение о предмете по одному случайному признаку
Копирование фигур Геометричес­кие фигуры, буквы, цифры. Предметы -яблоко, огурец «Срисуй то, что видишь. Старайся сри­совать точно» Исследуется восприя­тие и воспроизведение символических и быто­вых фигур, часто встре­чающихся предметов. Исследуется сформиро-ванность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представле­ний. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполне­нии 1-го и 2-го заданий 'предметный и симво­лический уровни)
Рисование по слову Предметы: яб­локо, стол, де­вочка, мама, папа «Нарисуй яб­локо. Поста­райся нарисо­вать хорошо и точно» Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-мо­торная и семантическая связи
Дорисовыва­ние до целого Недорисован­ные предметы, предметные картинки с не­достающими элементами «Посмотри, уз­наешь этот предмет? До­рисуй его». (Если ребенок не узнал,то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его» и т.д. Исследуются сохранно­сти конкретных пред­метных образов-пред­ставлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или пора­жении затылочных от­делов мозга или зоны ТРО
Дорисовыва­ние предмет­ных изображе­ний Рисунки пред­метов (стол без ножки, чайник без ручки и др.) «Это что та­кое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дори­суй этот пред­мет до цело­го» Исследуется сохран­ность (нарушение) про­странственного воспри­ятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить 0 поражении (или дис­функции) теменных или теменно-затылочных зон
Определение недостающих элементов Картинки с не­достающими элементами «Скажи, чего здесь не хва­тает. Найди среди этих картинок» То же
Дорисовыва­ние до любого предмета Различные геометричес­кие и другие фигуры «Дорисуй до любого пред­мета. Пред­ставь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов» Исследуются сохран­ность объема образов, их динамики, богатства, в целом - воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции заты­лочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных от­делов мозга. Следует провести точ­ный дифференцирован­ный качественный ана­лиз ошибок и поведе­ния ребенка при выпол­нении этой пробы и только на этой основе ставить топический ди­агноз

Все эти тесты направлены на исследование акустического и зрительного восприятия, на исследование предметных образов-представлений слуховых и зрительных, т.е. на исследование тех психологических основ, которые являются базой для формирова­ния и развития речи и интеллекта. На более поздних этапа#'раз-вития ВПФ речь начинает влиять на развитие других ВПФ, форми­руется ее организующая роль, она начинает влиять на развитие познавательных и интеллектуальных процессов. Ошибки при вы­полнении этих тестов могут быть связаны с поражением, дисфун­кцией или недоразвитием височной зоны и зоны ТРО левого по­лушария, т.е. височно-теменно-затылочной зоны. Количество те­стов можно сократить, если после двух-трех тестов становится яс­ной картина сохранности (или нарушения) зрительного восприя­тия и образов-представлений.

ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС

Таблица 6

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
Тактильное опознание: ощупывание пред мета с закрытыми глазами Ключ, часы, скрепка, моне­та и др. «Закрой глаза, я положу тебе в руку пред­мет. Ты сожми руку и назови его, или не рас­крывая руки найди этот предмет среди предметов, ко­торые лежат на столе» Исследуется тактиль­ный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощуще­нию. Ошибки опознания могут говорить о дис­функции зоны кожно-ки-нестетического анали­затора, о дисфункции теменных отделов моз­га

Дата: 2019-07-24, просмотров: 375.