VI . АГРАФИЯ . ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Письмо является сложным психическим процессом, который нельзя относить либо только к речи, либо к системным и произ­вольным процессам восприятия или к двигательной сфере Оно является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу и восприятия размен мо­дальности, и предметных действий, и тонкую моторику, с одной стороны, и сформированность поведения (намерений, внимания и др.) - с другой.

Известно, что генез письма и чтения отличается от генезиса устной речи, их мозговые основы также различны, поэтому нару­шения или несформированность письма и чтения у детей млад шего школьного возраста будут иметь механизмы нарушения, формы протекания дефекта, степень тяжести, методы восстанов­ления равные для устной и письменной речи.

Письмо и письменная речь требуют для своего формирования и развития абстракции: письмо. писал Л.С. Выготскии, - есть «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности. Дефекты письменной речи у детей (или трудности ее формирования) поэтому и носят сложный, системный характер, их причины могут лежать в сфере нару­шения не столько элементарных психических процессов мотори­ки, графомоторных координации, изолированного нарушения перцепторных процессов (акустических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия , в сфере системных нарушении ( несформированности ) высших психических процессов , их взаимодействия , нарушения поведения , нарушения абстрактиных форм мышления . Тем не менее аграфию у детей нередко все еще рассматривают только как речевое нарушение и мето­дические разработки также встречаются нередко только вербального характера.

Письмо и письменная речь играют значительную роль в разви­тии ВПФ и в целом - поведения. Ребенок научается в школе, в; частности благодаря, письменной речи и грамматике, осознанию своих действий, произвольному оперированию своими действия­ми и умениями. Поэтому, если обнаружатся дефекты в сфере про извольных действий, операций, то это может стать причиной трудностей формирования и письма.

В психологии были исследованы и сформулированы некото­рые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение которых ведет к различным фор­мам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей:

1. Сформированность (или сохранность) устной речи, произвольного владения ею, способность к аналитико-синтетической: речевой деятельности.

2. Сформированность (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и званий и их взаимодействия:

- зрительно-пространственного гнозиса;

- слухо-пространственного гнозиса;

- сомато-пространственных ощущений;

- знания и ощущения схемы числа;

- знания и ощущения «правого» и «левого».

3. Сформированность двигательной сферы тонких движений, предметных действий (т.е. разных видов праксиса рук), их подвижности, переключаемости, устойчивости и др., является третьей; предпосылкой.

4. Важнейшей предпосылкой является формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.

5. Важной является и сформированность общего поведения,' регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения.

Этот краткий анализ показывает, насколько сложным является; строение письма и насколько разными по структуре и содержанию; являются этапы его формирования. Все это ведет к тому, что письмо может быть несформировано или нарушено в разных звеньях и иметь разную топику поражения мозга, а следовательно, и раз-

ные методы его восстановления или формирования. Существуют 3 вида аграфий:

1. Речевые аграфии, идущие в синдроме различных форм афа­зии - моторная (афферентная и эфферентная) и сенсорная (по­ражения заднелобных, нижнетеменных, верхнее-височных зон мозга).,                                                                                 I

2. Неречевые аграфии (гностические) идут в синдроме наруше­ния восприятия - зрительного, пространственного, оптико-про­странственного (поражение теменно-затылочных и затылочных отделов мозга).

3. Аграфии, как нарушения (или несформированность) целе­направленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов (дисфункция коры лобных зон левого полуша­рия мозга).

Таблица 17

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Идеограмм-ное письмо. Речевые сте­реотипы Письмо своего имени, фами­лии, имен близких лю­дей, названий города и ули­цы, где живет ребенок Напиши свои фамилию и имя, быстро, не задумыва­ясь Исследование непроиз­вольного письма. Как правило, оно нарушает­ся только при грубых поражениях мозга
2. Списывание Буквы: печат­ные, пропис­ные, заглав­ные, стилизо­ванные Спиши эти буквы Исследование зритель­но-моторных координа­ции, знания букв, про­странственного восприя­тия и образа буквы;со­хранности или наруше­ния графемы. Ошибки: а) дефекты дифферен­цирования похожих букв (оптические дефекты); б) дефекты написания пространственно-ори­ентированных букв. Возможно поражение (дисфункция) затылоч- ных и теменных отде­лов коры левого полу­шария мозга

3. Письмо под

диктовку

а) Звуков: дизъюнктных и оппозицион- ных: Я назову бук- ву, а ты ее на- пиши

Исследование процесса

звукоразличения;

связи звука с буквой, с

моторикой - звукогра-фомоторных связей.

Исследование процесса

звукоразличения и

письма на семантичес-

ком уровне (влияния

значения слова на пра-

вильность написания

звукобукв).

Ошибки: замена одной

буквы другой - оппози-

ционной из-за наруше-

ния фонематического

слуха (верхне-височные

б) Слов: дом, лес, стол, мак, мама, рука, нога, стул, окно, дорога, громкоговори- тель;  

в) Фраз:

коротких, 2-3

сложных, с по-

степенным

увеличением

объема. «Я

иду в кино».

«Я играю в

Послушай, за-

помни и запи-

ши фразу, я

еще раз ее по-

вторю, а ты ее

пиши

отделы коры левого по-

лушария) .

Исследование письма

на уровне фразы: запо-

минание, понимание; связь семантики с сен-сомоторными компо­нентами.

Ошибки: возможны ошибки логико-грамма-тические - замена предлогов, дефекты флексий (патология те-менно-затылочных от­делов мозга), возможны литеральные и вер­бальные параграфии (либо теменные, либо височные отделы)

  снежки»  

Дополнительные тесты

Тесты Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)
1 2

3

4.
1. Самостоя- тельное пись- мо: а) по предмет- ным картин- кам; I Предметные картинки.

Подпиши эту

картинку - что

здесь нарисо-

вано? Напи-

ши, что здесь

нарисовано

Исследование субъек-

тивного словаря и связи

слова с предметом.

Связь письма с сюжетом

и с опорой на зрение.

Зрительно-моторные

координации. Исследу-

ется координация сен-

сомоторного уровня и

семантического. Возможны различные ошибки: а) литеральные параграфии (сенсорные и моторные); б) вербаль­ные замены; в) аграмма-тизмы. Анализ ошибок укажет на их связь с оп­ределенными зонами мозга - моторных, сенсорных или зоны ТРО

б) по сюжет-

ным картин-

кам

Сюжетные

картинки

  (фразу)

 

2. Вставление пропущенных букв, а затем СЛОВ   Гор-д, огор-д. В саду рас- тут... Мальчик... на стуле. Он читает...

Напиши пропущенные буквы в слове.

Напиши пропущенные слова

Исследование сохранности состава слова и последовательности букв в слове (или слов во фразе). Аналитическое восприятие слова (аналитическое письмо)
3. Составле- ние слов из букв разрез- ной азбуки Дается схема

Видишь кар-

тинку? Назови

ее. Теперь

возьми буквы

и вставь их в квадраты,что-

бы получилось

слово

Аналитико-синтетический процесс письма с опорой на семантику. Деятельность со словом
4. Разбивка слова на слоги Слова: дорога, ;тол, окно, цветок

Разбей слова на слоги и отдели каждый слог черточкой

Аналитическое отношение к слову: деятельность со словом
         


Дата: 2019-07-24, просмотров: 471.