Чтение также является сложным психическим процессом, который имеет связь как с речью, так и с разными формами восприятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное, пространственное). Чтение в настоящее время рассматривается в 'психологии как целенаправленная деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздает опыт, стимулирует развитие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, организовывает его, может и изменять, совершенствовать личность. Психологическое содержание чтения - это прежде всего процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. В реализации процесса чтения принимают участие такие ВПФ, как внимание, память, мышление.
А.Р. Лурия писал, что чтение является не только процессом декодирования письменного сообщения, но оно и переводит зрительно-графические символы (буквы) в звуки и в артикуляции, т.е. в устную речь - импрессивную и экспрессивную.
Психологическая структура чтения включает по крайней мере пять взаимодействующих звеньев: 1) звуко-буквенный анализ и синтез; 2) смысловые догадки; 3) удержание информации; 4) понимание; 5) процесс контроля - сличения возникающих при чтении гипотез с написанными словами.
Вся эта деятельность чтения может протекать лишь при наличии мотивов, потребностей, при соответствующей организации поведения. Сложность строения чтения ведет к тому, что у детей с аномальным развитием и здоровых детей чтение будет испытывать трудности по разным причинам, в зависимости от того, какое звено (или звенья) в структуре чтения нарушено или не сформировано. Поскольку чтение относится и к речевым процессам, и к процессам восприятия, и к процессам целенаправленного поведения, то и формы алексии будут разные, и факторы, лежащие в их основе - тоже разные.
Известны 2 формы оптической алексии : 1) оптическая и 2) оптико-мнестическая. При первой форме чтение нарушается, из-за дефектов зрительного восприятия букв и их сочетаний, особенно это касается букв, похожих по своей конфигурации (к-с, д - б и др.). В основе лежит нарушение образа буквы . Здесь есть два вида оптической алексии - литеральная, когда не узнаются отдельные буквы, и симультанная, когда отдельные буквы узнаются, а слитное их восприятие и прочтение - нарушено. При оптико - мнести -
ческой алексии в основе лежат дефекты называния букв, но нарушено их называние из-за дефектов речевой организации восприятия буквы. Эти формы алексии идут в синдроме оптической 'и оптико-пространственной агнозии.
Речевые формы алексии - эфферентно-моторная, афферен-тно-моторная, сенсорная - протекают в синдроме соответствующих форм афазии. Механизмы нарушения те же, что и у афазии: И) нарушение кинетической организации речи: нарушается плав-ность чтения, соединения букв в слоги, слогов - в слово, возникают персеверации; 2) в случае афферентно-моторной алексии в основе лежат дефекты кинестезии, у детей не сформированы соответствующие букве и звуку артикулемы; 3) при сенсорной алек-сии - нарушение речевого слуха, и прежде всего фонематическо-го, ведет к нарушению чтения, и здесь часто возникает угадывающее чтение. Угадывающее чтение возникает и при поражении лобных систем мозга, ответственных за организацию, регуляцию поведения, за целенаправленность действий. Анализ ошибок мо-жет показать, в каких случаях угадывающее чтение сенсорного происхождения, а в каком - результат несформированности целенаправленной деятельности.
Таблица 18
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | • 3 | 4 |
1. Идеограм- | Имя, фами- | 1) Прочитай | Идеограммное чтение |
мное чтение | лия, город, в | все слова по | чаще всего сохранно, |
котором живет, | одному; | оно не аналитическое. | |
имена близких | 2) Найди сре- | Нарушение чтения этих | |
людей | ди этих слов | слов говорит о грубом | |
такое же (да- | поражении мозга: в за- | ||
ется слово для | висимости от ошибок и | ||
чтения - имя, | синдрома это может | ||
название горо- | быть поражение височ- | ||
да, реки и др.) | ных, либо теменно-за-тылочных отделов | ||
2. Чтение букв | Буквы: | Прочитай эти | Исследование оптичес- |
разного шриф- | печатные, ру- | буквы, назови | кого восприятия букв. |
та | кописные, сти- | их | Ошибки могут говорить о дисфункции затылоч- ных или теменно-заты-лочных зон |
лизованные | |||
3. Чтение слов: простых сложных | Лес, дом, мак, зерно, дорога. Индустрия, мороженое, полковник | Прочитай эти слова | Исследование чтения на уровне слов. Нарушение чтения отдельных букв иногда компенсируется при чтении слов, предложений |
4. Чтение: - предложений; - текста | Простые и сложные предложения. Короткий частотный текст | Прочитай эти слова | Исследуются ошибки: литеральные и вербальные парафазии, персеверации,которые могут указать на механизмы нарушения и топику поражения мозга |
5. Чтение про себя | Слова,предложения, тексты | Прочти про себя и найди соответствующую картинку | При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узнавание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит о не аналитическом, а целостном чтении, часто угадывающем. Такое чтение возможно при дисфункции нижне-теменных и верх-не-височных зон коры левого полушария |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 383.