Диагностика мышления детей старшей группы — конец года.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    В конце учебного года я провела повторную диагностику развития логического мышления. Задания были подобны предыдущим, но картинки использовались другие. Результаты диагностики были занесены в таблицу. (Приложение № 1 — таблица № 2)

    Чтобы проследить динамику развития логического мышления я сравнила результаты диагностики в начале и в конце года. Данные были занесены в таблицу № 3. Красным цветом выделены баллы, улучшенные по сравнению с началом года по конкретному заданию. Глядя на таблицу, сразу можно заметить, что у всех детей показатели улучшились по 2-5 заданиям. Лишь только Катя Р. показала одинаковый результат 20 баллов в начале и конце года. Проанализировав ее успехи в течение учебного года, я пришла к выводу, что девочка уверенно идет по среднему уровню — и это хороший результат для нее.

    Итоги улучшения результатов по диагностике:

- на 2 балла улучшили результат 4 человека;

- на 3 балла улучшили результат 9 человек;

- на 4 балла улучшили результат 4 человека;

- на 5 баллов улучшили результат 2 человека - Ваня Н. и Антон Р.;

- на 6 баллов улучшили результат 2 человека - Настя Д. и Дионис Е.;

- на 7 баллов улучшила результат Настя К.

    Я ожидала такого результата от Вани, Антона, Диониса и Насти К. Очень рада за Настю Д. Как я указывала ранее, девочка пришла в д/с в начале учебного года, проявила интерес ко всем видам непосредственной образовательной деятельности и к жизни детского коллектива. Я думаю, что в дальнейшем Настя улучшит свои результаты.

    Теперь проследим динамику развития логического мышления по разделам (Приложение №1 - таблица № 4). Мы видим, что дети значительно улучшили результаты во втором задании - на нахождение недостающих частей рисунка. В задании «Найди пару» 15 человек получили высокий балл — это отличный результат!

    В течение учебного года я много времени уделяла упражнениям на нахождение «Четвертого лишнего», лабиринтам, головоломкам с палочками. Результаты детей по этим разделам диагностики значительно улучшились. В задании «Четвертый лишний» 7 человек получили высокий балл, а 6 человек перешли с низкого уровня на средний. В упражнениях с лабиринтами дети стали себя чувствовать значительно увереннее.

    В свободное время в течение учебного года дети с удовольствием играли в геометрический конструктор. Это сказалось на результатах диагностики. Дети хорошо составляют фигуры — силуэты по расчлененным образцам.

Составление фигур по частично расчлененным образцам дается лишь некоторым детям. Будем над этим работать в подготовительной группе.

    Динамика улучшения результатов диагностики представлена в виде диаграммы (Приложение № 1 - таблица №5). На конец учебного года никто из детей не показал низкого уровня развития логического мышления, а количество детей с высоким уровнем развития увеличилось до 11 человек.

    Таким образом, анализируя данные диагностики и наблюдений за детьми можно сделать вывод о том, что все дети владеют операциями сравнения, анализа, синтеза, классификации. Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к логическим задачам и упражнениям. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети стали смело высказывать суждения, доказательства. Таким образом, проведенная нами работа по развитию логического мышления с использованием логических игр и упражнений, элементов занимательной математики достаточно эффективна.

 

Заключение

    Психологами всего мира общепризнанно, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.

    Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Целостное развитие логического мышления в дошкольном возрасте возможно посредством занимательного математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований.

    Анализ педагогического опыта позволил определить важность и значимость занимательного математического материала в развитии мыслительных операций ребенка.

    Анализ диагностики позволил установить динамику развития мыслительных операций у старших дошкольников. С детьми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были получены высокие результаты. Дети научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Дети научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.

    В ходе диагностической работы нами были получены данные, позволяющие говорить о положительной динамике развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации), об эффективности проделанной нами работы.

    Итоги работы послужили основанием для подтверждения идеи, что логические задачи и упражнения способствуют развитию мыслительных

операций у старших дошкольников при соблюдении следующих требований:

· организация занятий: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей);

· обучение: усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе;

· общение: оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект-субъектные отношения;

· отношение детей к занятию: математика – новая игра; все задания и «новые правила» дети принимают охотно.

Развитие логических приемов мышления на основе обучения с использованием занимательной математики строилось в соответствии с общедидактическими принципами, которые состояли в следующем:

· сознательности (обучение осознанное, немеханическое);

· активности (развитие у ребенка волевого, произвольного познавательного интереса);

· последовательности (от простого к сложному);

· посильности и доступности (обучение должно осуществляться на верхних уровнях способностей и сил, чтобы процесс изучения математики представлял для них достаточную, но преодолимую трудность, и весь предложенный материал и методы его объяснения должны быть доступны по содержанию);

· прочности;

· наглядности;

· «опережающих знаний» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»).

    Таким образом использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.


 


Список литературы

 

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников.- М.; ВЛАДОС, 2013.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.; ВЛАДОС, 2004.

3. Береславский Л.Я. Азбука логики.- изд-во «Астрель», М. 2001.

4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.; Просвещение, 1989.

5. Волина В.В. Занимательная математика для детей. С-П.; изд-во «Лев и К», 1996.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М. 1986.

7. Дубровина И.В., Прихожан А.М, Зацепин И.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология — М., изд. центр «Академия», 2003.     

8. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? - М.: Изд. ГНОМ, 2012.

9. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М., Олма-пресс, 2004.

10. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - Л., 1988.

11. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.; Просвещение, 1990.

12. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. С-П.; Детство-Пресс, 2010.

13. З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. С-П.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2003 — Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 11. Мышление.

15. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - С-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

16. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

17. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

18. Симонов П.В., 1984., с.9 (Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: Учебно-справочное пособие - О.: Наука и техника. 2007.)

19. Светлова И.Е. Развиваем логику. - М.: Эксмо, 2007.

20. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие. Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе. - М.: изд. центр «Академия», 2002.  

21. Столяр А.А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1996.

22. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. - Яр-ль.:

 Академия развития, 1997.

23. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Яр-ль.: Гринго, 1995.

24. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., Педагогика 1988.

25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике — М.: Педагогика, 1971. (Перельман Я.И. Что такое занимательная наука? Неделя — 1968. - №15.; Перельман Занимательная физика. М.: Наука, 1976.)

26. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь. - Екатеринбург: ООО КнигоМир, 2010.

27. Бурдина С.В. Найди, что не подходит. - Серия «Умный малыш». - Киров: Дом печати — ВЯТКА, 2012.

28. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся находить одинаковые фигуры. - Комплект «Ступеньки к школе». Тетрадь №3. - М.: ООО «Дрофа», 2000.

29. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Развиваем логическое мышление и память. - Комплект «Ступеньки к школе». Тетрадь №11. - М.: ООО «Дрофа», 2003.

30. Земцова О.Н. Математика. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

31. Земцова О.Н. Развиваем мышление. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

32. Земцова О.Н. Развиваем внимание. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

33. Земцова О.Н. Развиваем память. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

34. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Игры и упражнения на внимание и мышление. - Яр-ль.:Академия развития, 2002.

35. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь. - М.: ТЦ сфера, 2011.

36. Умозаключения. - Серия «Умный малыш». - Киров: Дом печати — ВЯТКА, 2012.

37. Финкельштейн Б.Б. «Посудная лавка». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ», 2003.

38. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце сидели...». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ», 2003.

39. Логика. Серия «Папка дошкольника»: - Киров: ООО «ВК «Дакота» - с. 6, 12.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 435.