Детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Средствами занимательной математики

Методическая разработка

Автор:
Кралина Валентина Владимировна


Воспитатель МДОУ № 14

Г. Ростова Ярославской области

 

Ростов 2015 г.



Оглавление

 

Введение. 3

I. Теоретические аспекты изучения развития логического мышления детей дошкольного возраста. 6

1. Сущность основных понятий, составляющих содержание логического мышления 6

2. Направления исследования становления логического мышления детей. 8

3. Современный подход новых программ и методик. 12

II. Обобщение и представление педагогического опыта и результаты работы по развитию логического мышления детей. 14

1. Актуальность. 14

2. Этапы работы.. 15

3. Цели и задачи обучения и воспитания. 15

4. Диагностика мышления детей старшей группы — начало года. 16

5. Система работы.. 17

6. Организация развивающей среды.. 30

7. Индивидуальный подход в развитии логического мышления у    детей. 33

8. Работа с родителями. 43

9. Диагностика мышления детей старшей группы — конец года. 44

Заключение. 46

Список литературы.. 48

 

Приложение:

1. Диагностика логического мышления детей 5-6 лет. 

2. Консультация для воспитателей. Серия «Развивающие игры». Палочки Кюизенера.

3. Консультация для родителей. Развивающие игры для детей 5-7 лет.

4. Конспект непосредственной образовательной деятельности по занимательной математике с использованием логических заданий в старшей группе детского сада.

5. Информация в уголок для родителей - «Прозрачный квадрат Воскобовича». Как играть с ребенком.

6. Информация в уголок для родителей - «Игровой квадрат» Воскобовича. Ознакомление с игрой.

«Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей активности

 его собственной мысли».

Л. С. Выготский.

Введение

    Педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

    Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

    От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Современные учебники математики построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию приемов логического мышления. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

     В психологии доказано, что дошкольный возраст 5-7лет является крайне благоприятным для развития логического мышления при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

    А.В. Белошистая в своих работах показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже в 3-4 летнем возрасте (на соответствующем материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне [1].

    Из чего же складывается логическое мышление? Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логического мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Сформировать и развить эти особенности мышления у ребенка можно только в процессе систематического целенаправленного обучения, «причем не абы какого обучения, а обучения, специально направленного на развитие логического мышления» [1, с. 9].

    Таким образом, исследование и разработка этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.

    В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.

    Давыдов В.В. в своей работе «Как ребенок становиться личностью» подчеркивает роль игры в дошкольном возрасте. «Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте служит игра. Но ведь и детей-дошкольников уже учат. Каково же соотношение игры и учения? В дошкольном учреждении, как и в семье, от детей нельзя спрятать книжки и другие источники познания. Да и не нужно. Оптимальных успехов в воспитании дошкольников можно достичь, именно приобщая их к познанию. Однако делать это нужно как бы играючи. Все познавательные сведения и умения должны усваиваться дошкольниками преимущественно в игре» [6, с. 28].

    Педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность.

    Психолог и педагог Я.И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности [25].

       Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного

развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.

    Однако следует помнить, что занимательность эффективна тогда, когда педагог понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно:

– первоначальный толчок к познавательному интересу;

– опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудного материала;

– своеобразная разрядка напряженной обстановки, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

– средство повышения эмоционального тонуса познавательной деятельности детей с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий .

    Педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют занимательность в педагогическом процессе. Наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников математике. В последние годы повысился интерес к занимательному материалу, т.к. он близок по своей структуре к детской игре.

       Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.

    Актуальность выбранной мною темы «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики» в том, что при соблюдении в дошкольном учреждении психолого-педагогических требований развития логического мышления и при правильном подборе и использовании развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно.

    Цель — систематизировать работу воспитателя, определить педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у дошкольников;

2. Подобрать методики, позволяющие определить уровень развития логического мышления в дошкольном возрасте;

3. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшей группы;

4. Определить средства обеспечивающие развитие логического мышления дошкольников в образовательном процессе.

5. Сравнить результаты диагностики в начале и в конце старшей группы д/с.


 

 

    I. Теоретические аспекты изучения развития логического мышления детей дошкольного возраста

1. Сущность основных понятий, составляющих содержание логического мышления

    В современной психологии - мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [9].

    В психологии приняты различные классификации видов мышления. Одним из оснований классификации является то, с помощью чего решается возникшая проблема. Она может быть решена с помощью практического действия - наглядно-действенное мышление; с помощью образов - наглядно-образное мышление; с помощью использования понятий, логических конструкций на базе языковых средств - словесно-логическое, или абстрактно-логическое мышление.

    Наглядно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними) [14].

    Отличительная особенность наглядно – образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти [14].

    «В каждом возрастном периоде на первый план выступают свои, специфичные для данного возраста средства познания (А.В. Запорожец, 1986, т. I; Л.А. Венгер, 1986). В дошкольном — господствуют образные формы познания. Старшие дошкольники способны производить в образном плане различные преобразования, позволяющие им устанавливать сложные зависимости между объектами, предвосхищать результаты практических действий (А.В. Запорожец, 1986, т. II; Н.Н. Поддъяков, 1977). Основными средствами решения познавательных задач становятся наглядные представления, в которых схематически отражаются (моделируются) отношения между реальными объектами (Л.А. Венгер, 1986). К концу дошкольного возраста наряду с образными формами познания все большую роль начинает играть логическое мышление, базирующееся на собственно знаковом (в частности, речевом) замещении. Ж. Пиаже считал его появление (переход к стадии конкретных операций) главным показателем, характеризующим умственное развитие ребенка на грани дошкольного и младшего школьного возраста (1969)… Однако в работах советских психологов показана непреходящая ценность наглядно-образного мышления, служащего основой высших форм творческой деятельности взрослого человека (А.В. Запорожец, 1986, т. I )» [24, с. 67].        

Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге решить мыслительную задачу. Человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он рассуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

    Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности человека в любом возрасте.

    В современной психологии формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое рассматриваются как последовательные стадии развития мышления ребенка. В работах В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева выделены условия развития мышления ребенка, которыми являются предметная деятельность и общение, процесс освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения [7].

    Как отмечает Р.С. Немов, «мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.» Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация [14, с. 278 ].

· Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

· Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

· Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.

«Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное» [17, с. 73].

· Обобщение – выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

· Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

· Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других различны.

Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации и сериации, которые являются важнейшими приемами логического мышления, позволяющими систематизировать знания.

· Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в классификации и сериации объектов .

· Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.

Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

· Сериация – это построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Таким образом, раскрывая основные понятия в контексте изучаемой проблемы, мы видим, что мышление представляет собой сложный психический процесс, имеющий многоплановую структуру. Мыслительные операции, которыми являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация и классификация, обеспечивая логику любой деятельности человека, определяют ее эффективность.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 470.