Развитие логического мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие логического мышления

Детей старшего дошкольного возраста

Средствами занимательной математики

Методическая разработка

Автор:
Кралина Валентина Владимировна


Воспитатель МДОУ № 14

Г. Ростова Ярославской области

 

Ростов 2015 г.



Оглавление

 

Введение. 3

I. Теоретические аспекты изучения развития логического мышления детей дошкольного возраста. 6

1. Сущность основных понятий, составляющих содержание логического мышления 6

2. Направления исследования становления логического мышления детей. 8

3. Современный подход новых программ и методик. 12

II. Обобщение и представление педагогического опыта и результаты работы по развитию логического мышления детей. 14

1. Актуальность. 14

2. Этапы работы.. 15

3. Цели и задачи обучения и воспитания. 15

4. Диагностика мышления детей старшей группы — начало года. 16

5. Система работы.. 17

6. Организация развивающей среды.. 30

7. Индивидуальный подход в развитии логического мышления у    детей. 33

8. Работа с родителями. 43

9. Диагностика мышления детей старшей группы — конец года. 44

Заключение. 46

Список литературы.. 48

 

Приложение:

1. Диагностика логического мышления детей 5-6 лет. 

2. Консультация для воспитателей. Серия «Развивающие игры». Палочки Кюизенера.

3. Консультация для родителей. Развивающие игры для детей 5-7 лет.

4. Конспект непосредственной образовательной деятельности по занимательной математике с использованием логических заданий в старшей группе детского сада.

5. Информация в уголок для родителей - «Прозрачный квадрат Воскобовича». Как играть с ребенком.

6. Информация в уголок для родителей - «Игровой квадрат» Воскобовича. Ознакомление с игрой.

«Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей активности

 его собственной мысли».

Л. С. Выготский.

Введение

    Педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

    Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

    От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Современные учебники математики построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию приемов логического мышления. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

     В психологии доказано, что дошкольный возраст 5-7лет является крайне благоприятным для развития логического мышления при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

    А.В. Белошистая в своих работах показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже в 3-4 летнем возрасте (на соответствующем материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне [1].

    Из чего же складывается логическое мышление? Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логического мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Сформировать и развить эти особенности мышления у ребенка можно только в процессе систематического целенаправленного обучения, «причем не абы какого обучения, а обучения, специально направленного на развитие логического мышления» [1, с. 9].

    Таким образом, исследование и разработка этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.

    В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.

    Давыдов В.В. в своей работе «Как ребенок становиться личностью» подчеркивает роль игры в дошкольном возрасте. «Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте служит игра. Но ведь и детей-дошкольников уже учат. Каково же соотношение игры и учения? В дошкольном учреждении, как и в семье, от детей нельзя спрятать книжки и другие источники познания. Да и не нужно. Оптимальных успехов в воспитании дошкольников можно достичь, именно приобщая их к познанию. Однако делать это нужно как бы играючи. Все познавательные сведения и умения должны усваиваться дошкольниками преимущественно в игре» [6, с. 28].

    Педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность.

    Психолог и педагог Я.И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности [25].

       Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного

развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.

    Однако следует помнить, что занимательность эффективна тогда, когда педагог понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно:

– первоначальный толчок к познавательному интересу;

– опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудного материала;

– своеобразная разрядка напряженной обстановки, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

– средство повышения эмоционального тонуса познавательной деятельности детей с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий .

    Педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют занимательность в педагогическом процессе. Наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников математике. В последние годы повысился интерес к занимательному материалу, т.к. он близок по своей структуре к детской игре.

       Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.

    Актуальность выбранной мною темы «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики» в том, что при соблюдении в дошкольном учреждении психолого-педагогических требований развития логического мышления и при правильном подборе и использовании развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно.

    Цель — систематизировать работу воспитателя, определить педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у дошкольников;

2. Подобрать методики, позволяющие определить уровень развития логического мышления в дошкольном возрасте;

3. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшей группы;

4. Определить средства обеспечивающие развитие логического мышления дошкольников в образовательном процессе.

5. Сравнить результаты диагностики в начале и в конце старшей группы д/с.


 

 

    I. Теоретические аспекты изучения развития логического мышления детей дошкольного возраста

1. Сущность основных понятий, составляющих содержание логического мышления

    В современной психологии - мышление понимается как «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности; высшая форма творческой активности» [9].

    В психологии приняты различные классификации видов мышления. Одним из оснований классификации является то, с помощью чего решается возникшая проблема. Она может быть решена с помощью практического действия - наглядно-действенное мышление; с помощью образов - наглядно-образное мышление; с помощью использования понятий, логических конструкций на базе языковых средств - словесно-логическое, или абстрактно-логическое мышление.

    Наглядно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними) [14].

    Отличительная особенность наглядно – образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти [14].

    «В каждом возрастном периоде на первый план выступают свои, специфичные для данного возраста средства познания (А.В. Запорожец, 1986, т. I; Л.А. Венгер, 1986). В дошкольном — господствуют образные формы познания. Старшие дошкольники способны производить в образном плане различные преобразования, позволяющие им устанавливать сложные зависимости между объектами, предвосхищать результаты практических действий (А.В. Запорожец, 1986, т. II; Н.Н. Поддъяков, 1977). Основными средствами решения познавательных задач становятся наглядные представления, в которых схематически отражаются (моделируются) отношения между реальными объектами (Л.А. Венгер, 1986). К концу дошкольного возраста наряду с образными формами познания все большую роль начинает играть логическое мышление, базирующееся на собственно знаковом (в частности, речевом) замещении. Ж. Пиаже считал его появление (переход к стадии конкретных операций) главным показателем, характеризующим умственное развитие ребенка на грани дошкольного и младшего школьного возраста (1969)… Однако в работах советских психологов показана непреходящая ценность наглядно-образного мышления, служащего основой высших форм творческой деятельности взрослого человека (А.В. Запорожец, 1986, т. I )» [24, с. 67].        

Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге решить мыслительную задачу. Человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он рассуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

    Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности человека в любом возрасте.

    В современной психологии формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое рассматриваются как последовательные стадии развития мышления ребенка. В работах В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева выделены условия развития мышления ребенка, которыми являются предметная деятельность и общение, процесс освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения [7].

    Как отмечает Р.С. Немов, «мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.» Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация [14, с. 278 ].

· Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

· Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

· Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.

«Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное» [17, с. 73].

· Обобщение – выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

· Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

· Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других различны.

Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации и сериации, которые являются важнейшими приемами логического мышления, позволяющими систематизировать знания.

· Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в классификации и сериации объектов .

· Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.

Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

· Сериация – это построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Таким образом, раскрывая основные понятия в контексте изучаемой проблемы, мы видим, что мышление представляет собой сложный психический процесс, имеющий многоплановую структуру. Мыслительные операции, которыми являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация и классификация, обеспечивая логику любой деятельности человека, определяют ее эффективность.


Актуальность.

    Проблема развития логического мышления мне всегда была интересна. В своей 27 - летней практике я всегда использовала упражнения на развитие логического мышления и занимательную математику. Я решила более глубоко изучить данную тему и обобщить свой педагогический опыт по нескольким причинам:

· В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.

· Период дошкольного и младшего школьного возраста является сензетивным (наиболее благоприятным) для формирования и развития простых логических действий — анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других. Специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий. А формирование составных логических операций, имеющих более сложный комплесный характер (обучение рассуждению и доказыванию), требует целенаправленной методической работы.

· Специальная работа с ребенком по развитию логического мышления приводит к стимуляции и проявлению таких особенностей личности ребенка, которые в жизни чаще называют умственными способностями, т. е. ребенок начинает легко схватывать и усваивать общую суть вопроса или приема деятельности, которому его обучают [1].

· Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, являющейся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большей мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.

· Занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.

Этапы работы

Исходя из вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

1. Изучить научную литературу по данной теме.

2. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного уровня.

3. Ознакомиться с опытом педагогов — коллег, работающих по данной теме.

4. Провести диагностику логического мышления детей старшей группы в начале и конце учебного года.

5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа по развитию логического мышления (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

7. В течение всего временного промежутка (учебный 2012-2013 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления у каждого ребенка.

8. Выявить динамику развития мыслительных операций у детей.

 

Система работы

    Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приемов мышления имеет определенную последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приемов мышления существует строгая взаимосвязь, один прием строится на другом.

    Академик В.В. Давыдов отмечал, что развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка [6].

    Развитие детей целесообразно рассматривать в русле математических занятий. Необходимо через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику – активно влияет на математическое развитие дошкольника.

    Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале. 

    Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. В младшей группе мы уже использовали в работе матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. В средней группе мы раскладывали полосочки, ленточки. камешки по размеру: по длине, по высоте, по ширине. Но если в средней группе дети раскладывали сериационный ряд из 5 предметов, то в старшей группе количество предметов постепенно увеличивается до 10. Как правило детям хорошо дается построение возрастающих и убывающих рядов. Некоторые дети забывали про правило, что предметы мы считаем и раскладываем слева направо, иначе смысл упражнения теряется, приходилось им об этом напоминать. К концу года дети хорошо справлялись с заданиями подобного типа.     

    Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой — либо предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ в памяти. При анализе происходит выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

    Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств, частей) в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений.

Легкость выполнения операций синтеза и анализа зависит от того, насколько сложную задачу мы предлагаем детям. Если предметы, которые дети рассматривают, почти одинаковы, дети с легкостью обнаруживают то, в чем они похожи. И наоборот, если они почти во всем различны, то детям труднее найти определенное сходство между ними.

    В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие

друг друга процессы ( анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ). Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

    Для развития продуктивной аналико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка я использовала методику А.В. Белошистой. Она рекомендует задания, в которых ребенку необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения. Способом организации такого всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту. Например:

Упражнение 1 [2, с. 287].

Материал. Набор цветных фигур на фланелеграфе.

- Одна из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Почему ? (Все остальные — круги.)

Упражнение 2.

Материал. Тот же. Убираю квадрат.

Оставшиеся круги раздели на 2 группы. Объясните, почему так разделили. (По цвету, по размеру)

Упражнение 3.

Материал. Тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

- Что на кругах обозначает цифра 2? ( Два больших круга, два зеленых круга.) Число три? (Три синих круга, три маленьких круга)

    Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).

Например: [2, с. 288].

Материал. На доске нарисованы мелом фигурки.

- Одна из них отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?

- А в этих фигурках найдите лишнюю, отличающуюся от всех других. Почему она лишняя?

В своей работе я использовала различные методические пособия по данной теме. Я выбрала из каждого пособия задания на нахождение лишней фигуры, увеличила, распечатала и собрала в папку. Эту папку я использовала для игр с детьми и для индивидуальной работы. Это пособие хорошо тем, что признак отличия каждый раз разный:

· цвет

· форма

· величина

· ориентировка в пространстве

· ориентировка во времени

· количество и счет

· направление штриховки

Более сложным является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям старшей и подготовительной группы.

Например: [2, с. 289].

Материал. Рисунок на доске.

- На этом рисунке спрятано три треугольника. Найдите и покажите их.

Необходимо помочь детям правильно показать треугольники (обвести указкой).

  В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза таких композиций на вещественном уровне. Для этого я использовала детали из логических конструкторов «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра». По методике З.А. Михайловой ознакомление с набором геометрических фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой — первый этап освоения этих игр [11].

Работа с родителями

    С родителями велась широкая консультационная работа.

· Консультации:

- О подборе развивающих игр для ребенка 5-7 лет (Приложение № 3);

- «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»;

- «Занимательные игры — что это?»

· Рекомендации для родителей (в ширмах и папках передвижках). (Приложение № 5, Приложение № 6).

· Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

· Показ открытого занятий для родителей. Цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка. Май  2013г. (Приложение № 4).

· Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

· Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

· Разъяснительная и образовательная работа.

    Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей.

    Мама одного из детей нашей группы является хозяйкой магазина «Развивающих игр». Она сама хорошо разбирается в ассортименте таких игр. Эта мама оказала нам спонсорскую помощь и подарила детям несколько очень необычных развивающих игр. Когда видишь заинтересованность родителей в вопросах воспитания и развития, то работать становиться намного интересней.

    Поддерживается связь с родителями детей предыдущего выпуска. Очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.

 

Заключение

    Психологами всего мира общепризнанно, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.

    Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, т. е. правильное определение чему и как учить. Целостное развитие логического мышления в дошкольном возрасте возможно посредством занимательного математического материала при условии соблюдения психолого-педагогических требований.

    Анализ педагогического опыта позволил определить важность и значимость занимательного математического материала в развитии мыслительных операций ребенка.

    Анализ диагностики позволил установить динамику развития мыслительных операций у старших дошкольников. С детьми проводилась целенаправленная работа по развитию мыслительных операций, были получены высокие результаты. Дети научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, устанавливать закономерности построения ряда, дифференцировать существенный признак от несущественного. Дошкольникам стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом. Дети научились объяснять принцип группировки, устанавливать сложные обобщения.

    В ходе диагностической работы нами были получены данные, позволяющие говорить о положительной динамике развития мыслительных операций (анализа и синтеза, обобщения, классификации), об эффективности проделанной нами работы.

    Итоги работы послужили основанием для подтверждения идеи, что логические задачи и упражнения способствуют развитию мыслительных

операций у старших дошкольников при соблюдении следующих требований:

· организация занятий: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей);

· обучение: усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе;

· общение: оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект-субъектные отношения;

· отношение детей к занятию: математика – новая игра; все задания и «новые правила» дети принимают охотно.

Развитие логических приемов мышления на основе обучения с использованием занимательной математики строилось в соответствии с общедидактическими принципами, которые состояли в следующем:

· сознательности (обучение осознанное, немеханическое);

· активности (развитие у ребенка волевого, произвольного познавательного интереса);

· последовательности (от простого к сложному);

· посильности и доступности (обучение должно осуществляться на верхних уровнях способностей и сил, чтобы процесс изучения математики представлял для них достаточную, но преодолимую трудность, и весь предложенный материал и методы его объяснения должны быть доступны по содержанию);

· прочности;

· наглядности;

· «опережающих знаний» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»).

    Таким образом использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.


 


Список литературы

 

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников.- М.; ВЛАДОС, 2013.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.; ВЛАДОС, 2004.

3. Береславский Л.Я. Азбука логики.- изд-во «Астрель», М. 2001.

4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.; Просвещение, 1989.

5. Волина В.В. Занимательная математика для детей. С-П.; изд-во «Лев и К», 1996.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М. 1986.

7. Дубровина И.В., Прихожан А.М, Зацепин И.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология — М., изд. центр «Академия», 2003.     

8. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? - М.: Изд. ГНОМ, 2012.

9. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М., Олма-пресс, 2004.

10. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. - Л., 1988.

11. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.; Просвещение, 1990.

12. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. С-П.; Детство-Пресс, 2010.

13. З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. С-П.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2003 — Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 11. Мышление.

15. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - С-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

16. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

17. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

18. Симонов П.В., 1984., с.9 (Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: Учебно-справочное пособие - О.: Наука и техника. 2007.)

19. Светлова И.Е. Развиваем логику. - М.: Эксмо, 2007.

20. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие. Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе. - М.: изд. центр «Академия», 2002.  

21. Столяр А.А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1996.

22. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. - Яр-ль.:

 Академия развития, 1997.

23. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Яр-ль.: Гринго, 1995.

24. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., Педагогика 1988.

25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике — М.: Педагогика, 1971. (Перельман Я.И. Что такое занимательная наука? Неделя — 1968. - №15.; Перельман Занимательная физика. М.: Наука, 1976.)

26. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь. - Екатеринбург: ООО КнигоМир, 2010.

27. Бурдина С.В. Найди, что не подходит. - Серия «Умный малыш». - Киров: Дом печати — ВЯТКА, 2012.

28. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся находить одинаковые фигуры. - Комплект «Ступеньки к школе». Тетрадь №3. - М.: ООО «Дрофа», 2000.

29. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Развиваем логическое мышление и память. - Комплект «Ступеньки к школе». Тетрадь №11. - М.: ООО «Дрофа», 2003.

30. Земцова О.Н. Математика. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

31. Земцова О.Н. Развиваем мышление. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

32. Земцова О.Н. Развиваем внимание. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

33. Земцова О.Н. Развиваем память. - М.: Азбука-Аттикус, 2012.

34. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Игры и упражнения на внимание и мышление. - Яр-ль.:Академия развития, 2002.

35. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь. - М.: ТЦ сфера, 2011.

36. Умозаключения. - Серия «Умный малыш». - Киров: Дом печати — ВЯТКА, 2012.

37. Финкельштейн Б.Б. «Посудная лавка». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ», 2003.

38. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце сидели...». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ», 2003.

39. Логика. Серия «Папка дошкольника»: - Киров: ООО «ВК «Дакота» - с. 6, 12.

 

Развитие логического мышления

Дата: 2019-07-24, просмотров: 667.