Диагностика мышления детей старшей группы — начало года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Группа детей, с которыми я работаю с 3 лет, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладают неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Но есть дети, которые еще не раскрыли свои возможности. Поэтому свою работу по формированию логического мышления я начала с определения уровня развития логического мышления.

    Для выявления уровня развития логического мышления детей своей группы я использовала методики  Немова Р.С., З.А. Михайловой (головоломки с палочками, занимательные вопросы и задачи шутки), некоторые задания для диагностики я взяла из рабочих тетрадей Е.В. Колесниковой « Я решаю логические задачи» и методического пособия «Учимся находить одинаковые фигуры».

Диагностика состояла из 10 заданий:

1. Методика «Нелепицы». При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль [14, с. 97].

2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор. (Анализ и синтез) [39, с. 12].

3. Задание на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком из серии «Найди пару» (Обобщение и классификация)

4. Задание на нахождение закономерностей [39, с.6]

5. Задание на концентрацию зрительного внимания. Ребенку предлагается найти разные геометрические фигуры в сложном рисунке пересекающихся линий (Путанка) [35, с.11], [28, с. 27].

6. Методика «Четвертый лишний». Эта методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка [14, с.102].

7. Методика «Пройди через лабиринт» [14, с. 111].

8. Головоломки с палочками. Это задания на преобразование заданной фигуры путем перекладыванием палочек [11, с. 16, 17, 20, 21].

9. Геометрический конструктор. Это задание на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. (Игры «Танграм» и «Волшебный круг») [11, с. 45, 46], [22, с.66, 75].

10. Занимательные вопросы и задачи шутки. Эти два задания помогают проверить находчивость, смекалку, понимание юмора [11, с. 56, 89].

Каждое задание оценивалось по трех бальной системе. При оценке учитывались:

- включение ребенка в работу, сосредоточенность, самостоятельность;

- понимание и оценка ситуации в целом;

- количество правильно выполненной работы;

- умение выражать свою мысль во время ответа на задание.

    Результаты диагностики были занесены в таблицу (таблица № 1 - в приложении). Из таблицы видно, что дети очень хорошо справились с 1, 3, 5 заданиями. Хорошо дети выполнили задания 2, 4, 9, 10. Никто не получил оценку 3 балла за задания 6, 7, 8.

    Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что в задании 6 детям еще трудно:

- на слух выделить «лишнее» слово,

- определить «лишнее» слово среди понятий, а не слов, обозначающих предметы. Необходимо уделить большое внимание развитии слуховой памяти и больше работать над группами обозначающими настроение, профессии и другие абстрактные понятия.

    В задании 7 основной недочет, что дети не смогли уложиться во времени или они часто касались стенок лабиринта. Необходимо развивать зрительное внимание, умение предугадать правильный путь не доходя до тупика в лабиринте.

    Задание 8 само по себе достаточно сложное. В основном мы с детьми занимались задачами на составление фигуры из определенного количества палочек и задачами на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. Поэтому дети в основном справились с одним заданием из двух. И это соответствует их возрасту.

    Меня порадовали результаты по заданиям 1, 3, 5. Это еще раз доказывает, что мышление у детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное, поэтому и задания по картинкам им даются легче, чем задания на слух.

    Если проследить результаты диагностики по каждому ребенку, то я довольна детьми, которые получили высокие баллы, они их получили заслуженно. Очень рада за Настю Г., у нее наблюдается улучшение результатов относительно ее прошлых достижений. Ксюша Г., обошла по результатам детей, которые ее старше. Замечу, что на 1 сентября пятерым детям не исполнилось еще 5 лет, но они показали хорошие результаты.

    Низкий результат показала Настя Д., ребенок из многодетной семьи, ранее не посещала д/с; Саша П.; Саша Р., — часто болеющий ребенок.

    Для того чтобы перевести детей на более высокий уровень развития необходимо провести большую развивающую работу, систематично, целенаправленно и последовательно используя дидактические игры и упражнения занимательного характера.

 

Система работы

    Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приемов мышления имеет определенную последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приемов мышления существует строгая взаимосвязь, один прием строится на другом.

    Академик В.В. Давыдов отмечал, что развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка [6].

    Развитие детей целесообразно рассматривать в русле математических занятий. Необходимо через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику – активно влияет на математическое развитие дошкольника.

    Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале. 

    Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. В младшей группе мы уже использовали в работе матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. В средней группе мы раскладывали полосочки, ленточки. камешки по размеру: по длине, по высоте, по ширине. Но если в средней группе дети раскладывали сериационный ряд из 5 предметов, то в старшей группе количество предметов постепенно увеличивается до 10. Как правило детям хорошо дается построение возрастающих и убывающих рядов. Некоторые дети забывали про правило, что предметы мы считаем и раскладываем слева направо, иначе смысл упражнения теряется, приходилось им об этом напоминать. К концу года дети хорошо справлялись с заданиями подобного типа.     

    Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой — либо предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ в памяти. При анализе происходит выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

    Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств, частей) в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений.

Легкость выполнения операций синтеза и анализа зависит от того, насколько сложную задачу мы предлагаем детям. Если предметы, которые дети рассматривают, почти одинаковы, дети с легкостью обнаруживают то, в чем они похожи. И наоборот, если они почти во всем различны, то детям труднее найти определенное сходство между ними.

    В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие

друг друга процессы ( анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ). Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

    Для развития продуктивной аналико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка я использовала методику А.В. Белошистой. Она рекомендует задания, в которых ребенку необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения. Способом организации такого всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту. Например:

Упражнение 1 [2, с. 287].

Материал. Набор цветных фигур на фланелеграфе.

- Одна из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Почему ? (Все остальные — круги.)

Упражнение 2.

Материал. Тот же. Убираю квадрат.

Оставшиеся круги раздели на 2 группы. Объясните, почему так разделили. (По цвету, по размеру)

Упражнение 3.

Материал. Тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

- Что на кругах обозначает цифра 2? ( Два больших круга, два зеленых круга.) Число три? (Три синих круга, три маленьких круга)

    Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).

Например: [2, с. 288].

Материал. На доске нарисованы мелом фигурки.

- Одна из них отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?

- А в этих фигурках найдите лишнюю, отличающуюся от всех других. Почему она лишняя?

В своей работе я использовала различные методические пособия по данной теме. Я выбрала из каждого пособия задания на нахождение лишней фигуры, увеличила, распечатала и собрала в папку. Эту папку я использовала для игр с детьми и для индивидуальной работы. Это пособие хорошо тем, что признак отличия каждый раз разный:

· цвет

· форма

· величина

· ориентировка в пространстве

· ориентировка во времени

· количество и счет

· направление штриховки

Более сложным является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям старшей и подготовительной группы.

Например: [2, с. 289].

Материал. Рисунок на доске.

- На этом рисунке спрятано три треугольника. Найдите и покажите их.

Необходимо помочь детям правильно показать треугольники (обвести указкой).

  В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза таких композиций на вещественном уровне. Для этого я использовала детали из логических конструкторов «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра». По методике З.А. Михайловой ознакомление с набором геометрических фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой — первый этап освоения этих игр [11].

Дата: 2019-07-24, просмотров: 505.