В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Очень сильной и серьезной программой, ориентирующейся на развитие логического мышления ребенка, является программа «Развитие». Она подразумевает активное использование в работе с детьми схем, опор, моделей, блоков.
В программе «Детство» развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, готовность к логическому познанию.
Программа «Радуга» одной из главных задач ставит перед собой развитие психических процессов у ребенка, что подразумевает развитие определенного уровня мышления, памяти и др. процессов.
Система Мантессори строится на познании окружающего мира через великолепный сенсорный материал, который может использоваться в разной степени сложности. Материалы Мантессори – яркие, высокоэстетичные, заставляют ребенка невольно манипулировать ими, распределять по парам, различать по величине, форме, цвету, весу (здесь идет сложная работа интеллекта – анализ и синтез).
Программа «Сообщество» имеет много общего с Мантессори – педагогикой. Здесь так же активно используется исследовательская деятельность ребенка. Для этого создаются центры активности, которые подводят малыша к самостоятельному познанию окружающего мира, анализу, сравнению, выявлению закономерности и т. д.
Многим известна школа Береславского, в которой учатся дети от 1,5 до 7 лет. Цель деятельности этого талантливого педагога – как можно раньше начать развитие природных способностей ребенка. В своей книге «Азбука логики» Л.Я. Береславский представил более 150 игр и упражнений на развитие форм логического мышления. С их помощью ребенок учится концентрировать внимание на предмете, обдумывать свои действия, принимать верные решения.
Большой популярностью пользуется сейчас и методика ТРИЗ. Ее основная задача – развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. Здесь представлены нетрадиционные методы и приемы, занимательные дидактические игры, разнообразный словесный материал.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет прийти к выводу:
- логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений;
- формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое рассматриваются как последовательные стадии развития мышления ребенка;
- развитие логического мышления имеет определенную последовательность;
- старший дошкольный возраст является сензитивным для развития логического мышления [2];
- условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, процесс освоения общественного опыта через целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения [7];
- формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий [1, с 46].
II. Обобщение и представление педагогического опыта и результаты работы по развитию логического мышления детей.
Актуальность.
Проблема развития логического мышления мне всегда была интересна. В своей 27 - летней практике я всегда использовала упражнения на развитие логического мышления и занимательную математику. Я решила более глубоко изучить данную тему и обобщить свой педагогический опыт по нескольким причинам:
· В последние годы вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.
· Период дошкольного и младшего школьного возраста является сензетивным (наиболее благоприятным) для формирования и развития простых логических действий — анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других. Специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий. А формирование составных логических операций, имеющих более сложный комплесный характер (обучение рассуждению и доказыванию), требует целенаправленной методической работы.
· Специальная работа с ребенком по развитию логического мышления приводит к стимуляции и проявлению таких особенностей личности ребенка, которые в жизни чаще называют умственными способностями, т. е. ребенок начинает легко схватывать и усваивать общую суть вопроса или приема деятельности, которому его обучают [1].
· Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, являющейся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большей мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
· Занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
Этапы работы
Исходя из вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:
1. Изучить научную литературу по данной теме.
2. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного уровня.
3. Ознакомиться с опытом педагогов — коллег, работающих по данной теме.
4. Провести диагностику логического мышления детей старшей группы в начале и конце учебного года.
5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа по развитию логического мышления (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
7. В течение всего временного промежутка (учебный 2012-2013 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления у каждого ребенка.
8. Выявить динамику развития мыслительных операций у детей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 429.