Эти упражнения направлены на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Задания видоизменялись. Дети составляли новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Я включала эти упражнения в непосредственную образовательную деятельность, а также хорошо этим заниматься в утренние и вечерние часы, когда детей не так много и есть возможность каждому ребенку уделить внимание.
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. На этой основе можно построить формирование аналитико-синтетического процесса: если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.
Деятельность, активно формирующая синтез в дошкольном возрасте, - это
конструирование. Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника. Его цель — способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта.
Особое место в моей работе занимают игры на составление плоскостных изображений предметов. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Я использовала методику освоения этих игр, которая очень подробно раскрыта в книгах З.А. Михайловой «Игровые
занимательные задачи для дошкольников» и в пособии для родителей и педагогов «И учеба, и игра: математика» - авторы Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или «головоломкой». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.
Для всех этих игр существуют определенные правила.
1. Квадрат, круг, овал, одинаково окрашенные с обеих сторон, разрезать на несколько частей определенным образом.
2. Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.
3. Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.
4. Не допускать наложения одной части на другую.
Обучение детей этим играм проводилось последовательно, с учетом индивидуальных способностей ребенка.
1-этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.
«Танграм» «Монгольская игра» «Пифагор»
«Колумбово яйцо» «Волшебный круг»
2-этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета. Этот этап состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.
[22, с.67]
Такой способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность. Способным детям долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Но с детьми, у которых недостаточно развито пространственное воображение, умение анализировать фигуру, я занималась дополнительно в вечернее время.
3- этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению.
[22, с. 68]
Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной-двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно. Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.
4-этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу.
[22, с. 68]
Ребенок должен в процессе предварительного анализа образца зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным. Вызывает активную работу мысли, воображения. Однако, хочется отметить, что в старшей группе лишь несколько детей справляются с составлением фигур по контурному(силуэтному) образцу. Для этого возраста этот этап еще достаточно сложен. Дети подготовительной группы при соответствующей работе будут справляться с этим заданием в большем количестве.
На этом этапе очень важна помощь взрослого. Если ребенок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить его внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображенного на образце предмета, указать место расположения некоторых частей.
5-этап. Построение фигур по замыслу.
Это яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности.
Проанализировав работу с геометрическими конструкторами я бы отметила, что составление фигур из конструкторов «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» дается детям легче, потому что эти игры состоят из правильных геометрических фигур. А в играх «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» часть фигур лишь похожи на четырехугольник и треугольник, одна из сторон которых округлой формы. Но здесь есть и свои достоинства. Фигуры из деталей с закругленной стороной более выразительны в творческом плане.
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта ( предмета, явления, группы предметов).
Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Поэтому непременным условием для успешного осуществления операции сравнения является необходимость выделения существенных признаков сравниваемых объектов. Также для того, чтобы операция сравнения была осуществлена успешно, необходимо избегать одностороннего (неполного или по одному признаку) сравнения и стремиться к многостороннему (полному, по всем признакам) сравнению.
Методически рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем признаки их сходства. Например, задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.) требуют сравнения. Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать.
- В каждой строке две одинаковые фигуры.
Одна из них находится слева,
найди вторую и покажи.
- Найди Буратино, который - Найди двух одинаковых котят.
отличается от других.
В нашей группе есть подборка иллюстраций из детских журналов, которую мы изготовили совместно с родителями. Эта папка так и называется «Найди отличия». Мы ее активно используем в непосредственной образовательной деятельности и для индивидуальной работы.
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний педагога на его признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».
Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как он требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
· по общему названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики);
· по размеру (в одну группу — большие мячи, в другую — маленькие мячики, в одну коробку — длинные карандаши, в другую короткие);
· по цвету (в эту коробку — красные пуговицы, в эту — зеленые);
· по форме (в эту коробку - квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку кубики, в эту - кирпичики);
· по другим признакам не математического характера:
- что можно есть и что нельзя;
- кто летает, кто бегает, кто плавает;
- кто живет в доме и кто в лесу;
- что бывает летом и что зимой;
- что растет в огороде и что в лесу.
Все перечисленные выше примеры — это классификация по заданному основанию: педагог сообщает его детям, а дети выполняют разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному детьми самостоятельно. Во втором случае педагог сообщает количество групп, на которое следует разделить множество предметов (объектов), а дети самостоятельно ищут соответствующее основание.
Разделение множества на группы достаточно легко дается детям. В моей практике деление по форме и по размеру хорошо закрепляется во время уборки строительного конструктора после игр. Дети знают, что в большой контейнер надо сначала убрать длинные бруски, потом средние, потом дети укладывают кирпичики рядами. В маленький контейнер дети убирают кубы, полукубы, призмы. Мы, воспитатели, изначально так рассортировали материал в целях экономии места в уголке для конструирования, но сколько образовательных задач решается попутно!
Классификацию по признакам нематематического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото».
Мне очень понравилась серия «Умный малыш» - Умозаключения [36]. В этом пособии много заданий на подбор смысловой пары. Эти задания не так сложны, но как они учат ребенка логически рассуждать, доказывать свою точку зрения.
По этой картинке дети однозначно подбирают две пары: чашка с блюдцем и
стрела и лук.
По картинке со страницы 19 дети составили пару босоножки + солнце и пару валенки + снег. Объяснили это так:
- летом много солнца, дети ходят в босоножках;
- зимой часто идет снег, холодно, люди ходят в валенках.
Когда я задала вопрос:
- Можно ли составить другую пару по этой картинке? Дети, подумав, ответили, что можно составить другие пары:
- босоножки и валенки — это обувь;
- солнце и снег — это явления природы.
Из этого пособия я использовала задания «Выбери подходящую картинку». На первом этапе я объяснила детям в чем смысл задания. Мы разобрали с детьми 3 иллюстрации. Дети поняли, что надо сначала заметить, что изменилось в первой паре и этот же принцип изменения использовать для второй пары. Тогда будет легко выбрать подходящую картинку из предложенных. Например, ответом на следующее задание будет картинка под № 3.
Обобщение — это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все — большие, эти все
маленькие; эти все красные — эти все синие; эти все летают — эти все бегают. Очень часто сравнение и классификация завершается обобщением. Я предлагала детям карточки с заданиями, или зачитывала группы слов .
- Найди лишнее слово и закончи высказывание.
a) Помидор, огурец, стакан, картофель, лук.
Все оставшиеся слова обозначают...
b) Нитки, иголки, ножницы, бумага, катушки.
Все оставшиеся слова обозначают...
c) Корова, овца, свинья, волк, кошка, собака.
Все оставшиеся слова обозначают...
Методика формирования у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.
В своей практике я использовала различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур.
Например:
[34, с. 16-19]
Эти логические упражнения я использовала в конце непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Особое место в своей работе я отвожу решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов.
Сначала я использовала задания, где в каждом ряду по три фигуры, отличающиеся одна от другой одним признаком (картинка с тортом). Затем количество признаков увеличивалось (картинка с цыплятами).
Такие задания широко представлены в рабочей тетради «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» из серии «Солнечные ступеньки» и в тетради Е.В. Колесниковой «Я решаю логические задачи».
Чем больше признаков, тем сложнее найти недостающую фигуру. Так в задаче с кошками, недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по четырем признакам: форма туловища, головы, количество усов, направление хвоста.
Изображения, расположенные справа, использовались только для подтверждения ответа, найденного на основе анализа фигур. Эти шесть фигур не следует показывать детям в ходе поисков решения задачи. Тот, кто опишет недостающую фигуру, выбирал ее и показывал.
Самые трудные задания на поиск недостающей в ряду фигуры представлены в книге З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», но тем они и интересны. Здесь особую роль играет умение подобрать нужные слова, правильно сформулировать свою мысль. Ребенок, умеющий хорошо рассуждать, быстро докажет правильность своего ответа.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи — шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения:
· Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (ножницы)
· Четыре братца под одной крышей живут. (стол)
· Нас семь братьев, летами все равные. А именем разные. Отгадай, кто мы? (дни недели)
· Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
Задачи-шутки — это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают
математическую задачу. Например:
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
2. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.)
3. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
Подобных заданий очень много. Мы, совместно с родителями собрали их из разных источников в отдельную папку.
Назначение загадок-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. Мы используем эти задания в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.
В непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП задачи-шутки иногда предлагаем в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики для создания у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности, активности. Достаточно 1-2 простых занимательных задач. На протяжении занятия, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные задачи используем для активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1431.