Индивидуальный подход в развитии логического мышления у    детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    При выполнении упражнений и заданий я осуществляла индивидуальный подход в обучении, в результате которого учитывала особенности личности

детей, их наклонности, интересы, отношение друг к другу при выполнении упражнений и заданий, а также при подборе партнеров по общению.

    Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

    Мысленно мы распределили детей на три группы: сильные, средние, слабые. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, подключались к играм соревновательного характера.

    Учитывалась необходимость особого подхода к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, мы старались внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется.

    Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по просьбе педагога (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.

    Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения решать логические задачи. Они самостоятельно выбирают занимательный материал в уголке математики.

    Рассмотрим организацию индивидуальной работы с детьми на примере работы с Настей Д. Как я уже отмечала, девочка из многодетной семьи, ранее не посещала д/с, пришла в дошкольное учреждение из реабилитационного центра, детей воспитывает папа. Девочка хорошая, с удовольствием ходит в д/с, нашла свое место в группе, установился хороший контакт с детьми и с воспитателями. Я заметила, что Настя любит рисовать, хорошо справляется с заданиями по аппликации, лепке, но есть пробелы в знаниях по ФЭМП, по развитию речи, логическое мышление на низком уровне.

    Индивидуальную работу с Настей я проводила в вечернее время. Это было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, Настю забирали домой в конце рабочего дня, она успевала и поиграть с детьми и оставалось время на индивидуальную работу, т. е. не было ущемлено ее право на общение с детьми. Во-вторых, девочка практически не пропускала д/с, за весь год она отсутствовала шесть дней по болезни. Таким образом, Настя успевала усвоить учебный материал по непосредственной образовательной деятельности в утренние часы и можно было планировать работу с ней в вечернее время.

    Главные принципы, которые я выделила для организации индивидуальной работы с Настей, это принцип последовательности (от простого к сложному), принцип наглядности, усвоение материала должно проходить непроизвольно на игровой основе.

    Начала индивидуальную работу с темы геометрические фигуры.

    1этап. Я использовала методику З.А. Михайловой по составлению геометрических фигур из счетных палочек из книги «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [11].

1. Составить треугольник из 3 палочек, из 6 палочек, из 5 палочек.

2. Составить квадрат из 4 палочек, из 8 палочек.

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая — 2.

4. Составить из шнурков последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники. Маленькие фигуры составляются из шнурка, сложенного вдвое.

Вопросы для анализа:

- Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? треугольника? Почему? Покажи стороны, углы, вершины фигур.

- Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата? весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлена из одного и того же количества палочек?

Анализ фигур из шнурков проводился по схеме:

- Сравни и скажи, чем отличаются, чем похожи фигуры.

    Для закрепления знаний о геометрических фигурах мы использовали математический планшет.

С помощью резинок Настя составляла на планшете различные геометрические фигуры. Здесь шла работа над формой, цветом (резинки разного цвета) и размером.

    2 этап.  Задания из серии «Найди лишнюю фигуру».

Я предлагала девочке поочередно по одной картинке и просила найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.

     Картинка № 1.                    Картинка № 2.                Картинка № 3.

 

            Картинка № 4.                                             Картинка № 5.

Картинка № 6.

Затруднения вызвала задание по картинке № 3 и № 4. Первоначально Настя выбрала квадрат из картинки № 3 и трапецию из картинки № 4. После подробного разбора геометрических фигур на картинках, наводящих вопросов, девочка сама пришла к правильному ответу.

    3этап. Задания на анализ и синтез фигур.

 

    

           Картинка № 1.                                              Картинка № 2.

   

                                                   Картинка № 3.

Картинки предлагались поочередно. Нужно было найти только те геометрические фигуры, из которых составлена фигура слева (заяц, собака, машина). Ребенок затруднялся выполнить задание, путалась, поэтому задание по картинке № 1 мы разобрали вместе и подробно. С заданием с собачкой Настя справилась самостоятельно, но затратила много времени. Задания по картинке № 3 девочка выполнила быстро и правильно.

      

              Картинка № 4.                                             Картинка № 5.

Задание сосчитать геометрические фигуры в нарисованном паровозе и жирафе не вызвало затруднений. Она не сосчитала лишь большой прямоугольник у паровоза. Я предложила Насте подумать, какую геометрическую фигуру она забыла сосчитать. Девочка долго думала, но ответила правильно. Замечу, что в индивидуальной работе очень важно дать возможность ребенку самому прийти к правильному ответу, пусть на это уйдет время. Это вселяет в ребенка уверенность в себе, в своих возможностях.

    Знания на анализ и синтез геометрических фигур мы закрепляли с Настей используя игры «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра». Методика работы по ним подробно раскрыта ранее.

    4 этап. Сравнение 2 и нескольких объектов.

.

Картинка № 1.

Задание — Настя, в каждой строке две одинаковые фигуры. Одна из них находиться слева, найди вторую и покажи мне. Настя быстро и правильно справилась с заданием.

    На данном этапе я решила отойти от темы геометрических фигур. Во-первых, девочка уже хорошо в них ориентировалась. Во-вторых, чтобы разнообразить индивидуальную работу.

Картинка № 2.

Задание формулировалось так же как и по картинке №1.

Далее я предлагала задания на нахождение двух одинаковых предметов.

       

Настя не всегда правильно находила одинаковые предметы. Я просила ее обосновать свой выбор. Здесь шла большая работа по развитию речи: умение выразить свою мысль, правильно построить предложение, доказать свою точку зрения.

    5 этап. Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия, зрительной памяти. Сначала я предложила найти Насте предмет в сложном рисунке пересекающихся линий. Всего таких заданий мы выполнили около 10.

На первой картинке надо было найти божью коровку, на второй — зонтик. От задания к заданию сокращалось время на нахождение предмета, значит результат улучшился.

    Следующие задания были на поиск геометрических фигур.

 

Нужно было найти ромбы и круги на картинке слева; круги, овалы и прямоугольники на картинке справа и обвести их карандашами разных цветов. То есть при выполнении заданий подобного типа параллельно идет и развитие мелкой моторики руки.

    6 этап. Задания на классификацию я давала с использованием предметных картинок. Настя правильно находила картинку, но не всегда могла объяснить, почему она так решила. Вот здесь опять шла работа по развитию речи.

    Классификацию по признакам нематематического характера мы закрепляли через дидактические игры по типу «Лото». Дети любят играть в такие игры, всегда находились желающие поиграть вместе с нами.

    7 этап. Задания на нахождение пропущенной фигуры. Этот вид заданий мы только начали использовать в старшей группе, но Насте они давались тяжело. Поэтому во время индивидуальной работы мы повторяли задания с занятий, подробно их разбирали, выполняли 1-2 новых.

            

Задания подобного типа я брала из тетради «Игры и упражнения на внимание и мышление», Академия развития, 2002 год. [34]

    8 этап. Задания на поиск недостающих в ряду фигур. Так же, как и в предыдущих заданиях, девочка испытывала затруднения.

              

После подробного разбора 2-3 заданий Настя поняла как находить недостающую фигуру по одному признаку отличия. Но, когда признаков отличия стало 2, опять возникли затруднения.

Мы опять подробно разобрали 3-4 задания. Девочка стала справляться с такими заданиями, но это занимало достаточно много времени. С заданиями, где большее количество признаков отличия одной от другой картинки, Настя к концу старшей группы пока не справлялась. Но я считаю, что это хороший результат работы, есть еще время в подготовительной группе, чтобы работать с заданиями подобного типа.

    9 этап. Работа с палочками Кюизенера. На первом этапе мы использовали цветные палочки как игровой материал.

Для этого я использовала пособие В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», альбомы «Посудная лавка» и «На золотом крыльце...» (автор Б.Б. Финкельштейн) [16], [37,38].

На втором этапе работы с цветными палочками я использовала пособие Комаровой Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера» [8]. В книге много игровых упражнений. Я начала индивидуальную работу по этой теме с простых упражнений на закрепление понятий: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий. Это было важно для Насти, так как она путалась в этих понятиях.

Затем мы использовали цветные палочки на закрепления материала после прохождения новой темы по составу числа.

 

По результатам диагностики в начале года Настя показала низкий уровень развития логического мышления. Лишь в трех заданиях из десяти девочка вышла на средний уровень. Напомню, что девочка пришла в д/с в начале учебного года, до этого она не посещала дошкольное учреждение. По результатам диагностики к концу года девочка улучшила результат в шести заданиях. Только в задании по прохождению лабиринта Настя осталась на низком уровне. Она прошла лабиринт, но на это было затрачено много времени. И все же я считаю, что Настя — большая умница! Она очень изменилась за прошедший год. У нее появилась уверенность, любознательность, активность на занятиях и в повседневной жизни.

    Проанализировав индивидуальную работу с Настей, я выделила

несколько факторов, которые способствовали улучшению результатов девочки в развитии логического мышления:

- регулярное посещение ребенком д/с, она практически не болела;

- заинтересованность образовательной деятельностью, желание общаться со сверстниками, с воспитателями;

- индивидуальная работа с воспитателем несомненно оказала положительное влияние на улучшение результатов.

    Я считаю, что именно так и надо было планировать индивидуальную работу с этой девочкой: материал давать в определенной последовательности, начиная с самого простого; повторять то, что не получилось; учитывать настроение ребенка; использовать наглядность и занимательность.

    Организация индивидуальной работы с ребенком дает хорошие результаты, потому что выбор способов, приемов, темпов обучения учитывает индивидуальные особенности конкретного ребенка.

 

Работа с родителями

    С родителями велась широкая консультационная работа.

· Консультации:

- О подборе развивающих игр для ребенка 5-7 лет (Приложение № 3);

- «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»;

- «Занимательные игры — что это?»

· Рекомендации для родителей (в ширмах и папках передвижках). (Приложение № 5, Приложение № 6).

· Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

· Показ открытого занятий для родителей. Цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка. Май  2013г. (Приложение № 4).

· Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

· Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

· Разъяснительная и образовательная работа.

    Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно – печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей.

    Мама одного из детей нашей группы является хозяйкой магазина «Развивающих игр». Она сама хорошо разбирается в ассортименте таких игр. Эта мама оказала нам спонсорскую помощь и подарила детям несколько очень необычных развивающих игр. Когда видишь заинтересованность родителей в вопросах воспитания и развития, то работать становиться намного интересней.

    Поддерживается связь с родителями детей предыдущего выпуска. Очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 1463.